- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Культурология в системе гуманитарного знания.



Культурология в системе гуманитарного знания.

 

Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура - общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология - это наука, которая изучает человеческое общество. Для понятия термина "культурология" необходимо понимать, что такое культура. Сложность определения понятия "культура" вызвана тем, что она представляет собой одновременно результат, процесс, деятельность, отношения, норму и систему. Эдуард Бернетт Тейлор дает полные определения культуры. По его мнению Культура - коплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. Также Культура - это исторически определенный уровни развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе. Происхождение термина "культурология" принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта. Он ввел термин "культурология" в обиход. По его мнению культурология - это наука о культуре, которая дает принципиально новый путь изучения культуры в отличии от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, основанный на целостном исследовании культуры. Культурология - комплексная гуманитарная наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное определения различных форм культуры, исследующая культуру как специфическую функцию и особенность человеческого бытия. Предметом культурологии является изучение сущности, структуры и основных функций культуры, исторических закономерностей её развития. Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдаленных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологии является понимания как своей, так и иной культуры. Также к целям культурологии можно отнести: сохранение культуры и её базисных оснований, обновление культуры, передача культурного опыта. Основные задачи культурологии: объяснение историко-культурного процесса в мировом и национальном масштабе, прогнозирование процесса, управление процессом. Можно выделить теоретическую и прикладную культурологию. Под теоретической понимается культуроведение, а под практической разработка технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

 

. Культура как общественное явление: понятие, сущность

 

Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений; культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация. Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

- систему образования, - науку, - искусство, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право, - религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

- мировая и национальная культура,

- классовая,

- городская и сельская,

- профессиональная и др.,

- духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные. Функции культуры. 1. Творческая (креативная). 2. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения. Культурный контекст всегда обусловлен пр-вом и временем. 3. Адаптивная. 4. Интегративная. 5. Коммуникативная (культура – есть условие и результат общения людей). Культуру можно рассматривать как развитие форм и способов коммуникации.

 

Основные задачи культурологии.

Первая задача культурологии – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
Вторая ее задача – выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.
Третья задача культурологии – исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и кльтурализации личности.
Четвертая задача культурологии – выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества.
Пятая задача культурологии – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.
Шестая задача культурологии – прикладная, ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве “продуктов”, “производителей” и “потребителей” определенных типов, видов, форм культуры.

 

Основные задачи культурологии: анализ культуры как системы культурных феноменов, выявления ментального содержания культуры, исследование типологии культуры, решения проблем социокультурной динамики, изучение культурных кодов и коммуникаций.

Основная задача культурологии
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

 

Доистория. Период культурной древности

Древнекаменный век (палеолит) - 40 тыс. Лет до н.э. - 12 тыс. Лет до н.э.

Среднекаменный век (мезолит) - 12 тыс. Лет до н.э. - 7 тыс. Лет до н.э.

Новокаменный век (неолит) - 7 тыс. Лет до н.э. - 4 тыс. Лет до н.э.

Период великих архаических культур

Зарождение древнеегипетской цивилизации - конец iv тыс. до н.э. Зарождение древнеиндийской цивилизации

Архаический период - vii - vi вв. До н.э. Древний рим:

Этрусская эпоха - ix - vi вв. До н.э.

Царский период - viii - vii вв. До н.э.

Период осевого времени

Древняя греция:

Классический период культуры древней греции - v - iv вв. До н.э.

Эпоха эллинизма - конец iv - сер. I в. До н.э. Древний рим:

Республиканский период - vi - сер. I вв. До н.э.

Период империи - сер. I в. До н.э. - v в. Н.э.

Другие культурные очаги мира:

Расцвет культуры древнего китая - viii - iv вв. До н.э.

Расцвет культуры древней индии - vii - ii вв. До н.э.

Московское княжество - xiv - xvii вв. Эпоха классицизма - 30-е rr.xvii - к. Xviii вв. Эпоха барокко - к. Xvi - cep.xviii вв.

Технический век

Эпоха просвещения - 1689 - 1789 гг. Эпоха романтизма - к. Xviii - 30-40-е гг.xix вв. “золотой век” русской культуры - 30-90 гг. Xix в. “серебряный век” русской культ–ры - к. Xix - 10 гг. Xx вв. Эпоха модернизма (авангарда) нач. Xx в. - к.30–х гг. Xx в.

Постмодернизм - к.60-х гг. По настоящее время.

5. Наука культурология и её междисциплинарные связи.

Нарастающие процессы взаимовлияния культур, сохранения культурного наследия и национально-этнической самобытности, формирования духовного мира и самосознания человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

Логика научного познания ведет к синтезу культуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной и многообразной системе.

Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его специфическим компонентом знания, особенными открытиями.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении.Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира. Этнографияспособствует освоению национально-этнической уникальности культур народов мира, утверждению роли культуры в межнациональных отношениях. Искусствознание раскрывает особенно-

понять явления духовной жизни в едином смысловом контексте и раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира. Знание культурологии помогает в формировании способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, в выработке умения считаться с многообразием взглядов и ценностей, в воспитании интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

Современный мир отличается динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом для достижения согласия, утверждения приоритета общечеловеческих и национальных ценностей. Создание атмосферы глубокого уважения к культуре народов, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству способствуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развитию чувства ответственности за исторические судьбы мировой культуры.

Высокая миссия культуры не ограничена глобальными проблемами. Она обращена и непосредственно к человеку, его повседневной жизни, определяет ориентиры и смысл человеческого существования, открывает путь к свободе и творчеству, способствует раскрытию индивидуальности, дает внутренние силы для преодоления жизненных тревог, драм и трагедий, вселяет оптимизм и надежду.

 

Вкультурологии наука рассматривается как элемент культуры, как одна из ее подсистем, обогащающая духовный мир человека, способствующая его развитию. Социокультурный смысл понятия "наука" заключается в следующем: наука - это специализированная форма культуры, ориентированная на познание. Наука изучает окружающую природу, действительность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств, осмысливаемую разумом. Наука является механизмом получения объективного знания об окружающем мире. Объективное - то знание, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий положение дел. Научное познание основано на определенных принципах, определяющих и уточняющих формы научного познания: принцип объективности (признание факта существования независимого от человека, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания; причем познания рационального, следующего выверенным способам получения знаний); принцип причинности (научного детерминизма) заключается в том, что все события в мире связаны между собой причинной связью; принцип рациональности; любое научное утверждение имеет смысл, если оно доказано; принцип воспроизводимости; принцип теоретичности - наука является совокупностью логически завершенных теоретических конструкций; принцип системности - любой элемент является частью системы; если ранее утвержденные истины не соответствуют современному анализу, они пересматриваются, в науке нет абсолютных авторитетов. Наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Наука пытается ответить на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как он существует, функционирует, развивается. Для этого наука формулирует определенные законы, основываясь на результатах экспериментального и теоретического исследования.

Тема №2 пункт 1.

Символы и коды культуры.

С помощью символов человек создает модель окружающего мира, строит планы поведения и сценарии развития событий, ориентируется в историческом и социальном пространстве.

Символами принято называть знаки, приметы, образы, содержащие указания на какую-либо вещь или событие. Этимологически понятие символа связано с греческим глаголом "соединять", "сталкивать", "сравнивать". Уже отсюда видно, что символ связывает сознание и его предмет. Символ, согласно Юнгу, выражает то, что мы лишь предчувствуем, но точно не знаем. В нем есть возможность развертывания содержания, путем домысливания, воображения, ассоциативных связей. Символ обладает самоценностью, он есть органический элемент психической и духовной жизни. В качестве символов культуры выступают у Юнга духи, демоны, боги, идеи, законы, религиозные догматы и научные теории. Все пространство культуры заполнено символами.Символ всегда к чему-то относится. Во-первых, к архетипам, лежащим в основании культуры. Во-вторых, к целям, действиям человека, вещам, которые его окружают. В-третьих, к другим символам.

Именно путем изучения символов Юнг приходит к выводу о единстве архетипических оснований всех культур. В мифах различных народов, сновидениях, детских рисунках, фантазиях и бредовых идеях шизофреников можно встретить одни и те же символы, например, крест, круг, золотой цветок и более сложные фигуры, которые повторяются вновь и вновь в различных контекстах.

КОД КУЛЬТУРЫ(лат. codex — книга, и cultura — культура)- совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Культурные коды как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в её единстве и многообразии. Различаются три глобальных культурных типа:
дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования. Основной культурный код универсален, он работает в любом культурном типе и в любом историческом времени; этот код самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры.
Самоорганизация культуры в природе происходит благодаря таким параметрам кода культуры, как предметность, знаковость и идеальность. Основной культурный код открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов, а также вторичных — по их связи со структурами социальных кодов. На определённом уровне развития культуры человек обнаружил способность к созданию того, чего в природе нет вовсе (лук, стрела, одежда, жилище), к подражанию природе (добыча огня) или к её изменению.
Механизмом предметной памяти стал знак, который выражался как в знаковой деятельности (ритуал, культ, магия, колдовство и т. п.), так и в знаковости орудий труда, связанных с ручной деятельностью человека.
Естественный язык (речь), языки ритуала, культура и пр. Языки знаковой деятельности держат поле культуры готовым для выявления смыслов, или, иначе, ценностей, позволяющих человеку осваивать и природу, и социум, расширяя тем самым собственную свободу и возможности самой культуры.

 

Модели динамики культуры.

Динамика культуры есть процесс ее развития, обновления, где статика - необходимая сторона данного движения, отражающая моменты сохранения и воспроизводства.

Различают линейныйициклический типы социокультурной динамики. Линейная модель развития культуры базируется на общей идее социокультурного процесса. В соответствии с данным типом социокультурной динамики прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития. В рамках линейной концепции развития культуры выделяют два направления (соответствующие основным типам социокультурных изменений): эволюционное и революционное.

Эволюционная теория культуры зарождается в работах французских философов XVII веке, которые, рассматривая историю человечества, впервые выделили понятия "цивилизованности" в противопоставлении "варварству", а также в работах американского ученого Льюиса Моргана (1818-1881), который в развитии общества выделил такие основные стадии, как дикость, варварство и цивилизация. Сущность эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультурного развития общества как поступательного движения вперед от примитивных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий.

Революционная концепция социокультурных преобразований связана, прежде всего, с марксизмом. Согласно концепции немецкого ученого Карла Маркса (1818-1883), общество в своем развитии обязательно проходит пять стадий: первобытнообщинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Каждая из этих стадий представляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой решающую роль играют экономические отношения. Переход от одной формации к другой происходит путем социальной революции.

В соответствии сциклическим типом культурной динамики отдельные культуры рассматриваются как исторически закрытые системы; основное внимание при этом уделяется анализу циклов их развития - от возникновения до упадка. Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1740).

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА (лат. cultura — возделывание, воспитание, и греч. dynamis — сила) изменения, происходящие в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Культурная динамика - это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом.

В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство, цивилизацию. Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации.

 

 

В основу модели социально-культурной макродинамики Сорокиным положен известный из глубокой древности принцип цикла, который привлекал его внимание и раньше. Согласно его модели, в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно сменяют друг друга культурные суперсистемы, основанные на трех контовских фундаментах социальной жизни - теологии, метафизике и позитивной науке. Упрощенно и схематично этот процесс можно представить как движение маятника из одной крайней точки - «идеациональной» - в другую крайнюю точку - эмпирическую, и обратно, с прохождением через промежуточную фазу «идеалистической», или интегральной, культуры либо эклектичного конгломерата разнородных культурных форм.

В первой, «идеациональной» фазе в фокусе духовной жизни социума оказывается «сверхчувственная реальность» Божественного, которая априорно признается первичной, если не единственной реальностью вообще. Оказавшаяся под этим знаком культура формируется под определяющим влиянием религии, причем конкретно-историческая форма последней в данном отношении оказывается несущественной. Такая культура развивает и совершенствует те «органы», которые призваны воспринимать, выражать, транслировать и сохранять в социальной памяти трансцендентную реальность, так или иначе, обслуживать драгоценное религиозное отношение, дающее высший смысл и ценность всему, что значимо для человека. Искусство, философия, право, государственность, семья и прочие культурные «константы» формируют свои традиции и каноны в религиозном ключе, при определяющем влиянии некоторой системы священных безусловных установлений. Можно сказать, что весь спектр культурной и социальной жизни преломляется здесь через призму религиозного отношения к бытию. В духовной жизни мистика, в сфере мысли теология, в политике теократия расцветают самым пышным цветом. Строительство храмов и монастырей, искусство священных изображений достигает беспрецедентного масштаба и значения. Наконец, культурные образцы и идеалы «святого», «монаха», «аскета» или «шамана» - в зависимости от конкретного типа религии - ставятся на такую высоту, которой они нигде и никогда не достигали в иной социально-культурной ситуации, а представители соответствующих социальных групп обретают исключительный престиж. Этика и законодательство непосредственно и официально выводятся из религиозных заповедей, и даже экономика мотивируется и регулируется ими.

 

Тема №3, пункт 1.

Тема №3, пункт 4.

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ

осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.

К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.

 

 

.

 

Культурология в системе гуманитарного знания.

 

Культурология - это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура - общечеловеческий феномен. Следовательно, культурология - это наука, которая изучает человеческое общество. Для понятия термина "культурология" необходимо понимать, что такое культура. Сложность определения понятия "культура" вызвана тем, что она представляет собой одновременно результат, процесс, деятельность, отношения, норму и систему. Эдуард Бернетт Тейлор дает полные определения культуры. По его мнению Культура - коплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. Также Культура - это исторически определенный уровни развития общества и человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей и создании материальных ценностей. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе. Происхождение термина "культурология" принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Алвина Уайта. Он ввел термин "культурология" в обиход. По его мнению культурология - это наука о культуре, которая дает принципиально новый путь изучения культуры в отличии от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, основанный на целостном исследовании культуры. Культурология - комплексная гуманитарная наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное определения различных форм культуры, исследующая культуру как специфическую функцию и особенность человеческого бытия. Предметом культурологии является изучение сущности, структуры и основных функций культуры, исторических закономерностей её развития. Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдаленных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологии является понимания как своей, так и иной культуры. Также к целям культурологии можно отнести: сохранение культуры и её базисных оснований, обновление культуры, передача культурного опыта. Основные задачи культурологии: объяснение историко-культурного процесса в мировом и национальном масштабе, прогнозирование процесса, управление процессом. Можно выделить теоретическую и прикладную культурологию. Под теоретической понимается культуроведение, а под практической разработка технологий практической организации и регуляции культурных процессов в обществе.

 

. Культура как общественное явление: понятие, сущность

 

Понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений; культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация. Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

- систему образования, - науку, - искусство, - литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право, - религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

- мировая и национальная культура,

- классовая,

- городская и сельская,

- профессиональная и др.,

- духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные. Функции культуры. 1. Творческая (креативная). 2. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения. Культурный контекст всегда обусловлен пр-вом и временем. 3. Адаптивная. 4. Интегративная. 5. Коммуникативная (культура – есть условие и результат общения людей). Культуру можно рассматривать как развитие форм и способов коммуникации.