НГПУ
Реферат
Князь Олег
Выполнила: Морева А. 112гр
Преподаватель: Елагин В.С.
Новосибирск 2010г
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Немного слов о происхождении Князя Олега. Существует две версии:
Версия по Новгородской летописи и традиционная версия, изложенная в
«Повести временных лет», в которой Олег является родичем Рюрика
(брат его жены Ефанды, опекун малолетнего Игоря). После смерти
Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством.№ года Олег
правит в Новгороде и после улучшения своего положения со своей
дружиной отправляется на юг, по речной линии Волхов-Днепр.
Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев,
Олег основывается в нём. Объединяет два основных центра восточных
славян (северный и южный) в центр объединенного государства, и
объявляет Киев матерью русской земли. По летописи именно Олега
считают основателем древнерусского государства, а не Рюрика, и
традиционно датируют 882 годом. В следующие 25 лет Олег расширяет
свою державу. Подчинил Киеву радимичей, древлян и северян,
уничтожил зависимость от хазар. По преданию Олег сказал им, что он
хазарам враг и что лучше бы они платили ему, чем им. Укрепив свое
влияние, наложением дани и оградив границы от нападений
соседей-кочевников, в 907 году Олег отправляется на Византию,
в военный поход к Константинополю. ОТ византийских авторов нет
упоминания об этом походе, но некоторые современники считают его
легендарным.
В «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи
ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу
в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел
иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить
на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле
паруса и пошли к городу». Испугавшись, греки предложили Олегу мир и
дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит.
Поход дал заключение договора, который обеспечивал беспошлинную
торговлю русским купцам. По договору Олег за каждую уключину
получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать
дань на русские города. В данном договоре Олега именуют «великим
князем русским». В том же, 912 году Олег погибает.
Олег Вещий в «Повести временных лет»
Вещий Олег, древнерусский князь, его имя упоминается в исторических
документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности
дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события
тесно переплелись с легендарными.
Легендарность имеет рассказ о Вещем Олеге в летописи «Повесть
временных лет». «Повесть временных лет» — наиболее ранний из
дошедших до нас летописных сводов. Летопись имеет в себе очень
много материалов сказаний, повестей, легенд, устные поэтические
предания о различных исторических лицах и событиях.
Олег является родичем Рюрика по повести. Но из других источников
известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его
воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным
достоинствам.
Олег был выдающимся полководцем, а его мудрость и осторожность были
очень велики, что казали сверхъестественными. Князь прозван«вещим»,
т.е. волшебником, это прозвище дали ему язычники, но и ему не
удается уйти от своей судьбы.
В 879 году скончался Рюрик. Он завещал княженье Олегу и оставил на
попечение своего сына, Игоря. Три года правил Олег в Новгороде, а
затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился
покорять новые земли.
Русская земля была в это время заселена различными племенами. В
летописи называется более десяти славянских племен: вятичей,
кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали
племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела
четких границ и не знала единых законов. Киевский князь властвовал
только в некоторых пунктах, обладающих торговыми путями. Он также
собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата
дани, признания верховной власти Киева составляли в то время все
существо государственной власти.
Собранную дань необходимо было продовать в соседних странах —
Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль
и была кровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в
столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств.
Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю.
Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на
действия византийских властей был дан на государственном
уровне.
Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыл по
Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом,
волоком перетащив ладьи, по Днепру.
По пути Олег завоевал город Смоленск и Любеч, оставив там своих
воевод.
Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян и увидел
большой, красивый город Киев. В Киеве княжили два князя — Аскольд и
Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег,
служили князю Рюрику.
Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен,
применил не силу, а хитрость.
Он оставил большую часть своего войска позади, а сам с малой
дружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и
отправил к Аскольду и Диру посланца: «Мы-де варяжские купцы, везем
много хороших товаров. Пусть придут киевские князья посмотреть —
может, чего купят».
Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий
караван, и вышли на берег без всякой охраны.
Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно
ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им
навстречу и сказал: «Вы не княжеского рода, а я — князь, и со мною
Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжить!» Он подал
знак своим воинам — и те мечами вмиг зарубили Аскольда и Дира.
Олег победителем вступил в город и повелел: «Да будет Киев матерью
городам русским!» Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил
дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен.
Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них
дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он
основал множество городов. Так образовалось великое Киевское
княжество — Киевская Русь.
Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену — Ольгу (по
некоторым данным, она была дочерью самого Олега), но княжества не
уступил.
В 907г. пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве.
Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег
выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному
морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать
шла берегом.
Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско
устремилось к Царьграду.
«И пришел Олег к Царьграду (Константинополю)». Вот показалась
столица Византии — ее белые крепостные стены, золотые купола
храмов.
Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным
войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули
крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.
Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от
города.
Олеговы воины разорили царьградские предместья, пожгли дома и
храмы, поубивали мирных жителей и побросали в море. Но самого
Царьграда Олег взять не мог — цепи надежно защищали город от
вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса,
поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса.
Подул попутный ветер — и корабли понеслись к городу по суше, как по
морю.
«Греки же, увидав это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не
губи города, дадим тебе дани, какой захочешь»».
Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев.
Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только
Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим. Но
греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом
походе.
Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя
побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает.
Олег потребовал по 12 гривен на каждую пару весел на своих двух
тысячах кораблей, а также дань для русских городов — Киева,
Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.
В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между
Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе.
Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись
святым-крестом, а Олег и его воины — славянскими богами Перуном и
Велесом.
С честью и великой славой возвратился Олег в Киев.
Олег княжил долгие годы. Однажды он призвал к себе
волхвов-прорицателей и спросил: «От чего суждено мне умереть?» И
волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого
коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не
сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а
себе взял другого.
Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня
и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года
прошло, как умер твой конь».
Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они
сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего
коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями
и выбеленные солнцем.
Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого
ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла
ядовитая змея — и ужалила Олега в ногу.И от змеиного яда умер
Олег.
Заключение
Действия Олега Вещего — сплошная череда героических подвигов,
которая закончилась беспримерными историческими событиями в истории
Руси: и тем, что вещий князь прибил щит победителя над воротами
Царьграда, и тем что именно во время его правления получила
хождение русская азбука. После его смерти процесс дальнейшего
формирования Державы Рюриковичей сделался уже необратимым. О
бесспорных заслугах в этом деле Вещего Олега, думается, лучше всего
сказал Н.М. Карамзин: «Мудростью Правителя цветут государства
образованные; но только сильная рука Героя основывает великие
Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя
Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с
Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное».
Сильно сказано! И главное — правильно! Вот только где же эти герои
в наши дни? Где созидатели? К несчастью, последнее время у нас
перед глазами мелькали одни разрушители…
Так склоним же голову в знак неоплатной признательности перед
великим сыном Земли Русской — Вещим Олегом: одиннадцать веков назад
князь-язычник и воитель-жрец сумел подняться над собственной
религиозно-идеологической ограниченностью во имя культуры,
просвещения и великого будущего народов России, которое стало
неизбежным после обретения ими своего священного сокровища —
славянской письменности и русской азбуки.
Список литературы
Нестор «Повесть Временных лет»
Карамзин Н.М. «История государства Российского»
ru.wikipedia.org
«Литературная Россия» №38 за 2000г.
Князь Олег 2
35
0
6 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!