- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Изодеятельность как фактор развития личности ребенка её значение для умственного, нравственного, эстетического развития.



Изодеятельность как фактор развития личности ребенка её значение для умственного, нравственного, эстетического развития.

 

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности, которые имеют неоценимое значение в формировании личности

ребенка.

Эстетическое развитие.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания и развития. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Эстетическое восприятие.
Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик — стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д.

Этапы эстетического восприятия:

- знакомство с предметом, целостное восприятие.

- вычленение отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности детей.

- повторное целостное восприятие предмета в совокупности всех основных свойств, с оценкой его облика, выразительных качеств.

Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их.

Эстетическое чувство.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеется и эстетическое чувство. Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы:

-Чувство цвета. Возникает в процессе от восприятия красивых цвето-сочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы.

-Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например ветвей дерева, комнатных растений.

-Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. гармоничностью формы предмета, например глиняных и керамических изделий.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства). В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему.

Для эстетического развития детей большое значение имеет:

- знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

- отбор для изображения таких предметов, явлений природы и общественной жизни, которые вызывают радость, чувство восхищения, удивления.

-привлечение стихотворного, песенного, музыкального сопровождения, усиливающего эстетическое впечатление, вызывающее у ребёнка желание к изобразительной деятельности.

- качество работ детей по воплощению задуманного замысла, которое зависит от овладения умением передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет, а так же удачной композиции работы.

Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это радует ребенка, вызывает у него эстетические эмоции.

Нравственное развитие.

Характеристика эстетических свойств предметов, созданных человеком, близка их нравственной оценке. За вещами стоит труд людей, их взаимоотношения. То, что делается на благо людей, для их счастья, воспринимается как прекрасное. Для детей понятнее это сочетание эстетического и нравственного в тех случаях, когда внешняя красота совпадает с благородным назначением предмета.
Знакомя детей с явлениями природы, событиями жизни, воспитатель обращает внимание на доступную их пониманию значительность и красоту этих событий и явлений. Воспитатель ставит своей задачей через переживание красивого подвести детей к доступной им оценке окружающего, развивает в них высокие чувства гуманизма, любви к Родине, уважения к труду. Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа — большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, это высокое качество будет соответствовать возможностям детей данного возраста.
Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, — задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности.

В процессе изобразительной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о их работах. Воспитываются нравственные качества личности: умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.

Темы детского творчества: пейзажи, города, люди разных профессий -способствуют воспитанию любви к природе, к своему городу, к родителям.

Изготовление сувениров, подарков воспитывает заботливое отношение к близким, изобретательность, как любимая деятельность детей, поддерживает у них радостное настроение
Большое значение имеет и социальная направленность нравственного развития.

Занятия изобразительной деятельностью развивают у детей умение ориентироваться в обществе:

- общаться с тем, кто рядом,

-делиться материалами

- учитывать нужды других детей и выбирать такую линию поведения, которая способствовала бы гармонии в группе

- учиться сотрудничеству с другими детьми, понимать их при выполнении работ коллективного характера для достижения общей цели.

Умственное развитие

Как всякая познавательная деятельность изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Этому способствуют:

1. целенаправленное наблюдение, ознакомление, запоминание формы, величины, цвета, конструкции и расположения частей предмета для последующего его изображения.

2. постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов, материалов и инструментов для изобразительной деятельности.

3. сравнение форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разного пространственного расположения предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному

4. исследование материалов и инструментов и их свойств для изобразительной деятельности: клей в тюбике, как он высыхает в процессе работы, краска в баночках, как она высыхает.

5. формирование навыков планирования и выстраивания процесса работы : при работе с клеем сначала на бумагу наносят немного клея затем, прикрепляется необходимый элемент, чтобы кисточка с чёрной краской стала чистой и не испачкала белую краску в баночке, её нужно прополоскать водой.

6. формирование обобщённых способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями

7. развитие связной речи детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Следует отметить значение изобразительной деятельности и на физическое развитие детей: чем разнообразнее тот набор материалов и приспособлений, которым работает ребёнок, тем успешнее он совершенствует свою власть над большими и малыми мышцами. Изобразительная деятельность имеет значение в смысле развития остроты зрения, мелкой моторики, координации движений левой и правой руки.

1. Глина и пластилин укрепляют мышцы пальцев, мелкую моторику руки

2. Кисти и мелки развивают владение предплечьем и кистью, координируют работу руки и глаза.

3. Работа с кубиками или маленькими бусинами укрепляют большие и малые мышцы

4. Вырезая и приклеивая что-либо ребёнок тренирует ладонь и глаз.

 

Кроме того, изобразительная деятельность имеет и психотерапевтическое значение. Анализ изобразительного творчества детей дошкольников представляет один из важнейших приёмов психодиагностики, диагностики

отклонений в их развитии и поведении. В рисунках отражаются настроение ребёнка, его переживания, фантазии, и влечения, которые он не всегда сам осознаёт и ещё реже высказывает. Рисунки помогают установить контакт с замкнутым ребёнком, реабилитировать его.

■ Рисунок малого размера свидетельствует о робости и застенчивости;

■ Отсутствие композиции и движения в рисунке часто служит дополнительным признаком отсталости;

■ При возбуждении и других расстройствах настроения в рисунках детей могут доминировать геометрические формы ( без живых существ);

■ У детей с психическими расстройствами в рисунках устойчиво преобладают агрессивные сюжеты : расстрелы, взрывы, злые существа;

Часто корни неправильного поведения ребёнка - в его семье. Психологи предлагают такому ребёнку нарисовать себя в своей семье. В результате оказывается, что тех, кого ребёнок любит, он рисует первыми и крупнее, часто их руки протянуты в направлении ребёнка; тот, кого дети не любят, обычно стоит в стороне, или ребёнок отказывается его рисовать. В анализе такого детского рисунка много нюансов: иногда это показатель одинокости ребёнка, если мама с папой нарисованы рядом друг с другом, а ребёнок - в стороне, иногда вместо мамы и папы ребёнок рисует бабушку или соседку.

Изобразительная деятельность может иметь терапевтическое значение. В своих лекциях М.В.Осорина, доцент кафедры психологии при Петербургском Государственном университете, приводит разнообразные примеры арттерапии:

■ Успокаивающе воздействие рисования на нервных детей;

■ Лепка подавляет агрессивность некоторых детей;

■ Замкнутых, зажатых внутри себя детей можно сделать более раскованными, социализированными, если давать им рисовать на огромных форматах бумаги (раскованное движение руки, возможность делать кистью всё, что хочешь - кляксить, заниматься пачкотнёй - всё это и ведёт к раскованности поведения);

■ Детей с задержкой развития надо как можно больше учить рисовать, лепить, вырезать из бумаги, конструировать из мелких конструкторов, так как ручные умения, развитие мелкой моторики, ведет к развитию головного мозга, это доказано ещё физиологами Павловым и Сеченовым.

■ Рисование пальцами очень полезно для развития осязательной чувствительности пальцев или для восстановления её после ожогов и травм.

Литература.

1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

2. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Под. Ред. Дубровской Е.А., Козловой С.А., -М.: АКАДЕМИЯ, 2002.

3. Джоан буза Костер. Растим художников. – М.: Астрель, 2006.

 

Виды изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

В дошкольных образовательных учреждениях бытуют следующие виды изобразительной деятельности детей: лепка, рисование, аппликация и конст­руирование.

I.Лепка - это объёмное изображение предметов из объёмных пластиче­ских материалов: глины, пластилина, суралина ( пластики), солёного теста, опилок, смешанных с клеем, мелких кусочков мягкой бумаги, смешанных с клейстером и других. Главные средства выразительности в детской лепке - это форма, движение, если изображается птица, животное или человек, фактура по­верхности (гладкая или фактура шерсти животных, оперения птиц). Детская скульптура -это скорее слепок, т.к. нельзя в полной мере говорить о пропорци­ях фигур, они мало пропорциональны, дети не могут передать и складки одеж­ды, и мускулатуру тела человека и животных, и сложные движения. Вполне понятно, что для детей это самый лёгкий вид изо, т.к. изображение получается объёмным, трёхмерным, т.е. сходным с реальным предметом, кроме того, непосредственное ощущение материала, форм, которые дети лепят, дают возможность лучше понять строение предмета. Немаловажно для ребёнка и то, что в лепке легко поддаются исправлению недостатки.

II. Рисование- это плоскостное изображение предметов и явлений при помощи графических линий и цветовых пятен. Главные средства выразительности в детских рисунках - это цвет, линия, форма, движения живых существ, декор, ритм, композиция. В отличие от школьников, дошкольники не используют в своих рисунках такие средства выразительности как светотень, перспективное сокращение предметов, это недоступно им в силу определённого уровня их умственного развития. Эксперименты показывают, что младшие дошкольники воспринима­ют светотень в рисунках, как дефект. ( "Это яблочко мне не нравится, потому что оно запачкано.") Рисование для дошкольников - более сложный вид изо, так как им при­ходится располагать объёмный, трёхмерный предмет на двухмерном простран­стве листа. Пытаясь изобразить и переднюю, и боковые, и верхнюю сторону предмета дети делают развертки и попробуйте им доказать , что они не правы. Организуя процесс восприятия предметов, следует помнить об этой особенно­сти дошкольников и рассматривать предметы не со всех сторон, как в лепке, а только с одной, самой привлекательной стороны. Рисунки дошкольников отличаются непропорциональностью. Часто они более крупно изображают ту часть предмета, которую считают более важной, например, голову человека. Если ребёнок рисует марширующих солдат, то в этом случае он крупно рисует согнутые в коленях ноги. Младшие дошкольни­ки наслаждаются цветом и могут раскрашивать предметы в самые неожидан­ные цвета. Зная своеобразие детских рисунков, воспитатель не будет навязы­вать детям своё мнение, понимая, что правильное видение придет с возрастом, ни в коем случае не учить штампам .

III Аппликация - это, в основном, плоскостное изображение предметов, из частей разного цвета разной формы посредством их вырезания (или обрывания) и наклеивания. В настоящее время широкое распространение получила объём­ная аппликация, в которой вырезанные детали наклеиваются так, чтобы они смотрелись выпукло, объёмно. В аппликации, так же как и в рисовании, те же средства выразительности. Особое значение приобретает цвет, он в аппликации более насыщен, локален, нет большого количества переходных тонов. Аппликация для дошкольников -более трудный вид изо по сравнению с рисованием, затрудняет детей техника вырезания; некоторые воспитатели пытаются облегчить детям работу и разре­шают рисовать контуры и вырезать по контуру. Этого не следует делать, надо учить "рисовать ножницами". Зная сложность каждого вида изодеятельности, воспитателю следует обучать изображению какого - либо предмета, начиная с лепки и заканчивая аппликацией.

1У.Конструирование - это сооружение построек и создание конструкций из бумаги, картона, бросового и природного материала. Конструирование, в отли­чие от других видов изо, имеет сходство со строительной игрой в одном случае и с ручным трудом - в другом. Кроме того, в конструировании всегда присут­ствует обыгрывание построек и поделок.

В детских постройках и конструкциях самое главное средство вырази­тельности - форма, пропорции, менее важным становится цвет. Таким образом, воспитатель, зная какие средства выразительности в разных видах детской изо­бразительной деятельности им доступны, должен научить детей их использо­вать.

Методы и приёмы обучения.

В традиционной классификации все методы и приемы обучения делятся на 4 группы: наглядные, словесные, игровые и практические.

Приемы наглядного метода

1. Образец. Образец-это готовая работа воспитателя. Образцами можно пользоваться только на занятиях по декоративному рисованию, декоративной аппликации и конструированию. Образцов должно быть несколько. Такие образцы называются вариативными.

2. Рассматривание игрушек, предметов, скульптуры малых форм. Организуется как на занятиях, так и вне занятий. Эстетическое восприятие предметов должно быть построено на сенсорной основе, с включением не только зрительного анализатора, но и слуха, обоняния, вкусовых рецепторов, осязания.

3. Рассматривание картинок, книжных иллюстраций, фотографий, схем, чертежей. Они дополняют реальные объемные изображения предметов в натуре или в игрушке.

4. Просмотр слайдов, диафильмов, телефильмов, видеофильмов. Это дает возможность получить сильные эмоциональные впечатления о предметах или о сюжетах.

5. Наблюдения на экскурсиях. Включает рассматривание деревьев и птиц в парке, зданий с различной архитектурой, транспорта на улице.

6. Показ педагогом последовательности и технических приемов работы. Во всех возрастных группах показ должен быть частичным, показывать нужно только незнакомые технические приемы работы.

7. Детская пантомимика. Пластикой своего тела, рук, ног дети показывают как выглядит тот или иной предмет, например, старая или молодая елочка, грустный или веселый цветок.

8. Слушание музыки. Например, «Времена года» Чайковского перед рисованием пейзажной картинки.

Приемы словесного метода.

1. Чтение стихов, потешек, отрывков из литературных произведений, сказок, рассказывание волшебных историй, загадывание загадок, пение песен. При выборе литературных текстов желательно, чтобы в них звучало образное описание предметов, что помогает создать выразительный образ. Некоторые воспитатели сами сочиняют такие стихи и загадки. Вот один из примеров.

Посмотрите, как астры красивы,

Сколько нежных оттенков у них:

Желтых, розовых, красных, лиловых,

Только нет среди них голубых.

Серединки у них бархатисты,

Словно, солнышка желтый кружок,

Лепестки их густы и лучисты,

Ведь звездою зовется цветок.

Много разных цветов есть на цвете:

Розы, лилии и гиацинт,

Но всех больше мне нравятся эти-

Астры - осени нашей цветы.

Вот пример волшебной истории в начале занятия по рисованию в подготовительной к школе группы: «Жил на свете король огня. Он очень любил все цвета, напоминающие огонь: красный, оранжевый, желтый. Такие цвета называются теплыми. Он очень боялся холодных тонов, ведь они могут потушить огонь. Для этого он решил заколдовать холодные цвета: к синему, голубому он решил добавить красного, смешав их. Краски сразу потеплели, и он перестал их бояться. Давайте нарисуем сказочный дворец королю огня, используя теплые цвета или из холодных, делая чуть-чуть теплые, путем смешивания красок».

Пример загадки для занятий по рисованию кота в средней группе. «Мягкие лапки, а в лапках - царапки, хвост пушистый и усы - нет приятнее красы».

На занятиях по конструированию поделок типа оригами рассказываются «оригамные сказки», помогающие запомнить последовательность сгибания бумаги. Например, «Надела бабушка косынку и пошла в огород. Увидела там треугольный куст, отогнула одну веточку, другую, и увидела бабочку».

2. Объяснение, сопровождающее показ воспитателя. Одно должно быть лаконичным и понятным.

3. Беседы с детьми. Например, об элементах узоров народной росписи, о последовательности работы.

4. Указания, замечания, советы, подсказки - приемы индивидуальной работы с детьми в процессе занятия.

5. Анализ и оценка детских работ. В оценке принимают участие дети.

Приемы игрового метода

1. Игровая ситуация и игровая мотивация. Используются в начале, середине и конце занятия. Они могут заключаться в сюрпризном вынесении игрушки или внезапном ее появлении из-за ширмы (двери). Далее игровой персонаж просит что-нибудь для него сделать: слепить его друзей, нарисовать его портрет,
построить ему дом. Игровая ситуация используется и в старших группах. Например, дети превращаются в «холомских мастеров» или мысленно, закрыв глаза летят на самолете в жаркую страну, или в доисторический лес с динозаврами. Дети 5-7 лет могут создавать декорации, афиши для своих
спектаклей, тогда они превращаются в художников-оформителей.

2. Игровые действия. Дети могут рисовать, лепить, мастерить, играя.
Например, кисточка в юбочке превращается в девочку, которая рисуя круги кружится, в машину или пароход, которые едут или плывут. При раскрашивании яблочка кисточка гладит ему то левый, то правый бочок. Чтобы слепить конусы дети делают руки «домиком» или «лодочкой». При конструировании поделок типа оригами играют с листом в той последовательности, которая описана в «оригамной сказке».

Игровые действия детей могут вклиниваться в интегрированные занятия. Например, «Дети едут на поезде, выходят на остановках, что-то видят, «фотографируют» - подходят к мольбертам и делают зарисовки, а в конце занятия - рассматривают, кто, что «сфотографировал».

3. Участие игрового персонажа в оценке работ.

4.Дидактические игры. Например: «Составь узор, букет», «Лото «Виды народного искусства».

Приемы практического метода

1. Упражнения в формообразующих движениях. Детям предлагают нарисовать предмет пальцем в воздухе или сухой кисточкой на листе.

2. Обследовательские действия. Игрушки, предметы дети ощупывают, обводят пальцем, нюхают, если это цветы, пробуют на вкус (например, перед рисованием арбуза).

3. Упражнение в вырезании из газеты. Используется перед тем, как дети начнут вырезать из цветной бумаги.

Новая классификация методов и приемов обучения.

1. Информационно-рецептивный метод.

Включает в себя восприятие предметов, обследование, рассматривание образцов, показ способов действия, объяснение или рассказ педагога, указание, напоминание, совет, уточнение, анализ детских работ.

2. Репродуктивный метод.

Это упражнение детей сухой кистью или простым карандашом, упражнения в вырезании и др. упражнения.

3. Исследовательский и эвристический методы.

Это поиск детьми способов изображения, который предполагает творческую деятельность. Например, создание иллюстраций к книге.

4. Игровые приемы. Включаются во все методы.

Итак, в педагогическом процессе воспитатель применяет методы обучения изобразительной деятельности в их диалектическом единстве.


Подготовка детей

1. Организация наблюдений на экскурсиях, рассмат­ривание картинок, и иллюстраций в книгах, показ диафильмов и видеофильмов, слайдов, чтение детям художественной литературы, обыгрывание и рассматри­вание игрушек, которые дети будут изображать.

2. Приобщение детей к организации занятий.

- Организация дежурства при раздаче материала и мелкого оборудования.

- Организация самообслуживания детей. Начинать следует со второй младшей группы, с простых заданий- принести для себя коробку карандашей, постепенно следует повышать требования, добиваясь того, чтобы в подготовительной группе каждый ребёнок мог полностью подготавливать себе рабочее место и убирать его.

Структура изобразительного занятия.

В основном, все изобразительные занятия состоят из З-х частей:

I часть. Вводная.

Цель I части занятия - создать у детей образ изображае­мых предметов и создать эмоциональный настрой при помощи игровых приёмов, игровых ситуаций, игровых моти­ваций, сюрпризного внесения игрушек, литературного (стихов, прозы), музыкального (песни, музыка), зрительного (игрушки, предметы, картинки, слайды) ряда, пантомимики. В I части исполь­зуется также показ технических приёмов работы воспитателем. Длительность I части от 1-2 минут в I младшей группе до 5- 7 минут - в подготовительной к школе группе.

II часть .Самостоятельная деятельность детей. Длительность от 5-7 ми­нут в I младшей группе до 25-30 минут в подготовительной. Во II части воспи­татель помогает детям выполнить задание , используя приёмы индивидуальной работы: совет, подсказку, индивидуальный показ способов изображения тем, кто затрудняется. Нельзя трогать детские работы и подправлять их своей рукой.

III часть . Анализ и оценка детских работ.

- Длительность : от 1 минуты в I младшей группе до 5 минут в старших группах.

- Проводится во всех возрастных группах совместно с детьми.

- носит эмоционально положительный характер.

- оцениваются художественные достоинства детских работ, успехи детей, а не их недостатки.

- продолжается после занятия в индивидуальной форме до тех пор, пока каждый ребёнок не услышит, что ему удалось.


Самостоятельная художественно- творческая деятельность. Организация изобразительной деятельности вне занятий.

Известно, что изобразительная деятельность является самой любимой дея­тельностью дошкольников наряду с игровой. Поэтому многие дети в свободное от занятий время хотят порисовать, полепить, сделать поделку.

Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.

1. Создание в групповой комнате зоны художественного творчества и уголка ручного труда.

-оборудование места для работы детей,

-оборудование места хранения всех видов изобразительных материалов в доступной для пользования детей форме.

- оборудование места хранения всевозможных материалов для ручного труда- в коробочках, корзиночках хранятся шишки, желуди, проволока в цветной оболочке, ткань, поролон, моточки ниток, коробки, для рукоделия: пяльцы, рамки для ковроткачества. У воспитателя хранятся иголки, ножницы, шило.

- оборудование места для выставления наглядных пособий, которые время от времени меняются.

2. Создание условий на участке детского сада.

- создание 2-х песчаных площадок для рисования палочкой и для выкладывания изображений предметов, узоров из палочек, камушков, шишек, желудей.

- использование цветных мелков для рисования на асфальте, глину для лепки.

- смачивание песка в песочнице для строительства замков, тере­мов.

- рисование карандашами и фломастерами на маленьких мольбертах или планшетах, к которым прикреплена бумага.

- Зимой лепка снежных скульптур вместе с детьми, замораживание цветных льдинок, из которых дети выкладывают предметы и узоры, рисование палочкой на снегу.

Игровые ситуации.

Педагог прежде всего должен продумать возможность применения игро­вых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети при­нимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действо­вали бы герои. Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т. п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах детского сада

Сюжетно-ролевые игры.

дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в ап­пликации, рисунках, лепке. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать, вырезать или наклеивать что-либо. Пережитое в иг­ре окрашивает художественную деятельность ребенка положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл.

Так, малыши могут сделать «угощение» для кукол: баранки, конфеты, печенье и т.п., а для игры в магазин — яблоки, ягоды, огурцы, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты.

Создание предметов для игры, оформление игровых помещений и уголков продол­жаются в средней и старшей группах, однако содержание изображений усложняется. Старшие дети могут создать не только разнообразные «уго­щения», овощи и фрукты для игр, но и посуду для кукол, декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики и т.п.) для кукольной комнаты.

Игры-драматизации

Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требуют, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей.

Для игр-драматизаций дети многое могут изгото­вить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски.

Так, с детьми из подготовительной и частично — старшей группы на заня­тии по рисованию или аппликации дети могут все вместе или подгруппа­ми создать картину леса для игры-драматизации по сказке «Кот, петух и лиса», выполнить декорации и детали костюмов к сказке «Лиса и заяц». Для этого лучше всего организовать детей в три подгруппы: первая рису­ет картину леса, вторая — лубяную и ледяную избушки, третья готовит маски, детали костюмов и атрибуты для исполнителей ролей лисы, зайца, петуха и других героев сказки. Подготовка объединит всех детей, сделает игру-драматизацию более привлекательной для них; даст каждому воз­можность выразить в рисунках свои представления о сказке и ее действу­ющих лицах.

Темы подобных занятий можно сформулировать по-разному: «Нари­суй, как мама-коза спасла семерых козлят и они радуются, пляшут» или: «Мы с вами играли в сказку «Теремок», — говорит воспитатель. — Помни­те, какой красивый теремок мы сделали для этой сказки? (Готовясь к игре, дети в коллективной работе украсили аппликацией или рисунками выре­занный из картона теремок.) А сегодня нарисуйте картинку к этой сказке. Пусть каждый нарисует свою картинку, по-своему украсит теремок».

При отборе тем занятий по мотивам игр-драматизаций нужно варьиро­вать и виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, апплика­ция), и способы предложения темы: то останавливать внимание детей на одном эпизоде, но предоставлять каждому возможность изобразить его по-своему, то предлагать ребятам самостоятельно выбирать эпизод сказки и ма­териал для работы. Особенно это относится к старшим дошкольникам.

Связывать занятия изобразительной деятельностью с игрой-драмати­зацией может и воспитатель, работающий со средней группой. Здесь перед детьми ставится задача передать образы животных — персонажей литера­турных произведений. Для этого дети должны хорошо представлять себе внешний образ и повадки животных. Получить такие представления помогут наблюдения, рассматривание картинок в детских книгах и альбо­мах о животных, чтение книг, создание словесных портретов животных, передача их поз, движений во время игр-драматизаций.

В процессе подготовки и проведения игр-драматизаций, как правило, участвуют все дети группы: одни — как действующие лица, другие — как ху­дожники, готовящие декорации, костюмы, маски, третьи — как зрители. А потом на занятии по изобразительной деятельности дети отражают содержание игры, их объединяют общие переживания, заинтересованность, радость.

Подвижные игры.

Сюжеты подвижных игр неза­мысловаты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях: «Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мы­ши». Дети рисуют не себя, а тех животных, персонажей игры, которые в ней участвуют, и это активизирует работу воображения. Характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щу­ки, мыши убегают от кошки или сидят вокруг спящего кота, гуси убегают от волка и т.д. Задача изобразить несколько рыбок, птиц вызывает у детей желание показать их в разных позах, движениях. Рассматривая готовые работы, ребята видят, как по-разному можно изобразить игру.

Дидактические игры.

В процессе дидактических игр («Чудесный мешочек», парные картин­ки, разнообразные лото, домино и др.) ребенок приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов: цвете, форме, строении, величине, по­лезные, в частности, для того, чтобы изображать предметы. Дидактичес­кие игры обогащают сенсорный опыт детей, мышление, умение сравнивать, выделять сходство и различия. Расширяются представления малышей об окружающем мире, формируются обобщенные представления о свой­ствах схожих предметов, что в свою очередь способствует овладению обоб­щенными способами изображения. Ребенок получает возможность самос­тоятельно и свободно рисовать, лепить, делать аппликации. Вместе с тем создание самих дидактических игр может стать заданием на занятии по изобразительной деятельности. Дети способны изготовить дидактичес­кие игры (чаще всего в аппликации): домино, лото, парные картинки, раз­резные картинки (содержание этих игр может быть различным: декора­тивные композиции по мотивам народного искусства — матрешки, гжельская посуда, городецкие доски; изображения игрушек, транспортных средств, объектов природы).

В рисовании, лепке, аппликации дети с удовольствием создают настольно-печатные игры. Содержанием таких игр могут стать произведения детской литературы: «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, английская народная сказка «Три поросенка», «Незнайка и его друзья» Н. Носова и др.

Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические предс­тавления, образное мышление, воображение. Благодаря активному фор­мированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза развиваются также когнитивные структуры мозга. И чем больше свойств предметов и явлений выделяет ребенок, тем активнее идет про­цесс развития мышления и когнитивных структур.


Оригинальность

каждому образу приписывается балл в зависимости от интервала, в кото­рый он попадает. Для этого подсчитывается частота встречаемости образа, т.е. число случаев (в процентном отношении) или количество детей, у которых встречается данный образ.

Если образ встречался в 50% и более случаев, то ему приписывался 0 баллов.

от 26% до 50% - 1 балл,

от 11% до 25% -2 балла,

от 6% до 10% - 3 балла,

от 2% до 5% - 4 балла,

от 0% до 1% - 5 баллов.

«художественное обоб­щение». Этот критерий позволяет оценивать те изображе­ния, в которых дети объединяли несколько элементов в об­раз одного предмета, что свидетельствовало о более высоком уровне образных представлений у детей, позволявших им подняться на уровень художественного обобщения. В этом с