Таким образом, собственно христианское богослужение ещё не
отделилось от ветхозаветного, проходило параллельно и было тесно
связано с ним прочной пуповиной. И вот всё время, на протяжении
которого существовала эта связь, называется временем
иудеохристианства.
Термин этот, введённый в оборот Тюбингенской школой (Ф. Бауэр и
др.) и развитый католическим богословом Ж. Даниелу, поразительно
быстро привился в России. Особенно сейчас много говорят об
иудеохристианстве как о ереси. И действительно, была такая ересь во
2-3 вв.
Но мы это понятие употребляем в другом смысле:
Иудеохристианство или "петринизм" (в отличии от "паулинизма") —
изначальная форма Палестинского христианства, ещё не отделившегося
окончательно от иудейства (30-е — 60-е годы I века). Для этой
традиции характерна связь с Ветхозаветным Храмом, иудейский образ
мышления, использование Ветхозаветных апокрифов и некоторых
предписаний иудейского Закона. Следы этого раннего этапа
христианства отчётливо прослеживаются в исторической литургике в
виде литургического дуализма.
Казалось бы, апостольский Собор 49 г. освободил христиан от ига
Закона, но на деле это послабление было сделано только для бывших
язычников. А в самом Иерусалиме материнская община апостола Иакова
была совершенно иудейской по духу (в том смысле, который мы
рассмотрели выше). И когда весной 58 г. ап. Павел вернулся в
Иерусалим из третьего путешествия (к язычникам), то за одно только,
что он общался с язычниками, иудеохристиане подняли против него
бунт.
Итак, этап Иудео-христианства длился до I Иудейской войны, в ходе
которой был сожжён Иерусалимский Храм (70-й год). Потом была ещё 2
Иудейская война Симеона бар Кохабы в 130-135 гг. Симеон уже
преследовал христиан, считая их своими врагами.
Значит, на промежуток от 70 до 130 гг. приходится разрыв пуповины.
В этот период христианство окончательно отделяется от иудейства, но
память об этом этапе совместного существования навечно закрепляется
в богослужении. Потому что из богослужения ничего не исчезает, а
только наслаивается одно на другое и эти слои образуют т.н.
стратиграфию (от латинского stratum — слой). Стратиграфия лежит в
основе исторической литургики. Но что она реально означает?
Необходимо признать, что христианство в своём развитии проходит
разные периоды (или, как говорят специалисты: существует в разных
парадигмах): сначала парадигма иудеохристианства, затем парадигма
эллинистического христианства, затем государственная парадигма,
которая на Востоке воплотилась в христианство Византийского типа, а
на Западе в Римский католицизм. Но далее на Востоке развитие
христианства прекратилось, а на Западе — прошло через Реформацию
(породившую протестантизм), через парадигму Нового времени и
вступает сейчас в т.н. экуменическую парадигму. (Отметим также, что
протестантизм реставрировал богослужебные формы рубежа 1-2
веков).
Переход от одной парадигмы к другой всегда был очень болезненным,
сопровождался расколами и ересями. Таковы гностические ереси,
сопровождавшие переход к эллинистической парадигме, таковы
тринитарные и христологические споры, в которых христианство
сложилось как государственная религия, такова Реформация и таков
современный кризис христианства, который, по мнению многих есть
лишь поиск перехода к очередной парадигме. В этом смысл широко
известного парадокса: "Христианство всегда одно и то же, но не то
же самое".
Запишем определение, которое завершит круг наших предварительных
понятий:
Парадигма — это базовая модель, определяющая структуру
христианского взгляда на действительность. Так называется вся
совокупность убеждений и ценностей данной эпохи развития Церкви.