Введение
Курс лекций «Конструирование одежды» разработан в соответствии с рабочей программой данной дисциплины и предназначен для более подробного изучение отдельных тем во время самостоятельной работы студентов по изучению предмета.
Основной целью курса «Конструирование одежды» как учебной дисциплины является освещение существующих и прогрессивных методов промышленного проектирования одежды в системе «человек – одежда – среда».
В основные задачи курса входит обучение студентов творческой разработке и технически обоснованным решениям задач по разработке и проектированию высоко качественных изделий, грамотной их оценке и созданию технологичных, экономичных и конкурентоспособных швейных изделий.
Изучение предмета базируется на знаниях, усвоенных студентами в ряде предшествующих общетеоретических и инженерных дисциплин: высшая математика, начертательная геометрия и инженерная графика, информатика, рисунок и основы спецкомпозиции. Кроме того, оперативно привлекаются знания студентов по некоторым разделам тех, специальных дисциплин, преподавание которых ведется параллельно с данной дисциплиной в соответствии с учебным планом: основ прикладной антропологии и биомеханики, материаловедения, композиции костюма, технологии швейного производства, метрологии, стандартизации и сертификации. Продолжением дисциплины являются предметы: «Конструктивное моделирование одежды», «Конструкторско-технологическая подготовка производства одежды», «САПР одежды».
Лекция № 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОДЕЖДЕ
Вопросы программы:
1. Общие сведения об одежде.
2. Основные функции и классификация одежды.
Содержание курса.
Одежда – система материальных оболочек, искусственный покров тела
человека, защищающий его от внешних воздействий природы и являющийся некоторым проявлением индивидуальности человека, эпохи.
Создание нового образца модели одежды происходит в ходе ее проектирования. Проектирование (любого изделия) – последовательность действий от постановки проблемы до разработки решения, удовлетворяющего личным (индивидуальным) и общественным потребностям и производственным возможностям. Проектирование промышленного объекта заключается в преобразовании исходного описания объекта в окончательное описание на основе выполненного комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера.
Процесс проектирование одежды включает в себя этапы моделирования, конструирования и технологии изготовления, как разновидности художественного и технического проектирования. Эти этапы содержат операции исследования существующих изделий, создания эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей конструкции изделий, изготовления опытных образцов. Результатом данного процесса является модель (образец) изделия и комплект документации, определяющий устройство изделия и содержащий все сведения, необходимые для изготовления, контроля и эксплуатации изделия.
В практике инженера-конструктора техническое и художественное проектирование протекают как единый процесс. Чаще всего под техническим проектированием подразумевают процесс конструирования, а под художественным – моделирования.
Конструирование – это процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия.
Конструирование одежды – разработка конструкции модели одежды, т.е. построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) целого (всего изделия). Результатом конструирования являются чертежи, рисунки, расчеты.
Костюм – образно решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию.
Аксессуары – дополнения к костюму – шарф, косынка, платок, головной убор, перчатки, сумка, кошелек, пояс-ремень, зонт, чулки и т.п. Сумку, пояс-ремень, кошелек, перчатки и т.п. называют галантереей. Для застегивания, прикрепления деталей, их уплотнения, украшения изделия служит фурнитура.
Продуктом деятельности создателя костюма является модель (образец). По своему характеру различают модели-идеи (выставочные, перспективные, уникальные) и промышленные модели.
Ассортимент – это состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли или какой-либо другой группе товаров. Либо это можно обозначить как изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным признакам. Ассортимент – ряд промышленных изделий, сформированный комплексно на основе выявленной и научно обоснованной структуры потребностей и реализуемый как номенклатура продукции, производимой промышленностью; набор или перечень товаров по видам, назначению, сортам и применяемому сырью.
Гардероб – совокупность всей одежды, находящейся в пользовании одного человека или семьи.
Коллекция моделей одежды – это серия моделей определенного или различного назначения, построенная на основе единого решения, стиля конструкции, базовой формы, структуры материала.
Семейство моделей одежды – серия изделий, разработанная на одной конструктивной основе в связи с требованиями унификации конструирования и моделирования в условиях массового промышленного производства.
Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность – соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека (см. схему 1).
Схема 1
Лекция № 2 Основные понятия
Лекция № 3
Лекция № 4
Лекция № 5
Лекция № 6
Лекция № 7
КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПРОИЗВОДСТВА ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Вопросы программы:
1. Подготовка новых моделей одежды к производству.
2. Построение чертежей лекал деталей швейных изделий
3. Разработка исходных модельных конструкций (ИМК) мужской, женской и детской одежды с использованием БК.
Содержание курса.
Конструкторско-технологической подготовкой производства (КТПП) новых моделей одежды называют комплекс взаимосвязанных работ по организации изготовления новых видов швейных изделий или совершенствованию производства ранее освоенных видов на основе достижений науки и техники.
В задачу конструкторской подготовки входит отбор и согласование со всеми службами коллекций моделей, принятых к внедрению, планирование последовательности разработки новых моделей, проектирование их конструкций, расчет трудоемкости, рентабельности и плановой себестоимости.
К технологической подготовке относится инженерное обеспечение, комплектование каждой конкретной модели или серии моделей (количественно и качественно) материалами, фурнитурой определенных артикулов и необходимой цветовой гаммы, планирование последовательности запуска моделей, проектирование технологических процессов с учетом имеющегося оборудования и средств оргоснастки.
Разработка проектно-конструкторской документации (ПКД) осуществляется по стадиям, определенным Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) всех промышленных изделий (таблица 4) согласно принципам инженерно-художественного конструирования.
Таблица 4
Лекция № 8 Особенности конструкций и
Конструирования трикотажных изделий
Вопросы программы:
1. Основные способы производства трикотажных изделий
2. Свойства трикотажных полотен
3. Формообразование трикотажной одежды
4. Особенности расчета и построения чертежей деталей кроеной одежды из трикотажного полотна
Содержание курса.
Библиографический список
- Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя: учебное пособие / Г.П.Бескоровайная – М., 2001.
- Братчик И.М. Конструирование женской верхней одежды сложных форм и покроев: учебное пособие / И.М. Братчик - М., 1984.
- Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ): справочник в 7-и томах.– М., 1990.
- Коблякова Е.Б. Конструирование одежды с элементами САПР: учебное пособие / Е.Б. Коблякова – М., 1988.
- Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды: учебное пособие / Е.Б. Коблякова – М.: Легкая и пищ. пром-сть, 1984. – 208 c.
- Мартынова А.И.Конструктивное моделирование одежды: учебное пособие / А.И.Мартынова, Е.Г. Андреева– М.: МГАЛП, 2002.
- Павлова С.В. Расчетно-аналитические методы в конструировании швейных изделий: учебное пособие / С.В. Павлова – Улан-Удэ: изд-во ВСГТУ, 1999.
- Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии: учебное пособие / под ред. Кобляковой Е.Б. – М., 2001.
- Рахманов Н.А.Устранение дефектов одежды: учебное пособие / Н.А. Рахманов, С.И. Стаханова – М., 1985.
- Рогова А.П. Основы конструирования мужской и детской верхней одежды: учебное пособие / А.П. Рогова, С.М. Саламатова – М., 1984.
- Справочник по конструированию одежды: справочник / В. М. Медведков, Л. П. Боронина, Т.Ф. Дурыгина и др., под ред. П.П. Кокеткина - М, 1982.
- Стебельский М.В. Макетно-модельный метод проектирования одежды : учебное пособие / М.В. Стебельский – М., 1989.
- Сухарев М.И. Принципы инженерного проектирования одежды : учебное пособие / М.И. Сухарев, А.М. Бойцова – М., 1981.
- Шершнева Л.П. Качество одежды : учебное пособие / Л.П. Шершнева – М.: Легпромбытиздат, 1985.
Введение
Курс лекций «Конструирование одежды» разработан в соответствии с рабочей программой данной дисциплины и предназначен для более подробного изучение отдельных тем во время самостоятельной работы студентов по изучению предмета.
Основной целью курса «Конструирование одежды» как учебной дисциплины является освещение существующих и прогрессивных методов промышленного проектирования одежды в системе «человек – одежда – среда».
В основные задачи курса входит обучение студентов творческой разработке и технически обоснованным решениям задач по разработке и проектированию высоко качественных изделий, грамотной их оценке и созданию технологичных, экономичных и конкурентоспособных швейных изделий.
Изучение предмета базируется на знаниях, усвоенных студентами в ряде предшествующих общетеоретических и инженерных дисциплин: высшая математика, начертательная геометрия и инженерная графика, информатика, рисунок и основы спецкомпозиции. Кроме того, оперативно привлекаются знания студентов по некоторым разделам тех, специальных дисциплин, преподавание которых ведется параллельно с данной дисциплиной в соответствии с учебным планом: основ прикладной антропологии и биомеханики, материаловедения, композиции костюма, технологии швейного производства, метрологии, стандартизации и сертификации. Продолжением дисциплины являются предметы: «Конструктивное моделирование одежды», «Конструкторско-технологическая подготовка производства одежды», «САПР одежды».
Лекция № 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОДЕЖДЕ
Вопросы программы:
1. Общие сведения об одежде.
2. Основные функции и классификация одежды.
Содержание курса.
Одежда – система материальных оболочек, искусственный покров тела
человека, защищающий его от внешних воздействий природы и являющийся некоторым проявлением индивидуальности человека, эпохи.
Создание нового образца модели одежды происходит в ходе ее проектирования. Проектирование (любого изделия) – последовательность действий от постановки проблемы до разработки решения, удовлетворяющего личным (индивидуальным) и общественным потребностям и производственным возможностям. Проектирование промышленного объекта заключается в преобразовании исходного описания объекта в окончательное описание на основе выполненного комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера.
Процесс проектирование одежды включает в себя этапы моделирования, конструирования и технологии изготовления, как разновидности художественного и технического проектирования. Эти этапы содержат операции исследования существующих изделий, создания эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей конструкции изделий, изготовления опытных образцов. Результатом данного процесса является модель (образец) изделия и комплект документации, определяющий устройство изделия и содержащий все сведения, необходимые для изготовления, контроля и эксплуатации изделия.
В практике инженера-конструктора техническое и художественное проектирование протекают как единый процесс. Чаще всего под техническим проектированием подразумевают процесс конструирования, а под художественным – моделирования.
Конструирование – это процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия.
Конструирование одежды – разработка конструкции модели одежды, т.е. построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) целого (всего изделия). Результатом конструирования являются чертежи, рисунки, расчеты.
Костюм – образно решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию.
Аксессуары – дополнения к костюму – шарф, косынка, платок, головной убор, перчатки, сумка, кошелек, пояс-ремень, зонт, чулки и т.п. Сумку, пояс-ремень, кошелек, перчатки и т.п. называют галантереей. Для застегивания, прикрепления деталей, их уплотнения, украшения изделия служит фурнитура.
Продуктом деятельности создателя костюма является модель (образец). По своему характеру различают модели-идеи (выставочные, перспективные, уникальные) и промышленные модели.
Ассортимент – это состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли или какой-либо другой группе товаров. Либо это можно обозначить как изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным признакам. Ассортимент – ряд промышленных изделий, сформированный комплексно на основе выявленной и научно обоснованной структуры потребностей и реализуемый как номенклатура продукции, производимой промышленностью; набор или перечень товаров по видам, назначению, сортам и применяемому сырью.
Гардероб – совокупность всей одежды, находящейся в пользовании одного человека или семьи.
Коллекция моделей одежды – это серия моделей определенного или различного назначения, построенная на основе единого решения, стиля конструкции, базовой формы, структуры материала.
Семейство моделей одежды – серия изделий, разработанная на одной конструктивной основе в связи с требованиями унификации конструирования и моделирования в условиях массового промышленного производства.
Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность – соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека (см. схему 1).
Схема 1