Первичные (т.е. не сложные и не гибридные) жанры фидеистического
общения могут быть систематизированы по их преобладающей
модальности[61]. Общая модальная направленность высказывания
находит свое выражение в ряде обязательных для таких текстов
смысловых компонентов.
1. «Просьбы‑пожелания» (в широком смысле — с разной долей
категоричности или настойчивости волеизъявления, с различиями в
обещании того, что будет дано или сделано «в обмен» на выполнение
требуемого или просимого). Это заговоры, заклятия, заклинания,
вызывания мертвых, благословения, проклятия, церковные проклятия
(анафема[62]), экзорцизм[63](изгнание злых духов), некоторые виды
молитв.
2. «Обещания» (с характерным наличием в своем составе глаголов,
само употребление которых означает совершение соответствующего
интеллектуального действия: клянусь, обещаю, присягаю). Таковы
клятва, обет, присяга.
3. «Предсказания», характеризующиеся предположительной
(гипотетической) модальностью: ворожба, гадание, волхвование,
пророчество, прорицание, эсхатологические[64]видения и т.п.
4. «Славословия» (есть также и синонимический термин,
заимствованный из греческого, — доксология). При всем
жанрово‑коммуникативном разнообразии хвалебных молитв и
фидеистической гимнографии, такие тексты обычно содержат,
во‑первых, возвеличивающие характеристики Бога (его могущества,
мудрости, справедливости, красоты и т.п.) и, во‑вторых, специальные
формулы восхваления — такие, как возглас Аллилуйа! (древне‑еврейск.
‘Восхваляйте Господа!’) в ряде псалмов Ветхого Завета и в
Откровении Иоанна Богослова (19, 1, 3—4, 6), а также в христианской
литургии; возглас Осанна! — грецизированное древнееврейское
восклицание со значением ‘Спаси же!’, позже ставшее «приветствием
ликующего народа, равнозначное нашему „да здравствует, ура!“ (Мень,
1991, 186); заключительная часть в православном „Отче наш“, ср. в
русском переводе: „… потому что Твое Царство, и сила, и слава
вечны“. К жанру славословия относятся также некоторые молитвы‑гимны
(например, псалмы библейского пророка и израильско‑иудейского царя
Давида); православные молитвы Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! или
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки
веков!
5. «Заповеди Бога», адресованные человеку (народу в целом или его
отдельным представителям), с характерными запретами‑императивами:
Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради (Исход 20, 13—16) или
императивами‑предписаниями: Помни день субботний, чтобы святить
его. Почитай отца твоего и мать твою… (Исход 20, 8, 12).
6. «Божественное Откровение». Это прямая речь Бога, содержащая
истины о мире, его будущем и путях спасения человека. Откровение
дано самим Богом и записано для людей, «транслировано» через
пророков.
В различных религиях Писания (иудаизм, христианство, ислам)
неодинакова м е р а «аутентичности» Писания по отношению к
божественному откровению. В Ветхом Завете, основной объем которого
составляют книги пророков (т.е. вестников Яхве, им призванных и
«богодухновенных»), прямое слово Бога («от 1‑го лица»), звучавшее в
его обращении к Ною, Аврааму, Иакову и в заповедях, которые Яхве
дал на горе Синай Моисею, — только цитируется. В Новом Завете
прямая речь Иисуса Христа присутствует в евангелиях также в
цитатном виде — в поучениях и притчах Нагорной Проповеди
Иисуса.
Иначе в Коране: на всем его протяжении Аллах говорит
непосредственно, от 1‑го лица, обращаясь иногда к пророку
Муххамаду, иногда к людям (т.е. о Муххамаде и о людях в Коране
говорится в 3‑м или 2‑м лице). Ср.: Скажи [т.е. ты, пророк, скажи
им, людям. — Н.М.]: «Кто сохранит вас ночью и днем от
Милосердного?» Да, они уклоняются от поминания своего Господа!
Разве у них есть боги, которые защитят их от Нас? Не могут они
помочь самим себе и не будут от Нас избавлены (Сура 21, 43—44);
Клянусь звездой, когда она закатывается. Не сбился с пути ваш
товарищ [пророк. — Н.М.] и не заблудился. И говорит он не по
пристрастию. Это — только откровение, которое ниспосылается (Сура
53, 1—4).
Коммуникативной установке жанра Откровения соответствуют начальные
и/или финальные формулы вроде Так говорил такой‑то Бог.
Исследователь шаманизма у енисейских остяков в начале XX в. В.Т.
Анучин отмечал подобного рода концовки в особо значимых шаманских
текстах (речь идет об откровениях великого кетского шамана Доха,
которому «приписывается создание правил енисейского обычного права
и многих правил философской и житейской мудрости»): «В большом ходу
у енисейцев полупесни‑полупритчи, которые речитативом поют шаманы,
и каждая, так сказать, глава такой притчи неизменно заканчивается
словами: Тон Доh даскансihа! ‘Так Доh говорил (рассказывал)’»
(Новик, 1984, 272). Эту жанрово‑стилистическую особенность
Откровения использовал Ф. Ницше: его философско‑романтический
трактат «Так говорил Заратустра» (1884), имеющий подзаголовок
«Символическая поэма», написан в форме Откровения — как бы от лица
легендарного пророка древних «огнепоклонников» Заратустры. В
основной части книги каждая глава, написанная ритмической прозой,
изобилующая метафорами и афоризмами, заканчивается рефреном: Так
говорил Заратустра.
Роль Откровения в формировании жанровой системы конфессиональной
литературы в религиях Писания будет показана в §59—89. Сложные
фидеистические и конфессиональные жанры (миф, молитва, Св. Писание,
Св. Предание, Символ веры, проповедь, толкования священных книг,
учительная литература) представляют собой соединение или
переплетение ряда элементарных жанровых структур.
Жанры «вещего» слова
76
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!