Культура античного полиса и зарождение первых форм теоретического познания. Проблема соотношения чувственного и рационального знания.
Хозяйственная и политическая жизнь античного полиса была пронизана духом состязательности, все конкурировали между собой, проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало инновации в различных сферах деятельности.
Социальный климат полиса снимал с нормативов деятельности ореол нерушимого сверхчеловеческого установления и формировал отношение к ним как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере необходимости.
Учение Аристотеля о «видах знания»:
- З., основанное на чувственном восприятии, кот. дает З. конкретных индивидуальных предметов, но мудрости, так же как и науки в таком З. нет;
- эмпейрия – опытное З.; на основе чувственного восприятия- повторяемость чувственных впечатлений; ряд воспоминаний об одном и том же повторяющемся предмете;
- искусство- «технэ»; уровень познания. З. общего и неких принципов и причин, установление закономерности. Использование их на практике.
- уровень науки (делится на подуровни) существует только ради З.
познание общего и необходимого (законов)
1-ая Ф.- высшая наука, метафизика, Ф.
промежуточная стадия- математика
2-ая Ф.- физика, изучающая чувственные сущности бытия
Метафизика (термин введен Андронием Родосским)- «то, что после физики»), особый, недиалектический метод познания. Мир рассматривается в статике и в изолированности. Учение о первопричинах бытия: чувственные и сверхчувственные сущности, причины бытия. Метафизика изучает сверхчувственные сущности. Сверхчувственное бытие- мир идей (формальная причина- «что это такое?», целевая (телеологическая- учение о цели)- «то, ради чего; куда осуществляется движение?».
Теория познания (гносеология) Платона. Отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует лишь о кажущемся бытии, но не о бытии подлинном. Истинное познание – это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда сущ-ла в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.
3 разновидности науки (по Аристотелю): теорет. науки (З. ради З.), практич. науки (этика и политика), продуктивные науки (творч.).
Неоплатоники. Синтез идей Платона и Аристотеля. Категория первоединого. Космический ум и косм. душа. Методы познания: алогическое познание- эротическое познание. Платонич. любовь- любовь к идее. Диалектич. познание- «воспоминание кем мы были»; метод постепенного погружения внутрь себя: отвлечение от чувственных созерцаний, мыслей и идей.
Соотношение Веры (В.) и Разума (Р.).
- приммат (преобладание) В. над Р. (группа Тертулиана): вместо всякого иного З. человеку дано откровение, записанное в Библии и выраженное в жизни церкви. Следовательно, никакая наука, Ф. и религия не нужны. Нужно лишь читать и знать закон Божий. Лозунг: верую, потому что абсурдно. Августин Блаженный: верую, чтобы понимать (базир. на Платоне).
- примат Р. над В. (латинские авералисты).
Авероис ибн Рушт (Х11 в.)- крупн. философ и богослов. Прекрасно знал Аристотеля, за что получил прозвище «комментатор». Проявился конфликт «Р.- ислам». Выделил 3 группы людей: аподиктики (элита)- умные люди, люди Р.; диалектики (богословы)- дают видимость логичности, вероятность Р.; риторики- функционируют только на уровне В. Последователи Авероиса: философы- шизофреники (с одной стороны- верующие, с другой- философы). «В религии мы будем верующими людьми, а в Ф.- людьми Р.». И там, и там будет истина- концепция двойственной истины (Сигер Браванский, Иоанн Жоденский). В 1277 г. епископ Этьен Тампьер провел Собор, на котором были преданы анафеме 218 утверждений-истин.
- компромисс (примирение Р. и В.). Фома Аквинский. «Верить- принять некую информацию потому, что она дана нам Богом». «Знать- принимать нечто, как истинное потому, что логически доказано в свете естеств. Р.». Ф. Аквинский создал «Сумму теологии»- попытку проверить религиозные догматы. Оказалось, что некоторые догматы доказуемы (существование Бога), некоторые- недоказуемы (непорочное зачатие).
Принцип иерархии:
- религия (божественное откровение);
- философия ( «служанка богословия»);
- науки, исследующие мир;
Вывод: наука и В.- 2 разных типа знания, каждое из которых необходимо человеку.
Ф. науки Нового Времени (16-17 в.). Идея создания «новой науки» в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Ф. становится светской дисциплиной. Меняется отношение к жизни. Ч. вынужден разрабатывать новые познавательные модели мира. Философия стала ориентироваться на земное (что такое природа и космос?), внутр. законы природы. Все это привело к разработке методологической проблематики. Существовали 2 точки зрения: что в Ч. является более прочной основой- чувство (эмпиризм, сенсуализм) или Р. (рационализм).
Ф. Бекон- основатель экспериментальной науки. Пытался соединить теорию и практику в исследованиях. Скептицизм характерен для любого философа нового времени. Подвергались сомнению догмы и предыдущие учения. Учение об Идолах. 4 рода Идолов, мешающих человеку получить З. (“Призраки рода” - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;
“призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей;
“призраки рынка” - это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения;
“призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты )
Учение о 3 видах познания:
1- путь паука (рационализм);
2- путь муравья (эмпиризм и сенсуализм); сбор фактов и последующее их обобщение. Затем делаются выводы и создается теория.
3- путь пчелы. Теория создается на основе эмпирической реальности.
Ф. Бекон разработал индуктивный метод – от частного к общему (учитываются отрицательные факторы). Он ставит науку в центр культур. Сциентизм- мировоззренческая установка, утверждающая, что именно наука может решить все человеческие проблемы. «Остров Бенсалем»- утопическое произведение об обществе с центром в «доме Саломона», где ученые заведуют отраслями З. Мудрец- жрец. Ученые- священники.
Рене Декарт- рационалист. Рационализм пытается достичь абсолютной истины. Критерии рационализма: общезначимость З. (полная индукция), всеобщность и необходимость З. Дедуктивный метод- от общего к частному.
5 правил метода:
- я сомневаюсь, значит существую (сомнения тотального характера);
- простые и очевидные истины, признание врожденных идей. Врожд. идеи- первичные, максимально простые, ясные, отчетливые идеи, кот. познаются интуитивно.
- любой сложный предмет исследования необходимо анализировать. Анализ – разделение для того, чтобы найти первооснову;
- путь синтеза- создание теории
- исследование- учет всех обстоятельств и признаков.
Джон Локк. Эмпирическая модель познания.
Принципы, критерии и нормы научного познания. Функции философии в научном познании.
Принципы формирования научного исследования:
- принцип целостности или связанности (должна быть зафиксирована некая совокупность характеристик бытия, которая может быть выдвинута в качестве предмета исследования; это и есть процесс раскрытия внутреннего единства явлений между собой); целостность предмета исследования находит свое выражение в понятии, а понятие- в термине;
- принцип стабильности, повторяемости и воспроизводимости;
- принцип наблюдаемости (наблюдение- базис научного исследования).
Функции философии в научном познании: мировоззренческая, общее моделирование познавательного процесса; определение общих закономерностей; выдвижение принципов организации научного знания; интегративная функция; критическая функция.
Наблюдение и эксперимент
Наблюдение и эксперимент относятся к эмпирическим формам познания. Эмпирическое познание- приемы и методы, связанные с научной практикой, с теми видами научно-практической деятельности, благодаря которым происходит накопление, фиксация, группировка и обобщение материала для построения теории. Научное наблюдение- не непосредственное наблюдение , а преднамеренное и целенаправленное восприятие, которое обусловлено общей задачей деятельности. Наблюдение также опосредовано
не только задачами, но и ограничено приборами.
В результате эксперимента появляется специально заданная, воспроизводимая, упорядоченная действительность. Эксперименты бывают мысленные и модельные. Исследовательские эксперименты возникают в процессе работы. Существуют также демонстративные и проверочные эксперименты.
Примат разума над верой.
Латинские авероисты. (латинские потому, что на западе авероисты – последователи Авероиса)
АВЕРОИС (ИБН РУШ) – 12 в. ИСПАНИЯ. Богослов и философ. Прославился тем, что хорошо знал Аристотеля (его труды). Он перевел с арабского на латынь труды Аристотеля, тем самым открыл Западу Аристотеля. Его воззрения привели к конфликту разума и веры (Ислам).Поэтому он разработал концепцию примирения разума и веры: ПРИРОДА РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ РАЗНАЯ 3 ГРУППЫ ЛЮДЕЙ
1. аподистики –Философская элита, которая наделена разумом. САМАЯ ВЫСШАЯ ГРУППА
2. Диалектики – богословы
3. Реторики – функционирующие на уровне веры.
Эту модель приняли на вооружение латинские авероисты
1 группа философские шизофреники – с одной стороны они верующие люди, а с другой философы.
* в религии мы обретаем веру, а в своей философии мы будем искать истину, но и там и там будет истина. (концепция двойственной истины)
Сепер Бребани
2 подгруппы радикалисты (не верующие)
* религия не нужна только философия
Иоанн Жденский.
●1277 г от р.х. Этьен Тимпер провел Собор, на котором 219 утверждений авероистов и радекалистов подверглись гонениям не только на теологическом уровне, но и на социальном.
3 подгруппа: примирения разума и философии (Фома Аквинский).
* всему должно быть свое место надо четко разделить во что верить и что надо знать.
Вера это значить принять некую информацию, потому что она дана Богом.
Знать – это значить принимать нечто как истинное, потому что доказано логически в свете естественного разума.
3) «Сумма теологии» Фома Аквинский (схоласт реалист 1225-1274 гг.)переосмысливает догматы церкви.
Он смог доказать 1 догмат «БОГ ЕСТЬ» - 5 доказательств:
- ..каждая вещь она прекрасна в той или иной мере и каждый человек может об этом сказать, значить нам от рождения заложено понятие о прекрасном «идеальной красоте», что бы выносить подобные суждения. Значить абсолютная красота – БОГ.
Культура античного полиса и зарождение первых форм теоретического познания. Проблема соотношения чувственного и рационального знания.
Хозяйственная и политическая жизнь античного полиса была пронизана духом состязательности, все конкурировали между собой, проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало инновации в различных сферах деятельности.
Социальный климат полиса снимал с нормативов деятельности ореол нерушимого сверхчеловеческого установления и формировал отношение к ним как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере необходимости.
Учение Аристотеля о «видах знания»:
- З., основанное на чувственном восприятии, кот. дает З. конкретных индивидуальных предметов, но мудрости, так же как и науки в таком З. нет;
- эмпейрия – опытное З.; на основе чувственного восприятия- повторяемость чувственных впечатлений; ряд воспоминаний об одном и том же повторяющемся предмете;
- искусство- «технэ»; уровень познания. З. общего и неких принципов и причин, установление закономерности. Использование их на практике.
- уровень науки (делится на подуровни) существует только ради З.
познание общего и необходимого (законов)
1-ая Ф.- высшая наука, метафизика, Ф.
промежуточная стадия- математика
2-ая Ф.- физика, изучающая чувственные сущности бытия
Метафизика (термин введен Андронием Родосским)- «то, что после физики»), особый, недиалектический метод познания. Мир рассматривается в статике и в изолированности. Учение о первопричинах бытия: чувственные и сверхчувственные сущности, причины бытия. Метафизика изучает сверхчувственные сущности. Сверхчувственное бытие- мир идей (формальная причина- «что это такое?», целевая (телеологическая- учение о цели)- «то, ради чего; куда осуществляется движение?».
Теория познания (гносеология) Платона. Отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует лишь о кажущемся бытии, но не о бытии подлинном. Истинное познание – это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда сущ-ла в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.
3 разновидности науки (по Аристотелю): теорет. науки (З. ради З.), практич. науки (этика и политика), продуктивные науки (творч.).
Неоплатоники. Синтез идей Платона и Аристотеля. Категория первоединого. Космический ум и косм. душа. Методы познания: алогическое познание- эротическое познание. Платонич. любовь- любовь к идее. Диалектич. познание- «воспоминание кем мы были»; метод постепенного погружения внутрь себя: отвлечение от чувственных созерцаний, мыслей и идей.