- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Классическая наука Нового времени



БЭКОН ФРЭНСИС (1561-1626) – английский философ-материалист, основатель экспериментального естествознания, утверждающий «знание-сила», убеждений в безграничных познавательных возможностях человека, поставивший задачу создания нового метода познания в соответствии с новым, материалистическим взглядом на природу. Основной труд – «Новый Органон» (1620). Свою научную программу Бэкон назвал «великое восстановление наук» и с этой целью разработал метод индукции. Рациональным, силлогическим выводам он не доверял, считая их олицетворением средневековой схоластики, а прогресс науки олицетворял с эмпирическим исследованием, считая источником познания чувственный опыт. Материальные тела состоят из движущихся «простых натур» (т.е. свойств тел), из сочетания которых строятся сложные вещи. Познавая простые вещи, можно познать формы (так он называл законы природы). При познании природы её надо рассекать на составные части, т.е. простые свойства. Основа познания – наблюдение за свойствами. Бэкон выделял три пути познания: 1) «путь паука» – получение знаний путем размышлений без опоры на данные опыта: рационалисты «ткут паутину мыслей из своего ума»; 2) «путь муравья» – способ познания, построенный исключительно из наблюдений и опыта, когда сбор разрозненных фактов не даёт знаний о сущности предметов, называя этот способ познания «ползучим эмпиризмом» за поверхностность; 3) «путь пчелы» – идеальный путь познания, названный им индукцией (от лат. наведение), когда совершается сбор фактов на основе исследования отдельных свойств (простых натур), их обобщение и выявление общих закономерностей в предметах. Согласно Бэкону, индуктивный метод познания включает три процедуры: 1) при наблюдении за свойствами вещей – составлять полный перечень положительных случаев, (когда свойство всегда присутствует в объекте); 2) составлять полный перечень отрицательных случаев (когда свойство не присутствует в объекте); 3) сравнить перечни положительных и отрицательных случаев, после чего сделать вывод о факторах, при существовании которых исследуемое свойство всегда присутствует (т.е. сделать перечень случаев, когда свойство, как правило, присутствует). Существенное внимание Ф. Бэкон уделил причинам ошибок в познании, выделяя четыре фактора («идола», или «призрака»), мешающих успехам в познавательной деятельности: а) идол рода – врожденное, естественное несовершенство человеческого разума – «неровного зеркала», нередко приписывающего природе свойства, которыми она не обладает; б) идол пещеры – индивидуальные особенности людей, получивших неодинаковое об­разование и воспитание, что определяет их предпочтения и пристрастия; в) идол рынка – неправильный выбор и употребление слов приводит к непониманию между людьми, к искажению знания; г) идол театра – слепое, некритическое следование авторитетным авторам прошлого, принятие на веру высказанных ими когда-то положений также может приводить к ошибкам.

ДЕКАРТ РЕНЕ(1596-1650, лат. имя Картезий, поэтому совокупность философских идей Декарта называется картезианство) – французский математик и философ, основатель дедуктивного метода и рационализма Нового времени, создатель аналитической геометрии, как универсальной наукой, тождественной методу. Создав систему координат и введя представление об одновременной взаимозависимости двух величин – функции и аргумента – Декарт внес в математику принцип движения. С этого момента математика становится рациональным приемом, обеспечивающим формализацию исследуемого явления, появилась возможность любую реальность представлять количественно. Внес особый вклад в учение о движении, которое понимал как относительное: нет абсолютного покоя, тело двигается относительно одних тел и покоится относительно других, источником движения считал перводвигатель (Бога). Декарт дает первую формулировку принципу инерции: тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не останавливается. Второй закон движения, предложенный Декартом, утверждает, что всякое тело стремится продолжить свое движение по прямой. Третий закон определял принцип движения сталкивающихся тел. В дальнейшем первый и второй законы движения признавались в науке Нового времени, третий подвергся резкой критике. Гарантом первого и второго законов движения, согласно Декарту, является Бог. Огромное значение имела его космологическая гипотеза – теория вихрей: мировое пространство заполнено лёгким, подвижным веществом, способным образовывать гигантские вихри. Эти гипотеза в дальнейшем была развита Кантом и Лапласом. В своих взглядах на природу (материю) Декарт придерживался материалистической позиции, хотя в целом по своим философским взглядам был дуалист. Атрибутом, т.е. неотъемлемым свойством материи у него является пространство. Оно непрерывно, но делимо до бесконечности и беспредельно. Поэтому космос у него беспределен. Но идею Бруно о множественности миров Декарт не разделял. Он был создателем механистической картины мира. До него никогда еще не высказывалась мысль о том, что природа есть сложная система механизмов, в число которых попадают и животные, и даже тело человека. В этом смысле Бог – Великий Механик, владеющий бесконечным арсеналом средств для построения машины мира. Человеку не дано постичь, какими именно средствами пользовался Бог, строя этот мир. Создавая науку, человек конструирует мир так, чтобы между его представлениями и реальным миром имелось сходство. Поэтому предлагаемый в науке вариант объяснения мира носит гипотетический характер. Задача науки – объяснить все явления природы из полученных начал, в которых нельзя усомниться. Эти начала он называет «врождёнными идеями». Они даются человеку интуитивно. Из врождённых идей путём дедукции выводятся новые знания. Он разработал правила применения аксиоматико-дедуктивного метода: 1) считать истинным только то, что представляется разуму ясным и не вызывает сомнения; 2) сложную проблему разделять на частные задачи и последовательно решать их; 3) двигаться к истине от простого к сложному; 4) составлять общий обзор фактов, гипотез, теорий по каждой отрасли знания, это дает уверенность в том, что ничего из открытого ранее не упущено.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XVII в. – период бурного развития экспериментального естествознания. Значительные успехи были сделаны по исследованию гидростатики и пневматики. Проводимые опыты с «пустотой» привели к открытию газовых законов, измерению атмосферного давления, изобретению и совершенствованию воздушных (вакуумных) насосов. Торричелли (1608-1647)– итальянский ученый, помощник Галилея, изучающий проблемы гидростатики и пневматики, известный своими опытами по измерению атмосферного давления (запаянную с одного конца трубку он наполнял ртутью и опускал в открытую чашу, тоже заполненную ртутью; столб ртути в трубке уравновешивался тяжестью внешнего воздуха; при поднятии прибора на гору в трубке образовывалась пустота, названная в последствии «торричеллиевой»). Опыты с пустотой продолжил Блез Паскаль (1623-1662), который, повторяя опыты Торричелли, использовал вместо ртути воду и вино, меняя форму трубок (свои опыты он изложил в сочинении «Новые опыты, касающиеся пустоты»). Затем он продолжил серию опытов измерения атмосферного давления на разных высотах, что позволило ему установить так называемое барометрическое нивелирование. Он также известен и как математик в области теории чисел, методам решения задач по вычислению площадей фигур, объемов тел, длин кривых, нахождению центров тяжести. Паскаль одним из первых начал разработку области математики, ставшей впоследствии теорий вероятностей, изучая комбинации, возникающие в азартных играх. Расширение сферы опытов с пустотой привело к изобретению воздушного насоса, которое сделал Отто фон Герике (1602-1686), изучая право, математику, механику, фортификацию в несольких европейских университетах и участвовал в Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.) как военный инженер. После серии опытов он нашел способ откачивать воздух из сосуда и изобрел воздушный насос. В 1654 г. он в присутствии императора и князей произвел опыт с так называемыми «магдебургскими полушариями», который вызвал удивление публики (если из полости, образованной двумя соприкасающимися полушариями, был выкачен воздух, то разъединить их не могли 16 лошадей; когда же полость наполнялась воздухом, то разъединить полушарии можно было руками без всяких усилий). Таким образом, он дал исчерпывающий ответ на вопрос об атмосферном давлении и рассчитал его величину. Воздушный насос Герике был усовершенствован Робертом Бойлем (1627-1691) – английский химик, который дал определение химическому элементу, ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химическому анализу, способствуя становлению химии как науки. Свои опыты с пустотой он описал в сочинении «Новые физико-механические опыты» (1660 г.). Бойль ввел понятие «барометр». Но известным он стал в физике в связи с формулировкой газового закона, носящего имя двух ученых – Бойля-Мариотта. Бойль провел множество опытов по исследованию пустоты. Он продемонстрировал, что в пустоте не горит свеча, магнит действует через пустоту, нагретая вода в пустоте закипает, свет распространяется в пустоте, трение в пустоте вызывает тепло и др. Опыт с «торричеллиевой пустотой» привел его к открытию газового закона, согласно которому произведение объема данной массы идеального газа на его давление постоянно при постоянной температуре. Закон был установлен Бойлем в 1662 г. Независимо от Бойля этот же закон был открыт французским ученым Мариоттом, настоятелем монастыря Св. Мартина, в 1676 г. Эдм Мариотт (1620-1684) описал этот опыт в работе «О природе воздуха». Другой областью пристального внимания физиков XVII века было оптика и механика. Оптика занимает особое место в науке, хотя бы потому, что свет простирается от Вселенной (мегамира) до макро и микромира. Научные выводы, полученные при изучении оптических явлений или при помощи оптических методов и средств, не раз меняли представления об устройстве мира, т. е. носили мировоззренческий характер. Вспомним хотя бы Галилея и его первый телескоп. Только с помощью одного прибора он открыл мириады звезд. В XVII в. с помощью оптических экспериментов решались проблемы природы света и скорости его распространения. Открытие явления дифракции принадлежит итальянскому ученому Франческо Марии Гримальди (1618-1663), им же было и введено понятие «дифракция». Доказательство конечности скорости света принадлежит датскому ученому Олафу Ремеру (1644-1710). Выдающийся вклад в развитие теоретической оптики, в теорию света был сделан голландским ученым Христианом Гюйгенсом (1629-1695). Он установил один из основополагающих принципов оптической теории – «принцип Гюйгенса». Всю жизнь Гюйгенс занимался шлифовкой стекол (изобрел шлифовальный станок для изготовления линз и создал зрительную трубу хорошего качества), что позволило ему открыть «Кольцо Сатурна», обнаружить «шапки» на Марсе, туманности в созвездии Ориона, полосы на Юпитере. Астрономические наблюдения требовали точных приборов для измерения времени, для чего он изобрел часы с маятником. В трактате «Маятниковые часы» (1658 г.) он изложил теорию математических и физических маятников, дал формулу для расчета периода колебаний маятника, что сделало его имя известным по всей Европе. В работе «Качающиеся часы, или о движении маятника», он изложил теоремы о центробежной силе, последняя из которых имела большое теоретическое значение для открытия Ньютоном закона всемирного тяготения. Гюйгенс также занимался вопросами динамики (работа «О движении тел под влиянием удара»), где изложил три принципа упругого ударения – принципа инерции, принципа относительности и принципа сохранения суммы произведений массы каждого тела на квадрат скорости до и после удара (позднее эта величина была названа кинетической энергией). В конце жизни он занимался проблемами оптики ив 1690 г. В книге «Трактат о свете» он изложил волновую теорию света. Английский физик Роберт Гук (1635-1703)сыграл значительную роль в развитии механики, усовершенствовав многие измерительные приборы (воздушный насос, барометр с круговой шкалой, анемометр – прибор для измерения силы ветра) и оптические (микроскоп, который впервые применил для научных исследований). При помощи микроскопа увидел клетки тканей организмов (он ввёл в научный обиход понятие «клетка»). Он исследовал природу света, определил упругость воздуха, вёл астрономические наблюдения вплотную приблизился к открытию закона всемирного тяготения. В 1674 г. в работе «Попытка доказать движение Земли наблюдениями» выдвинул три важных предположения: во-первых, существует сила притяжения, которой обладают все небесные тела, и эта сила направлена к центру тела; во-вторых, Гук следует Галилею в вопросе о законе инерции; в-третьих, силы притяжения, по Гуку, увеличиваются по мере приближения к притягивающему телу.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XVIII в.– период возникновения идей развития в науках о природе. Создателем классической механики, обобщившем достижения своих предшественников, по праву считают Исаака Ньютона (1643-1727). (См.: отдельную статью). Идеи Ньютона, опирающиеся на математическую физику и эксперимент, завершили формирование классической механики, что способствовало созданию новой физики, определившей направление развития естествознания на многие десятилетия вперед. Под влиянием механистических представлений в XVIII в. начала развиваться биология. Шведский ученый Карл Линней (1707-1778) в работе «Система природы» провел классификацию животного мира, основанную на бинарной системе (где первое слово обозначало род, а второе – вид). Расположив растения и животных в порядке усложнения их строения, он считал виды неизменными и созданными Богом. Отход от метафизических представлений о мире начинается в астрономии с гипотезы Иммануила Канта, изложенной в его труде: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где он делает попытку исторически объяснить происхождение солнечной системы. Солнце, планеты и их спутники формируются из туманной массы, равномерно заполнявшей мировое пространство. Процесс возникновения планет связан с действием сил притяжения, которые присущи частицам материи этой туманности. На основе их постепенно образовались отдельные скопления и сгущения, которые стали центром притяжения. Один из центров притяжения образовало Солнце. Вокруг него расположились туманности, которые начали двигаться по кругу, образовав зародыши планет, каждая из которых начала вращаться вокруг своей оси. Кант в своей гипотезе создал модель развивающейся Вселенной, которая не соответствовал философии Ньютона, поэтому оставалась практически неизвестной до конца XVIII в. Спустя 40 лет французский математик и астроном Пьер Симон Лаплас независимо от Канта пришёл к близким выводам в труде «Изложение системы мира» (1796): сначала вокруг Солнца существовала вращающаяся вокруг него газовая масса, которая постепенно, вследствие охлаждения, сформировала зародыши будущих планет, которые обрели сначала жидкое, а потом – твёрдое состояние. В связи с близостью трактовок гипотеза была названа Канто-Лапласовской. Формируется новое направление в биологии – эволюционизм, представителем которого является французский естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707-1788) в своем труде «Естественная история» (36 томов, издававшимся с 1749 по 1788 гг.) отстаивал идею изменчивости видов под влиянием среды.Его взгляды поддерживал известный французский философ XVIII века – Дени Дидро (1713-1784).

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1646-1716) – немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языко­вед, организатор науки. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1672-1676 гг. жил в Париже. Создал дифференциальное и интегральное исчисление, внёс вклад в развитие логики, был организатором Прусской Академии наук, подготовил для Петра I проект организации Российской Академии наук. Основа философской систе­мы Г. Лейбница – учение о монадах (монадология). Мона­да – простая, неделимая суб­станция. Монад существует бесконечное множество, они активны, нематериальны. Каж­дая монада — самостоятельная единица бытия. Хотя ни од­на монада не оказывает никакого воздействия на дру­гие, тем не менее, движение и развитие каждой из них нахо­дится в полном соответствии с движением и развитием дру­гих. Это связано с «предустановленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенной Божественной во­лей. Монады не имеют пространственных характеристик, они чувственно непостижимы. Их главная способность – стремление к восприятиям. Различал монады трех видов: 1) монады «ниж­ней ступени» с пассивной способностью восприятия образу­ют «неясные представления»; 2) монады «средней ступени» спо­собны иметь ощущения и относительно ясные пред­ставления; 3) высшие монады (монады-духи) наде­лены полноценным сознанием. Соответственно этому те­ла, состоящие из монад первого рода, относятся к неживой природе; тела, в которых монады способны к ощу­щениям, составляют живой мир; человек – носитель мо­над, наделенных сознанием. В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития и «возвышения». В теории познания – рационалист, отстаивает теорию врождённых идей. Понятие врождённости он связывает с потенциалом человеческого разума (человеку дана от природы некая способность к познанию категорий, истин логики и математики). Все знания Лейбниц делит на необходимые и всеобщи, истины разума и случайные истины, истины факта, полученные путём индукцию Знания, полученные из опыта, относит к знанию вероятному. Он выдвинул идеи, оправдывающие Творца за существующее в мире зло («Теодицея»): человеческие бедствия – временны, они только этап на пути к совершенству. Разум человека должен быть готов к невзгодам.

ЛОКК ДЖОН(1632-1704) – английский политический деятель и философ-сенсуалист (от лат. чувство), соединяющий в своём учении эмпиризм и рационализм. Родился в семье офицера, служившего в армии Кромвеля. Революция дал ему возможность окончить Оксфордский университет, где он занимался естествознанием и медициной. Был домашним врачом и секретарём графа А. Шефтсбери. Занимал высокие административные посты. Основал английский банк. Главная работа Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме». Единственным объектом человеческого мышления считал идею, отстаивая мысль, что идеи приходят всегда только из опыта (критикуя учение о врождённых идеях Декарта). В основе сенсуализма Дж. Локка лежит концепция «чистой доски»(от греч. – tabula rasa). Согласно утверждениям Локка, все человеческие идеи, понятия не врождены человеку, как считал Р. Декарт, а приобретаются в процессе опытного познания природы, в результате воздействия предметов, существующих вне человека, на органы чувств. Локк сравнивал разум человека с восковой дощечкой, на которой «природа пишет свои письмена». Дж. Локк разработал учение о первичных и вторичных качествахматериальных тел. Он считал, что первичные качества (величина, форма, движение и др.) присущи самим вещам: человек познает их с помощью ощущений. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и др.) являются не свойствами вещей, а результатом человеческих восприятий. Познание он понимает как восприятие и понимание согласованности или несогласованности между нашими идеями, что можно понять двумя способами: при помощи интуиции или при помощи доказательства. Источник познания – механизм формирования этого восприятия и познающая деятельность субъекта. Особое внимание он уделяет идее внутреннего опыта – «рефлексии». К ней он относит идеи, которые нельзя получить от внешних вещей. Локк писал о роли рефлексии в процессе познания: «этот источник идей каждый человек имеет целиком внутри себя, и, хо­тя этот источник не есть чувство, поскольку не имеет никакого дела с внешними предметами, тем не менее, он очень сходен с ним и мо­жет быть довольно точно назван внутренним чувством». Этот ис­точник идей он и называл «рефлексией»: «потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя...под рефлексией... я подразумеваю то наблюдение, кото­рому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». После того как в опыте человека появляются идеи, дальней­ший путь познания – это путь непрерывной активности субъек­та. Дале происходит процесс обработки идей и переход от простых идей к сложным. Элементы знания есть уже в простом чувст­венном материале, но, как считает Локк, им нельзя ограничивать­ся, необходимо получить целостное теоретическое знание, а оно возможно только через комбинирование идей. И это является главной задачей его теории познания. Локк указал три способа образования сложных идей: простое суммирование простых идей, сопоставление или сравнение про­стых идей, способ абстрагирования.

НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА XVII в. –период развития науки, когда она приобретает доминирующее значение в постижении бытия, то есть, когда знания становятся силой и когда единое знание, ранее именуемое философией, начинает расчленяться на собственно философию и науку. Основателем философии Нового времени и всего экспериментирующего естествознания является Ф. Бэкон, который разработал научную программу под названием «Великое восстановление наук», для чего разработал метод индукции. Основы для построения новой рациональной науки создаёт другой основатель философии Нового времени – Рене Декарт, разработавший метод дедукции и превративший математику в рациональный приём рационализации знаний. Своими научными достижениями Декарт во многом был обязан Галилео Галилею, которого по праву называет первым учёным Нового времени.

НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА XIX в. – период проникновения диалектических идей в естествознание и философию. В начале века возникает дискуссия между двумя концепциями – катастрофизма и эволюционизма. Представитель первой – Жорж Кювье (1769-1831) – в работе «Рассуждения о переворотах на поверхности Земли» (1812) утверждал, что каждый период в истории Земли завершался мировой катастрофой, в результате которой гибли старые и появлялись новые виды животного и растительного мира. Представитель второй концепции – французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744-1829), который в своей книге «Философия зоологии» (1809) доказывал, что изменяющиеся условия окружающей среды являются движущей силой эволюции органического мира. В результате природных изменений в функционировании того или иного органа в жизни одного поколения возникают наследственные изменения, что влечёт формирование новых органов и исчезновение старых. Идеи эволюционизма развивает английский естествоиспытатель Чарлз Лайель (1797-1875), опубликовавший в 1830-1833 гг. три тома книги «Основы геологии», которые нанесли сокрушительный удар по теории катастроф Ж. Кювье, доказывая, что все изменения, происходившие в течение геологической истории, совершались под влиянием тех же факторов, которые действуют и в настоящее время и нет необходимости прибегать к представлению о грандиозных катастрофах. Его идеи повлияли на Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882), который в труде «Происхождение видов» (1859) на основе данных палеологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, географии животных и растений, сделал вывод, что развитие – это условие существования вида и средство его приспособления к среде и вне саморазвития органический мир не существует, поэтому органическая эволюция не может прекратиться. Он предложил теорию естественного отбора, согласно которой все виды возникли в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в борьбе за существование в данных условиях, и эволюция осуществляется в результате взаимодействия трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Происхождению человека Дарвин посвятил работу «Происхождение человека и половой отбор» (1871), где обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка, что вызвало бурю негодования у церковников и идеалистически мыслящих ученых. Диалектизация естествознания проникает и в философию.Одним из первых эти идеи развивает Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг (1775-1854), которыйв своих работах «Идеи к философии природы» (1797), «Первый набросок системы натурфилософии» и «Введение к наброску системы натурфилософии» (1797) утверждал единство природы и предсказывал связь явлений магнетизма и электричества, указывая на существование в природе противоположных сил. Диалектические идеи натурфилософии Шеллинга с интересом были восприняты естествоиспытателями, в частности создатели клеточной тории ботаник Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881) и биолог Теодор Шванн (1810-1882), которые в 30-е гг. XIX в. установили, что все растения состоят из клеток и распространили это открытие на животный мир. После встречи Шлейдена и Шванна в октябре 1838 г., где они обменялись мнениями и сформулировали сделанное открытие: «Весь класс клеточных растений состоит только из клеток», все многообразные формы животных «возникают также только из клеток, причем аналогичных клеткам растений». Открытие клеточного строения растений и животных доказало единство всего органического мира. Другим подтверждением взаимосвязи в материальном мире стал закон сохранения и превращения энергии, сформулированный немецким врачом Юлиусом Робертом Манером (1814-1878): химическая энергия, содержащаяся в пище, превращается в теплоту, подобно тому, как это происходит с механической энергией мышц. Эти идеи он опубликовал в 1842 г. в статье «О количественном и качественном определении сил», и в книге «Органическое движение в его связи с обменом веществ, вклад в естествознание» (1845), где он доказывал, что химическая, тепловая и механическая энергия могут превращаться друг в друга и являются равноценными. Выводы Майера были встречены с недоверием, пока английский физик Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889) не провел ряд экспериментов, подтвердивших выводы Майера. Он сообщил об этом в работе «О тепловом эффекте магнитоэлектричества и механическом эффекте теплоты» (1843), где утверждал, что когда затрагивается механическая сила, получается точное эквивалентное количество теплоты, что животная теплота возникает в результате химических превращений в организме. Идеи диалектизации естествознания проникли и в химию, гдев 1828 г. немецкий химик Фридрих Велер (1800-1882)искусственным путём получил органическое вещество мочевины. Это открытие положило начало целому ряду синтезов органических соединений из исходных неорганических веществ и свидетельствовало о связи неорганической и органической природы. В середине XIX века появляются новые научные данные в области физики, которые подрывали механистическую картину мира. Открытием, демонстрирующем явление элетромагнетизма, был закон французского военного инженера, впоследствии члена Парижской Академии наук Шарля Опоста Кулона (1736-1806), который гласит: положительный и отрицательный электрические заряды притягиваются друг к другу прямо пропорционально величине зарядов и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Механистическая картина мира знала только один вид материи – вещество, состоящее из частиц, имеющих массу. В XIX веке к числу свойств частиц стали относить электрический заряд, который начали рассматривать фундаментальным свойством материи. Английский химик и физик Майкл Фарадей (1791-1867), который ввёл в науку понятие электромагнитного поля, доказал опытным путем, что между электрическом и магнетизмом существует прямая динамическая связь, чем объединил электричество и магнетизм, признав их одной и той же природной силой. В результате в естествознании начало утверждаться понимание того, что кроме вещества, в природе существует еще и поле. Математическую разработку идей Фарадея предпринял выдающийся английский ученый Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879), который создал математическую теорию электромагнитного поля и дал математическое описание его законов (1873). Уравнения Максвелла, которые стали самым крупным теоретическим событием в физике со времен Галилея и Ньютона, нуждались в опытной проверке, которую совершил немецкий физик Генрих Рудольф Герц (1857-1894). По поручению Гельмгольца он построил опыт и в 1886 г. продемонстрировал «беспроволочное распространение» электромагнитных волн, чем смог доказать принципиальную тождественность полученных им электромагнитных переменных полей и световых волн. Достижения в области электромагнетизма, сокрушившие механистическую картину мира, легли в основу третьей научной революции. Как писал А. Эйнштейн, физическая реальность до Максвелла мыслилась в виде материальных точек, изменение которых состоят только в движении. После Максвелла физическая реальность мыслилась уже в виде непрерывных, не поддающихся механическому объяснению полей, описываемых дифференциальными уравнениями в частных производных.

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (БАРУХ)(1632-1677) – нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца. После смерти отца примкнул к религиозным оппозиционным кругам вольномыслия, за что еврейская община подвергла его «великому отлучению. Спасаясь от преследований, он жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой оптических стёкол. Умер от туберкулёза лёгких. Центральная идея Б. Спинозы – тождество Бога и при­роды, которую он понимал как вечную, бесконечную, не имеющую никаких внешних оснований, т. е. как причину самой себя («единая субстанция»). Он был убежден, что мир представляет собой математическую систему и мо­жет быть познан геометрическим способом. Единичные ве­щи Спиноза называл модусами. Конечные модусы связаны с атрибутами через бесконечные (ограниченный разум человека имеет свой прообраз в разуме бесконечном). Знание о мире он разделил на три рода: чув­ственное (источник «смутных идей»), «понимание», соеди­няющее рассудок и разум, и интуитивное. Интуиция – высшая ступень познания, она обеспечивает постижение вещей «с точки зрения вечности», не как случайных и раз­розненных, а как необходимых, причастных универсальному единству. Человек – часть природы.

ЮМ ДАВИД (1711-1776) – английский философ, историк, психолог, моралист, экономист. Работал библиотека­рем, состоял на государственной службе, был профессором университета. Основной философ­ский труд – «Трактат о человеческой природе» (1751). Он отмечал, что на основе наблюдений экспериментального метода Ньютон создал образ физической природы, а теперь надо готовый метод применить к человеческой природе. «Все науки, в большей или меньшей степени, имеют отношение к че­ловеческой природе, и... сколь бы удаленными от последней ни ка­зались некоторые из них, они все же возвращаются к ней тем или иным путем. Даже математика, естественная философия и естест­венная религия в известной мере зависят от науки о человеке, по­скольку они являются предметом познания людей и последние судят о них с помощью своих сил и способностей». Анализируя человеческий разум и процесс познания, он представляет его содержание как восприятия, состоящие из двух больших классов: впечатлений и идей. Между ними два различия: 1) степень силы и яркости; 2) порядок и временная последова­тельность, с которыми они появляются. Восприятия, которые вхо­дят в сознание с наибольшей силой, Юм называет впечатления­ми, подразумевая под этим все ощущения, аффекты и эмоции «при первом их появлении в душе». Под идеями он понимает слабые образы впечатлений в мыш­лении и рассуждении. В дальнейшем Юм сокращает разницу ме­жду чувствованием и мышлением, эта разница сводится к степе­ни интенсивности: чувствовать – иметь более яркие ощущения, думать – иметь более слабые идеи. Всякое восприятие, таким образом, ощущается и обдумывается. Его эмпиризм проявляется в том, что у него ощущение всегда предшествует идее. «Причинами наших идей являются на­ши впечатления, а не наоборот». На основе данного положения Юм сформулировал «первый принцип» науки о «человеческой природе». Содержание его тако­во: все простые идеи происходят прямо или косвенно от соот­ветствующих им впечатлений. Этот принцип снимает вопрос о врожденных идеях, поскольку последние могут появиться только после получения впечатлений, и потому впе­чатления являются первоисточником. Сложные идеи могут быть результатом многочисленных комбинаций, раз­личными способами складывающихся в нашем интеллекте. Про­стые представления у Юма имеют тенденцию к объединению друг с другом по принципу ассоциации. Он выделяет три качест­ва, благодаря которым возникает ассоциация и благодаря кото­рым ум переходит от одной идеи к другой: это сходство, смеж­ность во времени или пространстве, причина и действие. Такие связи он называет родом при­тяжения и считает их необычными, сродни притяжениям в ми­ре природы, а причины их неизвестными, и потому форму­лирует второй принцип, являющийся непосредственным следст­вием первого: чтобы проверить и доказать убедительность вся­кой обсуждаемой идеи, необходимо указать соответствующее ее впечатление. Особое внимание Юм обращает на происхождение сложных идей, поскольку их возникновение многообразно и раз­нородно. Он вводит их классификацию, данную Локком: идеи субстанций, отношений, обобщения, развивая ее. Юм – номиналист, он отрицает общие понятия. Он считает, что всякая идея – лишь образ, отражение, образ индивидуаль­ный и частный. Общий смысл частной идее придает слово. Раз­ные вещи называются одним и тем же словом по причине сходст­ва. Поэтому задача философии, по Юму, – не претендовать на решение «вечных вопросов» – о Боге, душе, бытии, а помогать человеку в его практической жизни, ограничивать познание эм­пирическими рамками. Математические и логические знания Юм считает всеобщими и необходимыми, но они свидетельствуют лишь о связи между идеями в человеческом сознании. Опытное знание говорит нам о мире явлений, но оно не полностью достоверно, а всего лишь вероятно, привычно и принимается на веру.

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820-1895) – немецкий философ, учёный, революционный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в г. Бармене в семье текстильного фабриканта, был широко образованным учёным, занимался военным делом, знал около 20 языков. Вначале находился под влиянием абсолютистского идеализма Гегеля. В 1841-1842 гг., отбывая воинскую повинность, посещал Берлинский университет, где вместе с будущим основателем экзистенциализма С. Кьеркегором слушал лекции Ф. Шеллинга, примкнув к младогегельянцам. Мировоззренческий переворот и переход на позиции материализма произошёл у него под влиянием работы Л. Фейербаха «Сущность христианства». Встреча в 1844 г. с К. Марксом определила его дальнейший жизненный путь. Энгельс стал его ближайшим другом и соратником, а также популяризатором его идей. Научную и политическую деятельность он совмещал с работой приказчика, затем пайщика торгового дома в Манчестере (Великобритания), занимаясь коммерцией, которая оказывала материальную поддержку семье К. Маркса. Его труд «Диалектика природы» представляет научный интерес с точки зрения методологических подходов к естествознанию, где во «Введении» рассматривается развитие природы, естествознания и человеческого общества, начиная с XV века и доказывается, что до XIX века метафизический метод помогал систематизировать и классифицировать огромный естественнонаучный материал, то, начиная с XIX века метафизический способ мышления естествоиспытателей становится тормозом для развития естествознания: «Теперь вся природа простирается перед нами как некоторая система связей и процессов, объясненная и понятая, по крайней мере, в основных чертах». Он делает вывод, что «именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой». В с