- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Комплексный характер процесса проектирования. Усложнение функции объемно-пространственной структуры.



 

План:

1. Процесс проектирования

2. Функциональность. Функция объемно-пространственной структуры.

Проектирование — создание описания, изображения или концепции несу­ществующего объекта с заданными свойствами. «Основной этап дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера... В дизайнерском проектиро­вании сочетаются знания и фантазия, интуиция и расчет, наука и искусство, талант и мастерство». Проектирование связано с психологией творчества, по­этому дизайнеру необходимо для интенсификации проектирования учитывать и применять методы эвристики, способствующие развитию фантазии и вооб­ражения и поиску новых нетривиальных путей решения проектной задачи

В процессе проектирования необходимо применять дан­ные науки (социологии, прогнозирования), а также использовать образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокуль­турным содержанием.

Проектная идея «овеществляется» в процессе проектирования в эскизе — в макете — в модели. Начальный этап проектирования нового изделия — созда­ние его эскиза. Дизайнер создает сначала в своем воображении прообраз буду­щей вещи с учетом существующих проектных идей, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры (архитектуры, живопи­си, скульптуры), а затем ее предварительное графическое изображение (эс­киз), которое потом дополняет объемными моделями, описаниями облика и способа практического использования. При этом проект приобретает конкрет­ные очертания в процессе дизайнерского моделирования.

Процесс проектирование одежды включает в себя этапы моделирования, конструирования и технологии изготовления, как разновидности художественного и технического проектирования. Эти этапы содержат операции исследования существующих изделий, создания эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей конструкции изделий, изготовления опытных образцов. Результатом данного процесса является модель (образец) изделия и комплект документации, определяющий устройство изделия и содержащий все сведения, необходимые для изготовления, контроля и эксплуатации изделия.В практике инженера-конструктора техническое и художественное проектирование протекают как единый процесс. Чаще всего под техническим проектированием подразумевают процесс конструирования, а под художественным – моделирования. Конструирование – это процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия. Конструирование одежды – разработка конструкции модели одежды, т.е. построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) целого (всего изделия). Результатом конструирования являются чертежи, рисунки, расчеты. Костюм – образно решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию. Аксессуары – дополнения к костюму – шарф, косынка, платок, головной убор, перчатки, сумка, кошелек, пояс-ремень, зонт, чулки и т.п. Сумку, пояс- ремень, кошелек, перчатки и т.п. называют галантереей. Для застегивания, прикрепления деталей, их уплотнения, украшения изделия служит фурнитура. Продуктом деятельности создателя костюма является модель (образец).По своему характеру различают модели-идеи (выставочные, перспективные, уникальные) и промышленные модели. Ассортимент – это состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли или какой-либо другой группе товаров. Либо это можно обозначить как изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным признакам. Ассортимент – ряд промышленных изделий, сформированный комплексно на основе выявленной и научно обоснованной структуры потребностей и реализуемый как номенклатура продукции, производимой промышленностью; набор или перечень товаров по видам, назначению, сортам и применяемому сырью. Гардероб – совокупность всей одежды, находящейся в пользовании одного человека или семьи.Коллекция моделей одежды – это серия моделей определенного или различного назначения, построенная на основе единого решения, стиля конструкции, базовой формы, структуры материала.Семейство моделей одежды – серия изделий, разработанная на одной конструктивной основе в связи с требованиями унификации конструирования и моделирования в условиях массового промышленного производства.Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность – соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека

Моду в одежде определяет силуэт. Силуэт характеризуется высотой и шириной плеч, степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, длиной и шириной изделия внизу. По форме различают изделия строгие и «фантази». Для строгих изделий характерны несложная конструкция, прямые сдержанные линии, втачной рукав, простой или отложной воротник, прилегающий силуэт, несложная отделка или отсутствие таковой. Одежда формы фантази разнообразна. Ей свойственны подчеркнутая декоративность форм и деталей, сложные конструктивные линии, нарядные виды отделки (шитье, кружева, мех и др.). Силуэт и форма изделия являются основой модели и решаются покроем. Покрой одежды зависит от формы рукава, воротника, застежки, карманов. Каждый силуэт характеризуется многообразием фасонов. Фасоном изделия называют детальную разработку основной формы с помощью различного покроя, швов, складок и др. Конструктивное решение объемно-пространственной структуры формы называется покроем.

Кроме объемно-пространственной структуры форма характеризуется композицией, т.е. таким построением и сочетанием элементов – объемов, линий, пропорций, цвета, фактур, орнамента, которые создают определенное зрительное впечатление. Композиция должна производить впечатлений единого целого. Линии создают общий и отдельные контуры модели.

В одежде различают три вида линий – силуэтные, конструктивные и декоративные. Пропорции в одежде – это правильное сочетание размеров отдельных частей одежды между собой, а также изделия в целом. Материал как один из основных факторов воздействия занимает ведущее место в одежде. Отделка всегда дополняет и украшает модель.

Для этой цели используют машинную строчку, тесьму, ленту, вышивку, аппликации, кружева, фурнитуру, ткани, трикотаж, натуральную и искусственную кожу и т. п. Части и элементы формы могут быть согласованы в различном порядке. Согласование частей одежды в определенном порядке называется ритмом. Ритм вносит в одежду выраженные эмоциональные оттенки. Конструирование одежды – важный этап швейного производства. Оно заключается в разработке по образцу модели технических чертежей для всех деталей изделия, а также в изготовлении и проверке лекал (выкроек), которые используют для раскроя материала на детали при массовом, серийном и индивидуальном производстве одежды.

Конструкция одежды представляет собой соединение деталей и частей изделия в единое целое для создания объемной формы. От правильной разработки конструкции одежды в большой степени зависят удобство ее в носке, правильность посадки на фигуре, надежность в эксплуатации, сохранение формы, возможность ремонта и т. п. Конструирование одежды осуществляют расчетно-графическим и муляжным способами.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое проектирование?

2. Что включает в себя процесс проектирования?

3. Что такое конструирование одежды?

4. Что такое ассортимент?

5. Что такое функциональность?

6. Объемно-пространственная структура

Переход от проектирования единичного предмета к проектированию комплекта вещей; переход от проектирования отдельного предмета к проектированию среды. Ознакомление с наиболее распространенными формами промышленных изделий, со смежными областями проектирования.

План:

1. Проектирование единичных изделий

2. Проектирование серии изделий на базе одной конструктивной основы

3. Проектирование комплекта

 

Для промышленного производства характерно проектирование единичных изделий. При массовом производстве одежды используется единая методика конструирования одежды. Массовое производство ориентировано на типовую фигуру, так как производимая массовая продукция должна отвечать потребностям большей части населения.

Проектирование единичных изделий производится, как правило, для больших Ии малых серий. Причем для малых серий разрабатываются более остромодные модели, а для больших серий – смягченные модные силуэты.

Процесс проектирования начинается с анализа требований, предъявляемых к изделию, и, прежде всего, его функциональных особенностей, которые могут обеспечиваться конструкцией, а также, в некоторых случаях, материалом или цветом (например, одежда дорожных рабочих обязательно яркого цвета, а одежда работников химической промышленности или пожарников должна выполняться из специальных материалов).

При проектировании единичного изделия для массового производства учитываются условия производства, то есть выясняются возможности оборудования предприятия и определяется процесс технологической обработки.

На основе приведенного анализа вырабатывается принципиальная конструкция, определяется взаимозависимость основных частей формы, их масса, выбирается материал. Все это становится базой для определения пропорций основных частей формы, геометрического строения изделия: соответствия и направленности конструкций и декоративных линий, масштабного соответствия деталей, а также ритмической организации деталей, пластической проработки формы в целом.

Промышленное производство одежды, для которого характерно использование стандартизированных узлов и унифицированных деталей, дает возможность разрабатывать серии изделий (или семейство моделей) по одной конструктивной основе. Поэтому проектирование изделий массового производства начинается с разработки базовой формы, в основе которой заложена структура, исходная для всех последующих её вариаций.

При разработке базовой формы прежде всего учитывается модное направление в развитии одежды. В конструкцию базовой формы закладываются особенности линии плеча (мера приподнятости и приспущенности, покатости или спрямленности), прибавки и линии, обеспечивающие необходимое распределение объемов становой части, форму и объем рукава, общую расширенность или обуженность и длину изделия.

Модель базовой формы создается по законам композиции, прорабатываются пластика формы и силуэта, пропорциональные отношения, ритм, симметрия с продуманным использованием характеристик материала – цвета, рисунка или фактуры, акцентируются отдельные части формы. Все построение композиции производится с учетом возможности варьирования в дальнейшем не только отдельными накладными или съемными деталями (карманы, воротники, пояса, хлястики),но и узлами и даже частями изделия.

Изменения могут в дальнейшем подвергаться длина рукава ( рукав может быть длинным или совсем коротким, 7/8 или 3/4), длина юбки при отрезном по талии решении платья в пределах модного направления и данного типа изделия, конструктивные узлы ( пройма – головка рукава, горловина – воротник, линия талии – верхний край юбки).

Например, в изделиях с одной и той же проймой могут быть использованы разные рукава, для одной и той же формы горловины могут использоваться воротники с разной линией отлета, юбки от линии кокетки или талии могут быть и в сборку, и в складку разной ширины.

 

Художественная система “комплект” имеет наиболее широкое распространение в проектировании одежды. Комплекты костюма специально разрабатываются для промышленности.

Комплект (в переводе с латинского означает “полный”) – это полный набор одежды и предметов, дополняющих ее и составляющих вместе с ней костюм, отвечающий определенному, конкретному назначению. Одежда и предметы в комплекте связаны между собой стилевым единством художественного решения формы.

Так, по отношению к одежде говорят: дорожный комплект, комплект для службы, спортивный комплект, комплект для пляжа. В зависимости от сезона и других условий дорожный комплект, например, может состоять из пальто, сарафана, блузки, жилета (безрукавки, длинной или короткой), юбки, брюк. Отдельными комплектами делаются и дополнения к ним: головной убор, перчатки, обувь, пояс, сумка и др. Летний повседневный комплект может состоять из костюма с короткими рукавами, блузки, шорт, головного убора, головной повязки.

При специализации промышленности части комплекта изготовляются целым рядом предприятий. При этом огромное значение имеет согласованность работы этих предприятий, участвующих в выпуске частей комплекта.

Система “комплект”позволяет достичь высокого художественного уровня вещей, составляющих костюм, так как одежда и ее дополнения, входящие в комплект, связаны между собой единством назначения и художественного решения. Важной особенностью комплекта является взаимозаменяемость его частей в зависимости от назначения. Замена одной вещи другой, взятой из комплекта, не должна нарушать его художественную целостность. Для этого вещи, составляющие комплект, должны быть равнозначны друг другу.

Связь частей комплекта строится на использовании различных отношений и ритмического повторения каких-либо составных первичных элементов формы: силуэта, линий, цвета, отделки и др.

Проектирование одежды в художественной системе“ан­самбль” более высокий уровень и более сложная ступень творчества.

Современное определение ансамбля как вида художественной системы вытекает из его исторически сложившегося понимания, основанного на анализе самых различных произведений прикладного искусства. “Ансамбль” (в переводе с французского означает “вместе”) в костюме – это совокупность составляющих его предметов, решенных по определенному идейно-художественному замыслу. В широком смысле слова ансамбль определяет образную связь костюма с человеком, его мировоззрением, видом деятельности, обстановкой (пикник, городская улица, офис, дом, театр, транспорт; весна, лето, осень, зима; утро, день, вечер).

В профессиональном, узком смысле слова ансамбль – это продуманная связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретной ситуации, для выражения художественного образа.

В ансамбле, в отличие от комплекта, одежда и ее дополнения помимо согласованной связи еще и подчинены друг другу. Ансамбль в костюме обязательно имеет какую-то часть, главенствующую над остальными частями, причем и подчиненные части могут быть неравнозначны между собой. В ансамбле ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, ни заменить без нарушения его художественной образности.

В повседневной жизни, на службе, дома, на улице удобнее пользоваться комплектами одежды и дополнений, так как вещи комплекта можно заменять. При этом, заменяя одну вещь другой, можно менять и назначение костюма, используя его для того или иного вида деятельности. Можно, конечно, проектировать как ансамбль костюм любого назначения, но это не всегда бывает целесообразно и практично. Однако есть костюмы, которые надо разрабатывать только на основе художественной системы “ан­самбль”. К ним относятся нарядные туалеты, костюмы для особо торжественных случаев, например, для свадьбы, а также костюмы специального назначения (эстрадный, зрелищный).

Проектирование костюма в ансамбле начинают с определения его главной части в соответствии с художественным образом и назначением. Чаще всего главной частью ансамбля является одежда или какая-либо ее часть, но могут быть и такие случаи, когда композиционным центром (главной частью) ансамбля будет не одежда, а, например, шляпа или украшение. Число предметов, вещей, составляющих костюм в ансамбле, может быть весьма различным – меньшим или большим в зависимости от их необходимости для выражения художественного образа и требований, предъявляемых к конкретному ансамблю. Согласованность и связь частей ансамбля строятся на тех же основных закономерностях композиционного процесса, что и в системе “комплект”. Соподчинение частей ансамбля, выделение его композиционного центра, динамика основываются на законах соподчинения и читаемости формы в композиции костюма.

Система “ансамбль” в костюме более, чем другие художественные системы, может выразить образное, эмоциональное содержание формы, а потому широко применяется в моделировании одеж­ды как самое действенное средство раскрытия через художественные образы формы развития жизни, реальной действительности, общественного вкуса и направления моды.

Система “ансамбль” для проектирования моделей одежды в промышленности имеет ограниченное применение, так как ансамбль – это специализированный и индивидуализированный костюм, который можно воспроизводить только в очень малых тиражах, что не рационально для промышленности; кроме того, при узкой специализации швейных предприятий затруднителен выпуск составных частей ансамбля.

Главное назначение художественной системы “ансамбль”– это разработка новых художественных предложений, пропаганда нового образного направления моды и творческой работы художника-модельера.

Новые тенденции моды ставят перед промышленностью требование подготовки к смене всего ассортимента изделий, составляющих костюм. Эту смену надо осуществлять организованно, продуманно и в определенные сроки.

Контрольные вопросы:

1. Виды проектирования одежды в дизайне

2. Проектирование единичных изделий

3. Проектирование серии изделий на базе одной конструктивной основы

4. Проектирование комплекта

5. Что такое ансамбль?