Все христианские совместные богослужения, и в том числе главное из
них — литургия, — включают общие молитвы, пение и чтение отрывков
из священных книг (Ветхого и Нового Заветов и сочинений отцов
церкви)[151]. Состав и последовательность молитв, песнопений и
чтений находится в зависимости от трех временных координат,
определяющих место той или иной службы в трех циклах: 1) в суточном
богослужении (по отношению к вечерне, утрене, литургии); 2) в
церковном году (по отношению к так называемым двунадесятым, или
непереходящим праздникам, а также праздникам в честь святых, икон и
дней памяти); 3) в пасхальном цикле, т.е. по отношению к Великому
посту, Страстной неделе и подвижным, или переходящим праздникам
(Пасхе, Вознесению, Пятидесятнице, Духову дню).
Состав текстов суточного цикла, а также чинопоследования, т.е.
порядок следования молитв, песнопений и чтений, был определен
отцами церкви. При этом особой сложностью отличается чин литургии.
В православной церкви был выработан специальный жанр богослужебных
книг для священника и дьякона — Служебник, в котором содержатся
чинопоследования вечерни, утрени и литургии (а также некоторые
другие материалы: иерейские молитвы, в том числе иерейские тайные
молитвы (т.е. произносимые шепотом), песнопения, церковный
календарь, чин некоторых таинств и т.п.).
В V—VI вв. в Палестине были выработаны правила для ведения служб по
месяцам и дням недели на весь год, а также правила о службах святым
и в честь праздников. Книга таких правил называется Типикон (греч.
typikon — образ, тип), или Устав. В ней содержатся также правила о
постах, правила монастырского общежития, церковный календарь с
правилами для исчисления пасхи и другая подобная информация.
В церковные праздники и в дни памяти тех или иных святых в службу
включаются особые песнопения, молитвы и чтения, посвященные
соответствующему празднику или святому. Существуют специальные
богослужебные книги, в которых содержатся тексты таких добавлений,
расположенные в календарном порядке, по месяцам — это Минеи (греч.
menaios — месячный).
В круг тех текстов, которые читают и поют в христианском
богослужении, входят почти все тексты Нового Завета (исключая
«Откровение Иоанна Богослова» — Апокалипсис), ряд текстов «Ветхого
Завета» (особенно широко «Псалтирь»), далее молитвы и песнопения
апостольских времен, Символ веры, святоотеческие гимны и молитвы,
отрывки из житий. Можно сказать, что это и з б р а н н ы е тексты
из Писания и Предания, упорядоченные применительно к обряду
богослужения, в соответствии с представлениями о мистическом
общении людей с Богом, с определенным учетом особенностей устного
восприятия. Каноничность текста не была обязательным условием для
его включения в круг церковных чтений. Так, в частности,
канонический «Апокалипсис» никогда не читался в храме — из‑за
пугающей мрачности его пророчеств и метафорической усложненности
(«многосмысленности») его художественного языка. С другой стороны,
в православную службу включен ряд заимствований из неканонической
«Книги премудростей Соломоновых» (ППБЭС, 1897).
В каждой службе есть неизменный компонент, обязательный для всех
служб, и есть компонент переменный, обязательный для некоторых или
даже только для одной службы. Этот изменчивый компонент зависит от
того, в какой день недели и года совершается служба. Каждая служба
изменяется 7 раз в неделю и 365 раз в год. Поэтому книги,
используемые в христианском богослужении, многочисленны и образуют
сложную и достаточно строгую систему. Ключом к этой системе служат
Служебник и Типикон — две главные богослужебные книги.
Служебник и Типикон — это своего рода сценарий или партитура тех
коммуникативных событий, которые развертываются в храме. В них
обозначены только основные «голоса» участников (священнослужители,
певчие, миряне, все присутствующие), смена голосов и «жанров»
храмового слова (песнопение, молитва, проповедь, чтение отрывков из
Св. Писания), а также священнодействия (например, приготовление
хлеба и вина для совершения таинства евхаристии, благословление,
рукоположение, миропомазание, осенение крестным знамением и т.д.) и
различные составляющие действия и движения (торжественный вход
священнослужителей в алтарь через царские врата, троекратное
погружение младенца в купель в таинстве крещения, каждение и
проч.).
По составу текстов и композиции те книги Св. Писания, которые
читаются в богослужении, существенно отличаются от
вне‑богослужебных книг христианского канона. В православной церкви
«Евангелия» и «Послания святых апостолов» разделены на фрагменты
разной длины (10—50 стихов) — так называемые зачала. Отдельное
зачало — это некоторое смысловое единство (например, эпизод
священной истории или притча Христа). Именно такие законченные в
смысловом отношении отрывки из Писания и читаются во время
службы.
Кроме того, что все читаемые в храме книги Нового Завета, разделены
на зачала, из Византии распространились богослужебные книги, в
которых фрагменты из Св. Писания расположены в том порядке, в каком
они должны читаться на определенных службах, в соответствии со
Служебником и церковным календарем (по неделям и дням).
Важнейшие из таких «перекомпонованных» книг — это апракосные
Евангелия, или Евангелия‑апракос (от греч. apraktos — нерабочий,
праздничный), т.е. ‘праздничное Евангелие’[152]. Все виды
апракосных Евангелий (воскресное, краткое и полное) открываются
чтениями, полагающимися на страстную неделю — первыми стихами из
первой главы «Евангелия от Иоанна»: «Вначале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог». Полный апракос содержит ежедневные
чтения на весь год, но исключая непраздничные дни Великого поста
(до страстной недели) (подробно см.: Жуковская, 1976, 224—228).
Помимо апракосных евангелий, в церковнославянской книжности имеются
также апракосные «Апостолы»[153]. «Евангелия» и «Апостол», в
совокупности составляющие почти весь «Новый Завет» (исключая
«Откровение Иоанна Богослова» — Апокалипсис), полностью
прочитываются в церкви за один год.
Еще одним жанром богослужебных книг, составленных из избранных
фрагментов Писания, является Паремийник (от греч. paroimia —
‘поговорка, пословица; притча’)[154]. Он представляет собой
собрание паремий, т.е. рассказов, притч, сентенций из Ветхого или
Нового Заветов, которые читаются на вечернем богослужении, главным
образом накануне праздников. Паремии содержат пророчества о
празднуемом событии, объяснение его смысла, похвалу празднуемому
святому и т.п.
Из книг «Ветхого Завета» в христианском богослужении шире всего
используется «Псалтирь». К ней восходит большинство древнейших
христианских богослужебных песнопений, вечерних и утренних молитв.
В православном богослужении «Псалтирь» прочитывается полностью
каждую неделю. Для богослужебных нужд собственно «Псалтирь» часто
соединяют с «Часословом» (сборник молитв и песнопений, приуроченных
к часам долитургического богослужения). Такой расширенный вариант
«Псалтири» в церковнославянской традиции называется «Следованная
Псалтирь». В допетровской Руси по «Псалтири» и «Часослову» часто
учили начальной церковнославянской грамоте.
В числе важных богослужебных книг должен быть назван также Требник.
Это руководство для священников, содержащее чинопоследование и
положенные молитвы в обрядах так называемого частного богослужения
— таких, как крещение, венчание, отпевание, исповедь, елеосвящение,
постриг, различные молебны (освящение дома, колодца и т.п.).