- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Костюм 1800—1825 годов. Стиль ампир



Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы. Плотными симметричными рядами располагались орнаментальные рельефы, росписи на неподвижной глади дворцовых стен или лакированной мебели, создавая величественную монументальность интерьера.

Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Зимой и осенью мужчины носили редингот с несколькими воротниками или пелериной.

Прически в основном короткие, головные уборы— высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями.

Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Пропорции костюма остаются такими же, как в конце XVIII в. (высокая талия делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6, прямая длинная юбка и узкий лиф). В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет. Применение дорогих плотных тканей резко меняет пластику костюма. В нем появляется все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки, оборок. Платье делают из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке, и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками. Оно часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

Далее женский костюм становится более тяжелым, увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами. Расширяется линия плеча. Линия груди остается завышенной, линия талии опускается ближе к естественной. Линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток). Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура делается менее высокой и стройной.

Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводят к значительному расширению ассортимента верхней женской одежды: появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, отделанные бархатом, атласом (зимой— стеганные на вате или подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, покрой и форму деталей платья.

Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, а затем шляпой типа ток, длинными лайковыми перчатками, часто без пальцев (митенями).

Туфли— открытые, плоские, кожаные на низком каблуке.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В КОСТЮМЕ

 

 

Реалистические черты стали выступать гораздо ярче в искусстве готики, возникшей в XII—XV веках и распространившейся по всей Европе. Название «готика» условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые первыми применили этот термин, характеризуя искусство Средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. После того как в XIX столетии появилось понятие «романское искусство», готическим стали именовать заключительный этап истории средневекового искусства в Западной Европе — с конца романтики до начала эпохи Возрождения.

В XIII веке издаются первые законы, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзереном. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д.

Происходила перегруппировка господствующих сословий. Рыцарство, до этого времени задававшее тон в культуре, еще находило возможность проявлять себя в длительных войнах и различных воинских забавах, однако постепенно сходило со своего высокого пьедестала, растрачивая силы на междоусобицы и рыцарский разбой. В то же время росли, крепли и богатели города, на политическую арену выходило бюргерство, росло самосознание, а вместе с ним и самоутверждение, проявлявшееся и в костюме.

Набирал силу здоровый реализм в жизни и обычаях, в искусстве и культуре; вместе с тем дотоле смиренное благочестие сменилось мечтательной аскезой, религиозным фанатизмом и идеологическими поисками, выразившимися в различных ересях.

Все эти противоположности не замедлили сказаться в коренном изменении одежды и многообразии ее форм.

В это же время с развитием портновского искусства усложняется технология изготовления одежды. В одежде Западной Европы, и прежде всего во Франции, начинается подлинное «господство ножниц»: закладываются основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женской одежды. Умение кроить ткани устранило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого станка.

То, что ранее едва отваживалось проявиться — подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию, — теперь с полной определенностью производится посредством одежды, то есть появляется «мода» в современном смысле.

В костюмах впервые появляются вшивные рукава, которые первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда очень узка и снять ее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение.

С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для постоянной носки. В костюме появляется воротник. Усложнение кроя позволяет расчленить объем и тем самым создавать костюм, подчеркивающий фигуру. В женском платье наблюдается членение на лиф и юбку.

Характерной чертой силуэта одежды ХШ и XIV веков становятся вытянутые готические пропорции. Особенно же заметным влияние готики на костюмы стало в XV столетии.

Тонкость и вытянутость силуэта с изяществом завершается сильно вытянутыми заостренными формами шляпы и башмаков. В одежде преобладают яркие цвета, самой модной тканью становится бархат, появившийся в период позднего Средневековья. Ткани богато орнаментируются. Излюбленный орнамент — растительный.

Костюмы по своим формам становятся все разнообразнее. В XIV веке в мужском костюме появляются два модных направления: короткая и длинная одежда. Одни носят свободное и длинное, другие (чаще всего молодежь) — узкое и короткое.

Нижней мужской одеждой всех классов по-прежнему была камиза. Сверху надевали котт, доходивший теперь до середины икры или до щиколотки. Однако к середине XIV века он вышел из моды. Модным стал пурпуэн — короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки, существовавшие как одно целое в виде сквозных тесно прилегающих паголенков. Щеголи носили пурпуэн с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами.

Кроме пурпуэна у знати в моде были два верхних кафтана — котарди и блио. Котарди — узкая одежда, доходившая до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими и широкими, в виде крыльев. Блио — отрезной по талии кафтан с узким лифом и пышными полами, не сшитыми по бокам. Блио обычно шнуровали сзади.

В этот период у всех классов был в ходу нарамник — тип плаща, состоявший из куска ткани, согнутого пополам и имевшего на месте сгиба отверстие для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть длинными и короткими.

Сшитый в боках нарамник превратился в одежду, называемую сюрко. Сюрко иногда имело ложные рукава либо просто проймы. Модным был короткий плащ — табар, с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Этот вид одежды являлся обязательной принадлежностью костюма герольда, пажа.

Женский костюм состоял из котт и камизы. У котт был узкий верх, шнурованный сбоку или сзади, и широкая за счет боковых клиньев юбка. С XIII века талия стала удлиненной, а юбка приобрела шлейф.

В юбку иногда вшивали спереди кусок собранной в сборку ткани, так как считалось модным драпировать ткань на животе.

Женщины всех сословий носили накладные нарамники, иногда длинные, иногда укороченные до середины икр. Верхней одеждой был плащ, полукруглый и круглый, с передним разрезом, на груди застегивавшийся пряжкой.

Обувью мужчинам служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века обувь феодалов, так называемый пигаш, приобрела настолько удлиненные носки, что иногда они достигали 50 см. Женская обувь была схожа с мужской — с заостренными носками.

Однако наибольшее значение придавалось формам головных уборов. Мужчины носили прежний средневековый капюшон, видоизменяя его в соответствии с модой. Обычно он был пришит к плащу или куртке. Капюшон-воротник, как и ранее, прикрывал голову и плечи и мог застегиваться спереди; со временем край воротника сзади удлинился и стал свисать сзади, а иногда мог даже опускаться ниже пояса.

Распространенным головным убором, который носили женщины всех слоев населения вплоть до XV века, был горж. Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. Носили женщины также вилообразный, или «двурогий» чепец с ниспадающим покрывалом или с широким свисающим краем.

Плотно прилегающая мужская куртка, ватная подкладка на груди, спине и плечах, туфли с длинными узкими носами, длинная верхняя одежда с рукавами наподобие колокола, длинные шлейфы женских платьев, глубокие проймы сюрко, высокие «двурогие» чепцы, без сомнения, были изобретены французами. Но развить эти формы до неслыханного великолепия и совершенства было призвано герцогство Бургундия, которое во второй трети XV века превосходило в политическом и культурном отношении ослабленную войной Францию.

21 Одежда Романского периода (IX — XII вв.)
В раннем средневековье одежда, как и ткани, изготовлялось обычно в поместье феодала для него самого и его семьи. Только и XI веке с развитием городов появляются цехи, изготовляющие одежду. В раннем средневековье одежду шили из льняных и шерстяных тканей. Шелк являлся предметом роскоши и бил доступен только богатым феодалам, покупавшим его у Византийских купцов. Костюмы для висшего сословия шили из тканей преимущественно ярким тонов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы для простонародья - из тканей более темных расцветов; серого, коричневого. Одежду желтого цвета обычно не носили, так кик этот цвет считался цветом измены и ненависти. Вообще, символичность была характерна для средневековой культуры. Каждому цвету придавали особое значение. Так, белый цвет символизировал чистоту, веру; черный - скорбь, верность; голубой - нежность. Одежду целиком красного цвета - цвета крови - начиная со средневековья носили палачи. Ткани были безузорными, одежда украшалась меховой опушкой или вышитой узорной каймой. Декоративность костюма достигалась сочетанием контрастных цветов. Классовое различие в одеждах проявлялось главным образом в качестве ткани и драгоценности отделки, а не в форме костюма, так как покрой всех одежд был еще очень прост и примитивен. В раннем средневековье преобладают накладные одежды. Обертывались вокруг тела только плаши. Тело старалась закрыть как можно плотнее - в этом сказывалось влияние церкви. Женщины носили только глухие, закрытые платья, скрывавшие ноги; мужчины - одежды и длинные, и более короткие, открывавшие ноги. На формирование типа средневековой одежды влияли также климатические условия. Мужская одежда состояла из двух туник, надетых друг на друга. Первоначально туники были короткими - до колена, но с середины XI века они удлинились до середины икры, короткие же носили только крестьяне и молодежь. Возрастные отличия в костюме были во все времена и эпохи. Обычно пожилые люди избегали слишиком коротких, слишком узких и слишком ярких одежд. Туника короля могла доходить до пола. Туника всегда опоясывалась, а над поясом иногда был напуск. Нижняя туника - камиза - была, с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя - котта - могла быть безрукавной или с короткими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. Декольте было полукруглым или прямоугольным. Котту шили из более дорогих тканей, чем камизу. Во время холодов носили еще безрукавную одежду типа жилета – рок - плащи, сначала короткие типа римского полудалментума (т.е. полукруглые), а с XI века длинные, доходившие до самой земли. Плащи застегивали на правом плече. В народе часто надевали плащ с капюшоном - ненулу.

Костюм Византии

В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами — германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией.

Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Христианство было господствующей религией, огромной экономической и политической силой.

В искусстве Византии и эстетических взглядах V-VII вв. отразились все противоречия эпохи: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики.

Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка.

Сохранившиеся мозаики византийских церквей, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи. Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное изображение человека — характерны для них.

Византийский костюм

Костюм Византии следует рассматривать как элемент художественной культуры Византийской империи, первоначально рабовладельческой, затем феодальной, сложной по своему этническому составу. В Византийском государстве вся культурная жизнь находилась под влиянием огромного штата придворных и оставалась в узких и неподвижных рамках раз и навсегда очерченного церемониала. Этой цели должна была служить и одежда.

После перенесения столицы в Константинополь переселившиеся сюда римляне перенесли сюда и многие свои обычаи, и поначалу византийская одежда ничем не отличалась от западноримской. Но многообразное влияние Востока было так сильно, что очень скоро римляне утратили почти все, что было у них римского. При византийском дворе был введен восточный этикет со всей его роскошью. В одежде влияние Востока выразилось сначала главным образом в роскошных дорогих материях; вместо легких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, на костюмы византийских вельмож идут тяжелые шелковые, атласные и парчовые ткани, падающие неподвижными складками.

В первое время в Византии в форме и покрое одежды и мужчины, и женщины хранили верность древнеримской одежде. Мужчины носили длинную рубаху-юбку с узкими и длинными рукавами (туника или хитон), поверх туники иногда надевался талар, похожий на тунику, но доходивший до земли и без рукавов, к тому же настолько широкий, что плечи спускались на руки, образуя подобие широких рукавов. Характерной отделкой, встречавшейся на позднейших римско-христианских туниках, были две темные или пестрые полосы, спускавшиеся спереди и сзади до самого подола. Такими же полосами окаймляли и подол, и ворот, и низ рукавов.

Поверх туник набрасывали плащ, который скрепляли на правом плече аграфом. Этот плащ походил на римский сагум, или лацерну (верхнее, преимущественно дорожное платье с капюшоном), однако был длиннее римского, причем у знати — из дорогого материала с богатой отделкой, часто с четырехугольной вставкой (таблионом) на груди — знаком высокого положения.

Женская одежда состояла из туники, надевавшейся на голое тело, и из покрывавших ее столы и мантии. Сначала женщины носили столу в виде длинной рубашки, расширявшейся книзу и снабженной узкими рукавами. Вскоре столу начали шить с широкими рукавами, отчего стали видны узкие рукава нижней туники, сшитой обычно из полотна.

Приблизительно до конца IV века греческие одежды хитон и гиматий встречались и у простых византиек; подобно мужчинам, они застегивали их на правом плече или спереди на груди. Иногда они накидывали их сзади на плечи, и оба верхних конца перекрещивались на груди и закидывались на спину. Верхний край хитона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капюшона. Мантия, представлявшая собой полукруглый кусок ткани, часто на концах украшалась кистями. Для мантий обычно выбирали однотонную ткань и подол всегда украшали красивым шитьем. Особенной любовью пользовались красная стола и голубая мантия. На византийских изображениях Богоматери постоянно повторяются эти цвета; и до сих пор наиболее употребительным одеянием Божьей Матери на ее изображениях являются красная рубашкообразная стола и наброшенная на голову синяя мантия.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты — духовный. Тело всячески маскируется. В связи с этим все сильнее проявляется мотив окутывания всех частей тела до такой степени, что даже туника с рукавами, доходившая до ступней, постепенно становится совершенно гладкой и, лишенная складок, напоминает мешок, под которым уже даже не угадываются линии тела.

Появлению новых форм одежды способствовало также производство в Византии плотных, тяжелых, неэластичных тканей, затканных или вышитых металлическими нитями, драгоценными камнями. В нивелировке форм тела большое значение имел также рисунок тканей — крупный, четкий, плоскостной.

Итак, новое представление о красоте, использование неэластичных с крупным плоскостным орнаментом дорогих тканей обусловили господствующее положение «футлярной» формы одежды, простой по покрою, делающей тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.

Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размеры головы к росту — 2:6,5. Эти соотношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником — оплечьем, широким, круглым или фигурно вырезанным, пышно декорированным золотом и драгоценностями.

В VI веке в Грецию была перенесена культура тутового шелкопряда, и шелк стали производить в Византии, что сделало его дешевым и доступным почти всем слоям общества. Шелковые материи ткались с систематично повторяющимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабесками и орнаментальными изображениями растительного мира. В конце концов даже самые дорогие ткани перестали удовлетворять страсть византийцев к роскоши, и для того чтобы придать материи еще больше блеска, затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем. Даже христиан не миновала эта страсть к роскоши, и они нередко украшали свои одеяния целыми картинами из Священного Писания. В мужской одежде встречается также изображение плаща, который, по преданию, носили только Христос, апостолы и некоторые святые: он имел форму гиматия древних греков, точнее, ту идеальную форму, которую сохраняют христианские образы и в современном искусстве.

Жесткой и пышной была одежда знатных дам. Туника и стола были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ оставался еще близким к античному типу: он накладывался сзади на оба плеча, а концы спереди забрасывались крест-накрест назад. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал эстетике христианской религии, что стал постоянной одеждой святых в иконописи.

Византийки для предохранения причесок и вместо головных уборов употребляли пестрые платки и шарфообразные повязки. Знатные дамы часто носили чепцы, полностью закрывающие волосы, к которым были прикреплены обрамляющие лицо валики из двухцветных лент.

Обувью женщин служили богато украшенные, пестрые, мягкие, похожие на чулки полусапожки. Мужчины римские сандалии и башмаки сменили на более или менее высокие сапоги, которые, в свою очередь, позднее были заменены богато украшенными красными полусапожками, обернутыми ремнями, плотно облегавшими голень и ступню.

Предметом роскоши как у мужчин, так и у женщин был пояс, сделанный иногда из золота и украшенный драгоценными камнями. У женщин драгоценными украшениями служили серьги, всевозможные пряжки и браслеты. Были в ходу роскошные ожерелья, к которым подвешивались медальоны.