Общая ориентировка
• по левую руку (что соответствует правому полушарию головного мозга) синтетическое и холистическое направление, явно не пренебрегающее эмоциональными и телесными составляющими (перлзовское направление);
• по правую руку (что соответствует левому полушарию головного мозга) более аналитичное, вербальное и рационалистичное направление (гудмановское направление);
• в центре феноменологический метод, философия экзистенциализма и Гештальт-психология пытаются связать оба вышеуказанных подхода.
2. Имена авторов-предшественников и гештальтистов (более 120 имен) Каждое имя было помещено:
• по оси ординат, напротив даты, когда гештальтист начал практику или автор приобрел известность,
• по оси абсцисс, над именами тех, кто его наиболее вдохновил (его «учителей»).
Имена ведущих представителей отдельных направлений Гештальта даны заглавными буквами (например, ПОЛЬСТЕР, ДЕЛИЛЬ).
Что касается современных французских Гештальт-практиков, то здесь представлены те, кто регулярно и постоянно практикуют Гештальт, имея в нем серьезное образование (в частности, действительные члены Французского общества Гештальта). Перед фамилиями женщин стоит начальная буква их имени. Отдельные имена в скобках (например, Морено) отмечают терапевтов-негештальтистов; их местоположение на Древе соотносится с датой выхода тех их важных произведений, которые оказали непосредственное влияние на Гештальт.
Школы и их «расположение»
Можно выделить три основных ветви:
• восточная: Нью-Йорк и Бостон (основные представители направления: Гудман и Фром),
• центральная: Кливленд — откуда, в частности, выделились монреальская и брюссельская школы, которые, в свою очередь, дали толчок развитию институтов в Бордо, Гренобле и Нанте (основной представитель направления: Зинкер),
• западная: Калифорния (Исален, Сан-Франциско и Лос-Анжелес), где обучалось большинство парижских Гештальт-практиков (основные представители направления: Перлз и Польстер).
Места «расположения» школ (например, КЛИВЛЕНД, БРЮССЕЛЬ) даны по тем же принципам, что и представленные авторы: по оси ординат—время их официального открытия; по оси абсцисс— каждая новая школа располагается над той предшествующей школой, что оказала на нее наиболее вдохновляющее влияние.
Иногда те или иные терапевты и школы «располагаются» скорее в направлении их методологической общности, чем по географическому принципу. Впрочем, среди гештальтистов немало тех, которые получили смешанное образование или перенесли свою деятельность в другую местность: так, например, Польстеры переехали из Кливленда в Сан-Диего (Калифорния), тогда как Латнер, наоборот, прежде чем обосноваться в штате Нью-Йорк, сначала практиковал в Калифорнии.
СВОДНАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
(некоторые опорные даты, связанные с развитием Гештальта)
1. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Год | Рождение | Смерть | Отдельные публикации и события |
Гегель | |||
фон Шеллинг | |||
Эмерсон | |||
Кьеркегор | |||
Брентано | |||
Кропоткин | |||
Ницше | |||
Павлов | |||
Фрейд Гуссерль | Ницше: Человеческое, слишком человеческое | ||
Фон Эренфельц | |||
Бергсон | |||
Гродцек | |||
Адлер | |||
Смуте Ференчи | Ницше: Так говорил Заратустра | ||
Шелер Юнг | Кропоткин: Слова бунтаря | ||
Голдштейн | Кропоткин: Научные основы анархии | ||
Бубер | |||
Корцибский | |||
Эйнштейн | |||
Вертхаймер | |||
Тейяр де Шарден | |||
Бисвангер | |||
Мелани Кляйн | |||
Ясперс | |||
РАНК | |||
Шульц | |||
Карен Хорни | |||
Э. Минковский | |||
Коффа | |||
Келер | |||
Ассаджоли | |||
Хайдеггер | |||
Габриель Марсель | |||
Морено | |||
Левин | |||
Дезуайль |
2. РОЖДЕНИЕ ОСНОВАТЕЛЕЙ
Год | Рождение | Смерть | Отдельные публикации и события | ||||
Перлз | |||||||
Шарлотта Бюлер | Ницше: Воля к власти | ||||||
Энгельс | Фрейд: Этюды по истерии | ||||||
Винникотт | Фрейд вводит термин психоанализ | ||||||
Ида Рольф | |||||||
Райх | |||||||
Маркузе | |||||||
фон Берталанфи | |||||||
Нищие | Фрейд: Интерпретация снов | ||||||
Милтон Эриксон | Фрейд: Психопатология повседневной | ||||||
Роджерс | жизни | ||||||
Бейтсон | |||||||
Скиннер | |||||||
Лаура перлз | Фрейд: Три эссе по теории сексуальности- | ||||||
Сартр | Эйнштейн: Частная теория относи- | ||||||
Мунье | тельности | ||||||
Кропоткин: Взаимопомощь | |||||||
Фрейд встречает Юнга | |||||||
Бергсон: Творческая эволюция | |||||||
Мерло-Понти | Фрейд встречает Ференчи | ||||||
Маслоу | |||||||
Путешествие Фрейда по США с Фе- | |||||||
ренчи и Юнгом | |||||||
Берн | Фрейд: Пять лекций по психоанализу | ||||||
Основание Международной психоа- | |||||||
налитической ассоциации (JPA) | |||||||
Гудман | Бошан: первая французская статья по | ||||||
психоанализу | |||||||
Разрыв между Фрейдом и Юнгом | |||||||
Фрейд: Тотем и табу | |||||||
Гуссерль: Ведущие идеи в феноменоло- | |||||||
гии | |||||||
Фрейд: Введение в психоанализ | |||||||
Эйнштейн: Общая теория относитель- | |||||||
ности | |||||||
Фридландер: Творческая пустота | |||||||
Ференчи избран президентом 1РА | |||||||
Фрейд: По ту сторону принципа удо- | |||||||
вольствия | |||||||
Юнг: Психологические типы | |||||||
Бубер: Я и Ты | |||||||
Ранк: Травма рождения | |||||||
Фрейд: Моя жизнь и психоанализ | |||||||
von Bertalanffy (фон Берталанфи): Zur | |||||||
Theorie des organischen Gestalt | |||||||
Смуте: Холизм и эволюция | |||||||
Ассаджиоли основывает в Риме Ин- | |||||||
ститут психосинтеза | |||||||
Фрейд: Будущее одной иллюзии | |||||||
Хайдеггер: Бытие и время | |||||||
Райх: Функция оргазма | |||||||
Ференчи: Релаксация и неокатарсис | |||||||
Фрейд: Тревога и цивилизация | |||||||
Ференчи: Совместный анализ детей и | |||||||
взрослых | |||||||
Ференчи: Клинический журнал | |||||||
Ранк: Искусство и художник | |||||||
Мелани Кляйн: Детский психоанализ | |||||||
Шульц: Аутотренинг | |||||||
Лэнг | Корцибский: Наука о здоровье | ||||||
Райх: Анализ характера | |||||||
3. СОЗДАНИЕ ГЕШТАЛЬТА
Год | род. | Умер | Отдельные публикации и события | |||
Юнг: Человек, открывающий свою душу | ||||||
Голдштейн: Структура организма | ||||||
Павлов: Условный рефлекс | ||||||
Павлов | Райх дает определение вегетотерапии | |||||
Адлер | Анна Фрейд; Эго и механизмы защиты | |||||
Морено основывает журнал Социометрия | ||||||
Гуссерль | Корцибский основывает Институт общей се- | |||||
мантики в Чикаго | ||||||
Фрейд | Фрейд: Моисей и монотеизм | |||||
Бергсон | ||||||
Перлз: Эго, Голод и Агрессия | ||||||
Роджерс: Консультирование и психотерапия | ||||||
Сартр: Бытие и небытие: опыт феноменологиче- | ||||||
ской онтологии | ||||||
Мерло-Понти: Феноменология восприятия | ||||||
Левин основывает тренинговые группы (TG, | ||||||
групповая динамика) | ||||||
Прибытие Перлза в Нью-Йорк | ||||||
Сартр: Экзистенциализм — это гуманизм | ||||||
Морено: Психодрама | ||||||
Левин | Хайдеггер: Письмо о гуманизме | |||||
Мунье: Персонализм | ||||||
Мунье | Маслоу: Критерии самореализации | |||||
Перлз, Гудман, Хэфферлайн: Гештальт-терипчя | ||||||
Роджерс: Клиенm-цeнmpupoвaннaя терия | ||||||
Создание первого Института Гештальта (Нью- | ||||||
Йорк) | ||||||
Создание Движения гуманистической психоло- | ||||||
гии (Маслоу) | ||||||
Открытие Кливлендского Института Гештальта | ||||||
Тейяр де | Тейяр де Шарден: Феномен человека | |||||
Шарден | Лоуэн и Пьерракос основывают институт био- | |||||
энергетического анализа | ||||||
фон Берталанфи: Теория открытых систем | ||||||
Райх | Винникотт: От педиатрии к психоанализу | |||||
Лоуэн: Язык тела | ||||||
Берн создает Транзактный анализ (ТА) | ||||||
Роджерс: Становление человека (On becoming а | ||||||
person) | ||||||
Лэнг: Расколотое Эго | ||||||
Кайседо основывает софрологию | ||||||
Юнг: Моя жизнь | ||||||
Юнг | Маслоу: 1-й номер Журнала гуманистической | |||||
Психологии | ||||||
Открытие Исалена (Мэрфи и Прайс) | ||||||
Прибытие Перлза в Исален | ||||||
1-й Международный конгресс по психодраме | ||||||
(Париж) | ||||||
Создание IFEPP (Б. Оноре) | ||||||
Голдштейн | Glasser: Reality Therapy | |||||
Бубер | ||||||
Тиллих | ||||||
Открытие Института ГТ в Сан-Франциско | ||||||
Лоуэн: Поруганное тело | ||||||
Шютц: Радость (группы встреч) | ||||||
4. РАЗВИТИЕ ГЕШТАЛЬТА
Год | род. | Умер | Отдельные публикации и события (в частности во Франции) | ||||
Гештальт «проклюнулся» (Перлз становится знаменит в Исалене) фон Берталанфи: Общая теория систем | |||||||
Перлз: Гештальт-терапия дословно (Gesfalt Therapy verbatim) X. Петцольд вводит Гештальт в Европе (Германия) Дюран-Дассье: Структура и психология отношений | |||||||
Кайседо: Прогресс в софрологш (его первая книга | |||||||
Создание Мультиверситета в Брюсселе (Катцев) | |||||||
Перлз | Создание обучающей программы по ГТ во | ||||||
фламандской Бельгии | |||||||
Берн | Янов: Первородный крик (Le Cri primal) | ||||||
Маслоу | Левицкий: Правила и игры Гештальта | ||||||
Фэгэн: Гештальт-терапия сегодня (Gestalt The- | |||||||
rapy now) | |||||||
Винникотт: Игры и реальность | |||||||
Бейтсон: К экологии духа | |||||||
ГТ вводится в IFEPP (Париж), в цикле «Сек- | |||||||
суальность» (Гингер) | |||||||
Распространение Гештальта в Канаде | |||||||
Создание обучающей программы по ГТ в Гер- | |||||||
мании (Петцольд) | |||||||
Открытие C.D.P.H. (Фуркад) | |||||||
Г. Марсель | Перлз: Гештальт-подход (посмертное издание) | ||||||
Ш. Бюлер | Polster (Полстер): Gestalt Therapy integrated | ||||||
Latner (Латнер): The Gestalt Therapy book | |||||||
Открытие центра развития в Париже (Дю- | |||||||
ран-Дассье) | |||||||
Морено | Anzieu: Le Moi-Peau (Анзье: Я-Кожа) | ||||||
Ассаджиоли | Симкин: Мини-лекции по Гештальт-терапии | ||||||
Создание обучающей программы по ГТ в Кве- | |||||||
беке (Ж. Корбей) | |||||||
Приезд (или возвращение) во Францию Алле, | |||||||
Амбрози, Фюрло | |||||||
Шепард: Фриц. Интимный портрет | |||||||
Лоуэн: Биоэнергетика | |||||||
Grinder, Bandler (Гриндер, Бандлер): The struc- | |||||||
ture of Magic (НЛП) | |||||||
Хайдеггер | Внедрение обучающей программы по ГТ во | ||||||
франкояз. Бельгии (Катцев) | |||||||
Зинкер: Творческий процесс в Гештальт-тера- | |||||||
пии (Creative process in Gestalt Therapy) | |||||||
Анселен-Шютценбергер: Тело и группа (Le | |||||||
corps et le groupe) | |||||||
Ида Рольф | Внедрение обучающей программы по ГТ во | ||||||
Франции (через Квебек) | |||||||
Гейнс: Фриц Перлз здесь и теперь (Fritz Perk | |||||||
here and now) | |||||||
Лабори: Подавление действия (Linhibition de | |||||||
faction) | |||||||
Бейтсон | М. Пети: Гештальт-терапия здесь и теперь (La | ||||||
Сартр | Gestalt, therapie de l'ici et maintenant) | ||||||
М. Эриксон | |||||||
Создание Французского общества Гештальта | |||||||
(SFG) | |||||||
Создание Парижской школы Гештальта SFG | |||||||
(в IFEPP) С. и А. Гингер | |||||||
Обучающие программы по ГТ в Париже | |||||||
(М. Пети, Бидо) и Нанте (Ж. Корбей) | |||||||
Внедрение обучающих программ по ГТ в Ин- | |||||||
ститутах Бордо и Гренобля | |||||||
Создание Испанской ассоциации Гештальт- | |||||||
Терапии | |||||||
1-й Международный коллоквиум SFG (Па- | |||||||
риж) | |||||||
Changeux: L'Homme neuronal | |||||||
Национальные научные дни SFG в Бордо: ГТ | |||||||
как психотерапия | |||||||
Прайс | Национальные научные дни SFG в Гренобле: | ||||||
области применения ГТ | |||||||
Создание Итальянского общества Гештальта | |||||||
Создание Европейской Ассоциации Геш- | |||||||
тальт-терапии (EAGT) | |||||||
Венсан: Биология страстей (Biologie des passi- | |||||||
ons) | |||||||
Роджерс | 1-й Международный франкоязычный съезд | ||||||
Б. Зейгарник | SFG в Париже | ||||||
Лаура Перлз | В июле, в Германии, в своем родном городе | ||||||
умирает Лаура Перлз | |||||||
Скиннер | Создание FORGE (Международная федерация | ||||||
организаций, обучающих Гештальту) | |||||||
Фром | Национальные научные дни SFG в Лилле: | ||||||
Психопатология и Гештальт | |||||||
Serge Ginger, 1991
ГЕШТАЛЬТ-ЛЕКСИКОН
АГРЕССИВНОСТЬ (от лат. ad-gredere — приближаться к другому человеку; близко по смыслу pro-gredere— идти вперед и противоположно re-gredere — отходить, идти назад). Для Перлза и для современных этологов агрессивность представляется «импульсом жизни», а не «импульсом смерти» (согласно Фрейду); она необходима для активной ассимиляции внешнего мира и позволяет избежать интроекций. Так, например, чтобы переварить яблоко, сначала необходимо его разгрызть и прожевать.
АМПЛИФИКАЦИЯ (усиление) — классическая техника Гештальт-терапии. Состоит в поощрении усиления клиентом его автоматических жестов, ощущений или спонтанных чувств. Это позволяет клиенту за счет большей выразительности лучше их осознавать.
АССЕРТИВНОСТЬ — самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения, с учетом мнений других людей.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — в Гештальте, безусловно, не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для самого терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных и ментальных проявлений; другими словами, в практике Гештальг-подхода сознательно идут от видимого на поверхности к более глубоким неосознаваемым уровням.
ВОПЛОЩЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ (англ. enactement) — речь идет об осознанном «проигрывании мизансцены», за которым следует вербализация, позволяющая лучше воспринять явление, сделать эксплицитным то, что оставалось имплицитным. Таким образом, «воплощение в действие» противоположно импульсивному «переходу к действию» (англ. acting out), которое, наоборот, создает «короткое замыкание» вербального осознавания, подменяя его обрывом осознавания, который сопровождается резкими действиями. Такой обрыв осознавания и взрыв возбуждения с трудом поддается анализу.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ, или Гештальт-теория, а также Теория формы. Течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келер). Одним из основных положений Гештальт-психологии является следующее: «целое отлично от суммы его частей» и появляется в результате их многочисленных взаимодействий. Гештальт-психология особо подчеркивает значение субъективного восприятия.
ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИЯ— техника сознательно усиленного и/или ускоренного дыхания (Гроф); направлена на растормаживание активности подкорковых зон мозга за счет уменьшения контроля коры при достижении состояния «кислородного опьянения». Непроизвольное высвобождение подавленных эмоций часто провоцирует катарсис, нередко сопровождаемый мышечными сокращениями. В Гештальте специально не используют эту несколько искусственную технику, но при этом нередко отмечают эффект спонтанной гипервентиляции, вызываемый глубокой эмоцией.
ГОЛОС — в Гештальте придается большое значение работе с голосом: то, что говорится, настолько же важно, как и то, как говорится. «Бесцветный» или прерывающийся голос иногда выдает душевное состояние, отличное от того, которое клиент в данный момент описывает вербально, что может стать отправной точкой для последующей плодотворной работы. Самоутверждение с использованием голоса — ассертивность (утверждение себя при помощи голоса без ложного бахвальства или хвастовства) используется, в частности, в групповой Гештальт-терапии.
ГОМЕОСТАЗ — общий принцип саморегулирования живых организмов, сформулированный Кэнноном в 1926 году. Перлз настоятельно указывает на важность этого понятия в своей работе The Gestalt Approach and Eye Witness to Therapy (Гешталып-подход и Свидетель терапии), начатой в 1950 году, законченной в 1970-м и опубликованной после его смерти, в 1973 году.
ГРАНИЦА-КОНТАКТ — фундаментальное понятие Гештальт-терапии. Терапия происходит на границе-контакт между клиентом и его окружением (в частности, терапевтом): именно здесь могут обнаруживаться нарушения контакта и нормального цикла удовлетворения потребностей (или сопротивления). В частности, кожа является примером и метафорой границы-контакт: она одновременно изолирует человека от внешнего мира и связывает его с ним.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - термин, введенный А. Маслоу (1954): «третья сила» — движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа, с одной стороны, и на бихевиоризм, с другой. В экзистенциальной перспективе гуманистическая психология направлена на помощь человеку в осознании собственной полной ответственности за свои выборы и на реабилитацию духовных ценностей.
ДЕФЛЕКСИЯ — одна из разновидностей «сопротивлений» или «потерь функции эго» (предложена Польстерами). Дефлексия состоит в уклонении от контакта и перенесении переживаний в «промежуточную зону» умственных процессов (мысли, фантазии или мечтания), то есть в зону, не связанную ни с внешней реальностью, ни с реальностью внутреннего мира. Речь идет также о бегстве от «здесь и теперь» в воспоминания, проекты, абстрактные рассуждения и т. д., что Перлз считал «интеллектуальной мастурбацией» (mind fucking) или «чушью собачьей» (bullshif).
ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ (here and now — по-английски, hie el nunc — по-латыни). Перлз охотнее говорит о «сейчас и как» (now and how), что описывает актуальный процесс действия и взаимодействия.
ИД(id — оно) — в гештальтистском понимании — одна из трех функций self, обладающего также ego-функцией (я-функцией) и реrsonality-функцией (личность-функцией). Обычно self действует в режиме id в начале цикла контакта, в той его фазе, которую называют forecontact («форконтакт», преконтакт). Некоторые авторы считают, что ассимиляция (постконтакт) совершается бессознательно, тоже в режиме id.
ИЗИЗМ (ISISM) — неологизм, созданный Перлзом для передачи выражения реалистического видения вещей. Происходит от английского what is и обозначает то, что происходит реально, а не суть желаний или содержание тревожных фантазий. По смыслу противоположно понятию shouldism (от англ. should— следует, должно), обозначающему разговоры на тему о том, как должно было бы случиться, как я желал бы, чтобы это произошло.
ИМПЛОЗИЯ — Перлз выделяет четыре основных психических «уровня»: поверхностный слой — игры (условные социальные роли), имплозивный уровень, или уровень «внутреннего (имплозивного) взрыва» (ведущий к субъективному переживанию тупика и безысходности), эксплозивный уровень, или уровень «внешнего (эксплозивного) взрыва», и четвертый уровень — глубинный уровень аутентичности. Имплозивный уровень связан с внутренним парализующим сопротивлением от двух противоречащих друг другу сил.
ИНСАЙТ, САТОРИ — «просветление» или внезапное осознание в ходе сильного внутреннего переживания.
ИНТРОЕКЦИЯ — один из классических видов сопротивлений, состоящий в том, что мысли, принципы или высказывания других людей заглатываются целиком, без их самостоятельного пережевывания, переработки и усвоения. Речь идет об указаниях типа «нужно», «ты должен», присутствующих в любой традиционной системе воспитания.
ИСАЛЕН — название местности в Калифорнии в 300 км от Сан-Франциско, где расположился самый известный в мире центр «Новых видов терапии» (так называемой гуманистической терапии). Перлз провел в нем несколько лет и именно там он сделал Гештальт широко известным не только в США, но и во всем мире, превратив его в подобие «спектакля».
КАК — по сути, в феноменологической перспективе, Гештальт в большей мере занимается вопросом, как происходит нечто, нежели что происходит и почему оно происходит. Два ключевых слова Гештальт-подхода — now and how (сейчас и как), таким образом акцент ставится на процесс и форму, а не на содержание происходящего.
КАТАРСИС — в гештальтистском понимании — проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания...), обычно приводящее к исчезновению чувства подавленности, разрядке напряжения или дедраматизаци. В Гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может возникнуть спонтанно, в частности после амплификации. За ним почти всегда следует вербализация.
КИББУЦ-ГРУППА — применение принципов Гештальта в общине, группе людей, проживающих совместно некоторый период времени (от нескольких дней до нескольких месяцев). Собственно терапевтические сеансы включены в совместную трудовую, учебную жизнь и досуг, что позволяет осуществлять общее терапевтическое воздействие. Перлз придавал наибольшее значение Гештальт-терапии в общине и только затем групповому и индивидуальному видам Гештальт-терапии (см. Ковишан).
КЛИВЛЕНД — один из ведущих институтов в США, занимающихся Гештальтом. Второй по времени образования, но внесший наиболее значительный вклад в теорию. Его сотрудниками в числе других были Лаура Перлз, П. Гудман, И. Фром, Эрв и Мириам Польстер, Джозеф Зинкер, Э. и С. Невис и др. К настоящему времени Кливлендский институт подготовил более 800 специалистов (половину из них — по интенсивной летней 250-часовой программе).
КЛИЕНТ — «тот, кто прибегает к чьим-либо услугам, оплачивая их». Этот термин укоренился не только в торговле, но и в социальных отношениях, а также в психотерапии. Он ставит больший акцент на ответственность и межличностные отношения, чем имеющий явный медицинский оттенок термин пациент.
КОВИШАН — в конце 1969 года, в возрасте 76 лет, Перлз купил рыбацкий приют на острове Ковишан на озере Ванкувер (Канада) и с группой своих учеников из Исалена основал там Гештальт-киббуц. Прожив там всего полгода, он вскоре отправился в путешествие по Европе и умер на обратном пути, в Чикаго.
КОНТИНУУМ СОЗНАНИЯ — постоянный поток ощущений и мыслей, образующих фон, на котором последовательно выделяются возникающие значимые фигуры (Gestalts или Gestalten). У психически здорового человека этот поток гибок и упорядочен.
КОНТРОЛИРУЕМОЕ УЧАСТИЕ — в Гештальте — способ осознанного вступления в терапевтические отношения, для терапевта предполагающий внимательное использование контрпереноса: «Я сам всем своим существом нахожусь здесь, но я здесь не для себя, а для клиента».
КОНТРПЕРЕНОС — в узком смысле — совокупность сознательных и в особенности неосознанных реакций терапевта, вызванных личностью клиента (и, в частности, его переносом). В более широком смысле: все то, что вызвано личностью самого терапевта и что может оказать влияние на его отношения с клиентом. Гештальт нацеливает на осознанное использование некоторых процессов, возникающих в ходе контрпереноса.
КОНФЛУЭНЦИЯ — уменьшение интенсивности self, исчезновение границы между клиентом и окружающей его средой. Один из четырех основных видов сопротивлений. Мать находится в здоровом слиянии (конфлуэнции) со своим младенцем, но ребенок двенадцати лет, не способный к самостоятельному, не зависящему от матери поведению, находится в состоянии патологической конфлуэнции с матерью. Некоторые авторы (например Ноэль Салатэ) (Noel Salathe) дают более детальную классификацию видов конфлуэнции, в зависимости от момента их возникновения в ходе цикла контакта: конфлуэнция 1 — в момент возникновения потребности, конфлуэнция 2 — в ходе фазы полного контакта, конфлуэнция 3 — в конце фазы полного контакта («трудности» выхода из контакта).
КОНЦЕНТРАЦИЯ —в самом начале своей практики (40—50-е годы) Перлз называл свой метод Теорией концентрации, чтобы отделить его от традиционного психоанализа, в котором применяется техника свободных ассоциаций. Перлз предлагал клиенту быть чрезвычайно внимательным (awareness) к его (клиента) ощущениям, реально возникающим здесь и теперь в ходе терапевтического процесса.
ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ — практика показывает, что Гештальт — скорее искусство, чем наука; работа в Гештальт-подходе нацеливает как терапевта, так и клиента на поиски своего собственного стиля в жизни, оригинальных способов «творческого приспособления», а не на бесплодное повторение прописных правил или «рецептов».
МАНДАЛА (санскритское слово — круг). Рисунок (или живопись) символического характера с квадратом или кругом в своей основе, используемый в различных восточных философских школах в качестве средства, увеличивающего эффективность медитации в ходе поисков непреходящей истины. Мандалы изучались, в частности, К. Г. Юнгом. Многие гештальтисты нередко используют в работе символическое изображение чувств и ситуаций, а также другие техники на основе мандалы.
МАССАЖ СГМ — сенситивный Гештальт-массаж (разработан американкой Маргарет Эльк), примыкает к следующим видам массажа: калифор