- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Лекция 1. Культура эпохи Возрождения.



Введение. Начиная с эпохи Позднего Средневековья, феодальная сословно-иерархическая система постепенно разрушается. Крестовые походы 11-13 веков привели к обнищанию Запада и церковь, чтобы поправить свое благосостояние, ввела практику продажи индульгенций, которые превратились в своеобразный налог на христиан. Кроме того, падению авторитета церкви и утрате ею своего политического влияния способствовали сословные противоречия, вылившиеся в открытое противостояние папства и монархии. «Авиньонское пленение пап», вынужденный перенос папского престола из Рима в Авиньон, в результате которого папство оказалось в определенной зависимости от светской власти французских королей, и, последовавший за этим церковный раскол, так называемая Великая Схизма, когда на папском престоле находились сначала двое(1378-1409), а затем и трое(1409-1417) пап, стали завершением безусловного господства церкви. Параллельно с данными процессами происходят изменения в экономической и сословной системах феодального общества. Итальянские города-государства приобретают экономическую мощь на основе торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольных позиций на внешних рынках и широкого кредитования европейской знати. В русле экономических трансформаций наблюдаются процессы размывания сословных границ, происходит вовлечение феодальной знати в городскую жизнь, смыкание ее с городской верхушкой и с торгово-ремесленными слоями, объединенными в цеха (попланством). Распространяется широкая система образования, начальные и средние школы содержатся за счет городских коммун, профессиональное обучение происходит в лавках купцов и ремесленников, увеличивается количество университетов. Все эти социально-экономические факторы сыграли ведущую роль в становлении новой эпохи, эпохи Возрождения. Идейным истоком ренессансной культуры стала культура Позднего Средневековья, поэзия вагантов, бродячих клириков и студентов, городская сатира, культ куртуазной любви провансальских трубадуров и т. д. Итальянское Возрождение открывается Проторенессансом, эпохой Данте и Джотто 13-14 вв. «Божественная комедия» предвосхитила парадигмы последующей ренессансной культуры, приоритет собственных усилий личности, переинтерпретацию античного наследия в духе христианства, гуманистические идеалы. У истоков собственно Ренессансной эпохи стоит творчество Петрарки(1304-1374), для которого предшествующая эпоха представлялась «темными временами» и который начинает «войну с варварством», восстанавливая studia humanitatis (гуманитарные науки) в своем приоритетном статусе. Главными дисциплинами отныне становятся филология, риторика, поэзия и, особенно, моральная философия, цель которой состоит в воспитании духовно богатого и нравственного совершенного человека. Младший современник Петрарки К.Солютати видит цель новой образованности в гармоничном сочетании знания, личностного самосознания и деятельности, что позволяет более глубоко проникнуть в суть Священного Писания. В 15 веке на базе широкого комплекса гуманитарных дисциплин возникают образовательные центры в Милане, Флоренции, Венеции, Риме, Неаполе. Во Флорентийском университете Боккаччо читает курс по творчеству Данте , основное место в котором занимает гуманистическая этика, разбирающая проблемы земного бытия, общественного благосостояния и свободы. Образование в целом ориентируется на разносторонность, нравственность, гражданственность, светское образование теперь доступно и для женщин и для выходцев из семей скромного достатка. Так, Витторио де Фальтре организует школу, названную «домом радости», где дети из небогатых семей обучаются без платы. Еще одной культурной доминантой становятся идеи антиаскетической направленности, выраженные Л.Валлой в духе Эпикура, о гармонии двуединой человеческой природы, о радостной жизни в согласии с чувственным началом. Телесность, долгое время подавляемая и вытесняемая в сферу запретного, становится востребованной во всей своей многогранности, но прежде всего, как выражение Прекрасного, той красоты, которая восхищает в античных образцах. Феномен Ренессансной культуры не мыслим без ее преклонения и творческого интереса к древнему, античному наследию. Археологические раскопки, инициированные этим интересом, также поддерживали художественное направление всей эпохи. Но обращение к Античности не означало слепого подражания, скорее желание превзойти образец, создать нечто новое вдохновляло искусство Возрождения. И Высокое Возрождение (конец 15- первая треть 16 вв) выдвигает таких творцов, которых современники ставили выше античных мастеров. Воплощением идеала совершенного человека, всесторонне развитой личности, homo universale стал Леонардо да Винчи, художник, скульптор, архитектор, литератор, инженер, конструктор, чьи многочисленные научные труды так и не были полностью завершены и систематизированы. Будучи, прежде всего, исследователем, Леонардо особое внимание уделял в познании мира опыту, как источнику представлений о мире и человеке. Получив образование в мастерской своего учителя Вероккьо, великий мастер разовьет главный принцип научного знания, чуждого чистой умозрительности — сочетание теории и практики, который ляжет в основу европейской науки. Натурфилософские изыскания Позднего Возрождения вплотную смыкались с идеями пантеизма о природе, тождественной богу. Согласно философии Джордано Бруно, Бог совпадает с природой, он заключен “в вещах”, в самом материальном мире, а не вне его. Бог и природа представляются единым началом всего, Бог не противостоит материи и природе как творец и создатель, он находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Как известно, церковь не потерпела идей создателя «Новой философии», и после длительного разбирательства Дж.Бруно был осужден инквизицией и в 1600 году сожжен как нераскаявшийся еретик. Ужесточившийся контроль церкви, попытки взять реванш в Контрреформации, ужесточившаяся межконфессиональная борьба, а также социально-политические и экономические потрясения (Итальянские войны, потеря позиций на внешних рынках) отразились, в целом, на духовном климате и художественном творчестве Позднего Возрождения. Гуманистические идеалы создания совершенного человека переместились в сферу утопического (Утопия — название вымышленной Т.Мором страны). Созданные Т.Мором и Т.Кампанеллой образы идеального общества, вобрали в себя гуманистические идеалы предшествующих мыслителей, так и не получивших реализации в современной им действительности. В искусстве 20-30 гг 16 века появляется новое направление маньеризма, который отказывается от подражания классическим образцам Высокого Возрождения ради поиска новых средств выражения «внутренней идеи» художника.. В произведениях маньеристов (Пантормо, Россо, Пармиджанино) нарушаются естественные пропорции фигур, они наполнены нарочитой утонченностью и гибкостью, чувственной грацией и фантазией. Классическая гармония как недостижимый идеал восприятия мира и человека оказывается утраченной.

Итальянская ренессансная культура оказала влияние на становление европейского гуманизма и стилевые направления европейской художественной культуры. Процессы, происходившие в странах к северу от Италии и под воздействием ее культуры, начиная с первой трети 15 века, получили название «Северного Возрождения». Его отличительной особенностью стала генетическая связь с религиозной, христианской проблематикой и искусством поздней готики. Так, в основе немецкого гуманизма лежали идеи движения «нового благочестия», опиравшееся на религиозно-философское учение немецких и нидерландских мистиков. Последователи движения, «братья общей жизни», жили сообща, отказываясь от имущества в пользу общины, но не связывали себя монастырскими обетами, продолжая жить мирской жизнью. Они утверждали возможность «праведного пути» для мирян, ведущих трудовую деятельность, на основе раннехристианских идеалов и «подражания Христу». Братья критиковали моральный упадок клириков и объявили схоластику бесполезной для благочестия. Смысл своей деятельности они видели в духовном совершенствовании, реализующемся в поступках: заботе о больных и детях, издании книг, организации школ и библиотек, преподавании и т. д. В школе «братьев общей жизни» получил образование один из виднейших гуманистов, Эразм Роттердамский, выдвинувший гуманистическую трактовку «подражания Христу». Одним из центральных положений его творчества стало «право считать христианским все то истинное, с чем сталкиваешься». Особое внимание Э. Роттердамский уделял образованию и воспитанию, учитывающему возрастные и индивидуальные особенности детей, активизирующему собственную творческую активность через введение элементов игры и наглядности. Гуманист надеялся путем распространения новой культуры и образования перестроить духовную жизнь людей, изменить общество. Он был противником насилия, уверенным в том, что постепенно, по мере расширения горизонта знаний, человечество избавится от всякого зла, благодаря реформам. Такая убежденность и стала причиной того, что Э. Роттердамский не поддержал, в отличие от многих других гуманистов, движение Реформации. В 1517 году Мартин Лютер, выступил с тезисами против продажи католической церковью индульгенций, что, собственно, стало началом Реформационного движения, охватившего сначала Германию, а затем и всю Европу. В результате Реформации появляется новая, реформированная религиозность — протестантизм, основывающаяся на приоритете Священного Писания, а не на авторитете церкви. Протестантизм становится идеологией среднего сословия, буржуазии, характерной особенностью которой является признание собственной значимости, выраженной в возможности непосредственного общения с богом, без посредников и пышных церемоний. Поддерживаемое ощущение собственной значимости приводит к легитимации собственного действия, развитию и укреплению «капиталистического духа», по выражению М.Вебера. Теперь именно деятельность становится определяющей категорией не только в сфере экономической, но также и общественной и научной.