В I веке до н. э. республика в Риме стала весьма шаткой формой
государственного устройства. Первым человеком, покусившимся на
устои республики, был диктатор Сулла. Однако общественные традиции
и установки не позволили ему осуществить своих преступных замыслов.
Г.Ю. Цезарь в деле установления фактически полной, причём
пожизненной, диктатуры, достиг впечатляющих успехов, и, возможно,
он мог бы быть первым римским императором, если бы не его убийство
в 44 г. до н. э. в результате заговора сторонников республики. Всё
же с 17 г. н. э. в Риме установилась империя, и постепенно в
обществе начал укореняться культ императора и его власти.
Собственно говоря, с установлением империи в Риме начинается
процесс распада и деградации римского государства.
Важнейшей предпосылкой крушения Рима стало противоречие политики
императора не только с представлениями о чести семьи и рода, но и с
априорно заданным чувством справедливого, морального.
На процесс распада древнеримского государства значительно повлияло
христианство. Несмотря на то, что первую попытку узаконить
христианство сделал император Галерий в 312 г., действительно
легализовал христианство Константин, подписав в 313 г. эдикт о
веротерпимости. Сам Константин принял христианство перед смертью,
но на протяжении всего своего правления он всячески
покровительствовал христианам. Именно под его патронажем в 325 г.
был организован первый Вселенский Собор в Никее. Символ же веры,
принятый на этом Соборе, имел силу не только религиозного догмата,
но и юридического закона.
Легализация христианства была вполне закономерным процессом.
Во-первых, Римское государство с первых веков нашей эры замыкается
в самом себе, а установление империи подчёркивает ориентацию
государства на решение внутренних дел, а также на идею
завершённости государственного развития. С того момента, когда
Октавиан Август объявил в сенате о начале «золотого» века, смысл в
дальнейшем укреплении государства исчез. Вместе с ним исчез и смысл
жизни гражданина, жившего лишь ради государства и выполнения
гражданского долга. Прежние родовые ценности к началу новой эры
были вытеснены государственными, и, хотя по-прежнему сохранялись
понятия о чести семьи и рода, они уже не являлись столь
действенными, ибо функционировали не в системе родовых отношений, а
в системе государственных институтов. Таким образом, гражданин
Римской империи не видел смысла в жизни. Государство превратилось в
выхолощенный механизм, который незачем было защищать. В. С.
Соловьёв для доказательства этой позиции обращается к истории и
замечает, что когда Римская империя достигла своего могущества, то
обнаружилась «совершенная пустота этого величия, безнадёжная
скудость этого воплощённого разума. Пришлось поставить вопрос: к
чему всё это и что же дальше?». Неудивительно, что во время
нападения на Рим Аллариха в 410 г. почти никто не стал на защиту
«вечного города».
Принципиальную важность этого процесса подчёркивал его фон,
задаваемый христианством, в котором было выработано представление о
личности, ранее не существовавшее. Ни в древнегреческом, ни в
латинском языках не существовало слова, переводимого как личность.
В римской культуре было понятие маски (persona), частного лица.
Однако первое подчёркивает социальное место человека, второе – его
гражданские обязанности и права, гарантируемые государством. Ни
одно из этих понятий не выражало полной определённости и
уникальности объекта. Однако христианство дало понятие личности,
которое было привнесено в европейские языки через понятие ипостаси.
Следовательно, нужен был тот смысл жизни гражданина, который
соответствовал бы его индивидуальному смыслу жизни и генуинным
(изначальным) представлениям о справедливости и морали.
В то же время новые требования противоречили самому принципу
империи, где источником власти был император.
Христианство
требовало соотносить свои действия не с указами должностных,
царствующих лиц, а с представлениями о морали. Стало быть, в
Римской республике преобладало позитивное право, генезис которого
проходил на основе родовых представлений. В период империи
источником права стал император, а христианство определило
приоритет естественного права, то есть априорного чувства
морального, справедливого, благочестивого. Благодаря этому,
значимость человека стала обусловливаться не его полезностью для
государства, а его самодостаточностью, духовными качествами, не
зависящих от внешнего мира.
Тем не менее важно учесть, что само устройство империи
способствовало распространению христианства. Во-первых, империя
предполагала действие единого законодательства на всей своей
территории; во-вторых, языковое однообразие, которое сводилось в
основном к латинскому и греческому языкам на территории империи. В
дальнейшей своей истории культура Рима была тесно связана с
христианством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаврилин К. Н. Архитектурно-пластический комплекс этрусского
храма в Вейях // Вестник древней истории. – 2000. – № 3.
2. Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в
VIII-III вв. до н. э. – М.: Наука, 1964.
3. Ельницкий Л. А. У истоков древнеримской культуры // Вестник
древней истории. – 1958. – № 3
4. Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии, Ленинград:
Ленинградский университет, 1959.
5. Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации в \/II-I\/ вв.
до н. э. – Ленинград: Ленинградский университет, 1965.
6. Игнатенко А. В. Эволюция форм государственного устройства в Риме
в V-I вв. до н. э. // Вопросы территориально-политического
устройства государства в развитии политической системы общества,
Свердловск: юрид. институт, 1999.
7. Игнатенко А. В. Древний Рим: от военной демократии к военной
диктатуре. – Свердловск: Уральский университет, 1988.
8. Коптев А. И. Античная форма собственности и государства в
Древнем Риме. // Вестник древней истории. – 1998. – № 5.
9. Коптев А. В. Рим и Альба: к проблеме наследования царской власти
в архаическом Риме // Проблемы эволюции общественного строя и
международных отношений в истории западноевропейской цивилизации.
Сб. н. трудов. – Вологда, 1997.
10. Коптев А. В. Другой взгляд на реформы Сервия Туллия
(предварительные замечания) // Античность и средневековье Европы. –
Пермь, 1995 – С. 31–44.
11. Коптев А. В. Архаичный Рим: от царей к консулам // Вестник
РГНФ, № 3. – 1997.
12. История Европы / под ред. Е. С. Голубковой. – Т. 1. – М.:
Наука, 1988.
13. Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории. – М.: Наука,
1983.
14. Нечай Ф. М. Образование римского государства. – Минск: БГУ,
1972.
15. Маяк И. Л. Взаимоотношения Рима и италийцев в III-II вв. до н.
э. – М.: МГУ, 1971.
16. Маяк И. Л. Римляне ранней республики. – М.: МГУ, 1993.
17. Моммзен Т. История Рима. – СПб, 1994. – Т. 1.
18. Фюстель де Куланж. Гражданская община древнего мира. – СПб,
1906.
19. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М.:
Наука, 1987.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. В чём специфика системы ценностей общества античного Рима?
2. Какую роль сыграл Нума Помпилий в деле объединения сабинцев и
римлян?
3. Что помогло римской общине господствовать в союзе родов в Риме
периода царей?
4. Что помогло римлянам создать империю?
5. Почему древние греки не создали империю?
6. В чём заключаются особенности римского права?
7. Какие понятия современное право переняло из римского права?
8. В чём заключены причины падения Римской империи?
9. Ускорило ли падение Римской империи распространение
христианства?
10. Почему наиболее интенсивно христианство распространялось в
пределах Римской империи?
Тема 17: Культура Средневековья
Кризис древнеримской культуры
68
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!