- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Кто преступает сию заповедь?



Святая сия заповедь преступается во первых прелюбодеянием, блудом, многоженством, кровосмешением и прочими разными беззаконныя похоти видами.Второе преступается всем тем, что некоторым есть поводом к греховной сласти плотской, и способствует студному пороку прелюбодейства и блуда. Такия ко греху побуждения суть следующия: пиянство, праздность, своевольство, сквернословие, непристойныя шутки, безстыдныя телодвижения, безчестныя хитрости в одежде и в украшении тела, соблазнительныя представления и зрелища, безчинныя плясания, срамныя песни, скверныя книги и прочая. Но и самое блудное воззрение и внутреннее непозволительное движение в Евангелии осуждается. Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. Матф. гл. 5. ст. 28.

Для убежания помянутых пороков должно памятовать важное оное Апостольское увещание. 1. Корин. гл. 6. ст. 18. Бегайте блудодеяния. Всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть, а блудяй во свое тело согрешает. Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас святаго Духа суть, егоже имате от Бога: и несте свои, куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога, в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия. Блудником же и прелюбодеем судит Бог.Евр. гл. 13. ст. 4. Почему святость Христианскаго звания требует, чтоб мы жизнь свою чисто и целомудренно препровождали; или в честном и незазорном супружестве, или в девственном безженстве. Ибо блаженный Павел называя брак честным и супружеское ложе нескверным, Евр. гл. 13. ст. 4. девственное безженство почитает выше того. Так бо пишет 1. Корин. гл. 7. ст. 38. вдаяй браку свою деву добре творит: а не вдаяй лучше творит. Да тож утверждает и сам Господь Матф. гл. 19. ст. 12. Суть скопцы, иже скопиша сами себе царствия ради небеснаго.

§. 12.

В осьмой заповеди запрещает Бог всякое хищение и неправду; а тем самим повелевает, чтоб мы для благополучия общаго, ближняго пользу наблюдали как собственную свою.

Три хищения роды.

Жизнь человеческая как не может быть безопасною так и блаженною, ежели предохранена не будет от хищения; а под именем хищения заключаются разные хищения роды, то есть, когда кто чужую вещь себе присвояет неправедно, каким бы то ни было образом. Три суть главнейшия хищения роды: явное, тайное и лестное.

Что есть явное хищение?

1) Явное хищение есть, когда кто чужую вещь насильно отнимает: как-то делают разбойники, которые насильно другаго грабят; или властелины, которые у своих подчиненных, а сильные у немощных отнимают нагло имение, дом, рабов, землю и прочая: или принуждают их продать себе то, что они продать не хотят, или продать малою ценою, или понуждают работников к большим трудам сверьх договору и награждения, или насильно кабалят и порабощают свободных людей, или своевольно употребляют чужия вещи, например платье, или другия какия орудия, или на чужой земле пашут, или незаконно берут подводы, или за работу и службу удерживают награждение. Подобны сим и те несовестные продавцы, которые в крайней другаго нужде, например во время глада, хлеб не продают разве за несносную цену, или домогаются за то некоторой вещи, например дому, или земли или коня; или которые в крайнем чием бедствии обещают помощь подать, да под тяжелым договором, хотяб и не трудно было помочь, например подъехать судном ко утопающему и прочая. До сих надлежат и те, которые видя другаго нужду в заим не дают денег, или хлеба, или чего другаго, разве требуя неправедной лихвы или росту; или которые удерживают положенныя им в заклад вещи; и другими подобными ближняго своего обижают явнаго хищения образы.

Что есть тайное хищение?

2) Тайное хищение или воровство есть, когда кто чужую вещь похищает без воли и без ведома господина тоя вещи. Такие воры суть хитростные мошенники, и которые окрады вают домы, лавки, житницы, дворы скотские, рыбныя ловли, сады, леса, се окосы и проч. Но те великия воры, которые причиняют убытки государственные, например чрез тайный провоз товаров, или и похищают казну государственную, сокровище церковное или монастырское, или больническое; и сие воровство называется святотатство. Также и оные связывают себя виною воровства, которые потерянную вещь нашедши, ведая, чья она, утаевают, или заблуждшую скотину, или беглаго чужаго раба укрыв присвояют. Но те весьма безчеловечные воры, которые напр. с пожара что нибудь крадут и тем беднаго и разоряемаго разоряют.

Что есть хищение лестное?

3) Лестное хищение есть, когда кто чужую вещь себе присвояет обманом. Такое хищение разными бывает образы, а именно, когда кто продает какую вещь большею ценою, нежели чего та стоит, или обманывает мерою и весом, или худой товар продает за доброй, наприм. мешает в хлеб мякину, а в вино воду, или монету ложную дает за добрую, а особливо кто еще монету ложную тайно кует, или кто больше против надлежащаго берет пошли ны. К сему же числу надлежат судии, которые на мзде судят, и потому праведно ли или не праведно судят, крадут, или которые определяют к местам других недостойных и негодных; ибо чрез то у достойных достойное отнимают, и государственной казне делают ущерб. Тож делают и духовныя власти, которые на сан Архиерейский или Иерейский и иные степени церковные посвящают на мзде; и сие беззаконие нарицается святокупство и симониа. Крадут же и те, которые будучи казначеями, или какими приставниками утаевают приходы, или приписывают большие росходы, или своим небрежением делают господским приходам упущение, или которые ложныя притворяют духовныя, и неподлежащия себе присвояют имения или сказываются умершаго близким сродником, и его делаются наследником. За хищников же должны почитаемы быть и те, которые будучи наняты за довольное награждение неверно и нерадиво работают и время проводят в праздности: также и оные хитрые нищии, которые будучи здравы и нескудны, притворяют себя больными и убогими, или некоторыя вымышляют нужды, аки бы разорились от пожара, или ограблены от разбойников, или просят милостины на имя других ложно, например на богадельню, на искупление пленников и прочая. К сим же похитителям причисляться должны и лицемеры, которые под видом притворныя святости, или беззаконным вымышлением мощей аки бы святых, или икон будто чудотворных простой народ обольщают к подаянию. Того же рода суть ласкатели и ябедники, которые что за ласкательство и ябеды ни получают, все то крадут. Многие и разные суть хищения образы, которые все хотя здесь и не изочтены, однако легко из сего разсуждения дознаны быть могут.

При сем знать надлежит, что грех похищения не отпущается, доколе вещь похищенная не будет возвращена господину своему; или, ежели не можно возвратить, другою равною вещию нанесенная трата каким ни есть образом удовольствована не будет. А ежелиб кто за крайним своим неимением и скудостию вещи похищенной возвратить не мог, в таком принято быть может искреннее к возвращению желание с чистым признанием и сожалением о грехе своем. Иначе сей грех не оставляется потому, что истиннаго в таком человеке покаяния не признается.

Предосторожности против хищения.

Чтоб не впасть в подлый и вредительнейший какого ни есть хищения порок, требуется предосторожность от того, от чего сей порок раждается, а именно, от лихоимства, то есть, от ненасытимаго к собиранию богатства желания, и от лености или праздности. Лихоимец ни чем не будучи доволен всякий способ позволительным почитает, толькоб приумножить прибыток; а праздный и ленивый самовольно приводя себя в скудость принужден бывает воровством искать себе пропитания. Почему всяк должен в своем звании пребывать с прилежанием и от благословенных трудов своих довольствоваться. Лучше бо иметь мало, да быть честным человеком, нежели много, с безчестным именем хищника и нечестнаго человека. А притом надеяться на Божий промысл, который, по уверению Евангельскому, о последней печется птице и траву скоро увядающую питает и одевает; кольми паче не оставит нас, ежели мы в надежде на Его щедроты не ослабеваем, и ежели часто себе будем припоминать, что скудость честностию совести украшаемая будет награждена богатством небесным.

§. 13.

Девятая заповедь требует, чтоб ни в чем не лгать, и языком своим не касаться ближняго с обидою.

По разсуждению святаго Иакова язык человеческий может быть великих зол причиною, ежели будет не обуздан, и разсуждением не управляем. Почему, как говорит тот же Апостол, в гл. 3. Ежели кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело. Может же лжесловесный язык разными образы с обидою коснуться ближняго, а именно:

1) Когда кто на кого ложно в суде доносит: или заочно пред другим оклеветывает, а чрез то многия ему наносит обиды, ибо и честь его повреждает, и тратою имения в разорение приводит, и здравию причиняет болезнь. Такой лживых доносителей и клеветников род есть род диавольский: понеже диавол по имени своему значит клеветника, и он же, по Христову слову, Иоан. гл. 8. ст. 45. лож есть, и отец лжи.

2) Когда судия неправедное на кого произносит определение, будучи побежден некото рым пристрастием, или не разыскав совершенно дела, а чрез то и ближняго разоряет и убивает, и оскорбляет Бога, котораго он в суде носит на себе лице.

3) Сей же заповеди противно и всякое досадное и ругательное слово. Когда например кто в лице укоряет и порицает кого, или смеется некоторым в теле или в уме ближняго недостаткам, или язвительныя и уничтожительныя делает шутки, или чужия дела и слова на худую толкует сторону и вредныя выводит из них следствия, или другаго во грехах осуждает не с благим намерением исправления, или подметныя и ругательныя сочиняет письмы, или что ни есть произносит такое, чрез что ближняго честь умаляется. Есть же и хитрые способы безчестия, когда кто другаго будто хвалит, но та хвала растворена некиим потаенным, но острым ругательством, или нечто сомнительное о другом говорит, и оставляет того, кому говорит, в недоумении, а чрез то многим опасным разсуждениям подает случай; или и ничего не говорит, но на воспоминание чиего имени воздохнет, или покивает главою, или разсмеется. Такой и молча человека осуждает, и сие осуждение тем есть беззаконнее, что оно происходит от хитраго и злобнаго сердца.