- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Изменения в землевладении и землепользовании



Изменения в землевладении и землепользовании

Сельское хозяйство в пореформенной России продолжало оставаться доминирующей частью экономики, а аграрныйвопрос являлся главнейшим в социально-экономической и политической жизни страны.

К концу XIX в. аграрный вопрос в России приобрел особую остроту. Резко возросло крестьянское малоземелье вследствие естественного прироста населения деревни, но при сохранении в прежнем размере крестьянского надельного землепользования. Особенно страдала от малоземелья обделенная реформой 1861 г. бывшая помещичья деревня.

Основная тенденция частного землевладения в пореформенной России заключалась в переходе его от сословности к бессословности — к созданию буржуазной земельной собственности. Дворянское землевладение сокращалось вследствие продажи дворянами своих земель представителям других сословий.

Однако этот процесс в разные периоды имел свои особенности. Сначала, в 60-е годы, в числе покупателей дворянских земель преобладали дворяне, составляя 52% покупателей. Но уже в 80-х годах их удельный вес в покупках земли снизился до 33 %. Таким образом, помимо перехода дворянской земли в руки других сословий, шла мобилизация дворянского землевладения внутри сословия: укреплялись помещичьи латифундии за счет сокращения мелких дворянских владений. Однако к концу XIX в. среди покупщиков дворянской земли стали уже преобладать купцы, мещане, но более всего крестьяне. Менялся и характер использования земли, купленной крестьянами. Если раньше она приобреталась большей частью обществами и товариществами, или же в виде мелких покупок отдельными домохозяевами для восполнения недостаточных наделов, то впоследствии стали преобладать покупки уже крупных участков земли разбогатевшими крестьянами для предпринимательского хозяйства. Среди них вылепилась категория помещиков-недворян ("чумазых лендлордов") — владельцев крупных латифундий.

Земля все более втягивалась в торговый оборот. Несмотря на сокращение дворянского землевладения, его позиции к началу XX в. оставались еще достаточно прочными. В руках дворян оставались наиболее ценные, высокодоходные угодья (леса, лучшие пахотные земли и сенокосы). Отмечено, также, что дворянское землевладение сосредоточивалось в регионах с более высокими ценами на землю и с более быстрыми темпами их роста в пореформенное время. Вследствие этого, несмотря на сокращение дворянского землевладения, ценность дворянских земель к началу XX в. удвоилась.

Обострение аграрного вопроса к началу XX в. явилось важнейшей предпосылкой революции 1905—1907 гг., и передача помещичьих земель крестьянам стала главным ее требованием.

Сельская община в пореформенной России.

Крестьянская реформа 1861 г. сохранила сельскую общину. Надельная земля отводилась, как правило, не подворно, а всей общине, затем каждому двору в соответствии с количеством в нем ревизских душ выделялся земельный надел в пользование. Но община существовала и в селениях с подворным землепользованием с той лишь разницей, что в них отсутствовали земельные переделы.

Существовало два типа общины: простая, состоявшая из одного селения или его части, и сложная, состоявшая из несколькихселений. Пореформенное изменение территориального состава общины выражалось в разделении сложных общин на простые и в соединенные общины, составлявших части одного селения, в одно сельское общество. Простые общины могли состоять и из нескольких мелких деревень, что характерно было для лесистых местностей северных губерний, в которых существовали многие тысячи деревень с числом дворов по 3-5 каждая. Большие села составляли общину-волость.

Для поземельной общины в связи с изменением состава семей и их платежеспособности было характерно периодическое перераспределение земли и связанных с ней податей. Переделялась только пахотная земля; выгоны и сенокосы оставались в общем пользовании, а усадьбы — в постоянном владении крестьянского двора. До реформы 1861 г. периодические земельные переделы, как правило, приурочивались к очередной ревизии, и наделение землей проводилось по числу "ревизских душ" мужского пола.

Общие переделы проводились следующим образом. Вся полевая земля сначала делилась на участки по их качеству и местоположению, а они, в свою очередь, распределялись между домохозяевами по числу душ или тягол. Тем самым создавались большая многополосность и чересполосность крестьянских наделов, состоявших иногда из 40-50 и даже более узких и длинных полосок. Разбивка участков на полосы проводилась с помощью веревки, лаптя и других нехитрых способов, при этом крестьяне добивались поразительно точных уравнительных результатов.

В пореформенную эпоху при наделении землей во время переделов стал применяться уже и критерий состоятельности двора (точнее, его платежеспособности). Поэтому земельные переделы, как общие, так и частные, теряли свой уравнительный характер. Для обеспечения отбывания повинностей сохранялась круговая порука – за неисправного плательщика отвечала вся община. Поэтому за отмену круговой поруки особенно активно выступала зажиточная часть крестьянства.

Община вмешивалась в семейные отношения крестьян: наследование, опека, семейные разделы, назначение гл., семьи — "большака", представлявшего крестьянский двор на сельском сходе и ответственного за отбывание повинностей. Такое вмешательство диктовалось заботой об обеспечении платежеспособности крестьянского двора. Вместе с тем община брала на себя функции "социального обеспечения": содержание одиноких калек и престарелых. Широко пpактиковались "помочи": коллективная помощь крестьянам, пострадавшим от стихийных бедствий, либо при постройке дома,. Община оказывала помощь бесплатно или за одно "угощение". Крестьянская этика не допускала отказа со стороны кого-либо из членов общины от участия в коллективной помощи односельчанину, оказавшемуся в тяжелой ситуации.

Таким образом, сельская поземельная община, как низовая ячейка крестьянской социальной структуры, выполняла разнообразные хозяйственные, социальные и фискально-полицейские функции. Народники усматривали в русской крестьянской общине "особый уклад народной жизни", якобы чуждый капитализму, даже предохраняющий деревню от капитализма и связанных с ним социальных бед. В действительности, как показали земско-статистические обследования, община не предотвращала крестьян от разорения, от закабаления их кулаками-мироедами.

Новые социально-экономические процессы подтачивали устои общины. Углублялось имущественное неравенство крестьян-общинников. Немногие кулаки-мироеды могли держать в кабале всю общину. Разоряющиеся крестьяне свертывали свое хозяйство, сдавали в аренду свои наделы за бесценок или за исполнение своих повинностей и уходили в город. Распадались патриархальные устои крестьянской семьи: участились семейные разделы, падала власть "большака" в семье. Тем не менее, русская крестьянская община продолжала сохранять свою устойчивость. Впоследствии, в ходе революций, деятельность общин была оживлена, и ее социальная роль существенно возросла.

Функции общины носили сложный и противоречивый характер. С одной стороны, община выполняла роль демократических организации, товарищеского или соседского союза, с другой, она была фискально-полицейским инструментом у государства для выколачивания с крестьян податей и поддержания "порядка" в деревне.

Новые тенденции в развитии сельского хозяйства. Рост торгового

Земледелия.

Рост сельскохозяйственного производства в пореформенный период продолжал носить преимущественно экстенсивный характер, т. е. происходил в основном за счет расширения посевных площадей. При этом он был особенно значителен в основных хлебопроизводящих регионах — в губерниях черноземного центра, Среднего Поволжья, Украины и в южной степной полосе. В центрально-промышленных губерниях, наоборот, посевы зерновых сокращались, но возрастали посевы картофеля и других технических культур. В первые два десятилетия после реформы 1861 г. существенно сократились посевы на помещичьих полях, но в 80—90-е годы отмечено их возрастание, что свидетельствовало о капиталистической перестройке помещичьего хозяйства. Тем не менее к концу XIXв. три четверти посевов и сборов хлебов приходились на крестьянские хозяйства. Однако товарность помещичьего хлеба была существенно выше крестьянского.

Основная черта пореформенного развития сельского хозяйства состояла в том, что оно принимало все более торговый, предпринимателъский характер. Содержанием и показателем этого процесса являлись: во-первых, превращение земледелия в товарное производство, при этом товаром становились не только продукция земледелия, но и сама земля и рабочая сила; во-вторых, четкое распределение и углубление наметившейся еще в дореформенную эпоху хозяйственной специализации районов страны. Определились регионы, специализировавшиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса и молока, сахарной свеклы, винограда и пр. При торговом земледелии выделялся главный рыночный продукт в данном регионе, остальные отрасли сельского хозяйства в нем подчинялись или приспосабливались к производству этого продукта.

Важнейшими факторами, обусловливавшими рост торгов земледелия, были: 1) рост внутреннего и внешнего рынка; 2) увеличение численности неземледельческого населения страны в связи ростом городов, промышленности, транспорта и торговли; 3) интенсивное строительство железных дорог, связавших земледельческие регионы с промышленными центрами, морскими и речными портами.

В свою очередь углубление специализации сельскохозяйственных районов оказывало воздействие на дальнейшее развитие капиталистического рынка: оно усиливало обмен между регионами, предъявляя спрос и на предметы сельскохозяйственного производства, ибо специализация на каком-либо одном товарном продукте вызывала спрос на другие виды сельскохозяйственной продукции.

В пореформенной России определились следующие специализированные регионы торгового земледелия: центрально-черноземные, Поволжье и Заволжье превратились в основные центры торгового зернового хозяйства; северные и центрально-промышленные губернии стали районами торгового льноводства и мясо-молочного хозяйства; для прибалтийских и западных губерний России характерно было высокоразвитое животноводство.

Рост торгового земледелия предъявлял спрос на улучшенные орудия обработки почвы, сельскохозяйственные машины и наемный труд. При росте торгового земледелия сохранялись полунатуральные и натуральные его формы, особенно в крестьянском хозяйстве. В нем, как и прежде, господствовало традиционное трехполье, в "таежно-лесной зоне продолжала практиковаться подсечная система земледелия, а на юге страны — перелог. Многопольный севооборот, улучшенные орудия для обработки почвы, дорогие сельскохозяйственные машины применяли помещики и богатые крестьяне. Соха и деревянная борона при вспашке и рыхлении почвы, серп и коса при уборке хлебов, цеп для молотьбы, лопата и решето для очистки зерна оставались основными орудиями в крестьянском хозяйстве.

Император

*в правление которого в Москве был освящён храм Христа Спасителя, открыт исторический музей, успешно развивались просвещение и наука, творили известные художники, писатели, музыканты;

*на жизнь которого была предпринята попытка покушения (террористическая группа Александра Ульянова и др.)

*на годы царствования которого приходится деятельность ярких представителей реформаторской мысли России.

Местное самоуправление

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления.


Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников.

 

Наука и техника

Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое, Русское техническое и др.). Заметным явлением в научной жизни становятся съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские "Пироговские" и др.). К концу века в империи выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 1850-х гг. их было около 60).

1860-1870-е гг. принято называть "золотым веком" русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А.М. Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д.И. Менделеев (открытие периодического закона химических элементов, работы в самых различных областях знания).

Европейской известностью пользовались русские математики: П.Л. Чебышев, заложивший начало петербургской математической школы, А.М. Ляпунов, АА. Марков, С.В. Ковалевская.

В области физики успешно работали А.Г. Столетов (изучение фото-электрических явлений), П.Н. Яблочков (изобретатель дуговой лампы, "свечи Яблочкова"), А.Н. Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С. Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды астронома ФА. Бредихина.

Крупный вклад в развитие биологии и физиологии внесли К.А. Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И.М. Сеченов (физиология и психология), И.И. Мечников (защитные свойства организма), к 1870-1880-м гг. относится начало деятельности известного русского физиолога И.П. Павлова.

Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П.П. Семенов, прославившийся изучением труднодоступных районов Тянь-Шаня. Районы Центральной Азии были изучены Н.М. Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай.

Крупных успехов добилась в эти годы русская техника. Успешно работал в области самолетостроения А.Ф. Можайский, исследованиями в области дирижаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э. Циолковский. Европейскую известность получили работы Н.Н. Бернадоса и Н.С. Славянова (электросварка), М.О. Доливо-Добровольского (электродвигатели), Д.К. Чернова (металлургия), С.О. Макарова (кораблестроение) и многих других русских ученых.

Заметное развитие в 1860-1890-е гг. получили общественные науки. В работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева по философии, истории, политической экономии нашли свое развитие русские материалистические традиции. Позднее, в 1880-1890-е гг. начинается период распространения марксизма в России.

Развивалось и идеалистическое направление в отечественной философии, получившее новый импульс в трудах крупнейшего представителя русского религиозно-мистического идеализма B.C. Соловьева.

Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М. Соловьева "История России с древнейших времен". В 1880-1890-е гг. в высших учебных заведениях читал свой "Курс русской истории" его ученик, выдающийся русский историк В.О. Ключевский.

Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах русских филологов. В 1861 - 1868 гг. В.И. Далем создается "Толковый словарь живого великорусского языка", большую известность получили работы А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского и др.

Литература

XIX век стал временем расцвета русской литературы - ведущей области духовной жизни в России. Именно в этом столетии были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. Символическим эпиграфом к истории русской культуры XIX в. стали слова Герцена о том, что "у народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры давно утраченные другими странами Европы".

К середине XIX в. реализм уже стал господствующим в русской литературе направлением. Такие крупные писатели - классики, как И.А. Гончаров ("Обломов", "Обрыв") и И.С. Тургенев ("Рудин", "Дворянское гнездо", "На кануне", "Отцы и дети" и др.) изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, светлыми и темными сторонами. Высшим проявлением обличительного начала во второй половине XIX в. была сатира М.Е. Салты-кова-Щедрина ("История одного города", "Господа Головлевы", "Сказки" и др.). Современники назвали Щедрина "прокурором русской общественной жизни". Работал он в трудных условиях. В России, пожалуй, не было другого писателя, которого так жестоко преследовала цензура. "Кожу с живого сдирают, - жаловался он, - местами ощиплют, а временем и совсем изувечат". Сатира Салтыкова-Щедрина сохраняет удивительную злободневность и актуальность.

В творчестве русских писателей первостепенным стал крестьянский вопрос. Одним из первых писателей, изобразивших жизнь крепостной деревни, был Д.В. Григорович (повести "Деревни", "Антон Горемыка"). У Тургенева в "Записках охотника" образы крестьян глубоко лиричны. Писатель показал их людьми умными, духовно богатыми. При сопоставлении крестьян с помещиками проигрывают последние. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Н.А. Некрасов (поэмы "Русские женщины", "Мороз - Красный нос", "Железная дорога", "Кому на Руси жить хорошо"). В произведениях писателей народнического направления, пешком исходивших целые губернии, - В.А. Слепцова, Н.Н. Златовратского, Николая и Глеба Успенских предстают разные типы крестьян без всякой идеализации.

Творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881) стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы. Сын военного врача, он закончил инженерное училище в Петербурге, некоторое время был на военной службе, но затем вышел в отставку, решив целиком посвятить себя литературе. Его первое большое произведение, роман "Бедные люди" (1846), имел шумный успех. В 1849 г. в числе прочих начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. На каторге он провел около четырех лет. Пребывание в Сибири описал в книге очерков "Записки из Мертвого дома" (1861). В 60-70-е гг.XIX в. появились наиболее крупные романы, принесшие Достоевскому мировую славу: "Униженные и оскорбленные" (1861), "Игрок" (1866), "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1872), "Подросток" (1875), "Братья Ка рамазовы" (1880). Его произведения пронизаны размышлениями о смысле жизни, о поиске жизненных путей. Художественный мир Достоевского населен героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями "высшей мысли". Писатель стремился к изображению "всех глубин души" человеческой. Моральному совершенствованию людей он придавал первостепенное значение, считая, что в основе общественных проблем лежат людские пороки, "нравственные слабости" человеческой натуры. Общественная позиция писателя, его неприятие всех форм революционного движения, его проповедь христианского смирения вызывала противоречивые суждения, горячие споры в среде "читающей публики".

Граф Л.Н. Толстой (1828-1910) два года воевал на Кавказе, в Крымскую войну добровольцем участвовал в обороне Севастополя. Свои впечатления отобразил во многих повестях и рассказах. Литературное признание пришло к нему с "Севастопольскими рассказами" (1855) - еще никто не писал о войне так просто, без героизма и патетики. . В 1861 г. он поселился в своем имении Ясная Поляна недалеко от Тулы. Там Толстой написал крупнейшие литературные произведения: грандиозную историко-философскую эпопею "Война и мир" (1863-1869) с ее анализом жизни русского общества в пору противостояния Наполеону; "Анна Каренина" (1873-1877) - величайший, по словам немецкого писателя Т. Манна, социальный роман во всей мировой литературе, исследующий сложнейшие перипетии повседневной жизни человека; "Воскресение" (1889-1899), в котором А.А. Блок увидел "завещание уходящего столетия новому". Кроме того, его перу принадлежит множество рассказов, повестей ("Казаки", "Крейцерова соната", "Хаджи-Мурат") пьес, сказок, статей. Писатель создал грандиозную панораму русской жизни XIX в. - от представителей двора и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца. Проявив глубочайшее проникновение в душу простого крестьянина, Толстой передал вместе с тем и "психологию крестьянской массы".

В 1870-е гг. Толстой пережил продолжительный духовный кризис, который привел его к отрицанию многих проявлений современной цивилизации. Он пытался дать собственные ответы на "жгучие вопросы" бытия. Мироустройство людей, по его мнению, должно быть основано на любви к ближнему, на непротивлении злу насилием, на милосердии и на материальном бескорыстии. У него было немало почитателей. Важнейшим условием "воцарение света Христова на земле" Толстой считал отмену частной собственности вообще и частной собственности на землю в особенности.

Толстой соединил в себе писателя, ученого, философа, религиозного деятеля, что уникально не только для России, но и для мировой культуры. Творчества Толстого оказало огромное воздействие на мировой литературный процесс. Вместе с Достоевским Толстой как бы замыкает "золотой век" русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин.

Традиции романтизма в русской литературе XIX в. продолжили замечательные поэты-лирики Е.А. Боратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, поэт и драматург А.К. Толстой.

Скульптура и живопись

Развитие скульптуры во второй половине XIX в. шло в русле реализма, однако более сложными путями и менее плодотворно, чем живописи. Монументальная пластика, тесно связанная с архитектурой в первой трети века, в силу объективных причин потеряла былое значение: потребность в монументально-декоративной скульптуре уменьшилась, поскольку в основном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. Для скульптуры этого времени характерно сплетение новых реалистических тенденций со старыми академическими формами. На первое место выступает бытовой жанр, а на смену античным героям приходят реальные образы.

В ряду скульпторов этого периода первейшее место занимает М.М. Антокольский (1843-1902). Широкая известность пришла к мастеру в 1871 г., после демонстрации в петербургской Академии художеств его "Иоанна Грозного". Жанр и история своеобразно переплелись в его работах. Антокольский создал целую галерею исторических персонажей ("Ярослав Мудрый", "Петр I", "Ермак", "Нестор-летописец", "Смерть Сократа" и др.). Скульптор много выставлялся за границей. На всемирной выставке в Париже в 1878 г. его произведения удостоились золотой медали.

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружен памятник "Тысячелетие России". В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову - в Пятигорске). Менее значительный вариант этого памятника установлен в Петербурге на Пушкинской (бывшей Николаевской) улице в 1884 г.

1850-1860-е гг. ознаменовались глубокими переменами в русском изобразительном искусстве, выразившимися в тесном сближении с жизнью общества, с передовой мыслью, революционно-демократическими настроениями. На первый план выдвинулось искусство критического реализма. Этот процесс во многом предопределил открытый разрыв группы молодых живописцев с идейными установками и системой Академии художеств (знаменитый "бунт 14-ти").В ноябре 1863 г. выпускники Академии во главе с И.Н. Крамским, протестуя против устаревших правил создания дипломных работ, отказались от конкурса на золотую медаль и покинули ее стены. Они объединились в независимую "Артель художников" и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но в 1870 г. в Петербурге появилось "Товарищество передвижных художественных выставок", имевшее вполне практические цели: устройство ежегодных выставок и их демонстрацию по городам России с распределением доходов среди членов Товарищества. В основу программы творчества передвижников были положены идеи И.Н. Крамского о большой общественной силе искусства, о необходимости правдивого отражения быта и характера народа, об интересе к человеку и его внутренней жизни. За 53 года своего существования Товарищество устроило 48 выставок.

Помимо энергии и организаторского таланта Крамского, Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Последний создал одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. У него был исключительно тонкий художественный вкус. Приобретая картины, Третьяков оказывал материальную и моральную поддержку художникам. В 1892 г., когда Павел Михайлович Третьяков передал свою галерею в дар Москве, она насчитывала около 2 тыс. картин.

Передвижники работали в разных жанрах. Ведущее место в сюжетах картин заняла современная тематика, показ разных сторон народной жизни, бытовые сцены. Особенно следует отметить полотна В.Г. Перова: "Чаепитие в Мытищах", "Сельский крестный ход на пасхе", "Проводы покойника", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Тройка".

Выдающимся портретистом являлся И.Н. Крамской, создавший целую галерею образов современников: портреты Л.Н. Толстого, Д.В. Григоровича, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Суворина, И.И. Шишкина, "Неизвестная".

Новые краски в творчестве передвижников приобрело изображение родной природы. Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан способствовали становлению национального пейзажа. В их картинах можно найти тонкий, грустный лиризм, передающий гармонию русской природы и величавую торжественность ее просторов, и раздумья над вопросами бытия. Этапным произведением русской пейзажной живописи стала картина А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (1871). Яркий след в развитии русского пейзажа оставил А.И. Куинджи. Его картина "Лунная ночь на Днепре" вызвала настоящий фурор своим непостижимым, словно подлинным лунным светом. Замечательным мастером был В.Д. Поленов ("Московский дворик", "Заросший пруд").

К сюжетам из русской истории обращались художники Н.Н. Ге ("Петр I допрашивает царевича Алексея") и И.Е. Репин ("Иван Грозный и сын его Иван"). В их полотнах историческое событие преломляется через психологическую драму личности. Несравненным мастером эпических полотен на древнерусские сюжеты был В.М. Васнецов ("Витязь на распутье", "Богатыри").

Выдающимся историческим живописцем второй половины XIX века был В.И. Суриков, показавший историю как ход народной жизни, во всей полноте ее переживаний, конфликтов, высокого накала чувств: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин". О "Боярыне Морозовой" Стасов отозвался так: "Русская история, русский XVII век так и живут, так и дышат у него в картине". Суриков не имел равных себе в изображении народной массы как единого целого, как героя истории, не безликой толпы, а сочетания неповторимых индивидуальностей.

Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчестве высочайших вершин, был И.Е. Репин, поражавший современников глубиной и разносторонностью таланта. Его "Бурлаки на Волге" (1870-1873) являются, пожалуй, центральным произведением русского демократического искусства 1870-х гг., выразившим стремление к созданию монументальной картины народной жизни, постижению национального характера, выражению чувства, сопереживания и протеста. Изучение простого люда, его быта и образа мыслей привело художника к созданию картины-эпопеи "Крестный ход в Курской губернии", главный герой которой — разноликая толпа народа, как бы текущая из глубины полотна. Удивительное богатство оттенков и цветовых пятен приведено здесь к единству общим серебристым тоном, передающим насыщенный пылью воздух. Репин одним из первых стал писать картины о революционерах-народниках: "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", а картину "Не ждали" Стасов назвал "шедевром исторической вечности". Репин показал себя непревзойденным мастером и в области портретного жанра: портреты Н.И. Пирогова, А.Ф. Писемского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. К лучшим из них относится и портрет М.П. Мусоргского, написанный в четыре дня в больнице, за десять дней до смерти композитора (март 1881). Деньги, вырученные за продажу этого портрета в галерею Третьякова, Репин отдал на сооружение надгробного памятника Мусоргскому.

Особое место в русском искусстве второй половины XIX в. занимают работы художника-мариниста И.К. Айвазовского ("Девятый вал", "Черное море" и др.) и художника-баталиста В.В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу. Верещагин первым в мировой живописи сделал героем батальных сцен простого солдата. Циклы его картин посвящены военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. В своих произведениях он осудил жестокость и бесчеловечность войн. Самое знаменитое полотно Верещагина - "Апофеоз войны" (1872), изображающее пирамиду из человеческих черепов, стало как бы символом варварства и безумия войны.

Это поясняла и надпись на раме картины, которую сделал художник: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим". Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей Александра III. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие Третьяковской галереи и Русского музея увенчало достижения русской живописи XIX века.

 

 

13.Характеристика любого деятеля науки, образования или искусства России 1880–1890-х гг. (по выбору студента) в контексте социокультурной истории страны.

Николай Петрович Семёнов (22 апреля 1823 — 11 октября 1904) — российский государственный деятель, литератор.

Содержание [убрать]

1 Биография

2 Сочинения

3 Примечания

4 Литература

Биография[править | править вики-текст]

Родился в 1823 году в семье отставного капитана лейб-гвардии Измайловского полка Петра Николаевича Семёнова (1791—1832) в родовом имении Рязанка близ села Урусово Раненбургского уезда Рязанской губернии[1]. Брат исследователя и путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского (1827—1914)[3] и внучатый племянник А. П. Буниной.

Образование получил в Царскосельском лицее (выпуск 1842 года)[4].

Служил в Министерстве юстиции[5] и и одновременно посещал занятия в Петербургском университете по курсу естественных наук . В 1846—1850 годах в Ярославле был исправляющим должность товарища председателя уголовной палаты, затем губернским прокурором. В 1850 году направлен губернским прокурором в Вильно[3]. Был обер-прокурором в одном из гражданских департаментов Сената. Состоял членом редакционной комиссии для составления «Положения о крестьянах». С 1868 года — сенатор[5].

Главный труд Семёнова «Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II» (1889—1893, премирован Академией наук) представляет капитальный вклад в литературу эпохи, особенно ценный тем, что в основу труда положены подробные записки, которые Семёнов вел во время заседаний редакционных комиссий. По тому же вопросу Семёнов написал ряд журнальных статей[5]. В юности увлекался литературой, писал стихи. Ему принадлежит книга переводов «Из Мицкевича» (1883, в 1886 удостоен Пушкинской премии Академии наук)[3]. Семёнов занимался также ботаникой и в 1878 году издал «Русскую номенклатуру наиболее известных растений»[5]. В парке усадьбы «Рязанка», которую он унаследовал в 1847 году, посадил такие редкие для центральной полосы культуры, как скумпия, барбарис пурпуролистный, псевдотсуга, несколько сортов туи[6].

Умер в ночь с 10 на 11 октября 1904 года в своём имении Рязанка[2]. Похоронен в родовой усыпальнице Семёновых у Никольской церкви села Урусово

 

 

В 1836 году был определён в московский Лазаревский институт восточных языков, откуда был исключён за мелкое хулиганство; с 1841 года учился в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге (Николаевское кавалерийское училище).

В Петербурге он близко сошёлся с Некрасовым, тогда ещё безвестным юношей, и несколько месяцев жил с ним на одной квартире. 2 августа 1843 г. был выпущен корнетом в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, где прослужил четыре года.

Кавказская война.

Происходившие в то время непрерывные военные действия на его родине тянули Лорис-Меликова принять в них участие, и он, по его просьбе, был переведён в 1847 году, с чином поручика, состоящим по особым поручениям при главнокомандующем в то время Кавказским корпусом князе Воронцове. В том же году Лорис принимал участие в действиях русских войск под начальством генерала Фрейтага в Малой Чечне, при прокладке широких просек в дремучих лесах Чечни и при отражениях нападений горцев, всячески препятствовавших этой работе. Беспрерывные стычки с горцами дали Лорису случай проявить свою храбрость и свои боевые способности и доставили ему вместе с тем орден св. Анны 4-й степени и золотую саблю с надписью «За храбрость». В 1848 году он состоял в отряде другого кавказского героя, князя Аргутинского-Долгорукова, действовавшего в Дагестане. Лорис проявил храбрость при взятии аула Гергебиля и был произведён за отличие в штабс-ротмистры. С целью нанести сильное поражение Шамилю в Дагестане, в 1849 г. был составлен особый отряд, при котором находился и Лорис. Отряд этот двинулся к большому аулу Чох и скоро окружил его: стоявший за Чохом Шамиль со своими силами не решался вступать в сражение. После нескольких штурмов и сильной бомбардировки аул Чох был взят, и отряд вернулся на зимние квартиры, но в начале 1850 г. снова двинулся в ту же местность. Лорис был при этом награждён орденом св. Анны 3-й степени с бантом.