- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Лекция 1 Геополитика: дефиниция, методы, функции



КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИИ

Лекция 1 Геополитика: дефиниция, методы, функции

План лекции

Определение дефиниции политология.

1.2 Различные определения термина «геополитика».

Традиционное понимание геополитики

Тезис

Геополитика является наукой, которая утверждает, что политика государств, в особенности внешняя, в основном предопределена различными географическими факторами: пространственным расположением, наличием либо отсутствием определенных природных ресурсов, климатом, плотностью населения и темпами его прироста, и т.д. Она изучает комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства.

Геополитика является мировоззренческой доктриной, обосновывающей международную политику государства. Она присутствует в истории человечества с античных времен. Как наука она начала формироваться на рубеже XIX и XX веков. Геополитика охватывает проблемы мирового сообщества в тех аспектах, которые касаются разработки, принятия и реализации политической стратегии на глобальном, региональном и локальном уровнях международной системы. Владение логикой геополитического мышления позволяет комплексно анализировать международные отношения и правильно понимать реальности современного мира.

Термин «геополитика» ввел в 19 веке швед Рудольф Челлен. Он также говорил об «этнополитике», «кратополитике» и других формулировках, однако именно геополитика прижилась в европейском политическом сознании более всего.

Геополитика – дисциплина, которая изучает отношение государства к пространству. У геополитического метода были предшественники. Так, первым учитывать пространственный фактор в политике предложил Фридрих Ратцель. Он понимал государство, как организм, живое существо, которое рождается, живет, стареет, деградирует и под конец умирает вовсе.

Ратцель призывал учитывать пространственный фактор государства, как основной. Его подход называется органицистским, который вступает в диалектику с механицистским подходом. Последний отличается восприятием государства, как механизма. Если механизм можно разобрать и собрать, то организм после расчленения к жизни не возвращается.

Современники Ратцеля обвиняли его в географическом детерминизме. Их смущало, что, по его теориям, пространство фактически предопределяло судьбу государства. В условиях становления философии индивидуализма, это звучало некорректно.

Самым фундаментальным заявлением геополитики, как необходимого метода любого политического анализа стала статья британского военного Хэлфорда Макиндера «Географическая ось истории» в журнале National geographic. В ее тексте были заложены основы геополитической топики, структуры концептуального знания. В статье речь идет о так называемой Great game, большой игре, противостоянии Англии и России на пространстве Евразии. О большой игре говорили и раньше, но как концепт она не воспринималась.

Макиндер рассматривает исторический процесс, как противостояние двух типов цивилизаций – суши и моря. Море – это англосаксонский мир, сушу представляют России и, если речь идет о Европе, Германия. Кстати, Россию Макиндер называет Heartland, сердцевина, центра Евразии. Фактически статья британского военного о том, как цивилизация моря должна победить цивилизацию суши:

«Кто контролирует Евразию, контролирует весь мир», - пишет Макиндер. Он также писал о том, что борьба суши и моря идет не только со времен возникновения Британской и Российской империй. По мнению Макиндера такая борьба шла с древних времен. Он упоминает Рим и Карфаген. Карфаген – наемная армия, торговая цилизация, ликвидные ценности. Рим напротив был цивилизацией построенной на героической культуре, на ценностях иерархии. Кроме того, три пунические войны, по Макиндеру, также имеют свое геополитическое обоснование. Историческими синонимами геополитической борьбы суши и моря также названы Афины и Спарта. Если в Афинах провозглашались демократия и равенство, то в Спарте воинский дух, короли, жестокость и крайний аскетизм.

В своей статье Макиндер делает фундаментальное заявление – геополитика имеет двойную карту, ценностную и географическую. То есть борьба суши и моря связана не только с географическими предпосылками, но и ценностными.

Кстати, ценностный аспект в противостоянии обществ подчеркивал немецкий социолог Вернер Зомбарт. По его мнению, постоянное противостояние ведут героический и торговый типы обществ. Однако, Зомбарт в своих трудах не затрагивает географический и стратегический контекст этого противостояния.

По мнению Макиндера видя стратегию цивилизации в международном контексте, можно понять ее ценностные нормативы и наоборот, видя ценностные нормативы, можно предсказать ее действия. При этом, если то или иное государство пытается менять свои цивилизационные ценности, это деструктивно сказывается на ее могуществе.

Типичным примером здесь является процесс перестройки в Советском Союзе. Советские власти, взяв на вооружение торговый принцип, тут же потеряли часть своих западных территорий. Позже этот процесс продолжится уже после возникновения РФ. При этом могущество геополитических конкурентов в лице Великобритании и США только росло. Таким образом, сам по себе торговый принцип автоматически тянет за собой совершенно конкретный геополитический интерес.

О подобных взаимосвязях писал немецкий юрист Карл Шмитт в своем труде «Суша и море». Он показал, что страна, которая исповедует ценности цивилизации суши, может не менять своих идеалов. Как пример приводится Испания, которая, имея обильные морские завоевания, устанавливала в своих колониях иерархическую структуру власти.

Авангардом морской цивилизации Шмитт считал пиратов. Он характеризовал их как анархическое сообщество индивидов, на восприятии которых сказалась атмосфера морского пространства, которое представляет из себя непитьевую воду и населено неприручаемыми животными. То есть для пиарата окружающее его водное пространство враждебно. При этом, если испанцы имели дом на суше и воспринимали плавание, как командировку, то английские пираты жили на кораблях в мужских коллективах, где не было женщин, кроме захваченных, и процветал гомосексуализм. Шмитт также писал о борьбе древних существ Бегемота и Левиафана, которую сравнивал с противостоянием суши и моря.

Другой немецкий геополитик Карл Хаусхофер взял идеи Макиндера и применил их к Германии. Он работал военным советником в Японии, где геополитику обозначали словом Chiseigaku, по-немецки он перевел его как науку, изучающую живое пространство. Хаусхофер был приближен к Адольфу Гитлеру и был сторонником объединения Германии и России в единый геополитический блок. Этот союз должен был быть составной частью оси Берлин-Москва-Токио. По-мнению Хаусхофера именно решение Гитлера напасть на Россию стало уже заведомым поражением для Германии, как сухопутной державы, объявившей войну другой сухопутной державе. Позже сын геополитика Альбрехт Хаусхофер будет участником неудачного покушения на Гитлера.

В 20 веке геополитический полюс моря перемещается в США. Первым об этом заявил американец Николас Спикмен. Спикмен позаимствовал многие элементы теории Макиндера, особенно подчеркнув в стратегии экспансии США роль Rimland, то есть береговой зоны. Спикмен подчеркивает, что она является основной зоной столкновения цивилизаций суши и моря. Из этого делается вывод, что ее надо максимальным образом увеличить до тылов Евразии вплоть до расчленения России. Спикмен уверен, что такого рода стратегия под силу только США, которых он называет центром морской геополитики.

Вместе с тем адмирал Альфред Мэхен делает вывод, что США может развиваться и существовать только как морская держава, костяком оборонных сил которой должны стать именно морские силы армии. Мэхен называет это Sea power, морское могущество, что целиком соответствует определению Шмиттом Левиафана.

Полноценная евразийская геополитическая школа родилась в конце 80-ых годов 20-го века в трудах Александра Дугина. Его теории начали озвучиваться накануне крушения СССР. Дугин заметил, что американская элита на всем протяжении 20 века руководствовалась геополитикой моря, атлантизмом. Американцы несут демократию вместе со своей стратегической экспансией. Для них тождества политической идеологии и стратегической экспансии никогда не менялось. Этого не учли советские руководители, купившись на демократическую риторику Вашингтона, поэтому Советский Союз рухнул и на его обломках возникла российская геополитическая школа. Дугин называется свои идеи неоевразийством, которая сочетает идеологические и стратегические моделей, что является мейнстримом для американской политической элиты.

sВопросы для контроля:

1. Какова кратко история становления геополитики как науки?

2. Какое место занимает геополитика в системе других наук?

3. Что такое объект и предмет геополитики?

4. Каковы основные законы геополитики?

5. Раскройте сущность понятия «геополитическая эпоха». Какие основные вехи характеризуют геополитические эпохи с начала XIX в. и до наших дней?

6. Назовите основные категории геополитики.

7. Перечислите методы геополитической науки.

8. В чем суть основных функций геополитики?

¨Рекомендуемая литература:

1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 2000.

2. Тихонравов Ю.В. Геополитика. Учебное пособие. М., 2000, с. 10-33.

3. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2004, с.46-75.

Лекция 2 История формирования геополитических взглядов и подходов в античной и средневековой общественной мысли

План лекций

1 Гиппократ о влиянии географической среды на физическое и душевное состояние народов

2 Геродот о влиянии географической среды на различие в образе жизни народов

Тезис

История развития идей географического детерминизма отражает историю постепенного пространственного “уплотнения” Земли с той поры, когда пространство было во многих своих частях еще свободно, не обжито, не поделено, через этапы постепенного его заселения, освоения, завоевания и разделения между государствами и народами вплоть до нынешнего времени, когда все заселено, все обжито, нес поделено, когда государства не могут уже позволить себе роскошь решать свои демографические проблемы путем свободного выплеска избыточного населения в отдаленные земли, а недостаток сырья или рынков — путем аннексии отдаленных земель.

В соответствии с классическими, восходящими к глубокой древности представлениями географического детерминизма считалось, что развитие человеческого общества зависит исключительно от географических факторов, а установление государственных границ основывается на праве сильного и целиком зависит от завоеваний. Вопрос о влиянии географической среды (в первую очередь климата) на обычаи, нравы, образ правления и некоторые общественно-исторические процессы рассматривали уже античные авторы — “отец медицины” Гиппократ, “отец истории” Геродот, римский историк Полибий и многие другие.

Древние греки первыми обратили внимание на влияние географической среды на социальное существование человека. И это был отнюдь не умозрительный интерес — он диктовался сугубо практическими соображениями. Вместе с развитием цивилизации, ростом числа городов-государств и их населения возникали и чисто геополитические проблемы: необходимость расширения жизненного пространства для увеличивающегося населения, колонизация свободных территорий по всему периметру Средиземноморья с целью сброса избыточного населения, пограничные проблемы и др. Решать их приходилось нередко путем войн с соседями. Известный им мир они стали делить в соответствии с климатическими условиями. Древнегреческий мыслитель Парменид (VI в. до н.э.) выдвинул теорию пяти температурных зон или поясов: один жаркий, два холодных и два промежуточных.

Опираясь на теорию Парменида, Аристотель (384—322 до н.э.) утверждал силовое превосходство промежуточной зоны, заселенной греками. Уже в наше время теория климатических поясов приобрела новое звучание. Широкое распространение получила точка зрения, что история создавалась в пространстве между 20- и 60-м градусами северной широты, то есть в Северном полушарии, где расположена большая часть земной суши.

sВопросы для контроля:

1. Расскажите о политической деятельности Геродота

2. В чем заключается геополитический смысл политической, воспитательной деятельности и политического учения Аристотеля.

3. Объясните, как Полибий (как политик, военный стратег) оценил военно-политическую мощь Рима.

 

¨Рекомендуемая литература:

  1. Всемирная история в 10 томах, т1.
  2. История Средних веков/ Под ред. Н.Ф.Колесницкого. 2-ое изд. М.1986.
  3. Лекции по истории религии/ Научн. Ред. А.Н.Тапсии. СПб 1997.

 

Лекция 3

План лекции

Политика» Аристотеля.

План лекции

Тезис

В работах «Государь» («Князь») и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли называет политику «опытной наукой» которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Макиавелли, возможно, один из немногих деятелей эпохи Возрождения кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норма и политической целесообразности

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя — посягать на имущество подданных: это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подход обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства".

Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, теократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом согласования стремлений и интересов отдельных социальных групп.

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое, но весьма своеобразное значение. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением безопасности, а тем самым спокойствия народа: "Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и уверенной". Но для Макиавелли право — это орудие власти, которым она должна умело пользоваться. Для властителя право, также как и мораль, не должны быть руководством к действию. Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хорошие законы".

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Это, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государства и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где хорошая религия, легко создать хорошую армию. При этом Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: «дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии». Таким образом, рассматривая религию как одно из средств управления людьми Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества.

Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика {учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания или сконструированы умозрительно.

В политике единственным критерием оценки действий государства являются укрепление власти, расширение государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные: «Пусть обвиняют поступки, лишь бы оправдывали результаты». Поступок государя всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши". Из представленных посылок и вытекает основной принцип, которым должен руководствоваться властитель: цель оправдывает любые средства. При всем этом, учил Макиавелли, вероломство и жестокости должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет государственной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может. Лучше убить, чем грозить, — грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно».

Рекомендуя правителям государства в зависимости от того, куда дует ветер фортуны, "по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла", Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей.

В Новое время одним из первых, кто приступил к систематическому изучению взаимосвязи географии и политики государств, был французский политический мыслитель Жан Боден (1530—1596), депутат от третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. В сочинении “Метод легкого изучения истории” (1566) он изложил свой взгляд на общество как на сумму кровно-хозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды. Среди географических факторов Боден выделял в качестве наиболее значимого климат, приписывая его действию физическое превосходство северных народов над южными и горных над долинными. Он обращал внимание государственных и политических деятелей своего времени на необходимость принимать в расчет в административной и законодательной деятельности помимо социальных также и климатические условия. В своих взглядах Боден подошел к созданию широкой концептуальной системы географического детерминизма ближе, нежели любой из его предшественников. Его утверждение, что сила и развитие суверенного государства прямо зависит от влияния окружающих его природных условий, совпадает, по существу, со взглядами современных геополитиков.

Французский ученый Жан Воден (1530-1596) в работе "Шесть книг о государстве" (1577) поднял интерес к проблеме географического детерминизма. Различия и изменения в государственном устройстве он объяснял тремя причинами: Божественной волей, человеческим произволом и влиянием природы. На первое место по силе влияния природы он ставил географические причины, а наибольшее значение среди всех географических факторов придавал климату. Земной шар Боден делил на три части: жаркую - экваториальную, холодную - полярную и умеренную - среднюю. Вслед за греческим мыслителем Полибием он утверждал, что характер народов в первую очередь зависит от климатических условий места их развития. На севере живут более сильные физически и воинственные люди, на юге - более одаренные. При правильном взгляде на историю, полагал Боден, видно, что "величайшие полководцы приходят с севера, а искусство, философия и математика рождаются на юге".

sВопросы для контроля:

1.В чем заключается геополитический смысл политической, деятельности и политического учения Н. Макиавелли

2.Охарактеризуйте геополитические идеи и политическую деятельность Жан Бодена

¨Рекомендуемая литература:

  1. Всемирная история в 10 томах, т1.
  2. История Средних веков/ Под ред. Н.Ф.Колесницкого. 2-ое изд. М.1986.
  3. Лекции по истории религии/ Научн. Ред. А.Н.Тапсии. СПб 1997.

 

 

План лекции

Тезис

После Бодена проблема влияния географических факторов на политику долгое время оставалась вне поля зрения философов и политических мыслителей. Только в XVIII веке она вновь становится объектом внимания, на этот раз у Монтескье в его труде “О духе законов” (1748). Шарль Луи де Секонда, барон де ла Бред и де Монтескье (1689—1755) занимал наследственный пост президента парламента в Бордо. Отказавшись в 1726 г. от официальных государственных должностей, он занялся изучением французского и европейского искусства, для чего предпринял в 1728 г. путешествие по Европе.

Вслед за своим соотечественником Боденом Монтескье сделал упор на влияние климата, также отметив значение пространства, почвы, культуры и экономики в качестве формирующих историю элементов. Монтескье не ограничился суждением о значимости условий физической среды, но прямо указал на необходимость того, чтобы законы страны соответствовали этим условиям. Иными словами, он ввел в свою концепцию нормативный элемент, который в более поздней геополитике, особенно немецкой, приобрел приоритетное значение. Семнадцатую книгу своего сочинения он почти полностью посвящает исследованию влияния климата и топографии на особенности государственного устройства и политическую природу различных народов, сопоставляя в этом смысле Европу и Азию.

В исследованиях истории геополитики часто можно встретить утверждения, что Монтескье один из первых провозгласил чисто географический фактор (климат) определяющим в общественном развитии и доказывал в своих трудах, что географическая среда и в первую очередь климат — решающая причина различия форм государственной власти и законодательства. Например, он утверждал, что “в жарких климатах... обыкновенно царит деспотизм...”. В качестве главного подтверждения географического детерминизма, как правило, приводится его известное высказывание: “Власть климата есть первейшая власть на земле” У Монтескье действительно есть такое утверждение, но дело в том, что он никогда не определял климат как фактор, непосредственно влияющий на жизнь общества. Климат, по мнению Монтескье, оказывал свое прямое влияние на физиологическое состояние организма и прежде всего на психологию людей, а через нее уже на общественные и политические явления. Именно эта особенность давала ему право заявлять, что “малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата сохраняло за ними свободу”. Это была первая попытка с помощью вульгарного географического детерминизма объяснить различие форм государственного правления.

Данная точка зрения Монтескье была использована в свое время немецкими геополитиками. Правда, в качестве исходного пункта был взят не климат, а “жизненное пространство”, и его влияние на психологию людей из физиологической области было перенесено в социальную. Нечто аналогичное проповедуют геополитики Германии и сейчас. При этом сохранился принцип подхода к решению задачи. В геосоциологической концепции западногерманские геополитики также пытаются через человека и его психологическое восприятие окружающей действительности объяснять историческое развитие. Изменился лишь объект исследования. Главное внимание сейчас уделяется самому сознанию, его преобразованию и воспитанию в реваншистском духе. Именно этим объясняется повышенный интерес к учению Монтескье геополитиков в Западной Германии.

Начиная с XIX столетия, постепенно, школа географического детерминизма перемещается в Германию, получив там полное свое развитие на стыке двух веков — девятнадцатого и двадцатого. У ее истоков были Александр фон Гумбольдт и Карл Риттер. Они придерживались взгляда о тесных взаимоотношениях между человеком, государством и миром окружающей природы. Их непосредственным предшественником и учителем, одним из первых немецких ученых, кто внес заметный вклад в развитие географического детерминизма, был Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803). Движущей силой развития цивилизации, по его мнению, выступают внешние и внутренние факторы. К внешним факторам ученый относил физическую природу и в первую очередь такие ее элементы, как климат, почва, географическое положение.

Последователем Гердера можно считать Карла Pummepa (1779— 1858), одного из выдающихся представителей немецкой научной школы географического детерминизма. Для него бесспорным фактом было то, что развитие народов идет по пути, предписанному им окружающей средой, существенной частью которой являются природные условия. Сама же Земля и все находящееся на ней было сотворено, по его мнению, божественным Провидением. Следуя за античными авторами и своими предшественниками И.Г. Гердером и А. Хеереном, Риттер приходит к выводу о том, что “Европа счастливым своим климатом и умеренностью времен года обязана ограниченности своего пространства”.

 

¨Рекомендуемая литература:

  1. Андрианова Т.В. Геополитические теории XX в. М. 1996.
  2. Гаджиев К.С. Геополитика. М. 1997.
  3. Геополитика: теория и практика. М. 1993.
  4. Дергачев Л. Геополитика. Киев Вира. 2000.
  5. Исаев Б.А. Геополитика. СПб. 2005.
  6. Нартов Н.А. Геополитика. М. 2004.
  7. Хаусхофер К. О геополитике. М. 2001.

 

Лекция 6

План лекции

Тезис

В XIX веке сторонники географической школы уже не ограничиваются исследованиями влияния только климата на общественное развитие. Сама жизнь, успехи науки и техники ставили под сомнение господствующие в то время взгляды прошлого. В общей системе географической школы формируется второе направление, представители которого пытаются установить значение не только климата, но и плодородия почв, влияние транспортных магистралей и т.п. .на жизнь общества. Особенно яркое воплощение данное направление получило в трудах англичанина Генри Томаса Бокля (1821 — 1862).

Профессор географии Лондонского университета Бокль был разносторонним ученым. Работы Бокля дают право отнести его к сторонникам географической школы, хотя он и не был типичным ее представителем. В своей книге “История цивилизации в Англии” Бокль, дополняя учение Монтескье о климате, выдвинул идею о совокупности условий географической среды, влияющей на жизнь общества.

В результате он выделил четыре группы: “климат, пищу, почву и общий вид природы”. По Боклю, коренная причина цивилизации в древнем мире — плодородие почвы, в Европе — климат. Однако он не ограничивался данными компонентами и признавал, например, влияние развитого человеческого разума на исторический процесс и т.п. Бокль, в отличие от Монтескье, подчеркивал основное влияние не климата, а ландшафта.

Уделяя первостепенную роль географическим условиям (климату, плодородию почвы, ландшафту) как стимулу общественного развития, Бокль, вместе с тем, подчеркивал, что достигнутый уровень экономического благосостояния “зависит не от благости природы, а от энергии человека”, которая безгранична в сравнении с ограниченностью и стабильностью естественных ресурсов.

От климата, пищи, почвы и ландшафта зависит первоначально “история богатства”: “почвой обусловливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом — энергия и постоянства самого труда”. Плодородная почва через избыток продовольствия увеличивает народонаселение, а это, по Боклю, ведет к уменьшению заработной платы каждого работника. На юге пища более дешевая и требует меньших усилий для ее добывания. Отсюда — громадное население, нищета работников, невиданное богатство правителей. Ландшафт, значение которого Бокль особенно подчеркивает, “действует на накопление и распределение умственного капитала”.

Бокль различает ландшафты, возбуждающие воображение (различные виды “грозной природы”), и ландшафты, способствующие развитию рассудка, логической деятельности. Первый тип характерен для тропиков и прилегающих к ним регионов. Это — места возникновения всех древнейших цивилизаций, в которых преобладающее воздействие имели силы природы. Одни из них вызвали неравное распределение богатства, другие — “неравномерное распределение умственной деятельности, сосредоточив все внимание людей на предметах, воспламеняющих воображение. ...Вот почему, принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы — подчинение человека природе” .

Французская социально-географическая школа получила столь широкое распространение, что оказала влияние даже на эстетику: историком Жаном Батистом Дюбо (1670—1742) была создана так называемая “теория среды”. Дюбо основным фактором развития искусства считал климатические условия страны; Монтескье, который также придерживался этой теории, таковыми считал экономические и социальные факторы, обусловленные, в свою очередь, географической средой и климатом; Ипполит Адольф Тэи (1828—1893) расширил понятие “среды” (milieu), рассматривая ее как совокупность различных факторов. Это, с одной стороны, неизменные климатические и географические условия страны, с другой — характер расы, государственного устройства и “моральная температура”, или “состояние умов и нравов” данной эпохи. Географическая среда определяет, например, характер живописи: “линейный” на юге и “колористический” на севере.

Французский социолог Эдмон Демолен (1852—1907) в 80-х гг. на основании изучения социальных условий жизни различных групп сельского населения, а также сравнительного исследования быта горняков и фабричных рабочих разных стран (например, Франции и России) выдвинул идею социографии (социальной географии) — ответвления социологии, которое изучает влияние местных условий жизни на образование “общественных типов”.

¨Рекомендуемая литература:

1.Андрианова Т.В. Геополитические теории XX в. М. 1996.

2.Гаджиев К.С. Геополитика. М. 1997.

3.Геополитика: теория и практика. М. 1993.

4.Дергачев Л. Геополитика. Киев Вира. 2000.

5.Исаев Б.А. Геополитика. СПб. 2005.

6.Нартов Н.А. Геополитика. М. 2004.

 

План лекции

Тезис

Фридриха Ратцеля (1844 1904) можно считать "отцом" геополитики, хотя сам он этого термина в своих трудах не использовал. Он писал о "политической географии". Его главный труд, увидевший свет в 1897 году так и называется "Politische Geographie".

Ратцель окончил Политехнический университет в Карлсруе, где он слушал курсы геологии, палеоонтологии и зоологии. Завершил он свое образование в Хайдельбер ге, где стал учеником профессора Эрнста Гекеля (который первым употребил термин "экология"). Мировоззре ние Ратцеля было основано на эволюционизме и дарвинизме и окрашено ярко выраженным интересом к биологии.

Ратцель участвует в войне 1870 года, куда оправляется добровольцем и получает Железный Крест за храбрость. В политике он постепенно становится убежден ным националистом, а в 1890 году вступает в "Пангерманистскую лигу" Карла Петерса. Он много путешеству ет по Европе и Америке и добавляет к своим научным интересам исследования по этнологии. Он становится преподавателем географии в техническом институте Мюнхена, а в 1886 переходит на аналогичную кафедру в Лейпциге.

В 1876 году Ратцель защищает диссертацию об "Эмиграции в Китае", а в 1882 в Штуттгарте выходит его фундаментальный труд "Антропогеография" ("Antropogeographie"), в котором он формулирует свои основные идеи: связь эволюции народов и демографии с географи ческими данными, влияние рельефа местности на культурное и политическое становление народов и т.д.

Государства как живые организмы В этой работе Ратцель показывает, что почва является основополагающей, неизменной данностью, вокруг которой вращаются интересы народов. Движение истории предопределено почвой и территорией. Далее следует эволюционистский вывод о том, что "государство является живым организмом", но организмом "укорененным в почве". Государство складывается из территориального рельефа и масштаба и из их осмысления народом. Таким образом, в Государстве отражается объективная географическая данность и субъективное общенациональное осмысление этой данности, выраженное в политике. "Нормальным" Государством Ратцель считает такое, которое наиболее органично сочетает географические, демографические и этнокультурные параметры нации.

Он пишет: "Государства на всех стадиях своего развития рассматрива ются как организмы, которые с необходимостью сохраняют связь со своей почвой и поэтому должны изучаться с географической точки зрения. Как показывают этнография и история, государства развиваются на пространственной базе, все более и более сопрягаясь и сливаясь с ней, извлекая из нее все больше и больше энергии. Таким образом, государства оказываются пространственными явлениями, управляе мыми и оживляемыми этим пространством; и описывать, сравнивать, измерять их должна география. Государства вписываются в серию явлений экспансии Жизни, являясь высшей точкой этих явлений" ("Политическая география".

Из такого "органицистского" подхода ясно видно, что пространственная экспансия государства понимается Ратцелем как естественный живой процесс, подобный росту живых организмов.

"Органический" подход Ратцеля сказывается и в отношении к самому пространству (Raum). Это "простран ство" переходит из количественной материальной категории в новое качество, становясь "жизненной сферой", "жизненным пространством " (Lebensraum), некоей "геобиосредой ". Отсюда вытекают два других важных термина Ратцеля "пространственный смысл" (Raumsinn) и "жизненная энергия " (Lebensenergie). Эти термины близки друг к другу и обозначают некое особое качество, присущее географическим системам и предопределяющее их политическое оформление в истории народов и государств.

Все эти тезисы являются основополагающими принципами геополитики, в той форме, в которой она разовьется несколько позднее у последователей Ратцеля. Более того, отношение к государству как к "живому про странственному, укорененному в почве организму " есть главная мысль и ось геополитической методики. Такой подход ориентирован на синтетическое исследование всего комплекса явлений, независимо от того, принадлежат ли они человеческой или нечеловеческой сфере. Пространство как конкретное выражение природы, окружающей среды, рассматривается как непрерывное жизненное тело этноса, это пространство населяющего. Структура материала сама диктует пропорции конечного произведения искусств.

В этом смысле Ратцель является прямым наследником всей школы немецкой "органической" социологии, наиболее ярким представителем которой был Фердинанд Теннис.

Швед Рудольф Челлен (1864 1922) был первым, кто употребил понятие "геополитика". Челлен был профессором истории и политических наук в университетах Уппсалы и Гетеборга. Кроме того, он активно участвовал в политике, являлся членом парламента, отличаясь подчеркнутой германофильской ориентацией. Челлен не был профессиональным географом и рассматривал геополитику, основы которой он развил, отталкиваясь от работ Ратцеля (он считал его своим учителем), как часть политологии.