- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Лекция 1: Введение. Классификация этнических общностей



Лекция 1: Введение. Классификация этнических общностей

Мира

1. Определение этнологии. Объект и предмет этнологических

исследований.

2. Источники и методы этнологических исследований.

3. Взаимосвязь этнологии с другими науками.

4. Принципы классификации народов мира.

 

Литература основная:

1. Садохин А. П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для

студ.высш. учебн. заведений. – М., 2000.

 

2. Этнология / Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В. – М., 2006.

3. Тадевосов Г. Т. Этнология: Словарь-справочник. – М., 1998

 

Литература дополнительная:

1. Скоринов Н. Основы этнологии, - Хабаровск, 1998

2. Соболев В. И. Материалы к курсу «Этнология». – Новосибирск,

1996.

Основные понятия темы: этнология, полевые исследования, географическая классификация, антропологическая классификация, языковая (лингвистическая) классификация, хозяйственно-культурная классификация.

1. Определение этнологии. Объект и предмет этнологических исследований

 

В отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчёркивают наиболее существенные черты этнологической науки. Этнология –от греческих этнос – народ, логос – учение. Объектом изучения этнологиии являются все народы, населяющие земной шар. В настоящее время исследователи насчитывают в мире от трёх до четырёх тысяч народов. Более точный подсчёт затруднён тем, что не всюду проведены переписи населения и не всегда удаётся выяснить, какую группу людей следует считать отдельным народом. Этносы различаются по численности. Наиболее крупный этнос – китайцы – насчитывает более 1 млрд. человек. Самые малочисленные народы состоят всего из нескольких сотен, а то и десятков человек. Крупные народы образуют подавляющее большинство населения планеты: на долю примерно 70 народов, численностью более 10 млн. человек каждый, приходится свыше 80% жителей земли. Но и остальные этносы - даже самые малочисленные - вносят свой вклад в культурное наследие планеты и изучаются этнологами

До сегодняшнего дня существует возникшее ещё в 19 в. неполное и устаревшее представление об этнологии как о науке, которая изучает только экзотические народы, древние, архаические общества, находящиеся на исторически ранних ступенях развития. Это далеко не так. Внимание этнологов привлекают и не имеющие письменности охотники и собиратели Экватериальной Африки – пигмеи, и мировые лидеры в области производства аудио-, видео-, компьютерной техники – японцы.

Этнология изучает разнообразные проявления жизнедеятельности народов, Для этнолога важно знать, как и когда возникли народы, чем питаются, во что одеваются, в каких домах живут, как воспитывают детей, как взаимодействуют с другими народами, какие обычаи существуют в тех или иных этнических общностях. Следовательно. Предметом этнологии является изучение:

- возникновение народов, или их этногенез;

- истории развития народов, или их этническая история;

- характерных черт материальной и духовной культуры этносов(поселения, жилища, пища, одежда, украшения, устное народное творчество, народное исскуство);

- обычаев, обрядов и верований народов.

Особое внимание учёные этнологи уделяли и уделяют традиционным, исторически более ранним и даже древним элементам народной, прежде всего крестьянской, культуры. Даже при изучении жизни современного городского населения этнологов интересует, как в таких условиях действуют традиционные обряды, обычаи, навыки, в какой степени сохранились элементы народной материальной и духовной культуры.

Однако этнология – не только наука о прошлом этнических общностей и его пережитках в настоящем. Её интересует и современная жизнь народов.Так, этническая социология изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентичности, формы самоорганизации, типы взаимодействия этнических групп. Этническая психология рассматривает вопросы формирования этнических стереотипов, этнического самосознания и идентификации. В современном мире всё большее значение приобретает знание о вероятном развитии тех или иных народов в будущем, растёт ценность прогнозов, касающихся межэтнических отношений, особенно в крупных городах.

Таким образом, этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

 

Лекция 3: Этнические общности Америки

 

1. Арктические охотники и рыболовы

2. Племена лесных охотников

3. Оседлые рыболовы северо-западного побережья

4. Охотники прерий.

5. Цивилизации Центральной и Южной Америки.

 

Литература основная:

1. Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова –

М., 1982.

2. Этнология /Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова

В.В. – М., 2006.

 

Литература дополнительная:

1. Легенды и мифы Северной Америки – М., 1996.

2. Рус Альберто Народ майя – М., 1986.

3. Брэй, Уорван Ацтеки: быт, религия, культура – М., 2005.

 

Основные понятия темы: «поедатели сырого мяса», каяк, умиак, пеммикана, типии, потлачь, чилкиты, прерии, пампа, Патагония, тольдо, халач-виник, «кипу»,

 

Племена лесных охотников

Во внутренних областях Аляски, в лесных районах современных Канады и США жили многочисленные племена охотников, рыболовов и собирателей. В литературе США их обычно называют охотниками на оленя карибу. По языку это представители двух семей – алгонкинов, расселявшихся на юго-востоке и атапасков, занимавших центральную и северо-западную часть Северной Америки.

Охота на оленей во многом определяла их образ жизни. В зависимости от перекочёвки стад оленей строились и сезонные передвижения охотничьих групп. Во время самых крупных весенних и осенних передвижений оленьих стад на переправах их поджидали охотники. Здесь же нередко сосредотачивалось и всё племя. Массовый забой оленей позволял заготавливать значительные запасы мяса, шкур. Всё это различными способами заготавливалось впрок, на долгую зиму. Именно индейцам этих областей принадлежит открытие пеммикана – консервов, которые состояли из сушеного мяса, костного мозга, жира и хранились в берестяных коробках до трёх лет. Эта пища, предназначенная для длительных охотничьих походов, сразу привлекла внимание европейцев, Основываясь на этой технологии, переселенцы изобрели известные всем нам мясные консервы. Орудия охоты изготавливались из дерева, кости, камня. Индейцам была известна и медь. Её добывали, но для изготовления орудий труда не употребляли. Медь шла на изготовление украшений или для обмена с соседними племенами.

Охота на оленей дополнялась охотой на лосей, боровую дичь, перелётных птиц. Большое место занимало в хозяйственной деятельности рыболовство. Добывали и пушных зверей, используя самую разнообразную снасть и орудия: лук и стрелы, капканы различных видов, силки, ловушки, копья. Собирательство корней растений, плодов, ягод уравновешивало мясной рацион индейцев необходимой растительной пищей. Собирательством занимались женщины и дети. Эмпирически у населения этих областей выработалась своеобразная и хорошо скоррелированная система хозяйства, которая сочетала в себе различные виды охоты, собирательства и рыболовства.

Небольшие охотничьи группы, состоявшие из нескольких семей, перекочёвывали с места на место по охотничьим и рыболовным угодьям. Летом эти группы были меньшими по составу, зимой – большими. В случае массовой охоты индейцы объединялись в очень крупные коллективы, до племени включительно, но лишь на короткий период. К такой жизни было приспособлено и жилище индейцев. У западных, атапасских племён это типи –остроконечный чум, крытый корой, берестой (летом), шкурами оленя (зимой). Обогревался такой чум костром, на котором готовили и пищу. Всё имущество во время перекочёвок переносили на себе, Только часть поклажи грузили на небольшие волокуши, которые тащили собаки.

Одежда этих групп индейцев стала своеобразным символом индейской одежды вообще. Шили её из шкур животных и кожи. Особенно знаменита индейская замша – оленья кожа, выделанная вручную. И мужчины, и женщиныносили рубахи с длинными рукавами. Мужские рубахи до колен, женские были ещё длиннее. Летом одежда была преимущественно из замши, зимой – меховая. На ногах – мокасины и ноговицы, защищавшие ноги. Были известны и кожаные штаны. Голову чаще всего оставляли непокрытой, только в холода к одежде прибавлялся меховой капюшон. Но обязательным было головное украшение из перьев. У простых охотников – из одного-двух орлиных или ястребиных перьев, у вождей племён и старейшин для торжественных случаев были сложные перьевые уборы. Вся одежда украшалась орнаментом из разного цвета кусочков меха, узорами из окрашенных игл дикобраза. Орнамент, характер украшений говорили о месте человека в социальной структуре племени, были его своеобразным паспортом.

Разнообразная утварь изготовлялась из бересты, коры, дерева, часть её после использования выбрасывали. Из бересты делали и лёгкие челноки, быстроходные и вместительные, которые на перекатах легко переносились и по суше.

Общественные отношения лесных индейцев ко времени изучения их этнографами претерпели существенные изменения. Благодаря развитию мировой торговли пушниной и вовлечению в неё всех племён таёжной зоны традиционная система хозяйства и образ жизни индейцев стали всё больше зависеть от торговли. Как и у эскимосов, пушнина быстро превратилась в главный продукт хозяйства, обеспечивавший благосостояние семьи, родовой группы и всего племени. В традиционной системе распределения добычи пушнина была личной собственностью того, кто её добыл, теперь же она превратилась в инструмент частнособственнических отношений, быстро разъедавших первобытно-общинную организацию. Возросла роль мужчин, главных охотников и главных добытчиков пушнины, а вместе с нею и всех благ, которые на эту пушнину можно было выменять. Резче обозначилось имущественное неравенство внутри родовых групп, между отдельными племенами, Группы индейцев, располагавшие богатыми пушными угодьями или жившие поблизости от торговых факторий, получили возможность наживаться на обменных операциях. Распространение железных орудий – ножей, топоров, капканов, огнестрельного оружия – не только намного увеличило продуктивность охоты, но вместе с ростом, накоплением богатств стало причиной грабежей, военных столкновений. Возросла роль отдельной семьи. Прежняя зависимость её о остальных ячеек племени в случае неудачи на охоте благодаря торговле уменьшилась. Процессу индувидуализации позднее способствовали и политика администрации, наделявшей охотничьими угодьями посемейно, а не на основе традиционного общеплеменного владения угодьями.

Реконструкция традиционного уклада общественной жизни до появления в Америке европейцев сильно затруднена. По-видимому, основной производственной ячейкой была небольшая родовая община, состоявшая из нескольких семейных пар. Счёт родства и принцип объединения в большинстве случаев были по женской линии, но с отмеченным уже ростом влияния мужчин наметился переход к отцовской филиации. Состав охотничьих групп не был устойчивым, как и их размеры. Всё это менялось в зависимости от сезона, количества дичи в районе промысла, но при этом соблюдался и известный порядок, регулируемый во время общественных собраний один или несколько раз в году. Во время таких массовых встреч решались и другие общеплеменные дела – обмен товарами, заключение браков, исполнение религиозных ритуалов.

Охотники прерий

К западу от Миссисипи до Скалистых гор тянутся травянистые холмистые степи, получившие название прерии, что означает «большая травянистая равнина». Среди прерийных индейцев в первую очередь заслуживают упоминания племена большой языковой семьи сиу.Кроме племён, говорящих на сиу, в прериях жили племена алгонкинов, команчи языковой группы шошонов.

Вся жизнь индейцев прерий была связана с двумя животными – бизонами и лошадью. Бизон давал мясо, шкуры для одежды и обуви, крышу для палаток из тех же шкур. Охота на бизонов была коллективной, загонной. Основным оружием индейцев доколумбовой эпохи был лук из рога или твёрдого дерева и длинные копья с каменными наконечниками.

В середине 16 в. европейцы завезли в Северную Америку лошадей. Лошади, вырвавшиеся на свободу из испанских скотоводческих ферм и одичавшие в прериях, получают в Америке название мустангов. Индейцы быстро привыкли к ним, приручили, научились ездить верхом. На лошадях они покорили прерии, заселив их всего за несколько лет уже в после колумбовую эпоху. Только тогда и родился индеец. Культура прерийных индейцев – самая молодая индейская культура Северной Америки.

Лошадь играла важную роль в жизни и хозяйстве индейцев. Главным занятием по-прежнему оставалась охота, Но теперь она (даже одиночная) стала намного продуктивнее, так как появилась возможность активно преследовать бизонов на лошадях, загонять их в ловушки. Определённое значение имело облегчение транспортировки мяса к стойбищам. Наряду с бизонами добывали и другую дичь, в том числе и пушных зверей, которые особенно ценились как средство обмена.

Но главное изменение было в коневодстве. Без лошадей индеец становился уже беспомощным. Он не мог наравне с другими участвовать в загонной охоте, не мог равноправно вести перекочёвки с места на место – теперь для всего этого использовали лошадь. Всё социальное положение стало фокусироваться на том, сколько лошадей имеет семья. Собственность на лошадей возвысила мужчин. Лошадь, а за ними и другое имущество, добываемое теперь с их помощью, стали наследоваться по мужской линии, характер поселений изменился на патрилокальный.

Племенная организация в таких условиях стала играть всё большую роль: племенной совет, племенные вожди, собрание взрослых воинов-охотников племени – все эти институты развились и окрепли. Появилась потребность закрепить в памяти события. Покрышки типии у вождей разрисовывались сценами их подвигов, существовали начатки и своеобразного пиктографического летописания, когда каждый год «записывался» рисунками наиболее значительных событий. Колдуны, шаманы пользовались большим уважением. Главной их обязанностью было общение с духами, которое позволяло им врачевать больных, руководить религиозными обрядами. Предрекать будущее, отвращать непогоду с помощью шаманского бубна и трещотки. Наряду с шаманами большую роль в религиозных церемониях в качестве распорядителей и вожди.

Вся одежда мужчин и женщин изготовлялась из выделанных бизоньих шкур. Основным будничным одеянием мужчины была набедренная повязка и ноговицы, закрывавшие ноги выше щиколотки. Мужчины и женщины обувались в мокасины, богато украшенные иглами дикобраза. Женщины носили длинные прямые одеяния из замши. Боевые рубахи, украшенные скальпами носили только вожди и самые прославленные воины племени.

Самым великолепным украшением индейцев прерий была налобная повязка с орлиными перьями, которых могло быть до 50 штук. Каждое птичье перо в повязке означало какой-нибудь мужественный поступок воина, носящего это украшение. Перья были по-разному окрашены и особым образом подрезаны. Налобные повязки были своего рода орденскими ленточками индейцев. Носили их вожди и великие воины. Воины, кроме того, украшали себя ожерельями из когтей гризли. Основным орудием охоты и оружием индейцев прерий оставался лук. В бою индейцы прерий защищали себя щитами из оленьей или бизоньей кожи. Индейцы прерий не отличались особой воинственностью, Свою первую оборонительную войну они начали только после того, как белые вопреки договорам стали лишать индейцев последней принадлежавшей им земли.

Самобытная культура индейцев прерий продержалась только до середины 19 в., когда здесь появились европейцы – охотники за бизоньими шкурами, именно шкурами, так как только шкуры интересовали торговцев. Хорошо вооружённые и снабжённые боеприпасами они за 50 лет полностью истребили всех бизонов. Последний погиб в 1881 году. Теперь это редкий вид животных.

В то же время из-за Миссисипи нарастающей волной начинается продвижение европейских колонистов. Отчаянные попытки индейских племён отстоять свои права на угодья и независимость с трудом, но были подавлены регулярной армией США. Когда-то гордые и независимые племена были либо почти полностью уничтожены, либо перемещены в резервации.

В другой части Нового Света, в степях Южной Америки, пампе, жили племена охотников на гуанако, страусов и другую степную дичь. Нередко эту часть Америки называют Патагонией, а жителей – патагонцами. До появления европейцев они, как и жители прерий. Были пешими охотниками и собирателями. Добыча их была очень ограничена и уровень культуры невысок. Орудиями лова служили лук и стрелы, лассо, пращи и особый снаряд – бола. К концам нескольких ремней привязывали камни. Пущенная умелой рукой бола запутывала ноги гуанако или страуса.

Появление лошадей у жителей пампы превратило их не только в искусных наездников, но и в великолепных конных охотников. Добыча резко возросла. Стала преобладать массовая облавная охота, после которой мясо заготавливалось впрок. Женщины занимались собирательством, вели домашнее хозяйство, в котором стала всё большее место занимать переработка того, что добывали мужчины.

Изменился и характер общественной организации. Основной единицей стала группа семей (0-40), во главе которой стоял вождь – предводитель и на охоте и на войне. В поселениях утвердился патрилокальный принцип. Сыновья селились в одном шатре с отцом. Такой шатёр (тольдо)имел заднюю общую стену, общую крышу, а жилища семейных пар отделялись одно от другого занавесками из шкур. Передней стены не было – здесь разводились костры. В шатрах хранилось и немудрёное имущество каждой семьи – кожаная и деревянная посуда, одеяла из шкур, подстилки. Несложной была и одежда – набедренная повязка у мужчин и передник у женщин. В прохладную погоду набрасывали на плечи меховой плащ. На ногах носили мокасины, для которых нередко просто снимали чулком кожу с ног лошадей или гуанако и подшивали её снизу.

Беда пришла с появлением европейцев-скотоводов. Воинственные и мужественные индейцы не подчинились пришельцам. Разгорелась длительная война, шедшая с переменным успехом. Только к 1883 году, после почти поголовного истребления индейцев, аргентинский скот смог спокойно пастись в пустынной пампе.

 

Народы Передней Азии

 

Переднюю Азию называет также Западной. В её состав входят Малоазийский и Аравийский полуостров, Восточное Средиземноморье, Месопотамия, Средний Восток (территория Ирана и Афганистана). В Передней Азии проживает свыше 170 млн. человек.

Учёные полагают, что 40-50 тыс. лет до н.э. в Западной Азии появились люди современного вида.

Примерно 10 тыс. лет тому назад в Месопотамии, Восточном Средиземноморье, а также прилегающих долинах юго-восточного Прикаспия сформировались ранние культуры земледельцев и скотоводов. Здесь люди впервые научились изготавливать глиняную посуду, выплавлять и обрабатывать металлы. Немного позднее в Шумере и Аккаде (Южная Месопотамия) возникли древние государства и цивилизации, ровесники царств древнего Египта. Отсюда происходят две мировые религии – христианство и ислам, а также иудаизм.

Учёные не выяснили каким был в древности состав населения Передней Азии. Только начиная с эпохи изобретения письменности (т.е. с рубежа 4 и 3 тыс. до н.э.) можно сказать что-либо определённое о том, кем были древние обитатели этого региона. Всё же удалось установить, что часть древнего населения Западной Азии говорила на шумерском и других каспийских языках, Ряд народов (аккадцы, вавилоняне, ассирийцы и др.) - на семитских языках, другие народы (часть жителей Хеттского царства в Малой Азии, мидийцы, парфяне, а также приходившие с севера скифские народы) – на языках индоевропейской семьи. Постепенно весь запад Передней Азии был заселён народами, говорившими на семитских языках, а территорию нынешних Ирана и Афганистана – на индоевропейских языках.

Древнейшие обитатели Передней Азии – люди конца каменного века – были охотниками, и рыболовами, а также собирателями съедобных растений и мелких животных, Только изредка размеры добычи позволяли людям полностью насытиться. В жилищах постоянно горели костры. Примерно за 10-12 тыс. лет до н.э. климат в Передней Азии стал суше, многие водоёмы высохли, Постепенно это привело к оскудению растительности, сокращению поголовья травоядных животных, ухудшению возможностей для рыбной ловли. Всё это привело к тому, что часть жителей Передней Азии перешла от прежних способов добывания пищи – охоты, рыболовства, собирательства – к скотоводству и земледелию. Возникло производящее хозяйство. Часть обитателей гор и степей ещё долго сохраняли старые способы хозяйствования.

Новые типы хозяйства привели к изменению в образе жизни народов. Одни из них расселились по плодородным речным долинам и стали земледельцами. Они стали использовать воду рек и ручьёв для орошения своих полей, так как в жарком климате без этого нельзя вырастить хороший урожай, Возникли земледельческие поселения, жители которых позже создали города, цивилизации и государства. Люди, продолжавшие жить в засушливых предгорьях, где воды и плодородной земли мало, стали разводить скот (овец и коз), сделавшись пастухами-скотоводами, Постепенно стада разрослись, и в поисках пастбищ скот пришлось отгонять всё дальше и дальше от жилья. Так пастушество становилось всё подвижнее и примерно 3 тыс. лет назад превратилось в кочевое скотоводство – номадизм, отличительные черты которого – отсутствие у скотоводов постоянных мест поселения и круглогодичные перекочёвки со стадами с одного пастбища на другое, иногда на большие расстояния.

С возникновением земледельческих обществ возникло и стало усугубляться имущественное и сословное неравенство. Выделилось военное руководство, а также жрецы, служившие в храмах. Появились купцы, торговавшие с дальними странами и кочевниками. Все они подчинили себе рядовых граждан – земледельцев и ремесленников, стали использовать их труд. И, наконец, в каждом государстве стало появляться всё больше рабов, которыми поначалу были в основном военнопленные. Их использовали при строительстве храмов и дворцов, дорог, в качестве домашней прислуги. Но на полях и в ремесленных мастерских трудились и свободные люди, хотя их жизнь не отличалась от рабской.

Жизнь кочевников складывалась иначе, чем у оседлого земледельческого населения. Номады не создавали оседлых поселений и городов, а устраивали на каждом новом месте кочевые временные поселения из шатров. Кочевание на большие расстояния стало возможным после одомашнивания лошадей и верблюдов. На верблюдах перевозили шатры, имущество, женщин и детей. Воины же, охранявшие своих близких или совершавшие набеги на оседлых земледельцев, использовали в качестве средств передвижения лошадей. Жизнь кочевников была нелёгкой, Зимой они страдали от холода, летом – от жары и нехватки воды.

Современное население Передней Азии принадлежит к разным группам большой европеоидной расы и говорит на многочисленных языках, принадлежащих к трём языковым семьям: семитской (арабы, евреи, ассирийцы); тюркской (турки, азербайджанцы, туркмены и др.); индоевропейской (персы, таджики, пуштуны-афганцы и другие).

Этническая картина современной Передней Азии достаточно пёстрая. Аравийский полуостров населяют в основном арабы. На восточном побережье Средиземного моря, кроме арабов, проживают евреи, марониты – своеобразные группы арабов-христиан и друзы (в Ливане). Основное население Турции – турки. Вместе с ними проживает ряд других народов, например, юрюки, русские старообрядцы, греки. Очень многонационально население Ирана. Наряду с иранцами (персами), говорящими на государственном языке фарси, на севере страны расселено много туркмен и азербайджанцев. Центральные и западные области Ирана населяют оседлые и кочевые курды, другие кочевые племена. Не менее разнообразно и население Афганистана. В его южных и центральных областях живёт самый крупный народ страны – пуштуны. Очень многонационален север, где проживают таджики, узбеки и представители ряда других народов.

Большинство населения Передней Азии до сих пор остаётся сельскими жителями, а земледелие одним из основных занятий. В долинах многоводных и средних по размерам рек сооружаются сложные ирригационные системы в виде каналов и плотин. Пи высоком расположении полей воду приходится поднимать на них искусственно. Для этого с древнейших времён используются водоподъёмные механизмы, приводимые в действие животными или – в наше время – при помощи моторов. Сегодня воду нередко поднимают насосами с электрическими двигателями. Орошаемое земледелие распространено по речным долинам на восточном побережье Средиземного моря, в Сирии, Ираке, Турции, Иране и Афганистане.

В большинстве стран Передней Азии преобладают гористые местности, а в предгорьях текут лишь небольшие ручьи, воды которых хватает только на орошение небольших участков земли, Поэтому ещё в старые времена в предгорьях начали строить подземные водосборные галереи (кяризы). Такой способ орошения особенно распространён в Афганистане, Иране.

Земледельцы Передней Азии выращивают зерновые – пшеницу, ячмень, рис, а также бобовые культуры, масличные растения, хлопчатник, табак. Во многих арабских странах культивируют кофе. Повсеместно собирают урожаи винограда, яблок, груш, персиков, арбузов и дынь. Особенно славятся арбузы из пустынных областей, где их выращивают без искусственного орошения. Эти арбузы отличаются особенной сладостью и достигают огромных размеров и веса – до 25 и более килограммов. На Аравийском полуострове во многих местностях основная земледельческая культура – финиковая пальма.

В пустынных, степных и горных районах Передней Азии до настоящего времени распространено кочевое и полукочевое скотоводство. Номадами являются бедуины Центральной Аравии и прилегающих пустынных местностей Сирии и Ирака, часть юрюков Турции, курдов. Много кочевых племён и народов в Иране. На юге Афганистана обитают многочисленные номады-пуштуны. Номады занимаются не только кочевым скотоводством, но и почти все, за исключением бедуинов Центральной Аравии, обрабатывают небольшие участки земли, на которых выращивают овощи, иногда ячмень. В последние десятилетия всё большее количество кочевников разоряется и переселяется в земледельческие оазисы или города, где они превращаются в работников по найму или пополняют ряды безработных.

В начале 20 века в странах Передней Азии начало развиваться индустриальное производство. Прежде всего – это нефтедобыча и нефтепереработка, а также сопутствующие им отрасли. Происходит это в арабских государствах и Иране. Развивается также лёгкая промышленность. В последние десятилетия наблюдается быстрый рост городов и числа горожан. В столицах и крупнейших городах строятся современные дома, банки, отели для туристов, которые придают им европейский вид. Большинство же городов сохраняет всё тот же облик, что и столетия назад. Центрами таких городов являются площади, по сторонам которых располагаются мечеть, общественные здания, полиция, тюрьма. Вокруг площади сосредоточены торговые помещения, склады, лавки богатых ремесленников. Тут же шумят восточные базары. В прилегающих кварталах живут зажиточные горожане, чиновники. Чем дальше от центра города, тем уже и извилистее становятся улочки, порой на них не могут разъехаться две повозки. Это кварталы бедноты и небогатых ремесленников. Вдоль улиц здесь тянутся высокие глинобитные или каменные заборы, за которыми прячутся дворы, жилые и хозяйственные постройки. Водопровод, канализация, электричество если и имеются, то только в центральной части города.

Типы жилищ у земледельческого и скотоводческого населения разнообразны, Земледельцы равнин и предгорий сооружают обычно прямоугольные или квадратные в плане дома из сырцового кирпича или глинобитные дома, с плоской крышей. В гонных местностях дома строят и из обломков камня, скрепляя их глиняным раствором. В Турции встречаются деревянные срубные дома, которые строят русские старообрядцы. Планировка жилищ различна и зависит от состоятельности владельца дома и местных традиций. Бедняки, а также обитатели многих горных областей имеют чаще всего однокамерные жилища, Прочее население сооружает многокамерные дома. При этом передняя часть дома считается мужской, а задняя, куда доступ посторонним закрыт, женской. В зависимости от местных условий хозяйственные постройки пристраиваются к дому или ставятся отдельно. Усадьбы окружаются высокими оградами. Внутреннее убранство ограничивается в отдельных областях подстилками-войлоками, коврами на полах, топчанами-кроватями, сундуками с имуществом. В других областях (Турции, многие местности Ирана) обстановка состоит из невысокой мебели. В городах у зажиточного населения – современная фабричная мебель.

Кочевые жилища представляют собой у туркмен кибитки из разборного деревянного каркаса, обтянутого войлоком, У всех прочих скотоводов – палатки из шерстяной ткани или брезента, натянутого на шесты. Сидят и спят в кочевом жилище на полу. Иногда занавеской помещение разделяется на переднюю (мужскую) и заднюю (женскую) части жилища.

Традиционная утварь у земледельцев и скотоводов состоит главным образом из глиняной и металлической посуды. Характерны металлические сосуды с длинным носиком для хранения воды, умывания, используются и сосуды из дерева, высушенной тыквы. Кочевники пользуются кожаными бурдюками для молока и воды. Пищу готовят в котлах. Кофе, чай, молочные напитки пьют из глиняных или фарфоровых сосудов без ручек.

Старинный мужской костюм состоит из широкой – до пояса или колен – рубашки и штанов, которые в древности стали носить всадники-номады. От них они были заимствованы и оседлыми земледельцами. Но у одних народов (туркмен), штаны узкие, а у белуджей их шьют в виде широких шаровар. Костюм дополняет халат: из хлопчатобумажной или шёлковой ткани – для лета, на ватной подкладке – для зимы. Зажиточные скотоводы шьют халаты из ткани, сотканной из верблюжьей шерсти; такие халаты непромокаемы. Зимой помимо тёплых халатов носят – особенно зажиточные люди – дублёные шубы. Непременная принадлежность мужского костюма – головной убор. Им служат либо разные по фасону меховые шапки, либо повязки в виде головного платка или чалмы (под те и другие часто надевают тюбетейки, носимые зимой и летом). Обувью земледельцам служат сандалии, а скотоводам-всадникам – жёсткие кожаные сапоги с высокими каблуками, в которых пешком ходить трудно. Дома ходят либо в шерстяных носках, либо в кожаных калошах (теперь чаще резиновых). Многие кочевники, особенно курды и пуштуны, непременно носят оружие.

У большинства народов женская одежда состоит из длинной, почти до пят, рубахи-платья, иногда – безрукавки и халата. Тёплую зимнюю одежду обычно имеют только женщины из богатых семей. У народов, исповедующих ислам, особенно в арабских странах и в Иране, у женщин существует обычай закрывать лицо покрывалом (чадра) и особым способом накидываемым на голову халатом с ложными рукавами (паранджа); нередко лицо закрывали волосяной сеткой (чачван).Женщины кочевников чадру обычно не носят, но при посторонних или старших по возрасту прикрывают рот краем головного платка. Традиционный женский костюм дополняется разнообразными украшениями: кольцами, браслетами, серьгами, монистами. Распространено сурмление бровей, у некоторых народов принято красить хной волосы и ногти.

Традиционный пищевой рацион включает у земледельцев и кочевников главным образом пшеничные лепёшки, блюда из растительной и молочной пищи. Масло земледельцы употребляют по большей части растительное, а кочевые народы животное. В качестве напитков на Аравийском полуострове и в Турции используют кофе, чёрные чай (часто с мятой), в Иране и Афганистане – зелёный чай.

Семья и семейные отношения основываются у населения Передней Азии на нормах религиозного и обычного права. Мусульманское право – шариат – допускает полигамию, но на практике она имеет небольшое распространение среди некоторых социальных слоёв, придерживающихся старинных обычаев. Распространён брак-покупка с выплатой калыма, причём не только у кочевников и в сельских местностях, но и в городах. Приобретённая таким образом женщина считается полной собственностью мужа и его семьи, что зачастую лишает её элементарных человеческих прав.

По религиозной принадлежности большая часть населения Западной Азии принадлежит к разным толкам ислама. Ислам – монотеистическая религия, сложившаяся в Аравии на основе древних верований и многое заимствовавшая у других религий, в частности христианства. Священная книга мусульман – Коран. В соответствии с мусульманским учением каждый верующий обязан признавать догмат единобожия, исполнять обязательные молитвы, соблюдать пост, уплачивать религиозный налог закят и совершить паломничество в Мекку. Если у христиан праздничный день – воскресенье, а у евреев – суббота, то для мусульман – это пятница. Из религиозных течений ислама наибольшее число приверженцев имеют суннизм и шиизм. Сунниты почитают наряду с Кораном и устное предание – сунну, отрицающее у человека наличие свободной воли. Шииты особо почитают пророка Али и не признают суннитских халифов. К суннитам относится большая часть арабов, пуштунов, туркменов, некоторые группы курдов и белуджей. Приверженцы шиизма – персы, азербайджанцы, часть курдов и белуджей, некоторые жители Аравийского полуострова. В Саудовской Аравии и некоторых других странах распространена секта ваххабитов, сторонников особенно строго исполнения правил ислама.

Христианство, возникшее в Передней Азии и широко там до арабского завоевания распространённое, имеет в наши дни сравнительно небольшое число приверженцев из числа ливанских арабов (маронитов), православных греков, айсоров, армян и некоторых других групп. Есть в регионе и другие религии. В Израиле это иудаизм, среди части курдов распространена йезидская религия, сочетающая в себе черты зороастрийского, христианского и мусульманского происхождения.

Очень популярно в странах Передней Азии религиозное образование. Существуют высшие религиозные учебные заведения, Светское образование преобладает только в Турции, Поэтому дети, в основном мальчики, богатых родителей зачастую получают образование в европейских и американских колледжах и университетах. Высоко поставлено образование в Израиле, В то же время очень большое число сельских жителей в странах Передней Азии до сих пор неграмотно.

 

Западные и южные славяне

 

Славянами называют народы, говорящие на языках славянской ветви индоевропейской языковой семьи. К западным славянам относятся поляки, чехи, словаки и лужицкие сербы. К южным славянам причисляют болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев и герцеговинцев. В антропологическом отношении западные и южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или большой европеоидной расе, состоящей из ряда связанных между собой переходных форм – малых рас. Так, словенцы, чехи, словаки могут быть отнесены к альпийскому типу.