- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Жак де Моле и тамплиеры в «Casibus» Боккаччо (1363-1364)



 

Перевод Лорана де Премьерфе (1409), «О происше­ствиях с благородными мужами и женами». Книга девя­тая, глава XXI (Laurent de Premierfait. Le cas des nobles hommes et femmes. BNF, Ms. fr 228, f. 383-385).

f. 383 (XX глава, конец)

И дабы я более не говорил об истории папы Бонифа­ция, меня тотчас же отвлек Жак, благородный магистр тамплиеров, ибо мне в превеликом рыдании надлежит поведать о его злосчастьях, — так что это он виною, что я, прежде желавший следовать иным путем, направляю свои стопы в Париж, королевский град Франции, намере­ваясь поведать о бедствиях того, кто был там сожжен.

XXI глава содержит рассказ о Жаке, магистре тампли­еров, и начинается по-латыни Amin Veteres et cetera*.

Старинные историки рекут, что несколько набожных благородных мужей, мудрых и доблестных в сражениях, некогда дали клятву и обет Богу от своего имени и от имени своего рыцарства, и случилось сие после того, как Готфрид, благородный герцог Лотарингии, покорил и завоевал королевство Иерусалима и Святой земли; оные благородные рыцари, набожные и благочестивые, узре­ли, что христиан-паломников, каковые из благочестия посещают почитаемые и святые места Иерусалима, тес­нят, гнетут и обирают турки и сарацины, и посему озна­ченные набожные благородные мужи, пребывая в Ие­русалиме, единственно по собственной воле принялись охранять христианских паломников, посещавших святой град и окрестные места, и помогать сим паломникам.

Число сих набожных благородных людей первона­чально было малым; жили они в добровольной бедности и под началом магистра; местом их пребывания и про­живания был поначалу портик, сиречь галереи святого храма Иерусалимского. А поелику они жили в галереях храма, со временем они приняли его название и ста­ли именоваться рыцарями-тамплиерами [храмовниками]. А поелику многие из них предавались милосердным и благочестивым деяниям, поверх прочих платьев носили они белый плащ; и устав для их жизни дан им был Гонорием, (f.383v), в то время папой римским. Сим рыцарям, носившим, стало быть, белые плащи, дана была приви­легия носить поверх красный крест, каковую дал им папа Евгений, наследовавший папе Гонорию, дабы по красно­му кресту явственно было видно, что они суть рыцари Иисуса Христа, герб коего — красный крест, окрашен­ный алой кровью. И пока бедность, умерщвляющая плот­ское наслаждение, властвовала и повелевала в жизни сих рыцарей-крестоносцев, строгий порядок их ордена, их жизни и их жизненного устава, каковой они весьма хорошо блюли, сделали их совершенно процветающими и почитаемыми как за благие дела, так и за речи, до­стойные одобрения. Но выслушайте весьма прекрасную и особую поучительную историю, каковые случались и случаются с иными мужами церкви, равно как и миря­нами, равно как и прочими, чей доход делается избыточ­ным. Ибо по мере того, как христиане со всех сторон, посещавшие святые места Иерусалима, щедро подава­ли сим рыцарям-крестоносцам как милостыню золото, серебро, драгоценности и ренты, дабы те по-прежнему творили то благочестивое дело, каковое начали, оные понемногу стали предаваться мирским наслаждениям и плотской роскоши. И ежели при зарождении сего ор­дена мужи принимали святое бремя оного рыцарства, покидая мирские богатства, то по прошествии некоего времени желать и домогаться принадлежности к оному рыцарству стали люди, каковые не могли переносить бед­ности, как домогаются и желают места, где чают обрести вожделенные сокровища.

Позже сии тамплиеры начали владеть замками, горо­дами и людьми. Они начали предаваться отдыху и пре­поручали своим слугам деяния рыцарства и тяготы сра­жений; они начали окружать особо нарочитым почетом сан магистра своего рыцарства, некогда бывший трудной должностью, каковая не приносила мирских почестей и выгод. И определенно, что праведность тамплиеров уменьшалась по мере того, как крепло их могущество. В то время как тамплиеры переживали таковой упадок и скатывались из добродетели в порок и из праведности в злодейство, явился Жак, о каковом я буду говорить далее, родившийся и взросший в земле Бургундии и рожденный сеньором и дамой де Моле. Оный Жак был юношей великой смелости. А поелику после смерти его отца, согласно закону Франции, все отцовские владения, наследство и сеньориальные титулы достались его стар­шему брату, Жак де Моле по отношению к своему стар­шему брату [остался бедным и подвластным. Жак весь­ма желал освободиться и избавиться от бедности и от подчиненности старшему брату,] каковой властвовал над ним. И, возжелав достичь более высокого и почитаемого положения, нежели старший брат, он подался в прибе­жище, сулящее, как ему казалось, таковую возможность, сиречь: Жак добился, чтобы его приняли в рыцарский орден тамплиеров. Жак, будучи принят в оный (f. 384v) орден, провел там некое время, когда же ему был обещан весьма богатый приорат, принадлежащий тамплиерам, случилось, что магистр и глава сего ордена скончался. И по просьбе иных принцев и баронов Жака сделали и назначили магистром тамплиеров согласно выбору и по­велению тех, к кому он принадлежал по праву. И, правду сказать, оный сан магистра всегда в немалой мере наде­лял своего носителя благополучием и блеском в глазах людей. Ибо положение тамплиеров было знатным, и вы­соким, и богатым. Так что фортуне было угодно, вознеся оного Жака, сделав его весьма могущественным и бога­тым, разжечь зависть у многих его врагов. И случилось так, что Жак возбудил негодование и ненависть Филип­па Красивого, в то время короля французов. Даром что Жак как крестный отец восприял сына короля, вынутого из святой крестильной купели. И никто из мудрецов тог­да не предвидел, что король Филипп, дабы утолить свою алчность, устроит заговор и злоумышление не только против Жака, но и против ордена оных рыцарей, случит­ся же сие как из-за чрезмерной алчности короля, так и попустительством папы Климента, шестого из носивших оное имя; все приоры тамплиеров по приказу короля были в один и тот же день схвачены по всему Француз­скому королевству, заключены и заперты в тюрьму вме­сте с Жаком, магистром и главою оного великого орде­на. А после того король Филипп через своих сержантов, уполномоченных и подручных взял в свои руки и под свою власть все замки, сокровища, наряды и все добро тамплиеров, их же самих в конечном счете отправили узниками в город Париж.

Пока тамплиеров долгое время держали в заключе­нии, против них выдвинули обвинения в различных пре­ступлениях и грехах, а поелику Жак и прочие набожные тамплиеры отрицали все обвинения против них и их ор­дена как пустые и напрасные, некоторые увещевали их узреть свое спасение в том, чтобы признаться в престу­плениях и попросить прощения и милости у Бога и госу­дарей. Они же, считая себя невиновными, упорствовали в обратном, но просили, дабы им дали судью знающего и справедливого, звания духовного либо мирского. Оные слова задели и разгневали короля Филиппа, каковой по­велел, дабы то, чего не смогли от них добиться в каче­стве признаний мирных и добровольных, исторгли из них пытками, но пыткам и мучениям подвергли их попусту и напрасно, ибо ни в чем они не признались. Магистра тогда отделили и посадили отдельно с тремя его сорат­никами, прочих же тамплиеров велено было сжечь, еже­ли они будут упорствовать в своих показаниях. И далее вывели их на обозрение народа. И были эти тамплиеры выходцами из родовитой знати, притом мужами во цве­те лет и целиком исполненными отваги; вслед за тем каждого привязали (f. 384v) к своему столбу, и сложили дрова для костров, и приготовили огонь, и узрели они перед собой палача наготове; и потом сержант прокри­чал громогласно, что тому или тем, кто признает обвине­ния против себя, король сулит освобождение и спасение; и потом их друзья и родичи, плача, молили их утишить своими признаниями гнев короля, — и однако это не могло никого из них ни поколебать, ни склонить при­знать истинным то, в чем их обвиняли, и не желали они спасти себе жизнь признаниями, но упорно отвергали всё, предпочитая смерть и погибель; а поелику тамплие­ры со столь же единодушной отвагой утверждали то, что поминалось выше, — дескать, пусть дадут им справедли­вого судью, и они докажут обратное тому, в чем их обви­няют, — палачи принялись зажигать и разводить огонь близ всех, от одного к другому. И далее палачи стали поддерживать огонь, каковой, поднимаясь, охватывал все тело казнимого, и истинно, что голоса последних, их крики и вопли, восходившие к небесам, явственно по­казывали всем, кто там был, сколь великие муки и стра­дания терпят злосчастные тамплиеры, вопли каковых возвещали, что являются они и являлись истинными христианами, а орден их весьма свят и испытан. И оным манером страдали они всей плотью, сгорая, пока, дух не расстался с телом, и ни одного из них оная тягостная мука не отвратила от его твердого решения. И, конечно, я бы сказал, что означенные тамплиеры своей упорной и непреклонной силой одолели и превозмогли недостойный гнев алчного короля, ежели бы смерть оных не укрепила сего короля в намерении следовать его путем, дабы до­биться того, чего он ненасытно жаждал. Сиречь: можно было бы сказать, что король Филипп, узрев упорство и отвагу тамплиеров, был побежден, ежели бы благо­даря их смерти он не достиг вожделенных им богатств. И воистину их славы не уменьшило то, что они избрали верное суждение и предпочли умереть в муках, нежели сказать что-либо противное истине. Не уменьшило их славы и то, что, не признав и меньшего из грехов, в коих их обвиняли, они не пожелали запятнать своего имени, каковое приобрели честно.

Вот каковы были первые удары, коими фортуна низ­вергла Жака де Моле из высокого положения в низкое. После того как Жака подавило и смирило долгое за­ключение, перевезли его из Парижа в Лион на Роне и принялись всячески уговаривать. Папе Клименту VI он признался в некоторых из дел (f. 385), каковые вменяли ему в вину, и по сей причине в присутствии двух лега­тов папы и перед королем Филиппом приговор ему был отменен. Оное решение гласило, что Жак освобожден, а орден его осужден. И тогда Жак с одним из своих со­ратников, каковым был брат дофина Вьеннского, громко призвал к молчанию, дабы заговорить. Едва молчание воцарилось и ему даровали дозволение говорить, он пе­ред всеми признал, что достоин смерти — не потому, чтобы в приговоре содержалась хоть некая истина, но потому, что, позволив королю, а равно папе обольстить и обмануть себя уговорами, признался он в таких ве­щах, каковые повредили ордену. После оных слов и дея­ний последовал суровый и жестокий приговор к смерти вслед за смертным приговором тамплиерам и их ордену. Ибо Жака вместе с братом дофина и еще двумя тамплие­рами привели на огненную муку, каковую прежде ис­пытали другие. Дабы оные четыре тамплиера закончили свою постылую жизнь, оба, Жак и брат дофина, ступи­ли в огонь смело и твердо, лицезрея короля и великое множество народа; сии тамплиеры более не признались ни в чем, покуда их высокий дух пребывал в их телах. Не в большем признались и тамплиеры, каковых вверг­ли в огонь ранее. Так рек Боккаччо, отец мой, почтен­ный человек, говоривший, что присутствовал при том, что описано выше. Итак, Жак, каковой прежде и ранее величием своей персоны и своих владений мог вызвать и возбудить зависть столь высокого господина, как ко­роль Филипп, оный Жак стал прахом и золой из-за же­сточайшего удара, нанесенного ему фортуной. Жак был столь злосчастен, что даже немалое число злосчастных людей сожалело о нем.

(В этом обстоятельном тексте можно отметить, что рассказ о сожжении 54 тамплиеров в Париже в 1310 г. не отвлекает внимания от Жака де Моле, олицетворяющего как подъем, так и падение своего ордена. Заметны фактические ошибки: Климент VI вместо Климента V; соратник Моле на костре (фак­тически Боккаччо говорит о двоих) брат дофина Вьеннского; это двойное искажение, потому что под дофином Вьеннским Боккаччо понимает дофина Оеер-ни, и в любом случае это был не он, а Жоффруа де Шарне. Не суть важно — этот текст, представлен­ный как объективное изложение, весьма благосклонен к «злосчастным» тамплиерам; еще более интересна история его распространения)