Цели семинарского занятия:
1. Раскрыть содержание категорий «этнос», «нация», «цивилизация». Показать роль культурных факторов в этнической идентификации.
2. Рассмотреть современные процессы глобализации и их влияние на этнокультурную специфику отдельных регионов мира.
3. Определить общее и особенное в русской культуре в контексте мировых культурных процессов современности.
План:
1. Роль культуры в этнической самоидентификации;
2. Этническая культура и национальная культура;
3. Мировая культура (культурный глобализм);
4. Индустриально-городская культура.
5. Русская культура: история и современность.
Входные компетенции:
Из дисциплин «Отечественная история» и «обществознание» студент должен знать:
1. Основные признаки и характеристики этноса
2. Основные этапы истории и формы проявления русской культуры.
3. Основные черты индустриально-городской культуры.
Основные понятия и положения темы:
«Архетип этнокультурный» — характерные и устойчиво воспроизводимые черты национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности.
«Вертикальная» глобализация — объективный процесс консолидации ее субъектов вокруг смыслообразующих интересов, ценностей и ориентиров «единого и неделимого мира» и вместе с тем — деформация этого процесса преимущественно в интересах субъектов, определяемых совокупным термином «золотой миллиард».
«Вестернизация» — глобализация в соответствии с ценностями и установками мессианского западноцентризма, как выражения классической модели органической модернизации, и вместе с тем миссионерское навязывание «кальки» западных стандартов и технологий.
«Глобализация» — процесс развёртывания качественно новых, уникальных в истории человечества противоречий, которые представляют непосредственную угрозу выживанию рода «Человек» и могут быть успешно решены лишь путём кардинальной смены ценностно-нормативного ядра современной цивилизации и объединёнными усилиями народов и государств.
«Глобализация культур» — развёртывание процесса кардинальной перестройки культурной деятельности в соответствии с вызовом становления единой глобальной цивилизации, выработка творческой способности национальных культур к «самостоянию» И вместе с тем «цветущей сложности» (К. Леонтьев) в контексте общечеловеческих ценностей и смыслов.
«Глобализация цивилизации» — становление единой и взаимосвязанной цивилизации на основе унификации материальных производительных сил, социально-политических отношений и структур.
«Глокализация» — термин, который образован в результате сочетания понятий «глобализация» и «локализация» и означает глобальный контекст «малых пространств» — локальной культурно-цивилизационной идентичности отношений, структур и идей.
«Горизонтальная» глобализация — объективный процесс перестройки отношений, структур и способов деятельности в соответствии с интересами всех субъектов, их отказа от доли аутсайдеров и самоорганизации с целью сохранения своей идентичности, поиска глобализации «с человеческим лицом».
«Декаданс культурный» (фр. Decadance — упадок, разложение) — деградация традиционных культурных ценностей и смыслов, их системное несоответствие изменившейся социокультурной реальности и вместе с тем глубокая и плодотворная рефлексия о смысле и роли ценностей культуры/цивилизации и поиск их альтернатив.
«Диаспора» — понятие, парное с метрополией; этническая группа в данном государстве, которая сориентирована на культурные ценности другого государства на основании этнической общности с ним.
«Изменения (культурно-цивилизационные)» — аксиологически нейтральное понятие для обозначения различных состояний культуры и цивилизации в двух и более временных точках.
«Информационный кризис» — совокупность таких многоликих феноменов, как отставание системы образования, трудовой деятельности и коммуникаций от императивов информационной революции, угроза выхода информационных потоков из-под контроля, информационная экспансия, проблема «искусственного интеллекта» и т.п.; в конечном счёте, кризис способности преобразования информации в знание о мире человека и человеке в мире.
«Коммуникация» (лат. communicare — совещаться с кем-либо) — процесс, в котором индивидуальные и коллективные субъекты культуры/ цивилизации обретают идентичность и обогащаются в противоречивом процессе взаимопроникновения и обнаружения себя друг в друге.
«Конфликт цивилизаций» — концепция американского политолога и культуролога С. Хантингтона, согласно которой взаимоотношения между западной, конфуцианской, японской, исламской, православно-славянской и африканской цивилизациями определяются несовместимостью их ценностно-смысловых оснований и поведенческих ориентиров.
«Коренной этнос» — понятие, выражающее формирование и историю определенно этноса на данной территории.
«Космополитизм» — принцип и практика отрицания реальности или плодотворности национального фактора, «беспочвенность», абсолютизация общечеловеческих интересов и ценностей.
«Кризис культуры/цивилизации» — состояние обострения противоречий определённой культурно-цивилизационной модели, испытания жизненной силы её ценностей и смыслов.
«Криптонациональность» (от лат. Kriptos — тайный) — этническое меньшинство определенного этноса в данном государстве, который является титульным в другом государстве.
«Культурный шок» — концепт, введённый американским культурфутурологом А. Тоффлером для обозначения состояния индивидов, социальных групп, общностей людей в пограничной ситуации внезапного разрушения традиционных ценностных ориентиров и неспособности к адекватному истолкованию новых реалий и адаптации к ним.
«Международный терроризм» — протест против «вертикальной» глобализации, тенденция к её подрыву в любой форме, усилению хаоса и дестабилизации международного порядка путём отрицания самоценности человеческой жизни и устрашения «авторитетом» нелегитимной силы.
«Меньшинство этническое» — группа людей со специфическими этническими признаками, представляющая меньшинство населения страны.
«Мир-система» — смыслообразующий концепт американского социолога П. Валлер-стайна, которым обозначается системная взаимосвязь мира на основе иерархии между «Центром» и «периферией» в международном разделении и кооперации деятельности.
«Мультикультурализм» — феномен гетерогенного многообразия автономных этнических культур в пределах единого культурно-цивилизационного комплекса.
«Нациократия» — принцип и практика политического господства одних наций-государств над другими.
«Национализм» — противоречивый принцип и практика самоопределения этноса, нации, выражение их интересов.
«Национал-сепаратизм» — совокупность идей и действий, направленных на становление новой государственной структуры этнической общности как альтернативы государству на основании представлений о его несоответствии интересам этой общности.
«Национальная идея» — выраженное в комплексе символических форм самосознание (самоидентификация) нации и одновременно — ее «послание миру» о бытии, интересах и ценностях этой общности людей.
«Нация» — полиэтническая, социокультурная и политическая общность людей, нация-государство.
«Патриотизм» — принцип и естественная ценность национального самосознания, любовь к своей Родине и деятельная сопричастность к ней.
«Расизм» — принцип и практика превосходства одних рас над другими, которые в европейской традиции мотивируются мифологемами биопсихических преимуществ «арийской» расы или возможности «конструирования» такой расы.
«Регионализация» — дифференциация «больших пространств», которые основаны на их территориально-культурной идентичности и вместе с тем несамодостаточности в глобальной структуре мира.
«Ренессанс культурный» (фр. Renaissance — Возрождение) — процесс возрождения ранее утраченных или смещенных на периферию ценностей, который является не возвратом, а обогащением их человекотворческого смысла; возникновение нового чувства жизни, родственного жизненному чувству античности и противоположного средневековому отношению к жизни как отрешению от неё, утверждение и обновление творческих сил человека.
«Римский» национализм — возникший в Римской империи комплекс представлений, идентичный шовинизму и расизму.
«Самоидентификация этническая» — самосознание этнической общности.
«Системность глобальных проблем» — понятие для выражения их обусловленности не только специфической собственной природой — экологической, информационной и т. п., но главным образом способом взаимосвязи между ними.
«Субэтнос» — этническая группа со специфическими признаками, не выходящими пределы более крупной этнической общности.
«Суперэтнос» — крупномасштабная общность людей, сформировавшихся из различных этносов и достигших единства социокультурных признаков.
«Титульный этнос» — этническая общность, этнонимом которой называется данное государство (напр. «русские» - «Россия»).
«Трансформация» — внутренняя перестройка общества в соответствии с имманентно присущими ему законами; системное, преимущественно эволюционное преобразование культурно-цивилизационного комплекса; трансформационный процесс не сводится к реформам «сверху», охватывает все основные структуры, и его ход и исход в решающей степени зависят от действий больших социальных групп; отсюда — принципиальная неоднозначность, незаданность окончательного исхода процесса.
«Тупик культуры/цивилизации» — системный и предкатастрофный кризис культуры/цивилизации, который обусловлен обесценением/исчерпанием творческого потенциала их ценностно-смыслового ядра и завершается его распадом.
«Универсализм глобальный» — несводимый к концепции и практике «политического реализма» принцип «этической глобализации», «ответственного и честного глобализма», понимания национальных интересов в контексте глобализации мира и его универсалий.
«Цивилизационное миссионерство» — основанная на идее превосходства и исключительности претензия «спасения мира» путем насильственной экспансии определенной культурно-цивилизационной модели.
«Шовинизм» — принцип и практика превосходства определенного этноса или нации над другими, «национализм крупного рогатого скота» (Ф. Ницше).
«Эволюция» (древнееер. Eva — жизнь) к./ц. — в узком смысле единство количественных и частнокачественных изменений культуры/цивилизации в пределах выработки и реализации исторически определённого ценностно-смыслового ядра культуры, в широком — синоним динамики культуры и цивилизации.
«Эллинский» национализм — возникший в древнегреческом полисе комплекс представлений, идентичный патриотизму.
«Этнократия»— принцип и практика узурпации государственной власти и монополии на нее определенного этноса.
«Этнонациоренессанс» — противоречивый глобальный феномен активизации этнического или национального самосознания, который является одним из фундаментальных процессов современной культуры и цивилизации.
«Этнос» — исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения (общности предков), биопсихических признаков, духовных ценностей, прежде всего языка, и самоидентификации.
«Этноцентризм» — принцип и практика отношений определенного этноса с миром, подчиненных его эгоцентричным интересам.
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №9 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Этническая культура и национальная культура; | Доклады по теме | 20 мин. | |
Роль культуры в этнической самоидентификации | Доклады по теме | 20 мин. | |
Мировая культура (культурный глобализм) | Доклады по теме | 20 мин. | |
Индустриально-городская культура | Доклады по теме | 20 мин. | |
Русская культура: история и современность | Доклады по теме | 20 мин. | |
Культура, этнос, цивилизация | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое географический детерминизм и как он проявляется в развитии культуры?
2. Какие основные типы культурных общностей в пространстве вы можете назвать?
3. В чем заключаются особенности расово-этнических культурных общностей?
4. Какие моменты характеризуют понятие «национальная культура»?
5. Что вы можете сказать о дихотомии «Восток-Запад»?
6. Существует ли с вашей точки зрения, мировая культура и если да, то почему?
Семинарское занятие № 10.
КУЛЬТУРА И ПРИРОДА
Цели семинарского занятия:
1. Сформировать представления о различных экологических стратегиях у народов мира, показать историю их развития.
2. Раскрыть понятие «ноосферы», как одной из базовых категорий современной экологии.
3. Раскрыть историю и многообразие форм взаимоотношений полов в культурологическом аспекте.
План:
1. Экологическое сознание Востока и Запада;
2. Учение о ноосфере В.И. Вернадского;
3. Соотношение природного и внеприродного в человеке;
4. Тело человека в культуре.
5. Взаимоотношение полов как проблема культурологии.
Входные компетенции:
Из дисциплин «общая биология» и «история» студент должен знать:
1. Основные характеристики экологических доктрин «Востока» и «Запада»
2. Основные этапы развития жизни на Земле.
3. Основные этапы антропо- и социогенеза.
4. Основные формы современной семьи.
Основные понятия и положения темы:
«Андроидный жир» – запасы жира в области живота, отложение которых стимулируется тестостероном; легко мобилизуются для энергетических нужд и расходуются при физической активности (по сравнению с гиноидным жиром).
Браки «симпуа» - система браков по договоренности (например, в китайской культуре), когда будущая супруга переезжает жить к будущему мужу, когда оба они еще дети.
«Внутриполовая конкуренция» – соперничество среди представителей одного пола за спаривание с противоположным полом; как правило, наиболее выражено у пола, вносящего меньший вклад в заботу о потомстве. Например, мужчины состязаются между собой за внимание и благосклонность женщины.
«Выбор самкой полового партнера» – разновидность полового отбора. Ч. Дарвин выдвинул теорию, что предпочитаемые самками характеристики половых партнеров становятся более выраженными с ходом эволюции (сравните с соперничеством самец – самец).
«Гендер» (gender) – пол в социокультурном плане (социальная роль); понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения.
«Генетический детерминизм» – доктрина, утверждающая что поведение – явление врожденное и может быть предсказано генетическими исследованиями.
«Гетеризм» –(от греч. Hetaira – подруга, любовница)–термин, утвердившийся для обозначения свободы добрачных в внебрачных отношений.
«Гинекократия» –господство женщины в семье и обществе, то же, что и матриархат или материнское право.
«Гиноидный жир» – запасы жира в области бедер и ягодиц, отложение которых стимулируются экстрогеном; очень устойчивый к мобилизации. Гиноидный жир возник как энергетический резерв на случай беременности и лактации (после рождения). (сравните с андроидным жиром).
«Гиперогамия» – брак с лицом высшего статуса.
«Гипогамия» – брак с лицом низшего статуса
«Дислокальность» – раздельное поселение супругов.
«Дуальная организация» – взаимобрачная организация двух родов или позднее фратрий.
«Дуолокальность» – брачное поселение поочередно как в группе мужа, так и в группе жены, то же, что билокальность
Индекс талии и бедер (waist-hip ratio – WHR) – показатель здоровья и фертильности женщины, высчитывается делением окружности талии на окружность бедер. Установлено, что WHR около 0,7 у женщин предпочитаются мужчинами большинства культур мира. WHR свыше 0,9 свидетельствует о повышенном риске различных заболеваний у женщин.
«Конкубинат» (от лат. con – со и cubo – лежу) – допускавшееся древнеримским правом длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной.
«Кросскузенныйбрак» (перекрестный брак) – брак с дочерью брата матери или дочерью сестры отца.
«Левират» – брак с двумя или более братьями одновременно, а позднее с братом умершего мужа.
«Матрилинейность» – счет родства по линии матери.
«Матрилокальность» – брачное поселение супругов в группе жены.
«Матронимия» – группа, именующая себя по общему матрилинейному предку.
«Межполовой отбор» – селективность в выборе полового партнера противоположного пола; более выражен у представителей пола, заботящегося о потомстве, вынуждает их быть очень придирчивыми в выборе партнера из представителей пола, менее заботящегося о потомстве.
«Моногамия» – единобрачие. В настоящее время, развитие форм семьи, прежде всего в европейском обществе, привело к условности этого термина и введению более точного термина - серийная моногамия, или, иначе говоря, диахронная полигамия.
«Неолокальность» – брачное поселение супругов отдельно от родни мужа или жены.
«Ноосфера» –область существования разума, разумных существ.
«Ортокузенный брак» – (параллельно-кузенный брак) – брак с дочерью брата отца или сестры матери.
«Полиандрия» – многомужество (разновидность полигамного брака).
«Полигамия» – собирательное обозначении для полигинии и полиандрии.
«Полигиния» - многоженство (разновидность полигамного брака)
«Промискуитет» – ничем не ограниченная свобода отношений между полами.
«Секс» (sex) - целенаправленно получаемое удовольствие от сочетания реализации человеком своего либидо с ритуализированной формой этой реализации, при явном, сознательном (полном или частичном) блокировании естественных последствий функции продолжения рода.
«Сорорат» – брак с двумя или более сестрами одновременно, а позднее с сестрой умершей жены.
«Социальный дарвинизм» – распространение учения Ч. Дарвина на социум; в частности, социологическая теория, согласно которой социокультурный прогресс – продукт межгруппового конфликта и соперничества, а социально элитные классы (те, кому принадлежат богатство и власть) обладают биологическим превосходством в борьбе за существование.
«Социобиология» – сравнительное изучение социальной организации животных (и людей), уделяющая особое внимание генетическим основам и эволюционной теории.
«Теория естественного отбора» – теория, согласно которой существует естественный процесс, приводящий к выживанию и успешному размножению индивидов или групп, наиболее хорошо адаптированных к окружающей среде. Естественный отбор ведет к закреплению наследственных качеств, наиболее подходящих к данной окружающей среде.
«Тестостерон» – мужской половой гормон и один из наиболее активных андрогенов. Стимулирует развитие мужских половых органов (включая предстательную железу), вторичных половых признаков (например, бороды), рост костей и мышц.
«Травестизм» (от фр. Travestir – переодеваться) – обычай демонстративной перемены пола.
«Феромоны» – пахучий секрет желез самцов и самок, используемый для идентификации территорий или для обмена информацией. Особенно важен для выживаний вида, когда феромоны самки привлекают к ней самцов во время брачного периода.
«Экзогамия» – запрещение вступать в брак внутри своей группы и предписание браков с членами другой или других групп.
«Эндогамия» – вступление в брак внутри определенной общности. Может быть предписанной (нормативная эндогамия) или практикуемой в силу фактической частоты контактов женихов и невест (фактическая эндогамия)
«Этология» –1.Отрасль науки, занимающаяся поведением человека как биологического вида, его формированием и эволюцией. 2. Научное и объективное изучение поведения животных, особенно в естественных условиях.
Регламент занятия:
Общая продолжительность изучения темы семинарского занятия №10 – 4 академических часа
Темы | Вид деятельности студентов | Время | |
Экологическое сознание Востока и Запада; | Доклады по теме | 20 мин. | |
Учение о ноосфере В.И. Вернадского | Доклады по теме | 20 мин. | |
Соотношение природного и внеприродного в человеке | Доклады по теме | 20 мин. | |
Взаимоотношение полов как проблема культурологии | Доклады по теме | 20 мин. | |
Тело человека в культуре | Доклады по теме | 20 мин. | |
Культура и природа | Дискуссия | 30 мин. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Как менялись взгляды на взаимоотношения человека и природы в ходе исторического развития?
2. Что такое ноосфера и кто из ученых предложил и использовал это понятие?
3. Какие идеи отличают научно-технический оптимизм и экологический пессимизм?
4. Чем характеризуется деятельность Римского клуба?
5. Что лежит в основе понятия «экология»?
6. Как следует понимать выражения «экология души» и «экология культуры» и кто впервые ввел их в научный обиход?
7. В чем различия между экологическим сознанием Запада и Востока и какой фактор лежит в их основе?
8. Назовите и охарактеризуйте наиболее крупных представителей христианской экологической мысли.
9. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация», если их рассматривать в контексте экологии?
10. Какие основные формы семейно-брачных отношений существуют у народов мира?
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
1. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье.
2. Культурологические идеи И.Г. Гердера.
3. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо.
4. Понимание культуры в философии марксизма.
5. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.
6. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.
7. Представления о культуре К.Г. Юнга.
8. Философия культуры О. Шпенглера.
9. Культурологическая концепция Н. Бердяева.
10. Философия культуры А. Тойнби.
11. Культурологическая концепция П. Сорокина.
12. Функции культуры. Гуманистическая (социализирующая); Трансляционная; Нормативная; Гносеологическая; Семиотическая.
13. Общие свойства культур. Стабильность, нестабильность; Толерантность, интолерантность; Открытость, замкнутость; Демократизм, элитарность; Прогрессивность, регрессивность, консерватизм.
14. Нормативная система культуры. Классификация культурных норм; Функции культурных норм; Основные виды культурных норм; Этикет как культурная норма.
15. Культура и природа. Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи.
16. Массовая и популярная культура. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура
17. Молодежная субкультура. Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров; Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения.
18. Формы и механизмы приобщения к культуре. Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); Фазы социализации, агенты, институты социализации; Родительство как элемент первичной социализации; Десоциализация и ресоциализация, аккультурация, ассимиляция; Культурные заимствования, культурная диффузия; Культурная динамика (культурные процессы).
19. Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный глобализм); Индустриально-городская культура.
20. Массовая и популярная культура. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура.
21. Культура и природа.Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи
Раздел 3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Самостоятельная работа студентов предусмотрена ГОС ВПО и рассматривается как обязательная форма обучения. Для эффективного освоения теоретического материала по курсу студенты обеспечены базовой учебной литературой и имеют возможность самостоятельно заниматься в методическом кабинете кафедры, который укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине, в гуманитарном зале библиотеки НГМУ, а также в других библиотеках города.
Обязательной формой самостоятельной работы является изучение первоисточников, учебников, монографий, учебно-методических материалов и справочников по культурологии; конспектирование литературы, рекомендуемой к каждой теме; написание рефератов, подготовка сообщений и докладов к семинарскому занятию по выбранной теме.
По курсу «Культурология» предусмотрены письменные работы в форме эссе, рецензий, аннотаций на журнальные статьи. К зачету практикуется написание реферата по теме, предложенной кафедрой. Это дает возможность студентам не только углублять знания по отдельным темам курса, но и, по желанию, заниматься в научном студенческом кружке в секции «культурология», итогом которого является участие в ежегодных научных сессиях студентов и молодых ученых НГМУ.
Содержание самостоятельной работы | Деятельность студента | Форма контроля |
Составление словаря терминов в тетради для конспектов по дисциплине «культурология». | Работает со справочной и учебной литературой (словари, справочники, энциклопедии, учебники, учебные пособия). | Отметка в журнале о выполнении данного вида работы (по бально-рейтинговой системе). |
Подготовка к семинарским занятиям по темам плана. | Читает разделы тем в учебнике, обрабатывает материал. Осуществляет поиск материала в Internet. Конспектирует литературу. Готовит тезисы выступления на семинарском занятии. Выполняет задания для самоконтроля. | Отметка в журнале за устный ответ по вопросам плана семинарского занятия (по бально-рейтинговой системе). Отметка в журнале за проверку конспекта (по бально-рейтинговой системе). |
Написание рецензии | Выбирает источник для рецензирования (из предложенных в списке). Читает разделы тем в учебнике, обрабатывает материал. Осуществляет поиск дополнительного материала в Internet. Конспектирует литературу. Формулирует основные положения рецензии, оформляет текст в соответствии с требованиями (см. требования к оформлению рецензии). | Рецензия сдается в электронной форме и фиксируется. Отметка в журнале о выполнении данного вида работы (по бально-рейтинговой системе). |
Написание реферата по выбранной теме | Выбирает тему для написания реферата (см. примерный список тем для написания реферата). Читает разделы тем в учебнике, обрабатывает материал. Осуществляет поиск дополнительного материала в Internet. Конспектирует литературу. Формулирует основные положения , оформляет текст в соответствии с требованиями (см. требования к оформлению реферата). | Реферат сдается в электронной форме и фиксируется. Отметка в журнале о выполнении данного вида работы (по бально-рейтинговой системе). |
НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ
Требования к написанию рецензии
Работа над рецензией предназначена для того чтобы, во-первых, познакомить студента с примером научного культурологического текста, а во-вторых, привить навыки самостоятельного анализа культурологического текста, выработки собственного мнения по какому-либо вопросу культурологии.
Рецензия пишется на одну из предложенных научных культурологических работ (статей). Объем рецензии примерно 25-30 страниц. В рецензии должна быть представлена структура анализируемого текста и по каждой единице структуры студент должен обозначить основную проблематику, позицию автора (в виде ключевой цитаты или ряда цитат) и собственную оценку этой позиции.