- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Крестьянская поэзия 20-х годов. Николай Клюев

План:
1.    Введение
2.    Жизнь и творчество Николая Алексеевича Клюева
 Детство июность будущего поэта
 Поэзия иреволюция 1905 года
 Клюев иБлок
 «Сосенперезвон» – промежуточный итог
 Переход кфольклору
 Плавныйразрыв с литературными кругами
2.7.Последние годы3. Список литературы.
Введение:В блистательной плеяде имен русскихпоэтов начала века имя Николая Клюева стоит особняком, как бы в стороне отпрочих. Его путь кажется нам неровным, неясным, более «скрытым», чем у другихего современников, а его судьба – драматичней, безрадостней«Народный поэт», чье имя гремело некогдапо всей России, оказался с конца 20-х годов на полвека вытеснено из роднойкультуры и литературы.Неотчетливость, размытость нашихпредставлений о Клюеве объясняется тем, что жизненный путь его еще не изучен.Ореол тайны сопутствует имени поэта, его личность овевают легенды, догадки,домыслы. Биография Клюева намеренно затемнена самим поэтом, творившим легенды освоей жизни. Не понятый до конца жизни он кажется таким и поныне.Начиная с 20-х годов, Николая Клюева нераз пытались вычеркнуть из литературы. В 1924 году пролетарский поэт ВасилийКнязев писал в книге «Ржаные апостолы»: «Клюев умер. И никогда уже невоскреснет; не может воскреснуть: нечем жить…». Это была первая попытка изъятьКлюева из литературы. В 1937 году Николая Клюева выслали в  Нарымский край. Несколько десятилетий оКлюеве упорно молчали в нашей стране. И лишь в наше время благодаряисследователям творчества писателя, мы можем иметь представление о том, ктотакой был Николай Клюев, каков был его жизненный и творческий путь, какой вкладон внес в родную литературу 
 2. Жизнь итворчество Николая Алексеевича Клюева2.1. Детство и юность будущего поэта
Николай Алексеевич Клюев родился внебольшом селении Коштуги, расположенном Вытегорском уезде, Олонецкой губернии.Жители селения Коштуги отличались набожностью, так как ранее здесь обиталираскольники. В этом крае, расположенном на берегу реки Андомы, среди дремучихлесов и непроходимых болот прошло его детство. Родина Николая Клюева славиласьсвоими певцами и сказателями. С Каштугской волостью Клюев расстался еще в раннем детстве. В 90-х годах его отецперебрался в деревню Желвачево Макачевской волости Вытегорского уезда. Получивместо сидельца в казенной винной лавке. Отец Клюева был прежним простым,уверенным в себе крестьянином.
О матери Клюева следует сказать особо, хотясведения   о ней чрезвычайно скудны.Его  мать родилась в 1851 году, и по свидетельству помнивших ее вытегорских сторожил.Была женщиной высокого роста, всегда одетой в платье темного цвета с чернымплатком на голове. Отличалась мягким приветливым нравом. Клюев обожал своюмать, называл ее «былиницей», «песенницей», и никогда не забывал отметить, чтоименно она обучала его «грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости.Однако образ матери, вырастающий в рассказах Клюева, сильно стилизован. Онсоздавался уже в 10-е годы, когда стало распространяться представление о Клюевекак о вождей и «страдальцев» русского раскола. Повествование о матери Клюевпытался обосновать и удостоверить свою родовую причастность к «праотцам» –старообрядцам. Будучи уже известным поэтом, Клюев неоднократно напоминал одревности своего старообрядческого крестьянского рода, возводя истоки его, икровные и духовные, и литературные к неистовому аротопопу Аввакуму:Когда свяжу свою вязанкуСловесных слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку» –
Гремел мой прадед Аввакум!

Поэт не раз пытался представить ееносительницей той культуры, которой он последовательно овладел сам, но отнюдьне в детстве, а позднее уже в зрелые годы. Старообрядческие корни семьи Клюевых– факт вполне правдоподобный, мать Николая Клюева была из семьи старообрядцев.Смерть матери в 1913 году была для Клюева страшным ударом Памяти матери посвящены«Избяные пени» – одна из вершин зрелой поэзии Клюева. «Мои «Избяные песни»отображают мое великое сиротство и святыню – мать». Эти замечательные строки оматери мы находим в автобиографическом очерке Клюева «Гагарья судьбина».
А.К.Гунтов, биограф поэта, полагает,что мать и отец были грамотными людьми, поскольку в доме находилось «немалостаропечатных и рукописных книг».
У Клюевых было трое детей: кромеНиколая (младшего) – сын Петр и дочь Клавдия. О Петре Клюеве известно, что онучился в Вытегре, потом стал чиновником в почтово-телеграфном ведомстве, служилв Кронштадте, а после Октябрьской революции – в Вытегре.
Сестра поэта, Клавдия, такжеучилась в Вытегре, затем работала сельской учительницей и приблизительно в1909–1910 годах вышла замуж за своего земляка Василия Расшеперина и уехала сним в Петербург. Наезжая в 1911–1915 годах в Петербург, Клюев неизменно навещалРашепереных и подолгу жил у них.
Напрашивается вывод, что семьяКлюева, и тем более будущий поэт, неимела прямого отношения ни к земле, ни ккакому-либо другому крестьянскому труду.
В 1893–1895 годах Клюев«учился в церковно-приходской школе, а затем в двухклассном городском училище».После окончания училища Клюев обучался в Петрозаводской фельдшерской школе, носпустя год был отчислен по состоянию здоровья. В1912 году Брихничев писал сослов Клюева «Совсем юным, молоденьким и чистым, попадает поэт в качествепослушника в Соловетский монастырь, где проводит несколько лет». Николайпоражал своих современников своей начитанностью, своими обширными познаниями вразличных областях.… Не приходиться сомневаться, что и в юном, и зреломвозрасте Клюев учился в основном самостоятельно, много читал, обдумывал изапоминал прочитанное. И своим необычайным развитием обязан только себе, своейисключительной жажде знания. Кроме того, Брихничев предполагал, что «наразвитие поэта немало оказало влияния время от времени появляющиеся в селенииссыльные с Кавказа и других мест». Одно из самых загадочных мест в биографииКлюева – его скитания  в юности по России,его пребывания на хлыстовском корабле, его связи с сектантами. В одном из своихочерков Клюев утверждал, что бывал на Кавказе, где виделся с разными тайнымилюдьми, что исходил всю Россию с севера на юг от Норвегии до Персии. Клюевлюбил расцвечивать свою биографию яркими, но вымышленными эпизодами, часто«дурачил» своих слушателей» – подчеркивал А.К.Грунтов. Рассказы Клюева о себе –не сплошной вымысел, в них причудливым образом соединяются факты и фантазия.Используя, возможные подлинные события. Клюев на деле «обогащал», «расцвечивал»эту основу, превращая ее «сказ», который с годами обрастал у негоподробностями, совершенствовался. Иначе говоря, Клюев создавал поэтический миф.Все его творчество явственно тяготеет к мифологическому!
Итак, все, что касаетсяпервых двадцати лет жизни Клюева, покрыто туманом, сомнительно. Неопределенно!2.2. Поэзия и революция 1905 года
О настроениях и взглядах Клюева в 1903-1904 гг.позволяет судить его раннее стихотворение, носившее свободолюбивый характер.Первые стихотворения в сборнике «Новые поэты» в 1904 году.    Это весьма наивные и горькие сетованияпоэта, остро ощущавшего царящие в жизни разлад, неблагополучие, нарушениеестественных связей между Природой и социальным миром. Единственное отдохновениедля страдающего поэта – сближение «вольной» и прекрасной Природой:

Я опять на просторе, на воле
И любуюсь красою небес
……………………………
В этом царстве зеленом природы
Не увижу рыданий и слез
Негодование и гнев поэта нарастаетв стихотворениях 1905 года, вызванных к жизни начавшейся в стране революции.Они публиковались в сборниках «Народного кружка», состоявшего из писателей«самородков».
Многое в стихах молодого Клюеванапоминает творчество крестьянских поэтов XIX-века и их последователей, поэтов «суриковцев», чья муза былажалобной и заунывной. Основной же темой их творчества была горемычная бедняцкаядоля; ведущий мотив – безысходность. Гневные, бунтарские настроения усиливаютсяв его стихах, начиная с 1905 года. Освобождение народа от великого рабства –этим биографических пафосом проникнуты клюевские стихотворения революционнойпоры. Он верит, что жизнь изменится с приходом революции.
На революционные события Клюевоткликнулся не только свободолюбивыми стихами, поэт с головой погружается впропагандисткою работу: на собраниях и сходках крестьян призывает кнеповиновению властям и разъясняет решения Всероссийского Крестьянского союза.Клюев берется за просветительскую работу, за организацию митинга народнойсамодеятельности, создание народного театра как одного из главных средств пропагандымассовой революции. Он читает на «красных вечерах» свои стихи, произносит речи,оказывая огромное впечатление на слушателей:
Распахнитесь орлиные крылья,
Бей, набат, и гремите грома, –
Оборвалися цепи насилья,
И разрушена жизни тюрьма!
В апреле 1905 года Клюев был привлечен к дознаниюМосковским жандармским управлением в связи с распространением в Кусково среди рабочихМосковско-нижегородской железной дороги прокламаций революционного содержания.
В конце 1905 – начале 1906 гг. поэтпродолжает свою деятельность в родных местах – Вытегорском уезде Олонецкойгубернии. В январе 1906 года за антиправительственную пропаганду Клюев быларестован и заключен в тюрьму, где провел четыре месяца, а затем был переведенв петрозаводскую тюрьму, где пробыл еще два месяца. Это было его первоезаключение. Благодаря милосердному решению суда, Клюев выходит на свободу послеполугода тюрьмы.
Революционный дух Клюева не былподавлен в тюремных стенах. Оказавшись на воле, он немедленно вступает в связьсо своими единомышленниками, продолжая писать стихи, проникнутые гражданскимпафосом.
В 1905 году в сборниках «Волны» и«Прибой» увидели свет пять стихотворений: «Безответным рабом…», «Где вы порывыКипучие…», «Народное горе…», «Слушайте песню простую…» и «Гимн свободе». Встихотворении «Слушайте песню простую…» поэт заявил о своем гражданском призвании:

Песни, про старые годы
Стыдно теперь распевать.
Новые песни свободы
Надобно миром слагать.

Сознательное противопоставление горьких «старых» песенновым, призывающим к борьбе, к мужеству, содержатся в стихотворении«Безответным рабом…». Основной мотив всех пяти стихотворений – «с бесстрашием ринемсяк битве…». Одно из лучших стихотворений («Где вы, порывы кипучие») поэтпосвящает преследуемым самодержавием борцам за свободу, подражаяпоэтам-демократам прошлого поколения:
Где вы, порывы кипучие,
Чувств безграничный простор,
Речи проклятия жгучие,
Гневный насилью упор?
Где вы, невинные,чистые,
Смелые духом борцы,
Родины звезды лучистые,
Доли народной певцы?
Родина, кровью облитая,
Ждет вас, как святого дня,
Тьмою кромешной покрытая
Ждет, не дождется огня!
Этот огоньочистительный
Факел свободы зажжет
Голос землиубедительный –
Все выносящий народ!

Даже в лирику природы, в тихий «сосновый край»врываются воспоминания о жертвах и «гулких казематах»:
 
Зимы предчувствием объяты,
Рыдают сосны на бору;
Опять глухие казематы
Тебе приснятся ввечеру.
 
В годы наступившей реакции Клюев остается певцом«святой мечты», «надежды на лучшую долю».
В 1906 году Клюев стремиться войти в связьс социал-демократами и революционерами. Молодой Олонецкий поэт уже небоец-одиночка. Ужев1905 году у него устанавливаются конспиративные связи сединомышленниками в других городах. Некоторые из них это Мария, и Александр Добролюбовы,Леонид Дмитриевич Семенов, Виктор Сергеевич Миролюбов. Это люди революционерыпропагандисты, охваченные народолюбивыми настроениями. Клюева они знали иценили не только как активного борца за «народное дело», уже пострадавшего засвои убеждения. Олонецкий поэт-революционер вызывал у его петербургскихзнаковых доверие и сочувствие.2.3.Клюев и Блок
В конце 1907 года у Клюева завязываютсяотношения с Александром Блоком. Это знакомство оказалось большим событием вжизни Николая Клюева.
Первое письма Клюева к Блоку было написанов конце сентября – начале октября 1907 года. Поэт-крестьянин мечтал печататьсяв известных журналах того времени, остро нуждался в покровителях, и, преждевсего, хотел видеть в этой роли Блока – поэта, чьи стихи были ему особенносозвучны.
Начавшаяся осенью 1907 года перепискамежду Олонецким и петербургским поэтами сразу же оказалась содержательной инужной для обоих. Второе письмо Клюева к блоку было «программным». Олонецкийпоэт как бы вступает в разговор с Блоком не от собственного имени, а от именинарода, насильственно отторгнутого от умственного труда и культурных ценностей.Клюев укоризненно и не без угрозы пишет о «дворянской везде сущности», о«необоримой стене не сближения», о «духовной зависимости» крестьян от «господ».Письмо Клюева было отчасти «спровоцировано» письмом Блока, содержащим «оченьотвлеченные оправдания в духе «кающегося дворянина». В чисто народническом духеБлок полагал, Что русская интеллигенция находится в долгу у народа.Оторвавшийся от «почвы» интеллигент должен искупить свой «грех» приблизившись кнароду, в котором якобы скрыта религиозная, правда.
Таким образом, Клюеву было нетруднопонять, что именно мучает Блока; он сразу же подхватил затронутую тему. Еговторое письмо было насквозь проникнуто духом социального протеста, тон егорезок, местами появляются обличительные нотки. Блоковские сомнения, бесспорно,пересекались с собственными мнениями Клюева той поры.
В течение нескольких лет Клюев продолжалвоздействовать на Блока, пытался склонить его к разрыву с «культурой», увлечь схудожественного пути на путь религиозного служения.
Кульминационный момент в отношениях Блокаи Клюева – письмо последнего, написанное 30 ноября 1911 года. Оно открыто ирезко как ни в одном из более ранних писем. Клюев выступает против«иноземщины», овладевшей, по его мнению, Блоком. И все же окончательно перейтина сторону Клюева Блок не мог и не находил нужным. Путь, на который призывалего вступить Клюев, Блок считал «не своим».
Клюев признавал в Блока как старшего впоэзии, восхищался его творчеством и постоянно присылал ему свои стихи дляотзыва и публикаций в журналах. Блок же, со своей стороны, охотно помогалолонецкому поэту.2.4.«Сосен перезвон» – промежуточный итог
Первым произведением Клюева, напечатаннымв «Новой земле», было стихотворение «Под вечер». Начиная с февраля 1911 годаучастие Клюева в «Новой земле» становится систематическим. СтихотворенияКлюева, иногда и проза, появляются теперь в каждом номере. В 1911-1912 годахКлюев публикует в журнале значительную часть своих стихотворений, составившихсборники «Сосен перезвон» и «Братские песни».
Стихотворения, составившие эти сборники,создавались в эпоху пост революционной реакции в 1906-1907 годах. Воспоминанияо днях борьбы сочетаются в них с картинами безрадостного настоящего. Сборникполон скрытых намеков, его образы Символичны. Анализ стихотворений, составившихэтот сборник, дает ясное представление не только о социально-общественных, но ирелигиозно-философических воззрениях молодого Клюева.
К 1911 году Клюев стал вполне сложившимсяидеологом неонароднического склада. В октябре этого же года выходит книга«Сосен перезвон». Этот сборник был посвящен Блоку и не остался незамеченным упрогрессивно настроенных слоев общества. В конце 1911 и в 1912 году постраницам русской печати прокатывается волна откликов на первую книгу стиховКлюева – в основном одобрительных и даже восторженных. Так рождалсяэкзотический образ «народного поэта», певца-сказателя, носителя «народной души»живущего единой жизнью с Природой и Богом. Неудивительно, что, едва появившисьв 1911 году в петербургских и московских кругах, Клюев сразу вызвал к себе интерес,причем не только своими стихами, но и всей своей своеобразной личностью – внешностью,манерами, речами.
Итак, литературный дебют Клюева оказался,как видно, на редкость удачным. Со страниц ведущих русских газет и журналовбыло громогласно заявлено о появлении талантливого «народного» поэта.
В мае 1912 года были изданы «Братскиепесни» — вторая книга стихов Клюева. Критики разошлись во мнениях, оцениваяэтот сборник. Один из них утверждал, что в этой книге «не чувствуется трепетабиения «огненной души» поэта, нет того страстного порыва, который придавалособую прелесть прежним стихотворениям Клюева. Потух внутренний огонь, освещающийстих поэта, и помертвели слова и образы его…»
Но все же в его сторону положительновысказывались такие критики как Гумилев, Брюсов и другие. Они говорили оборигинальности и необыкновенности первых клюевских книг, о ««народности» поэта,о провозвестнике новой силы, народной культуры».2.5.Переход к фольклору
В творчестве Клюева периода с 1911–1912гг. совершается перелом. Олонецкий поэт переходит от революционной поэзии кфольклору. В стихах поэта все более проникают мышление, быт, обычаи и языкрусской церкви.
На смену Клюеву-литератору приходитКлюев-сказатель, собиратель и знаток русского фольклора, а также замечательныйисполнитель народных былин и песен.
Первыми опытами в таком духе были «Песня осоколе и о трех птицах божьих», «Песня девушки». Оба этих народных произведенияКлюев ввел в первое издание книги «Сосен перезвон». Переход Клюева отлитературного языка к эпическому протекал постепенно. В 1908-1911 гг. егопоэзия еще как бы раздваивается между лирикой и фольклором. Стилизация «подфольклор» получилась весьма удачно. Это в полной мере относится к «Братским песням»,в основе которых лежали, конечно, не раз слышанные Клюевым старообрядческиепеснопения и молитвы.
К сентябрю 1912 года помимо сборников«Сосен перезвон» и «Братских песен» у Клюева выходит в свет две маленькиекнижки, обе были изданы по инициативе Брихничева в июле-августе 1912 года всерии «Библиотека «Новая земля»». Осенью 1912 года Клюев заканчивает работу надтретьим сборником своих стихов и дает ему название «Лесные были». Издать егосборник взялся К.Ф. Некрасов.2.6.Плавный разрыв с литературными кругами
В декабре 1912 года происходит разрывмежду Брихничевым и Клюевым. Из-за вступления первого против Клюева собвинением в плагиате и помимо этого в алчности, корыстолюбии и так далее.
Около 10 октября 1912 года Клюев из Москвывозвращается в Петербург. Где живет три месяца, поддерживая дружбу сГородецким. В середине 1913 года поэт покидает Петербург и до сентября 1915года более нее появляется в столице. Его отношения с петербургскими литераторамина время затихают.
Итак, в 1913-1914 годах Клюев на времяоказался вне литературных группировок, что отчасти скрашивалось для олонецкогопоэта все еще растущей в России известностью. В феврале – марте 1913 года виздательстве К.Ф. Некрасова почти одновременно выходят в свет «Лесные были», и«Сосен перезвон» (второе издание) Их появление оказалось заметным событием вистории русской дореволюционной поэзии.
Осенью 1911 года в Петербурге Клюевзавязывает отношения с редакцией журнала «Аполлон», где печатались и символисты,и будущие акмеисты. К этому времени Клюев был уже лично знаком с АхматовойГумилевым. Тогда же в 1911 году в Петербурге образовался «Цех поэтов» — поэтическоеобъединение во главе с Городецким и Гумилевым и другими акмеистами. Именно онипытались обратить в то время внимание читающей русской публики на молодого поэтаиз Олонии, всячески поддерживали его.
С 24 апреля 1915 года между  Клюевым и Есениным завязываеться дружба. Они вместе посещают друзей, писателей,художников, много общаются с Блоком. Зимой в 1915-1916 годах Клюев и Есенинуверенно вступили в круг столичных писателей, Они посетили Гумилева, Ахматову,Горького.
В январе 1916 года Есенин и Клюевприезжают в Москву. В союзе с молодым Есениным, чей талант он оценил сразу же,как только увидел в печати его стихотворения, Клюев надеялся привлечь вниманиепублики к «крестьянской» поэзии. Публичные чтения в Москве и Петербурге быличрезвычайно важны для него. Влияние Клюева на Есенина в то время было огромным.Всячески опекая своего «меньшего брата» Клюев старался нейтрализоватьвоздействие, которое оказали на Есенина другие литераторы. Есенин же в своюочередь считал Клюева своим учителем, и очень любил его.    
В 1916 году в издательстве М. В. Аверьянова выходит почтиодновременно две книги: «Радуница» Есенина и «Мирские думы» Клюева.  Этот четвертый сборник  стихотворений Клюева, как и предыдущие егокниги, имели двойственную структуру. В литературе бытует мнение, что «Мирскиедумы» проникнуты псевдорусским лжепатриотическим  пафосом. Клюевпытается взглянуть на современные события глазами «народа», говорить о них «народной»речью, его восприятие русско–германской войны скорее отражает тотпатриотический подъем,  которым былизахвачены тысячи крестьян, одетых в солдатские шинели. Герои Клюев сражаются не«за царя и отечество», но прежде всего — за родную русскую землю, и дажеотношение Клюева к «чуждальщине» и «басурманской орде» передано в стилистике народныхпредставлений о «германце»:
  
                     Народилось железное царство
                                  СоВильгельмщищей, царищем поганым.
                          У него ли, нечестивца, войска – сила,
                         Порядового народа –несусветно;
                         Они веруют Лютеру-богу,
                         На себя креста невозлагают,
                  В Семик – день веника не рядят … 

Главное, Что привлекает и пленяет читателя «Мирских дум», — это образец родины, России, запечатленный поэтом выразительно, ярко.
         Вначале 1919 года поэт некоторое время остается в  Петрограде. Но уже в 1919 году он едет вВытегру, где 23 февраля на празднике – годовщина создания Красной Армии,выступает «с приветствием Красной Армии» и читает стихотворение «Гимн великойКрасной Армии». Выступая перед земляками, Клюев особенно часто обращается снапутственными словами к бойцам, отправляющимся на фронт. Речи Клюева произвелина слушателей незабываемое впечатление.
              В 1919 году Клюев переживал явный творческий подъем. Его произведения систематическипечатались в уездной газете: стихи, статьи, рецензии, заметки. Однако с небывалойпрежде энергией Клюев отдавал в тот год свои силы публицистической прозе.
         Каки в годы первой русской революции, Клюев, своих произведениях, не перестаетобличать врагов – «богачей и льстецов», «людей насилия и хитрости, пособниковугнетения». «Проклятие – восклицает он – проклятие вечной этой прожорливойсмрадной саранче, попирающей ногами кровь мучеников и насмешливо помавающейсвоим поганым рылом искупительному кресту, на котором нынче распинается краснаяРоссия.
 И все же для   Клюева, преждевсего – религиозная великая мистерия: в ее очистительном огне сгорает старыймир и зарождается новый. Однако непомерный восторг и «огненное восхищение»Клюева, уже в те годы омрачилась реальностью. Клюев полагал,  что первоочередная задача Советской власти –заботиться о красоте и культуре, о сохранении духовных ценностей русскогонарода. Народная культура в понятии Клюева была неотделима от религии и церкви,а как раз с ними и велась борьба, и все это тревожило Клюева. Он многоразмышлял о судьбах народного искусства и о «Великом Народном Зрении». Онсобирал иконы по окрестным деревням, древние рукописные книги и предметыстарины – возможно надеясь спасти их от уничтожения. Клюев не оставляет надеждына то, что в Советской России, где «правда должна стать фактом жизни», будет признановеликое значение народной культуры, «её связь с культурой Советов». Но событияразвивались не так,  как мечталосьКлюеву. Гражданская  война не затихала,усилилась разруха и голод, в деревнях становилось безлюдно. Апокалиптическиепредчувствия поэта, казалось, подтверждались; отчаяние, ощущение всеобщейгибели охватывали поэта.
          
         В1919 году выходит в свет двухтомник сочинений Клюева – «Песнослова». В него онвключает ряд стихотворений, не попавших в его предыдущий сборник «Медный Кит», В частности цикл «Ленин».«Песнослов « был итоговым изданием: по нему можно проследить всё творчествоКлюева от 1905 до 1918 года.
С февраля 1919  по май 1920 года Клюев не покидал Вытегры. Весной1920года Клюева  исключают из партии. Егорелигиозность посещение церквей и почитание икон вызывали недовольство у частивытегорских коммунистов. Сначала это было просто недовольство, в дальнейшемпрения в партии приняли весьма бурный характер.
             В 1919-1920-х.годах  Клюевым  овладевают противоречивые настроения. Ими проникнутыего стихотворения тех лет, большая их часть вошла в сборник «Львиный хлеб». Вновой книге Клюева перед читателем развертывается  картина горящей игибнущей «неприкаянной» России. «Россия плачет пожарами», «Умирают звездыи песни», «Над мертвою степью безликое что-то родило безумие, тьму, пустоту» — эти и подобные строчки придают сборнику «Львиный хлеб» жуткую трагическуюокраску. Звучат так же и традиционные Клюевские темы: отрицание Города, Запада,«мадам Культуры». «Не завите нас в Вашингтоны, В смертоносный, железный край»;«От Маркони, Радио вервий Саваоф не милует нас» и так далее. Но главное в этойкниге – насыщенность образами Востока. «Львиный хлеб» это, в конце концов –судьба Запада Востока, — говорил Клюев о своей книге. Продолжаться в «Львиномхлебе» и начатая еще в 1981 году полемика Клюева с пролетарскими поэтами.
       В 1923 годувыходит новый сборник  Клюева «Ленин»,состоящий из двух разделов: «Багряный лев» и «Огненный лик». Первый разделобразовал десять стихотворений цикла 2Ленин»; второй — революционные стихотворенияКлюева. В этом же году Клюев перебирается в Ленинград. Литературная ситуация вЛенинграде в 1924 году была бы иной, нежели в первые революционные годы: наавансцену вышла целая плеяда талантливых молодых писателей. Со многими из них уКлюева устанавливаются дружеские отношения. Продолжается его общение списателями старшего поколения (Ахматова, М. Кузьмин). Клюев вел довольно незамкнутый образ жизни. Он охотно посещал своих многочисленных знакомых, бывална выставках, выступал на литературных вечерах. В 1923-1924 годах  периодических изданиях появляются его стихи,но все же Клюева печатают неохотно. Отношение к нему уже в те годы во многомопределяется статьей Троцкого и книгой В. Князева  «Ржаные апостолы» с подзаголовком «Клюев иклюевщина». Все чаще соединяется с именем Клюева эпитет «кулацкий». Миф оКлюеве – «народном поэте» уступает новому мифу, закрепленному официальнойкритикой и стойко державшийся в советской печати более десяти лет.
       В последние дни июля 1924 года Клюевуезжает из Ленинграда в Вытегру. Его провожают Есенин, И. Марков и прочиедрузья. Последующие десять лет жизни Клюева до его ареста в феврале 1934 года –это период жестокой нужды. В июле 1924 года он просит о помощи ВсероссийскийСоюз писателей которую он получает вместе с другими писателями.
        К 1925-1926-м.годам относиться несколько стихотворений Кюева, где поэт пытаться перейти на«мажорный» лад. Это «Богатырка», «Ленинград», «Застольная», выдержанные вприподнятом духе советской поэзии 20 – х годов:
Как с волчьей метелицей споря,
По-лоцмански зорко лобат,
У лысины хмурого моря
Стоит богатырь Ленинград.
 
Гудят ему волны о крае,
Где юность и Мая краса,
И ветер лапландский вздувает
В граничных зрачках паруса.
        Более точно отражает подлинныенастроения Клюева 20 – х годов стихотворение «Наша собачка у ворот отлаяла…»,чудом проникшее тогда в печать.                                 
 28 Декабря 1925 годаумирает Есенин – «песенный брат» Клюева. Его смерть потрясла Клюева; до концасвоих дней он вспоминал о нем с неизменной любовью. Истинным памятникомушедшему другу была поэма-реквием «Плачь о Сергее Есенине». Эта поэмахарактерна для «эпического» стиля позднего Клюева. В ней органически сливаютсявоедино оба потока клюевской поэзии: эпос и лирика, стилизация и «свое». Этопроизведение многоплановое, затемненное густым слоем метафор-загадок, сложнойсимволикой.  В течение 1926 года Клюев нераз выступал с чтением этой поэмы. Поэма «Плач о Сергее Есенине» была полностьюнапечатана ленинградским издательством «Прибой» в 1927 году.
Вторая поэма этого периода – «Деревня», вся поэма проникнутаощущением катастрофы, которая произошла с Россией, болью за ее судьбу:
Ты Рассея, Рассея-теща,
Насолила ты лихо во щи,
Насмолила кровушкой кашу…

Оптимистические нотки, которыезвучат в начале, и в конце поэмы, — это неугасающая надежда Клюева наосуществление его крестьянской утопии – избы с «матицей пузатой» и «урожайнымБогом». К тому же поэма содержала и весьма прозрачные угрожающие намеки. Неудивительно, что сразу же после появления «Деревни» в печати начались росныенападки на Клюева. Первым выступил известный «комсомольский поэт» А. Безыменский.Его статья послужила сигналом к атаке на Клюева.
С 1926 года начинается сближениеКлюева с Сергеем Клычковым, живущим в Москве. Поэты познакомились еще дореволюции, ценили друг друга, но особой дружбы между ними не было.
В начале 1927 года Клюев пишетновую поэму «Погорельщина», которую считает вершиной своего творчества и охотнознакомит с ней своих слушателей. В начале января 1929 года он исполнял ее в ленинградскомДоме писателей. В феврале 1934 года Клюев признается следователю, что читал«Погорельщину» «у Софьи Андреевны Толстой, у писателя Сергея Клычкова и внекоторых других местах…». Более чем другие поэмы 20 –х  годов, «Погорельщина» обнажает красочную, изобразительную, «иконописную» манерузрелого Клюева.
В марте 1928 года выходит в светпоследний прижизненный сборник Клюева – «Изба в поле». Сборник состоял из трехразделов и посвящен был «Памяти матери». В него вошли стихотворения Клюева1908-1922 годов; все они печатались ранее, однако некоторые из них появилисьтеперь в переделанном виде.2.7. Последние годы
Рубеж 20-30-х  годовсовпал с «революционным переворотом» в деревне. Сплошная  коллективизация и новая политика в отношениикулачества, не могли не отразиться на «крестьянской» литературе. 1928 год сталпереломным для «крестьянской» литературы. На пленуме Центрального ВсероссийскогоОбщества крестьянских  писателей в мае1928 года говорилось, что «крестьянский писатель должен неизбежно становитьсяпролетарским писателем деревни.
В июне 1929 года был созван 1 Всероссийский съездкрестьянских писателей прошедший под лозунгами: Очиститься от ненужногобалласта и привлечь новые творческие силы. Развернуть активную творческуюборьбу против кулацкой идеологии в литературе и так далее. На съезде с докладомвыступил А.В. Луначарский, в котором подчеркивал, что «крестьянство расслоено,и его писатели так же. К ним мы относимся просто как к врагам…» Под «врагами»подразумевался, прежде всего, Клюев. Рядом с его именем имена Есенина,Клычкова, Орешина.
Не ме5ние резко говорилось о Клюеве и на 1 Всероссийскомсъезде крестьянских писателей. Клюева обвинили во вредном влиянии на вузовскуюмолодежь.
Подвергаясь не утихающей травле, Клюев полностью устраняетсяиз литературы. С 1929 года его совсем перестают печатать; им явно интересуетсяНКВД. Невыносимая обстановка, сложившаяся в Ленинграде, заставляет Клюеваискать возможности перебраться в Москву 
В конце 20-х годов здоровье Клюева резко ухудшается, что заставляетего начать хлопотать о персональной пенсии. Спустя несколько месяцев после егозапроса, в июле 1931 год, комиссия по перерегистрированию состава Союзаписателей предлагает Клюеву представить в Союз «развернутую подробную критикусвоего творчества и общественного поведения». Клюев отказался и на заседаниибюро секции поэтов от 9 января он был выведен из ее состава.
Осенью 1931 года Клюев получает от Литфонда путевку всочинский Дом отдыха печатников. На Кавказе он проводит весь ноябрь.
В конце 1931- начале 1932 год