- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Культурная практика в Древней Греции



Собственно античная Греция - это уже вторая, вслед за Эгейской, цивилизация на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островов.

На рубеже III-II тыс. до н.э. крупнейшим центром цивилизации в Европе был о. Крит, а затем г. Микены. Цивилизация на Крите погибла в результате нашествия варваров с севера Балкан. События этого периода сохранились в коллективной памяти народа и нашли отражение в мифологии (археологические раскопки XIX-XX вв. подтвердили достоверность многих мифологических сюжетов). Благодаря славному прошлому, в центре которого была Троянская война и о котором не забывали усилиями странствующих певцов-аэдов, последующим поколениям греков не нужно было утверждаться перед другими народами Средиземноморья.

Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис - демократически управляемый город-государство, где все свободные граждане принимали непосредственное участие в общественной и политической жизни. Расцвет греческого полиса в VI-IV веках до н.э. стал одновременно и «золотым веком» античной культуры, ее классической эпохой. Свободный, исполненный достоинства человек, гармонически развитый, прекрасный духом и телом - таков был идеал Античности.

Однако «изнанкой» культурного взлета был рабский труд. Пo определению Аристотеля, «раб есть как бы отделимая часть и орудие господина, а орудие - как бы неодушевленный: раб». Раб (по Аристотелю) есть не человек, не личность, но лишь одушевленная вещь, физическое тело. И поскольку уделом раба был ручной труд, свободные греки идеалом считали жизнь, избавленную от него.

С развитием классового рабовладельческого общества к V в. до н.э. Греция достигла наивысшего расцвета. В прошлое уходил старый патриархальный уклад, все больше было простора для частной инициативы, росли полисы, а в них развивались всевозможные ремесла. Вместе с тем рабский труд начал постепенно вытеснять труд свободного человека: он был дешев, а приток рабов нескончаем, физический труд целиком ложится на плечи рабов, давая возможность свободному человеку жить творческой жизнью, создавать великолепные произведения искусства.

В новых общественных условиях развивается и человеческая личность. Усложняются ее культурные и социальные запросы. Гражданин греческого полиса живет интересами города, участвуя в управлении, в его защите, в его торговой и ремесленной деятельности. Чем больше развивается человек, чем шире открываются перед ним горизонты (греки торгуют с далекими странами, бороздят чужие моря), тем острее его стремление выразить свои личные чувства, переживания... «...Весь собственный труд, который можно было перевалить на другого, они [греки- Авт.] переваливали на раба, - пишет отечественный исследователь Античности М. Гаспаров. - Только тогда они испытывают блаженное чувство свободы - не только свободы от царя или от тирана, но и свободы от докучных житейских забот. Древнегреческие ремесленники были такие же усердные работяги, как и в другие времена и у других народов. Но работали они, как бы стыдясь своего труда. И это чувство «ручной труд постыден» накладывало отпечаток на всю греческую культуру. Философия развивалась, а техника не развивалась - почему? Именно поэтому. Мы восхищаемся статуями Фидия и Поликлета, но если бы нам самим предложили стать Фидием и Поликлетом, мы бы с отвращением отказались, - признается один греческий писатель. Почему? Потому что работа скульптора - ручная работа, все равно как у раба» [14].

В истории античной Греции выделяют следующие этапы:

- гомеровский и раннеархаический период (IX-VIII вв. до н.э.) - распад родоплеменного общества;

- архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) - становление рабовладельческих государств-полисов;

- классический период (V в. до поcл. трети IV в. до н.э.) - расцвет полисов;

- эллинистический период (посл. треть IV в. - до сер. II в. до н.э.): упадок полисов, империя Македонского, эллинистические госvдарствa.

 

Гомеровская Греция. В начале I тысячелетия до н.э. племена Древней Эллады расселились по всему Средиземноморью. Дорийцы (доряне) заняли весь Пелопоннес, о. Крит и другие острова. Ахейцы были оттеснены на острова Эгейского моря, в Малую Азию, на о. Кипр, в Среднюю Грецию, Аттику, где жили уже ионийцы. Ионийцы селились также на Кикладах, на Западном берегу Малой Азии. Период истории эллинов с ХI - до VIII до н.э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем в основном из двух поэм, приписываемых Гомеру.

Во многом это был период упадка и культурного застоя. В числе многих других элементов культуры была утрачена старая письменность - в ней просто не испытывали потребности. В то же время в гомеровский период происходит как бы накопление сил перед новым будущим подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы: широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это был решающий этап исторического развития, ступив на который, греки смогли в течение нескольких веков достичь невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Гомеровский период, часто называемый «темным», почти не оставил нам памятников архитектуры – они строились в основном из дерева и сырцового кирпича и поэтому не сохранились. Немногочисленные сведения о монументальном строительстве доносят до нас уцелевшие остатки фундаментов, погребальные урны, уподобленные постройкам, да строки бессмертного Гомера.

Памятники скульптуры редки и невелики по своим размерам. Мелкие фигурки животных из глины и бронзы украшали крышки и ручки сосудов. Появлялись и статуэтки культового назначения, выполненные из обожженной глины и посвященные божествам. Они пока условны и геометричны, что говорит лишь о первом пробуждении пластического начала.

Наиболее полное представление о художественном творчестве времени дает вазопись. Стиль росписи керамических сосудов получил название геометрического, т.к. поверхность их покрывалась орнаментом, в котором господствовали геометрические мотивы треугольника, ромба, круга. Этим же принципам геометричности и повтора подчинены изображения птиц, животных и человека.

Замечательным памятником такого стиля являются надгробные сосуды, найденные на афинском кладбище и относящиеся к IX – VIII вв. до н.э., - дипилонские вазы. Тулово этих сосудов поделено на горизонтальные полосы – фризы. Каждый фриз заполнен изображением какого-либо орнаментального мотива. Особые фризы, место которых удивительно точно определялось древними художниками, отводились изображению животных и человека. Дипилонские амфоры производят впечатление монументальности. Изобразительный язык здесь предельно лаконичен, ритмичен и ясен, донося до нас сдержанность, собранность и суровость героической эпохи. Схематизм геометрики, несмотря на ограниченность своих изобразительных возможностей в передаче индивидуального начала, отражает стремление к организованности и упорядоченности, систематизации и обобщению.

Главное достояние эпохи и великолепный памятник античной и мировой культуры - поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Гомеровский эпос складывался в IX-VII вв. до н.э. Свою окончательную художественную форму поэмы обрели в архаический период (VI в. до н.э.), а записаны были, как принято считать, в I в. до н.э. Т.о., гомеровские поэмы несут в себе более древнее, по сравнению с архаикой, эпическое начало, восходящее, не только к гомеровской, но, возможно, еще и к микенской эпохам. Мифы, на основе которых созданы эти поэмы, уходят в седую древность, и, несомненно, являются творением народа. Однако завершение поэм и их художественная отделка свидетельствуют о том, что свой окончательный вид они приняли накануне возникновения рабовладельческой формации, в то время, когда погибал общинно-родовой строй.

Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что было частью образования. Поэмы Гомера ценились не только как произведения искусства, но им придавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Это поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе.

Эпос означает не что иное, как «слово о подвигах», - песни, которые исполняли странствующие певцы. Под аккомпанемент лиры их пел или аэд-сочинитель, или рапсод - исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. Уже в классической Греции его имя было окружено легендами. Многие впоследствии считали это имя нарицательным. «Гомер» на одном из греческих диалектов значит «слепой».

Героический эпос возник на побережье Малой Азии и близлежащих островах. Создан он в основном на ионийском наречии (общегреческий язык в Греции появляется только в IV-III вв. до н.э.). Именно на рубеже патриархальной и государственной жизни возникает жанр, основным содержанием которого стало повествование о прошлом, представляющее человеческое бытие в один из острейших моментов истории - в период войн. Как пишет Г. Гачев, «эпопея трактует самые коренные вопросы бытия: жизнь и смерть, война и мир, при том, что «мир» выступает более священным и прекрасным, чем «война». Наконец, обращение к прошлому - есть его осмысление, осмысление на грани, где заканчивается один уровень человеческого общежития и начинается другой, новый: «когда возникло такое универсальное целое, как государство, оно и потребовало собирания мира в единую картину представления. Бытие предстало - значит, родилось то, что отлично от жизни, бытия, - сознание. Эпос и есть первый универсальный акт сознания общества: ум ставит все бытие перед собой и еще не судит его (что будет далее в трагедии и философии), а просто в первоудивлении осматривает его бесконечные просторы...». А отсюда - универсальность и всеобъемлемость эпоса, неспешность повествования, где постоянно встречаются перебои, непоследовательность; нет-нет, да и почувствуется какая-то разбросанность. Эта особенность является отличительной чертой эпоса как одной из художественных форм, предполагающая определенный принцип «общения» с миром, для которого главным становится множественность мира и бытия: «тот, кто поддается соблазну описать и то, и это и захлебывается от жадности, греша против темпа повествования, - тот тем самым говорит о расточительности, изобилии бытия...».

 

Основные действующие лица «Илиады» представлены в трех группах.

1) Троянцы, во главе с их царем Приамом, его сыновьями Гектором и Парисом (из-за которого и началась Троянская война, т.к. он похитил у царя Спарты Менелая его жену Елену вместе с сокровищами), Гекубой, женой Приама, Андромахой, молодой женой Гектора...

2) Ахейцы - жители греческих городов, областей, островов; их ополчение возглавляет царь Микен Агамемнон; с ним идет его брат Менелай, оскорбленный Парисом, а также Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды; здесь друг Ахилла Патрокл, царь о. Итаки Одиссей; старец Нестор, пилосский царь Аякс Теламонид, двоюродный брат Ахилла; Диомед, предводитель войск из Арголиды, осмелившийся вступить в бой с олимпийскими богами...

3) Олимпийские боги: верховный владыка Олимпа Зевс, его жена Гера, его дети - Афина, Аполлон с музами, Афродита, Арес, Ирида.

В основе сюжета «Илиады» - события Троянской войны, ее последнего, десятого года. Действие начинается ссорой Ахилла и Агамемнона, в результате которой Ахилл отказывается участвовать в сражении. При этом он обращается за помощью к богам, дабы те, а точнее сам Зевс, наказал «царя вождей» Агамемнона, унизив его поражением. Все так и происходит, причем даже сам Ахилл не ожидал, что наказание Зевса будет столь эффективным: троянцы после великого множества успешных - неуспешных боев с ахейцами оттесняют последних к кораблям, а могучий Гектор собирается их поджечь. Тогда Ахилл посылает в сражение своего любимого друга Патрокла, но того вскоре убивает Гектор. Ахилл, узнав о гибели друга, воспламеняется жаждой мщения и, примирившись с Агамемноном, вступает в сражение сам. После жестокого избиения троянцев он сходится в поединке с Гектором и убивает его. Устроив пышные похороны Патроклу, Ахилл продолжает измываться над телом Гектора, но Зевс останавливает его свирепство. Ахилл возврашает Приаму (за выкуп) тело Гектора, погребением которого и заканчивается «Илиада».

Таково повествование о грандиозном историческом событии, в котором принимало участие огромное количество народа (не считая олимпийских богов), основывающееся на эпизоде из жизни одного человека. Правда, человека полуреального. Его мать - морская богиня Фетида, что, в свою очередь, подчеркивает значимость вымысла, художественного произведения, сотворенного творческой фантазией человека и опирающегося на конкретное историческое событие и устные предания.

 

Долгое время изложенные в поэме cобытия считали чисто мифическими, легендарными, хотя сами греки издавна повторяли, что Троянская война происходила примерно (по нашему исчислению) в ХII в. до н.э. Раскопки 70-х г. XIX в., предпринятые Г. Шлиманом на территории предполагаемой Трои, на холме Гиссарлык в Малой Азии, дали богатейшие результаты. Ученые смогли с достоверностью заключить, что на этом месте стоял большой и богатый город, сожженный врагами (следы нескольких пожаров хорошо сохранились). Вещи, найденные при раскопках, поражали своей роскошью, тончайшей работой по золоту и серебру, и очень напоминали утварь и дорогие изделия, описанные в поэмах Гомepa. Раскопки продолжались на материке в Греции, в Микенах и Тиринфе, где были найдены гробницы древнейших вождей, множество золотых изделий и других сокровищ (см. Главу 2; 5). Так постепенно Троянская война и походы греков приобретали реальные черты.

Сейчас считается установленным, что примерно в ХII в до н.э. племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств, однако, когда ахейцы покорили Трою и вернулись на родину, их стали теснить племена пришедших с севера дорийцев, более отсталых в культурном отношении и с более низким общественным строем. Дорийцы покорили ахейцев и на несколько столетий задержали приход рабовладельческого общества. Однако память о последнем великом подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны. Дорийцы же, которые считали себя потомками Геракла, тоже однажды осаждавшего Трою, видели в эпосе о Троянской войне славное прошлое своих предков. Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей героя Тезея. Таким образом, оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное. Греки не раз стремились в Малую Азию, и кже в VII-VI в. до н.э. побережье ее были колонизовано греками-ионийцами. Она-то, Иония, и была колыбелью героического эпоса Гомера.

Интересно отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, - культуру о. Крит, процветавшую накануне расселения ахейских племен в ХII-ХII вв. до н.э. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминавших об этой древнейшей культуре. При расшифровке так называемого линейного письма «Б» оказалось, что в критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими. Когда эти письмена будут полностью прочитаны, может быть, они откроют перед нами новый мир догомеровского эпоса, служившего для легендарного поэта образцом старинных преданий.

В «Одиссее» изображаются события, последовавшие за разрушением Трои. Все герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя о. Итака. Он странствует 10 лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона.

Общество, представленное у Гомepa, - патриархальный род, который еще не знает классового расслоения. Цари-басилевсы трудятся наравне с пастухами и ремесленниками, а рабы, если они и существуют, являются пленниками, взятыми на войне, и не занимают еще униженного положения в семье. Одиссей сам себе строит плот, царевна Навзикая сама стирает белье, Пенелопа искусно ткет. Вместе с тем появляется имущественное неравенство, вожди получают лучшую добычу, судьба рабов зависит от воли господина, Пенелопа, например, безжалостно грозит старой, верной своим господам няне, а Одиссей предает провинившихся слуг жестокой казни. Воин Терсит не без основания укоряет вождей в корыстолюбии, честолюбии и обвиняет их во всех тяготах войны. Однако его слова не находят сочувствия у воинов, т.к. они одержимы одной идеей - победить врага. Ради этого они готовы даже забыть обиды со стороны вождей.

Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки, и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости; в них приводится много ценных наблюдений: сильное чувство двулико, горе и разъединяет и сплачивает, плач одновременно несет просветление, гнев «в зарождении сладостней тихо струящегося меда» и т.п. Гомеровский стих, исполненный гекзаметром, уравновешен и спокоен, он как бы выше повседневности, обыденности, суеты.

Из поэм и археологических разысканий мы узнаем, что греки гомеровского периода умели плавить медь при высокой: температуре (1083°), они работали с оловом, свинцом, серебром, золотом и редким самородным железом, из которого делали украшения. Из бронзы греки изготавливали оружие, орудия труда, причем формы предметов были не только рациональны, но и красивы. В печах различной конструкции гончары обжигали разнообразные изделия. Роспись ваз была не только традиционной, с геометрическим орнаментом, но и со сложными узорами.

Греки искусно сооружали боевые колесницы, при обработке дерева пользовались токарно-сверлильными приспособлениями, в строительстве ахейцы применяли сложные комбинации катков и рычагов для точной установки массивных каменных плит (некоторые плиты весили 10-12 т). Ахеяне в ХVI-ХII вв. до н.э. сооружали водопроводы и закрытые водосборники. В Микенах, Тиринфе и Афинах были проложены потайные системы, водоснабжения. Сложные инженерные расчеты передавались устно из поколения в поколение.

 

Архаический период. VIII-VII вв. до н.э. – время активного познания мира древними греками. Окончательно определяются специфические черты античной греческой цивилизации. Передняя Азия постепенно потеряла свой высокий авторитет цивилизованного региона среди соседних народов. В архаике складываются основы классического рабства, системы денежного обращения, общегреческий рынок. Это время возникновения греческой письменности, медицины, астрономии, истории, географии, лирической поэзии, театра. Греки, великолепные ученики в школе искусства, умело используя достижения классических культур Вавилона и Египта, создали собственное неповторимое искусство.

Итак, к VIII в. до н.э. на месте прежнего родового строя утвердилась новая политическая структура - город-государство.

Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений государственной важности. Вполне понятно, что в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. Однако по сравнению с восточными деспотиями полисный строй был, безусловно, прогрессивным. Борьба между высшими и низшими социальными слоями приводила к поражению родовой аристократии, а затем к ликвидации единоличной диктатуры правителей, именуемых тиранами, к установлению рабовладельческой демократии. В отличие от Египта, Персии, где цари, выступая залогом крепости государства, обожествлялись, в Греции к VII - VI вв. до н.э. трепета перед самим понятием высшей власти явно не было.

Очень важно, что социальная практика подчинения законам, а не воле деспота, участие в их разработке, избрание высших должностных лиц, суда присяжных, постоянное стремление возвысить свой родной город - все это имело целенаправленное влияние на состояние умов, укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Обыкновенные граждане, обслуживаемые многочисленными рабами, вполне наслаждались жизнью в благоустроенных, по их мнению, небольших полисах, ощущая себя независимыми и полновластными. Подражая природе и богам, люди имели перед собой перспективу в усовершенствовании своих человеческих возможностей и качеств.

Доминантой сознания грека - гражданина полиса - являлось чувство свободы, нараставшее в архаический период, достигшее апогея в классический, и болезненно утрачиваемое в эллинистический. Свобода - это «несущая конструкция» в здании греческой культуры, условие ее победоносного шествия сквозь времена и пространства.

В чем же истоки этой уникальной в истории человечества свободы?

Глубинные корни следует, видимо, искать в особенности кормившего греков ландшафта: ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую врезается море, а на море столько островов, что нигде не теряешь из виду сушу. Все так мерно и ясно, что даже небольшая гора кажется величественной громадой. Ничего безбрежного, расплывающегося. Вероятно, поэтому грек не ощущал себя потерянным в окружающем мире, как египтянин в ровной желтизне песков или скиф в зеленой степи. Куда бы он ни устремлял свой взор, мир представлялся ему стройным, естественным образом упорядоченным. И в этом мире он легко находил себе место - место хозяина, дарованное ему богами.

В этих условиях и возникла у греков особая государственная система. В соответствии с масштабами страны и в согласии с навыками ее обитателей это не было единое государство, как на Востоке, постоянно расширяющееся в стремлении к мировому господству; это был ряд государств, совсем небольших, в тех границах, что определили природа и родовая организация. В каждом из них была особая, отличная от других, структура почвы, рельеф, хозяйственная деятельность. Каждый полис имел свой диалект, собственных богов и героев, а также календарь и монету. Поэтому между гражданами отдельных государств возникали и закреплялись различия в характерах, пристрастиях, обрядах, и т.п., что влекло за собой соперничество, нередко распри, однако это, в свою очередь, содействовало самоутверждению древнего грека в своем обособленном уголке.

И все же, несмотря на все различия, у эллинов (как называли себя греки по имени древнего названия Греции - Эллады) долгое время сохранялось сознание общности полисных интересов, чувства совместной принадлежности к некоему общеэллинскому единству, впечатляющим свидетельством чему были греко-персидские (оборонительные для греков) войны.

Греки были язычниками, они поклонялись многим богам, во главе которых стоял Зевс. В греческой религии уже на раннем этапе было заложено то, что так характерно для классического искусства греков: мерой всего видеть человека, его совершенство, его красоту.

Если восточный человек перед своими богами безропотно склонялся и трепетал, то эллин был дерзок и своеволен, упрям, любопытен. Как и любой народ, прошедший этап первобытной культуры, греки не миновали стадию первобытных верований, но в процессе цивилизационного развития боги все более облагораживались.

Главным источником в этом процессе была эпическая поэзия. Историк Геродот отмечал, что Гомер и Гесиод, составили родословную богов, поделили между ними достоинства и слабости, начертали их образы, определили их функции. Гомер создал «Илиаду» и «Одиссею», Гесиод же в VIII-VII вв. до н.э. написал «Теогонию», т.е. родословную богов. Именно им принадлежит важная роль в структурировании божественного пантеона. Большая и беспорядочная масса богов была дифференцирована и приведена в определенную систему. Богов связывают кровнородственные отношения: это как бы большая семья небожителей, некое государство во главе с Зевсом.

В основе мифологического сознания греков лежит, как и у всех народов, обожествление природы, но по сравнению с древнеегипетскими и переднеазиатскими культурами, религиозные представления древних греков приобретают более сложную мифоформу. Об этом свидетельствует четкое разделение греческих божеств на доолимпийских, или хтонических, и олимпийских, во главе с Зевсом. 12 олимпийских богов - это единство стихийного (природа) и разумного (человек) начал: если Зевс, Деметра, Аполлон, Дионис, Посейдон олицетворяют силы природы - небо с его громами, молниями, дождем, землю с ее плодородием, солнце, океан, - то Афина, Афродита, Гефест, Гермес, вновь Аполлон - предстают как олицетворение творческих сил самого человека.

Следует заметить, что по сравнению с египетскими, представления о заупокойном мире древних греков были крайне скудны и неинтересны; единственно, пожалуй, в чем они не уступали «детям Нила» - в твердом исполнении последнего долга перед покойником. Ничто в греческой религии (по мнению множества ученых прошлого и настоящего) не занимало такого важного места и не задевало так глубоко настроение верующих, как отношение к захоронению: мысль о том, что после смерти ты не будешь погребен и тело твое, возможно, растерзают какие-нибудь животные, приводила грека в ужас. Даже гордый Гектор, могучий воин, унижается перед Ахиллом, моля его о погребении... И боги впоследствии весьма недовольны надругательством над телом Гектора, а Антигона, несчастная дочь еще более несчастного царя Эдипа, идет на смерть только ради исполнения посмертного долга перед своим братом Полиником.

Поразительно, что мир богов почти целиком подобен миру людей, а мотивы божественных поступков в мельчайших деталях совпадают с человеческими. В отличие от египетских или вавилонских богов, древнегреческие божества имеют чисто человеческие формы, что находит отражение как в их иконографии, так и в их поведении: боги ведут себя подобно людям («психологический антропоморфизм»).

Интересно, как греки изображали своих богов: божественность и сверхчеловечность они понимали, в отличие от других народов, не в смысле уродства (многорукий Будда, например), а в смысле красоты, абсолютной гармонии, преодоления природных «изъянов». При этом, что очень важно, идеальность воплощенных богов мыслилась достижимой и для человека, и тогда граница между человекоподобными богами и богоподобными людьми становилась преодолимой, как бы прозрачной, по крайней мере, для великих героев, почти не уступающих в своих деяниях богам. Целый их сонм появляется в античности - Геракл, Прометей, Тезей, Ликург, Кадм, 0рфей и т.д. Два героя совершают подвиг, на который не осмеливается ни один из богов: Геракл и Орфей спускаются в Аид, царство умерших душ, где тени погребенных уныло бродят по пустынным и мрачным пространствам...

Одно качество отделяло богов от людей - их бессмертие, - что лишало их жизнь земного драматизма - нечем было рисковать. Однако и бессмертие не избавляет их от власти судьбы: недаром, решая исход поединка Ахилла и Гектора, Зевс бросает на золотые весы их жребии; поникший жребий Гектора и определяет его смерть...

Все боги греческой мифологии были «приставлены к делу». Они научили людей земледелию, кузнечному и ткацкому ремслу, судостроению и мореплаванию, счету и письму, гимнастике и искусству. Бог войны - кровавый Арес - не пользовался симпатиями у богов, сама Афина - богиня мудрости и справедливой войны - с презрением относилась к этому страшному богу.

Всем богам, кроме Ареса, строили храмы и посвящали скульптуры. Храм опоясывался стеной, образуя священную округу, имевшую неприкосновенность. Каждый храм обслуживался жрецом, который избирался народным собранием. Так как сама вера еще не была оформлена и отсутствовали четко зафиксированные догматы, то жрецы никого не поучали; единственной их обязанностью было совершение обрядов, главным из которых было жертвоприношение божеству. Чтобы заслужить благосклонность богов, греки приносили им в жертву животных, вино, фрукты, плоды. Жертвы были многозначны и разнообразны. Особым событием были человеческие жертвоприношения по приказу прорицателя, однако это было очень редким в эллинской религиозной практике.

С греческими богами и с их почитанием теснейшим образом связаны и празднества, которых в Древней Греции было множество.

К важнейшим относятся Великие Панафинеи и Великие (большие и малые) Дионисии, которые справляли каждые четыре года.

Трудно назвать еще какую-нибудь страну, где любили бы самые различные состязания так же, как в Элладе. Дух соревнования вносился во все, даже в повседневные дела. Состязались между собой музыканты и поэты. Известны соревнования герольдов-трубачей. Устраивались также единоборства обжор. Но, разумеется, самыми любимыми и почитаемыми были состязания атлетов. По-древнегречески всякое состязание называлось «агон». А вся система тренировок и состязаний получила название «агонистика».

 

Самым первым тренером атлетов и героев был легендарный кентавр Хирон. Именно он, по преданию, на горе Пелион обучал атлетике мальчиков Ахилла, Кастора, Полидевка и других славных персонажей эллинской мифологии и эпоса. Поэтому Хирона можно считать учителем всех древнегреческих атлетов. Как же могли греки не состязаться, если это было любимым занятием их богов и героев? В каждой аристократической семье не только доброй традицией, но и

почти обязательным элементом «хорошего тона» считалась агонистическая преемственность от отцов к сыновьям.

 

Существовало множество соревнований, где могли принять участие атлеты. В большинстве своем это были местные спортивные состязания, но четыре из них - Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры - привлекали участников со всей Эллады. Они назывались Панэллинские (общегреческие) игры. Каждые из них проводились как составная часть культового празднества, посвященного какому-либо богу.

Легенда рассказывала о законах Ликурга.

Военные столкновения между древнегреческими полисами не были редкостью. Особенно часто проходили стычки на полуострове Пелопоннес. И однажды элидский правитель Ифит обратился к оракулу с вопросом: как прекратить междуусобицы? Ответ якобы гласил: «Возобнови забытые Олимпийские игры». Поскольку враждовала Элида преимущественно со Спартой, то Ифит предложил мудрому спартанскому законодателю Ликургу совместно последовать совету оракула. Они составили устав священного перемирия (впоследствии получившие название «Законов Ликурга»): во время праздника среди участвующих должны были прекращаться любые враждебные действия.

Хотя Ифит и Ликург относятся к полулегеднарным личностям, существует предположение, что это исторические правители, Из «Законов Ликурга» следует, что вопрос стоял о возобновлении Олимпийских игр, мифические истоки которых теряются в глубине веков. Вот почему 776 г. до н.э. - год, когда на мраморной доске впервые официально было записано имя победителя в беге элийского повара Коройба, - можно считать началом исторического периода Олимпийских игр.

 

Раз в четыре года из маленького древнегреческого города с пальмовой ветвью в руке выходили послы - феоры. Они несли ветвь в знак предстоящего олимпийского празднества, приглашая участников и зрителей. Феоры посещали не только все греческие города. Их торжественные голоса звучали на побережье Малой Азии, в южноиталийских и сицилийских колониях, на самых маленьких островках Эгейского моря и даже в Северной Африке.

Шедшие и едущие в Олимпию пользовались правом свободного прохода через неприятельские страны. Под страхом смерти и проклятия никто не имел права силой оружия вторгаться в священную область. Если же через нее должны были проследовать дружественные войска, то они сдавали оружие на границе и получали обратно лишь при выходе за священную черту. Нарушителей перемирия карали огромным денежным штрафом и лишали права участия в празднике.

Сама Олимпия располагалась в долине реки Алфея при впадении в нее ручья Кладея. Одна из окрестных гор называлась Олимп. Эта гора была одноименной вершине, на которой якобы обитали все эллинские боги, вообще же на карте Греции и Кипра находится семь возвышенностей, каждая из которых называется Олимп. Местом праздника была священная роща Альтис. Тут заранее собирались тысячи нетерпеливых зрителей, которые разбивали лагерь в долине и на холмах. Им предстояло прожить здесь не менее 4-х дней. Многие съезжались сюда не только ради состязаний, но и для заключения торговых сделок. Поэтому ораторы и ученые читали перед олимпийскими зрителями свои новые произведения, а художники выставляли картины и скульптуры. Государства имели право оглашать здесь договоры, новые законы и другие важные документы. Раз в четыре года Олимпия становилась центром духовного общения лучших умов Греции, ибо второго такого праздника античность не знала. И хотя в промежутках между очередными Олимпийскими греки праздновали другие игры (программа которых также предусматривала обязательные состязания атлетов), торжество в долине Алфея всегда оставалось главным.

Атлеты состязались в беге (самым тяжелым видом был бег греческих воинов в полном вооружении), кулачной борьбе, беге на колеснице. Победивший на играх всю оставшуюся жизнь пользовался большим почетом. Ему отводились лучшие места в театре и на празднествах, его освобождали от налогов и иногда даже назначали пожизненную пенсию.

В списки участников не могли быть внесены святотатцы, убийцы, злостные неплательщики налогов и те, кто находился под судом. Запрещалось убивать соперника с умыслом или по неосторожности. Виновные в этом (даже победитель) лишались награды и подвергались крупному штрафу. В особо тяжелых случаях его казнили. Женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх.

Опоздавших к играм не допускали. Пытающихся подкупить судей публично секли розгами. Также наказывался и тот, кто хотел запугать или подкупить соперника.

Небезопасно было публично опротестовывать решения судей. Недовольные имели право обратиться к олимпийскому совету и добиваться осуждения необъективных (по его мнению) судей. Но - многозначительно подчеркивалось - лишь на свой страх и риск. Это предупреждение было тем более внушительным, что на стадионе все время находились номофилаки (чиновники, следящие за строгим соблюдением всех правил), в распоряжении которых были отряды палочников. Провинившихся, в т. ч. и подавших ложные жалобы, наказывали на месте энергично и весьма оперативно. Древние греки не любили бюрократию.

Древние Олимпийские игры закончились в 395 г. н.э., когда в Восточной Римской империи стало утверждаться христианство; сама же Олимпия была уничтожена двумя сильными землятресениями.

В 1896 г. н.э. француз Пьер де Кубертен возродил идею древних соревнований и организовал первые современные Олимпийские игры, в которые были включены многие виды древних состязаний, например, эстафета, когда один бегун передавал факел другому. Последний бегун победившей команды зажигал огонь на алтаре. Этот обычай в измененном виде был возрожден в современных Олимпийских играх как церемония зажжения олимпийского огня.

 

В период архаики рождается великая архитектура Эллады.

Дворцовые постройки, господствовавшие в Крито-микенской и гомеровской архитектуре, уступают место храму, который на многие века утверждается в центре европейской культуры.