Понятие «самоидентичность» пришло в культурологию из психологии и социологии. В психологической литературе под идентификацией подразумевается сложный процесс эмоционально-психологического и иного самоотождествления индивида с другими людьми, группой, идеальным образом, художественным персонажем.
Можно сказать, культурная идентификация – это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т. е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устроения, прежде всего с конкретной культурной традицией. Этнос не обязательно характеризуется единством территорий или кровным родством. Представители этнической группы могут утратить безусловный признак общности, как язык, и при этом все равно сохранять ярко выраженную этнокультурную определенность. Принципиальное значение имеет как раз характер культурной идентичности. Она может сохраняться веками или, напротив, утрачиваться достаточно быстро. В современных условиях культурная идентификация претерпевает значительные изменения. Формы культурной идентичности становятся все более кратковременными, мобильными, ситуационными, гораздо в меньшей степени предопределяя последующую жизнь человека.
Для современного мира характерны интеграция экономической, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющие объективный характер, или проявления роста культурных коммуникаций с развитием форм человеческой жизнедеятельности.
Модернизация – понятие, имеющее два основных значения.
В широком смысле культурная модернизация означает достаточно резкое обновление («осмысливание») культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества.
В узком смысле модернизация культуры означает работу по преодолению ее «запаздывания» от культур, признаваемых за развитые.
В частности, классическим примером такой модернизации является индустриализация – переход от традиционной культуры к капиталистической.
В настоящее время разрабатываются интегративные концепции, предусматривающие синтез модернистских рациональных технологических ценностей с традиционными. Все более утверждается идея, что главным в «осовременивании» культуры является «опора на собственные силы» в процессе «нового открытия» родных культурных ценностей как легитимирующей основы, в частности социально-экономических преобразований.
В этом плане представляются продуктивными идеи Ш. Эйзенштадта, считавшего, что вышеназванный синтез идет по-разному в разных сферах общества. Наиболее глубокое проникновение модернизация может (должна) иметь собственно в экономической сфере (НТП, финансы и т. п.), тогда как в социальной и духовной могут (должны) доминировать ценности традиционные (примеры Японии, Китая подтверждают ценность этой идеи.)
«Модернизации без вестернизации» – эта идея была высказана
С. Хантингтоном в отношении стран третьего мира, которые стараются поставить западный опыт на службу традиционной культуре.
Представляют интерес и рассуждения об отношениях «глобального сверхобщества» (западного мира, возглавляемого США) и прочего человечества известного философа, социолога и политолога
А. Зиновьева. Он справедливо подчеркивает, что главная цель этого общества – господство над остальными странами. Проводимая им вестернизация реально направлена на доведение намеченных жертв (стран, чувствительных к некритическому заимствованию навязываемых им Западом моделям общественной жизни) до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию, имеет целью сделать их придатком, донором «глобального сообщества».
Тестовые задания
1. Носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности:
1) субъект культуры;
2) объект культуры;
3) инновация.
2. Совокупность всех знаковых способов словесного и невербального общения, с помощью которых передается культурно значимая информация:
1) культурная коммуникация;
2) язык культуры;
3) символы культуры.
3. Материальный предмет (явление, событие), выступающий
в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения:
1) язык культуры;
2) символ культуры;
3) культурный код.
4. Сигналы, индексы, образ, символы:
1) естественные знаки;
2) функциональные знаки;
3) конвенциональные знаки.
5. Совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения:
1) язык культуры;
2) символ культуры;
3) культурный код.
6. Интерпретацией текста, реконструируя и конструируя смысл, занимается:
1) герменевтика;
2) семиотика;
3) психология.
7. Выражают черты культурных явлений, встречающиеся в любых культурах; характеристики культурного опыта, значимые для любой культуры:
1) коды культуры;
2) культурные универсалии;
3) знаки культуры.
8. Система представлений об устройстве мироздания, своем месте в нем:
1) культурная универсалия;
2) картина мира;
3) культурная самоидентичность.
9. Ряд результатов процесса получения и использования новации:
1) инновация;
2) модернизация;
3) коммуникация.
10. Состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами:
1) аккультурация;
2) ассимиляция;
3) интеграция.
11. Процесс, в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте:
1) аккультурация;
2) ассимиляция;
3) интеграция.
12. Широкие процессы взаимодействия различных культур, когда в результате смешения разных культурных опытов появляется принципиально новое культурное образование:
1) аккультурация;
2) ассимиляция;
3) модернизация.
13. Достаточно резкое обновление («осмысливание») культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества:
1) аккультурация;
2) ассимиляция;
3) модернизация.
14. «Модернизации без вестернизации» – идея, предложенная:
1) Ш. Эйзенштадтом;
2) С. Хантингтоном;
3) А. Зиновьевым.
15. Переход от традиционной культуры к капиталистической:
1) аккультурация;
2) индустриализация;
3) вестернизация.
Культура в системе бытия
Система бытия включает совокупность явлений, таких как естественные условия (природа), люди (общество), человеческая деятельность и ее результаты, воплощенные в культуре.
Культура и общество
Сопоставляя культуру и общество, можно говорить о двух планах рассмотрения жизни людей. Первый план – «общественный» – это анализ жизни людей со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения. Другой план – «культурный» – это видение жизни, исходя из способов и результатов деятельности людей, передаваемых от поколения к поколению.
Общая идея всех трактовок общества состоит в том, что общество не совокупность индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом.
В структуре общества существуют отдельные подсистемы, социально-исторические общности разного типа. Их наличие и взаимодействие характеризует возникновение и развитие собственно социальной структуры. С этих позиций социальный субъект предстает в виде группы (сообщества) людей, объединяемых объективными свойствами и связями в качественно определенное социальное образование. Надо отметить, что субъектами социальной общности выступают не только общности (классы, этносы, субэтносы, профессиональные группы, поколения и т. д.), но и учреждения, организации, объединения (государства, партии, союзы, коммерческие группы и т. п.).
Общество представляет собой очень сложную систему социокультурных институционализованных образований как сложившейся совокупности экономических, политических, правовых, нравственноэтических, эстетических, ритуальных и пр. отношений.
С точки зрения социологии, к наиболее фундаментальным социальным институтам, присутствующим в большинстве, если не во всех, социокультурных образованиях, следует отнести: собственность, государство, семью, производственные ячейки общества, науку, систему коммуникативных средств (действующих и внутри, и вне социума), воспитание и образование, право и т. д.
Здесь необходимо сказать о социальных институтах культуры – высокоорганизованных системах, обладающих устойчивой структурой, прочной интеграцией элементов, гибкостью и динамичностью, обеспечивающих выполнение культурой всех своих функций.
В узком смысле социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную сферу деятельности человека – систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки.
В широком смысле социальные институты культуры выступают как средства обеспечения эффективности человекотворческой культурной деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, социальные, военные и другие социальные институты.
К самым общим признакам социокультурного института можно отнести следующие:
– выделение в обществе определенного круга «культурных объектов», осознание необходимости их обособления и регламентированной циркуляции в масштабах всего сообщества;
– выделение круга «культурных субъектов», вступающих в процессе культурной деятельности в специфические отношения, обусловленные характером культурного объекта; придание деятельности субъектов регламентированного и более или менее устойчивого характера;
– организацию и субъектов культуры, и ее объектов в определенную формализованную систему, внутри статусно разграниченную, а также обладающую определенным статусом в масштабах всей общественной организации;
– существование специфических норм и предписаний, регулирующих как циркуляцию культурных объектов в обществе, так и поведение людей в пределах института;
– наличие социально-культурно-значимых функций института, интегрирующих его в общую систему социокультурного функционирования и в свою очередь обеспечивающих его участие в процессе интеграции последнего.
Без институционализации, без социальных институтов ни одна современная культура существовать не может.
Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функций. К числу важнейших можно отнести следующие:
– регулирование деятельности членов общества в рамках предписываемых последним социальных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие;
– создание возможностей для культурной деятельности того или иного характера. Для того чтобы конкретные культурные проекты могли реализоваться в рамках сообщества, необходимо, чтобы были созданы соответствующие условия – этим напрямую занимаются социальные институты;
– обеспечение и налаживание коммуникаций;
– обеспечение культурной интеграции, устойчивости всего социокультурного организма. Интегративность, осуществляемая посредством институтов, необходима для координации деятельности внутри и вне социокультурного ансамбля, она является одним из условий его выживания;
– инкультурация и социализация индивидов. Социальные институты призваны обеспечивать возможность вхождения в культуру, приобщения к ее ценностям, нормам и правилам, обучать расхожим культурным поведенческим моделям, а также приобщать человека к символическому порядку.
Необходимо указать на такой первичный социокультурный ансамбль и дисциплинарно-символическое пространство как семья.
Семья в социуме всегда выполняла множество функций. В социологической литературе к числу ее основных функций относят: воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, первичного социального контроля, социально-статусную, досуговую, эмоциональную, коммуникативно-трансляционную.
С точки зрения культурологии важнейшей следует признать функцию трансляции культурных стереотипов – ценностей и норм самого широкого свойства.
Именно в семье человек получает первый опыт инкультурации и социализации.
В связи с начатым сопоставлением, необходимо рассмотреть такие определения, как инкультурация и социализация.
Инкультурация (enculturation), продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.
Термин введен М. Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» (1948). В зарубежной литературе до сих пор не проведено четких разграничений сходных по смысле понятий инкультурации и социализации. Понятие «инкультурация» не получило широкого распространения и использовалось, преимущественно, в американской антропологии.
Не следует путать понятия инкультурации и аккультурации. Аккультурация – это процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого народа.
Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной структуры общества и от типа культуры.
В свете сказанного, можно отметить основное различие между культурой и обществом: социальные институты (экономическая и политическая система, прежде всего) существуют независимо от индивидуальной рефлексии (осмысление индивидом своего субъективного отношения к социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, правилам которой необходимо следовать, и отступление от них карается обществом и государством.
В культуре же достигаемые реально результаты человеческой деятельности соотносятся с принимаемой индивидом шкалой ценностей (слава, почести, богатство и т. д.). Если мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному (культурному), то обнаруживаем, что достигаемые им результаты обретают значимость не сами по себе, а как собственные, внутренние (рефлексивные) качества и условия дальнейшего развития индивида.
Культура и личность
Проблеме «Культура и личность» в культурной антропологии посвящено направление, ориентированное на изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции.
Истоки этого направления – в этнопсихологии, формировавшейся со второй половины XIX века. В ее развитие внесли вклад идеи
Ж. Г. Тарда, В. Дильтея, О. Шпенглера, Ф. Ницше и др.
Первоначально (к началу 30-х гг.)исследование проблемы «Культура и личность» – изучение процессов освоения культуры человеком (Мид, Бенедикт, Кардинер идр.).
В настоящее время проблема «Культура и личность» – исследование механизмов воспроизведения в определенной культуре устойчивых паттернов поведения и личностных черт.
Обоснование определенной модели итоговых отношений культуры и общества требует учета личностного характера воспроизводства культурных ценностей.
Личность – человек, взятый как уникальное (и открывающее себя в своей уникальности) Я, субъект творчества и свободы, способный преображать мир и самого себя.
Всеобщим выражением личного бытия выступает сфера нравственности; специфическим способом нравственной регуляции личности является совесть, выражающая духовную свободу личности, ее автономию от внешней (природной и общественной) целесообразности.
Говоря же о взаимосвязи культуры и общества, важно различать способы воздействия культуры и общества на человека, и способы адаптации человека (индивида) к ним. Внутренняя жизнь человека не заполняется социальными требованиями и регулятивами. Они не могут осуществлять тотальный контроль за пристрастиями, ценностями и интересами личности.
Формы социальной регуляции принимаются как данность, как определенные правила игры, принятые всеми членами общества и необходимые индивиду для того, чтобы занять место в социальной иерархии.
Достижения личности и обретаемые ею навыки рассматриваются в культуре как часть собственного «Я», подвергаются переосмыслению и соотношению с миром ценностей.
Каждый человек выступает по отношению к культуре в нескольких ролях:
– как продукт культуры: только усвоив правила, нормы и ценности культуры и общества, в котором живет человек, можно комфортно чувствовать себя, быть адекватным, своим в культуре и обществе;
– как потребитель культуры: в своей жизни человек использует установленным нормам и правилам (язык, знания и т. д.) обычно это происходит в форме стереотипов;
– как производитель культуры: человек способен и творчески порождать новые культурные формы, и интерпретировать уже имеющиеся;
– как транслятор культуры: воспроизводя культурные образцы в своей жизни и деятельности, человек тем самым передает информацию о них другим людям.
Общество как стабильная социальная система сохраняется в той мере, в какой воспроизводятся культурные факторы, позволяющие сохранить его как систему отношений между индивидами.
Культура и природа
Характеристика феномена культуры является неполной без выяснения соотнесенности природного и культурного.
Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции, в которой Демокрит считал культуру «второй натурой».
Вторая природа – выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности с природой, которая в этом единстве является «первой», а собственно культура определяется через слово «природа» (хотя и вторая). Во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности. Первая – непосредственное потребление человеком природных ресурсов. Вторая – главная форма – преобразование (первой) природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде – так называемых артефактов. Они призваны обеспечить как биологические потребности (на более высоком уровне и в дополнение к первой форме), так и потребности внеприродные – социальные.
Зависимость человека от природы – в прямом воздействии природных факторов (ландшафта, климата, наличия или отсутствие энергетических или вещественных ресурсов и т. п.), которое может быть прослежено по разным направлениям: от орудий труда и технологий до особенностей быта и высших проявлений духовной жизни.
Существует сильное воздействие природы на традиционную народную культуру, отраженное в специфических привычках, обычаях, обрядах, в характерной для природной среды цикличности. Так, в соответствии со сменой дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах.
Идеи причинной обусловленности общества, его культуры географической средой высказывались уже в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот). В Новое время идеология географического детерминизма была направлена против религиозной идеи о Божественной заданности общественной жизни (Боден, Монтескье, Тюрго), подчеркивала роль природных факторов для культуры и общества. Природа определяет потребности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развитию мышления. Использование «натуры» для удовлетворения материально-биологических потребностей в свою очередь требует от человека способностей, активности, творчества. Используя ресурсы природы, человек раскрывает собственный природный потенциал.
В настоящее время идеи географического детерминизма весьма актуальны в экологическом плане.
Экологический аспект взаимодействия культуры и природы раскрывается в том, что вопросы экологического равновесия, охраны природы, экологически чистых технологий осознаются в современном обществе как одни из важных.
Второй аспект взаимодействия культуры и природы, связанный с первым – хозяйственно-практический. Природа воздействует на род занятий и разделение труда. От природных условий, богатств во многом (особенно, на заре истории) зависят образ жизни человека, судьбы стран и народов, культур. Об этом факторе нельзя забывать, несмотря на то, что сейчас, в эпоху НТР, значение природных ресурсов для экономического могущества стран, культур уменьшается, все большую роль играют не природные условия и богатства, а собственно человеческий фактор.
Третий аспект – медико-гигиенический. Климат, погода, как оказывается, имеют гораздо большее, чем думали ранее, влияние на жизнь человека (например, «неблагоприятные» дни). Отсюда – проблемы здорового образа жизни, рекреации, географии болезней и т. п.
Есть и этический аспект проблемы. Природа – родная среда обитания. Любовь к природе часто ассоциируется с любовью к родине, что является важнейшей культурной ценностью.
Можно выделить и эстетический аспект – любование красотой родной природы.
Природа была и остается важным фактором удовлетворения нравственных и эстетических потребностей человека. Различные природные условия могут способствовать развитию интеллекта человека, стать источником творческого вдохновения.
Тестовые задания
1. Продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим это:
1) инкультурация;
2) аккультурация;
3) социализация.
2. Система социокультурных институционализованных образований как сложившейся совокупности экономических, политических, правовых, нравственноэтических, эстетических, ритуальных и прочих отношений:
1) общество;
2) культура;
3) социальные институты.
3. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе:
1) инкультурация;
2) аккультурация;
3) социализация.
4. Термин «инкультурация» был введен:
1) М. Херсковицем;
2) Ш. Эйзенштадтом;
2) С. Хантингтоном.
5. Высокоорганизованные системы, обладающие устойчивой структурой, прочной интеграцией элементов, гибкостью и динамичностью, обеспечивающие выполнение культурой всех своих функций:
1) профессиональные группы;
2) поколения;
3) социальные институты.
6. Человек, взятый как уникальное (и открывающее себя в своей уникальности) Я, субъект творчества и свободы, способный преображать мир и самое себя:
1) индивид;
2) индивидуальность;
3) личность.
7. …часто определяют как «вторую природу».
8. Функцией социального института является:
1) создание возможностей для культурной деятельности того или иного характера;
2) адаптация к окружающей среде;
3) обеспечение и налаживание коммуникаций.
9. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью – _____________.
10. Демокрит, Гиппократ, Геродот, Боден, Монтескье, Тюрго высказывали идеи:
1) сущности природы как фактора удовлетворения нравственных и эстетических потребностей человека;
2) необходимости экологического равновесия;
3) обусловленности культуры общества географической средой.
Типология культуры
Основные признаки типологий
Присущее культуре многообразие проявлений, её способность выполнять различные функции, а также ее взаимодействие с различными компонентами природы и общества порождают необходимость в типологизации культур.
В настоящее время существует большое количество типологий культуры, основанных на различных признаках, свойствах, как например:
– деление культур по этническому признаку: этническая, национальная, мировая (интернациональная);
– культуры по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
– д по времени формирования: культура первобытная, древняя, средневековая и т. д.;
– деление культур по религиозному признаку: буддистская, христианская (католическая, православная, протестантская), исламская;
– деление культур по сферам общественных отношений: экономическая, политическая, правовая, нравственная;
– деление по субъектам, творцам и потребителям культуры: персональная, обыденная и профессиональная, социально-классовая, народная, элитарная и массовая;
– деление по регионально-историческим признакам: восточный и западный тип культуры; Евразийская культура; специфические и «срединные» культуры; локальные культуры; и др.