- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Культура и общество как 2 формы бытия. Субкультура.



Существуют три основных формы бытия: - человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.

Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура.

Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого, т.е. субкультура – это часть культуры общества.

Субкультуры – это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных, территориальных и других особенностей той или иной группы людей. Субкультуры – это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве.

М.С. Каган выделяет 4 типа субкультур в культуре средневековья:

1) «Храма и монастыря» - это культура, характерная для духовенства, народа, аскетическая, антигедонистическая.

2) «Замка и дворца» - это рыцарская, придворно-аристократическая, гедонистическая культура.

3) «Средневекового города» - это культура торговцев, ремесленников, нарождающейся буржуазии и интеллигенции.

4) «Села и хутора» - это крестьянская культура, характеризуется тесной связью с природой, языческими верованиями.

В современном обществе различных субкультур великое множество, что связано с дифференциацией и усложнением общества.

Типология субкультур:

- по возрастному признаку

- по территориальному

- по профессиональному

- по классовому

-по месту в обществе

Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности, ККМ). В то же время субкультуры отличаются друг от друга:

- нормами, регулирующими отношения между людьми

- особенностями жизнедеятельности, истории, быта

- идеологическими различиями

Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные. Выделяют следующие молодежные субкультуры:

- рокеры

- скинхеды

- панки

- хиппи

Другую типологию субкультур предлагает Багдасарян:

1) «Мажоры» - выходцы из состоятельных семей с солидными связями, ориентированные на красивую жизнь.

2) «Яппи» - молодые люди из семей среднего достатка, ориентированные на карьеру и образование, для которых характерен практицизм, опрятность, здоровый образ жизни.

3) «Люберы» (гопники) – выходцы из неблагополучных семей, которые объединяются в группы с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны с уголовным миром.

 

Контркультура.

Контркультура - это понятие, не тождественное понятию «субкультура», потому что контркультура может охватывать разные группы общества; не тождественно понятию «бескультурье», так как контркультура несет в себе и положительные черты.

Контркультура – это совокупность социально-культурных установок и ориентаций, противопоставленных официальной культуре общества. Если официальной культуре присущи такие ценности, как государство, власть, образование, религия, искусство, то для КК характерны анархия, аполитичность, нетрадиционные формы искусства, нетрадиционные формы религии.

КК возникает в кризисные моменты жизни общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения.

Основные функции КК:

- разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру

- деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей

- революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества.

Теоретическое обоснование КК-ным явлениям дал Ницше. Он пишет о внутренней противоречивости любой культуры, которая включает в себя два начала:

- Аполлоновское. Символизирует умеренность, покой, стремление к развитию и гармонии.

- Диониссийское. Стихия бурной жизни, перемены, непокоя.

Культура развивается благодаря противоборству этих двух начал. Молодежный протест – это проявление диониссийского начала в культуре, стихия обновления. Преобладание аполлоновского начала порождает догматизм, формализм, застой в общественной жизни.

 

Массовая культура.

Массовая культура – это культура, основным носителем и средством трансляции которой являются СМИ. Массовая культура называется так, потому что:

- она создается массовыми тиражами

- она потребляется всеми без исключения

МК – это детище 20 века, хотя предпосылки ее возникновения относятся к концу 19 века, когда газета стала общенародным достоянием. МК – это результат проникновения капиталистических влияний в культурную сферу общества, так как произведения МК создаются как товар, по законам рынка.

МК предельно примитивна, она представляет мир как предельно упрощенный мир, где все проблемы решаются легко. МК предельно адаптивна, она использует как сюжеты высокой элитарной культуры, так и сюжеты рок-культуры, которая всегда противопоставляла себя МК. МК решает не столько эстетические задачи, сколько задачи коммерческие, политические. МК - это зрелищная, визуальная, экранная культура, поэтому она более эффективно действует на чувство, на подсознание человека и таким образом манипулирует им.

МК предельно фрагментарна (дает знания по чуть-чуть обо всем), не формирует целостного образа мира. И как следствие, формирует личность посредственную, без индивидуальности. МК носит универсальный, всеобщий, интернациональный характер, то есть она не несет в себе национальных признаков.

Отношение к МК в современной литературе весьма неоднозначно:

- Резко отрицательное. МК – это ширпотреб, квази-культура.

- Положительное.

- Точка зрения, признающая и плюсы, и минусы МК.

 

Элитарная культура.

Элитарная культура – это течение в культуре, создающее искусство для немногих и непонятное для широких масс. Истоки ЭК также достаточно давние. Она существовала как «чистое искусство», то есть искусство, решающее эстетические задачи и отрицающее социальную, идеологическую проблематику.

Направления современной ЭК – абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм, модернизм и др.

Основные черты ЭК:

- эстетическая свобода, коммерческая независимость

- философская глубина тематики и психологическое проникновение в сущность явлений

- многообразие форм, отражений действительности.

Существует определенная связь между ЭК и МК. Например, МК использует сюжеты ЭК. Произведения же МК с течение времени попадают в разряд ЭК (джаз).

 

Культурная модернизация

Модернизация – это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Но в социальной философии под модернизацией принято понимать переход общества от традиционного к современному.

Традиционное общество – это общество, ориентированное на традицию, на воспроизводство общественной жизни в устоявшихся веками формах.

Современное общество – это общество, ориентированное на новации, постоянное развитие и совершенствование всех сфер жизнедеятельности.

Самыми первыми на путь модернизации стали страны Запада. Эта модернизация называется эндогенной, органической, так как была основана на внутренних источниках, на особенностях культуры.

Существует четыре типа модернизации:

1) С позиции Вебера, главным фактором западной модернизации стала протестанская этика, которая формировала такие качества личности, как трудолюбие, законопослушание, ответственность.

2) Вестернизация. Это полное последовательное копирование западного опыта, институтов, ценностей, образа жизни, всей культуры. Этот путь считается непродуктивным, так как приводит конфликту традиций и новаций.

3) Догоняющая модернизация. Когда акцент делается на развитии промышленности, науки, военных технологий, от которых зависит безопасность общества. Однако такая модернизация непродуктивна, поскольку она порождает откат назад в силу отсутствия внутренних источников развития (свободы личности).

4) В 60ые – 80ые годы 20 века в странах Юго-Восточной Азии возникает новый тип модернизации – модернизация на собственной культурной основе, основанная на соединений западных достижений с традиционными ценностями культуры. Этот путь считается наиболее продуктивным, так как:

- позволяет сохранить уникальную культуру

- позволяет избежать многих культурных проблем, связанных с разрушением собственных культурных традиций.

Сегодня в науке утверждается идея многообразия путей модернизации. Поскольку важнейшим фактором модернизации признается культура, то содержание, темы и последствия модернизации в разных странах будет различным.

 

Типология культур.

Типология – это метод научного познания, который предполагает группировку культурных объектов с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

Существует два основных подхода в типологии культуры:

-изучение культуры в пространстве (синхрония);

-изучение культуры во времени (диахрония).

Термин «синхрония» обозначает состояния и процессы, одновременно происхождящие в культуре всего человечества на каком – то этапе его развития.

Диахронный, т.е. исторический подход выдвигает перед исследователями две проблемы: во–первых, предложить соответствующую периодизацию культурного процесса; во-вторых, вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только развиваться, но и постоянно наращивать свой потенциал.

В связи с этим выделяют виды типологий:

1.Этнографические типологии (Западная культура – Восточная культура;

Христианская культура – Исламская культура – Буддийская культура – Конфуцианская культура; Культура Северных народов – Культура Южных народов и т.д.)

2.Антропологические типологии (Культура белых народов – культура черных народов – культура цветных народов; Культура романских народов – культура тюркских народов и т.д.)

3.Исторические типологии, где основанием является специфика и своеобразие культуры в историческом развитии.

Существует множество типологий культур по разным основаниям: Этническая и национальная культура

 

 

Западный тип культуры.

Западный тип культуры более молодой и распространенный (США, Канада, Австралия). Основные истоки ЗТК:

- возникновение теоретической науки как рационального, аргументированного знания.

- возникновение первого опыта демократической регуляции общественной жизни.

- возникновение христианской традиции. Христианство положило начало гуманистической культуре.

Особенности ЗТК:

1) Отношение ко времени. Представление о линейном, быстротекущем времени, представление о начале и конце истории. Время делится на три ступени, но отношение к ним не такое, как в восточной культуре. Прошлое уже свершилось, но из него можно извлекать уроки. Настоящее – это время, где человек является главным действующим лицом. Будущее неизвестно, но его можно подготовить.

2) Рационализм общественного сознания, свобода от религиозной догматики. Западная культура экстравертна, нацелена на преобразование внешнего мира.

3) Индивидуализм. Признание авторитета личности, ее свободы и автономии.

Данные особенности культуры определяют черты общественного устройства: горизонтальный характер отношений в обществе; правовое демократическое государство; политический плюрализм; разделение властей: рынок как способ функционирования экономики.

Главными проблемами западной культуры сегодня являются разрушение семьи, традиций, ценностей, норм, бездуховность, потребительство.

Восточный тип культуры.

Восточный тип культуры представлен широко и разнообразно, включает 3 основные традиции: арабо-исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская. Этот тип возник в глубокой древности, распространен и сейчас. Основные черты восточных культур:

1) Отношение ко времени. Представление о времени статично. Время делится на три ступени – прошлое, настоящее и будущее, но между ними нет особой разницы. Это обусловлено религиозными представлениями – поскольку душа человека бессмертна, то рядом с нами находятся души умерших и еще не родившихся людей.

2) Сосредоточенность на духовном. Смысл жизни человека – постижение сакрального смысла бытия, а не реализация практических прагматических целей. Восточные культуры интравертны, то есть направлены на внутренний духовный мир человека.

3) Принцип коллективизма. Личные интересы подчинены общественным, государственным интересам. Главным элементом общественного устройства является община (умма), которая концентрировала жизнь человека и ограничивала его свободу. Поэтому личностное начала в человеке развито слабо.

Данные особенности культуры определяют черты общественного устройства: вертикальный характер отношений между людьми (отношения господином и подчиненным); деспотический характер власти, огромная роль государства, отсутствие прав и свобод.