КРАТКИЙ ДОКЛАД
на тему
«Жизнь и творчествоП.И.Мельникова-Печерского»
Студентки 3 курса ФС ВПУ
Кристины Узорко
Павел Иванович Мельников родился в 1818 году вНижнем Новгороде.
Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянскогорода.
До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью,
многочитал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского
университета, которыйуспешно окончил. Будучи уже перспективным
учёным, попал под подозрение властейи был выслан в Щедринск. После
ссылки работал старшим учителем гимназии.
Первое своё произведение Мельников напечатал в
журнале«Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на
пути из Тамбовскойгубернии в Сибирь», написано в беллетристическом
духе. В 1840 году появилсярассказ писателя «О том, кто такой был
Елпидифор Перфильевич и какиеприготовления делались в городе
Чернограде к его именинам» («Литературнаягазета») – слабое
подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода–
роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора,
«списаныс натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно
найти таких окуньковых,шабуровых. Действие романа происходит в
провинциальном городе. Роман состоит из5 очерков и рассказов. По
общему мнению, «Торин» не удался Мельникову. Оннедостаточно
углубился в изучение быта и нравов народа. Потом Мельников
непринимался за беллетристику 12 лет.
Мельникову была интересна история. Ещё в своём родномгороде он был
допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и
легенды.Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи
чиновником особыхпоручений. Но через 10 лет Мельников оставил
служебную карьеру и началлитературную деятельность. Мельников,
чтобы не быть тем самым чиновникомМельниковым, берёт псевдоним
Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получилзвание
члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 – 1850
былредактором неофициальной части «Нижегородских губернских
ведомостей», гдепубликовал многочисленные исторические и
этнографические материалы, собранныеим самим.
Мельников-Печерский посылает один из лучших своихрассказов
«Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную
оценку.«Красильниковы» — рассказ о характере русского купца.
Рассказ наполняет массадеталей из реальной жизни, которые могут
быть интересны этнографам ифольклористам. На интересном диалекте
говорит девка-чернавка купцаКрасильникова: «Лыска! Лыска! Цыма-те!
Экой пострел, кабан проклятой!»Красильников – это новый русский
купец середины 19 века. Его апартаментыобставлены роскошно, но он
не считает роскошь функциональной в своём быту. Самживёт в
маленькой комнатушке, где спит, ест и работает. Он
интересуетсяполитикой, мыслит масштабно. Вся цель его жизни –
деньги, и это прежде всегопагубно влияет на его сына Дмитрия,
талантливого мальчика. Печерский признаётза такими купцами
силу.
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел,преимущественно
по делам раскола. К государственной службе Мельников
относилсянеобыкновенно ревностно, был «административным Дон
Кихотом», чем вызвалнедовольство начальства и осуждение
общественности. Был известен как жестокийразоритель скитов и даже
стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни
и легенды – например,будто Мельников заключил союз с дьяволом и
стал видеть сквозь стены, или будтов Нижегородской губернии
крестьяне видели его верхом на змие). Однако,досконально изучив
раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте
осовременном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность
за раскол нанизкий нравственный уровень православного
духовенства.
В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «ДедушкаПоликарп»,
«Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах
писательобличает нравы и порядки николаевского режима. Герои
рассказов – губернские иуездные чиновники различных рангов. Они
занимаются взяточничеством,вымогательством, грабежом. Мельников,
пройдя долгую службу чиновником,досконально изучил тип
государственных стяжателей. Именно по причине коррупциив
государстве страдает беззащитный народ.
В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос.После
отмены крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за
собойродовое право владеть крестьянами, оправдывая это своими
заслугами передотечеством: например, за доблести на войне 1812
года, за становление русскойкультуры. В конце концов, Пушкин и
Лермонтов тоже были дворянами и владелидушами.
Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих;однако она
любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из
них,развязный старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок
пушкинскомуВарлааму («Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому
использовать чертымельниковского Варлаама и приведённую в повести
песню «Как во городе то было воКазани».
В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселилсяв Москву и
всецело отдался литературной работе. С 1868 года –
постоянныйсотрудник «русского вестника». Встречался с
А.Ф.Писемским, А.М.Майковым,К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова
знал, но относился к нему холодно. Одинраз видел Чехова и угадал в
нём большой талант. В «московский» период Мельниковсоздал ряд
исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса
Владимирская»,1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение
– романную дилогию «Влесах» и «На горах». Последние главы Мельников
диктовал жене, будучи уже тяжелобольным. Перед смертью он задумал
несколько исторических романов («В пещерах» ид-р). Последние 10 лет
прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение,где с
увлечением занимался садоводством.
Дилогия Мельникова повествует о старообрядческомЗаволжье середины
19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайныхсектах, о
заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о
хлебнойторговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о
еде. В центре романов– жизнь нескольких купеческих семей в
переломный исторический момент, когдаторговое сословие обрело в
русском обществе реальную силу. Судьбы персонажейтак или иначе
связаны с проникновением в патриархальную среду денежныхотношений.
Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности
истяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне
заматериальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит
полюбившую егоНастю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь
богатому старику.Показана в дилогии жестокостьрелигиозного
фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.
Автор показывает и поэтические черты русской жизни.В купечестве он
находит верность здоровым устоям народной нравственности,предлагает
яркую концепцию национального характера. Мельникова
привлекаетисключительно богатый этнографический и фольклорный
материал, он реконструируетмотивы славянской языческой
мифологии.
Романом «На горах» завершиласьлитературная деятельность Мельникова.
В 1881 Мельников переехал на постоянноежительство в Нижний
Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен наПокровском
кладбище в фамильном склепе.