- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Жизнеописание Пьетро Паоло Рубенса, живописца



К славе живописи служит как то, что она живет среди знати, так и то, что иной раз она помогает художникам стать знатными людьми и человек, привыкший делать эскизы и работать кистью, начинает диктовать законы и управлять народами.

В понтификат Климента YIII приехал в Рим молодой фламандец по имени Пьетро Паоло Рубенс. До того он некоторое время жил в Мантуе и служил у тамошнего Герцога, причем исполнил различные произведения, в частности прекраснейшие портреты. В Рим, Столицу Мира, явился он, чтобы достичь совершенства в своем искусстве. Рассматривая и изучая изящнейшие древние и современные творения удивительного Рима, усвоил он добрый вкус и воспринял добрую итальянскую манеру.

Ему поручили исполнить картины для церкви Св. Креста Иерусалимского2, для капеллы св. Елены, матери Императора Константина Великого; эта капелла была обновлена по приказанию Кардинала-Эрцгерцога Альберта Австрийского. Для главного алтаря Рубенс написал св. Елену, благочестивейшим образом обнимающую Крест Спасителя, нескольких маленьких ангелов, играющих вокруг, и перспективный вид в глубине; это произведение написано маслом с большим тщанием.

2 (Ср. I, 9.)

Над правым алтарем он изобразил "Увенчание Тернием" со многими фигурами вокруг Христа; картина эта отличается очень темным колоритом и изображает ночь.

Над левым алтарем - "Распятие Спасителя", где палачи стараются поднять Крест; это очень хорошие фигуры, и Христос тоже. Там есть также очень грациозные св. Жены и Богоматерь, потерявшая сознание. Все это исполнено маслом с большой силой и хорошим вкусом.

Для церкви Отцов-Ораторианцев, что на Валличелле3, он написал большую картину, предназначенную для главного алтаря. На ней вверху он изобразил Мадонну с Младенцем и очень красивыми маленькими ангелами, а внизу св. Григория Папу и других святых. Это была прекрасная картина, но ее не поместили в этой церкви, так как там прямо на нее падал сильный свет и не давал взору наслаждаться ею. Она была перенесена в другое место.

3 (Ср. I, 41 и далее.)

Тогда он написал для главного алтаря другую "Мадонну с Младенцем", по большим праздникам ее снимают и открывается хранящийся там древний чудотворный образ Св. Девы; вокруг изображены ангелочки, а внизу коленопреклоненные Ангелы, молящиеся Св. Деве и Святому Причастию.

Направо от алтаря внутри хора находится большая картина, изображающая св. Григория Папу и святых мучеников - Мавра в античном воинском одеянии и Папиана, а вверху несколько ангелочков. Это очень хорошая картина, исполненная в доброй манере. Напротив нее, по левуюсторону4,- вторая большая картина со св.Домициллой и св. мучениками Нереем и Акилеем, а вверху ангелочки с пальмовыми ветвями в руках; все это написано с добрым вкусом маслом на плитах шифера.

4 (Направо и налево, если встать спиной к алтарю.)

Рубенс исполнил многочисленные произведения для разных лиц. Так, для неких генуэзских вельмож он написал с натуры, причем в натуральную величину, несколько больших конных портретов, отличающихся тщательностью исполнения и величайшим сходством. В этом искусстве мало кто мог с ним равняться.

Под конец он пожелал возвратиться на родину в Антверпен, оттуда поехал ко дворцу Эрцгерцогини Австрийской5 и пользовался благоволением этой Принцессы. Там он исполнил многочисленные картины, которые ей нравились, и она неизменно была к нему милостива.

5 (Не совсем точно: Рубенс жил в Антверпене, но приезжал в Брюссель.)

Королева-Мать призвала его во Францию, и там он к ее величайшему удовольствию написал картины для целой Галереи и был ею по-королевски за это вознагражден.

Возвратившись с доброй славой во Фландрию, он исполнил многие крупные работы, по которым были отпечатаны гравюры, вырезанные на дереве или изящнейшим образом награвированные резцом. Укажем знаменитейшие из них: "Битва Амазонок" на шести больших листах, "Св. Рох" (некоторые считают эту гравюру самой лучшей), три "Распятия", причем все они разные, "Положение во гроб", "Сражение со львами", "Обращение св. Павла", "Чудесный улов", "Поклонение пастухов", "Поклонение волхвов, приносящих дары", "Голова царя Кира", "Суд. царя Соломона", "Обручение св. Екатерины", две "Сусанны"6 и все другие своим чередом. Они принесли благородный вкус не только сюда, в город Рим, но и во все края Европы.

6 ("Битва амазонок", "Поклонение пастухов", "Поклонение волхвов" - гравюры Ворстермана, см. II, 53. "Св. Рох" - гравюра П. Понциуса со средней части триптиха из собора в Алсте. Три "Распятия": гравюры Ворстермана и Якоба Неефса с неизвестных оригиналов, гравюра Понциуса с рисунка из музея в Роттердаме ("Распятие с ударом кулака"). "Положение во гроб" - гравюра Понциуса с картины в Брюсселе, Музей. "Сражение со львами" - гравюра С. Болсверта с картины в Мюнхене, Пинакотека, либо гравюра Соутмана с утраченного оригинала. "Обращение Савла" - гравюра С. Болсверта с картины, до 1945 г. находившейся в музее в Берлине. "Чудесный улов" - гравюра его же со средней части триптиха из церкви Богоматери в Мехельне. "Голову царя Кира подносят царице Томириде" - гравюра Понциуса с картины из Бостона, Музей изящных искусств. "Суд царя Соломона" - гравюра Боэциуса Болсверта с картины из музея в Копенгагене. "Обручение св. Екатерины" (точнее, "Мадонна со святыми") - гравюра X. Снейерса с картины из церкви августинцев в Антверпене. Две "Сусанны" - гравюра Ворстермана с утраченного оригинала и ксилография К. Йегера, возможно, с картины из Эрмитажа. На некоторые сюжеты существуют, кроме указанных здесь, еще иные картины Рубенса и гравюры с них, так что не всегда можно точно сказать, что имеет в виду Бальоне.)

Рубенс сделал также раскрашенные картоны, чтобы с них перенести изображение на тканые шпалеры. Здесь, в Риме, можно было видеть некоторые прекрасные подобные работы7, которые отличаются фантастическими фигурами, разнообразием сочинения, силой и красотой и украшены причудливой каймой, - великолепные шпалеры. Поистине Пьетро Паоло Рубенс доказал всему свету, что был он живописцем всеобъемлющим, изобильным и разнообразным в сочинении, свои картины писал он с большой живостью и естественностью. В течение многих лет был он лучшим живописцем Фландрии, с тех пор как столь счастливо усвоил добрую итальянскую манеру.

7 (Серия "Жизнь Константина" у кардинала Барберини. Ср. III, 21.)

Пьетро Паоло Рубенс был одарен не только в искусстве живописи; он умел также отлично вести дела, в том числе весьма важные. Маркиз Амброджо Спинола предложил послать его к английскому Двору, чтобы заключить мир между двумя Коронами. Рубенса призвали в Испанию, он снискал благоволение Короля и получил указанное поручение. Приехав в Англию, он был там с большой честью встречен при Дворе и вел эти важные переговоры столь искусно, что завершил их к удовольствию обоих Монархов. Король Английский в присутствии Парламента8 подарил Рубенсу собственную свою шпагу и кольцо с бриллиантом со своей руки, а также цепь с прекраснейшими бриллиантами ценою в 10 тысяч скудо и возвел его в Рыцари своего Королевства9.

8 (Неточно.)

9 (Далее пропущено неверное сообщение, что из Англии Рубенс еще раз ездил в Испанию.)

[...] Возвратившись на родину со многими почестями и богатствами, он стал Секретарем и Государственным Советником10, купил себе поместье и жил как вельможа. Вот чего может достичь Искусство и сколь высоко ценится Доблесть.

10 (Не совсем точно.)

Насытившись земным счастьем, он отошел в лучший мир, дабы вкусить небесное Блаженство. Произошло это в 1640 году в его родном городе Антверпене с большими почестями и восхвалениями со стороны всех искусных художников и горожан. Он оставил сыновей, пользующихся ныне доброй славой и высоким уважением. Так искусство и доблесть Рубенса возвысили Живопись и прославили его Родину.