- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Лекция 1-2. Западноевропейский романтизм: Германия, Англия, Франция, США (4ч.)



Зарождение и развитие романтизма в Германии. Литературная теория А. и Фр. Шлегелей. Мистическое мировидение Новалиса, циклы философской лирики «Гимны к Ночи», «Духовные песни». Странствие Духа в романе «Генрих фон Офтердинген». Английский романтизм. Поэты «озерной школы». Судьба и личность Дж. Байрона - «властителя дум», символической фигуры романтической эпохи. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» и новый тип литературного антигероя. Швейцарский и итальянский периоды в творчестве Байрона. Романтизм во Франции.

«Эмигрантская» ветвь (Ф.Р. Шатобриан, Ж. де Сталь). Участие В. Гюго в реформе французской поэзии. Роман «Собор Парижской богоматери»: романтический историзм, герои-«гротески», образ Собора. Национальное своеобразие литературы американского романтизма. Творчество В. Ирвинга, Ф.Купера. Поэзия и проза Э. По. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит»: «физика» и «метафизика» книги о Ките.

Лекция 3-4. Зарубежная романистика второй половиныXIX в. (4 ч.)

Стендаль: этапы жизненного и творческого пути. Роман «Красное и черное» как «хроника ХIХ века». Творчество О. де Бальзака. «Человеческая комедия» – грандиозная социальная панорама, программа и структура цикла; художественное пространство, система «возвращающихся» персонажей. Поэтика бальзаковского романа. Эстетика Г.Флобера, теория письма. Роман «Госпожа Бовари»: история создания, особенности композиции, приоритет стиля над сюжетом. Трактовки образа Эммы Бовари.

Английская литература второй половины XIX в. Викторианство как культурный феномен. Общая характеристика викторианского романа. Творчество Ч. Диккенса. Периодизация. Поэтика диккенсовского романа, его характерология.

Лекция 5. Французская поэзия второй половиныXIX в. (2ч.)

«Цветы зла» Ш. Бодлера структура, темы, мотивы, характер поэзии. Поэзия П. Верлена: «сумеречные исповеди вполголоса». Тип «проклятого поэта». Стихотворение-манифест «Поэтическое искусство»: «музыка прежде всего». Поэтика «ясновидения» А. Рембо. «Разорванный» стиль, «алхимия слова» Рембо.

Лекция 6. «Новая драма» (2ч.)

Новые тенденции в европейской драматургии и театре 1860-90-х гг. Театральная реформа Г. Ибсена. Философско-драматургическая поэма «Пер Гюнт». Проблема «жизни во лжи» в драме «Кукольный дом». Драматургия Б. Шоу: общая характеристика, основные темы, художественное своеобразие пьес в контексте «новой драмы. Пьесы «приятные» и «неприятные». Герои «идеалисты» и «реалисты», остросоциальный характер проблематики Б. Шоу. «Статический театр» М. Метерлинка. «Сокровище смиренных» - эстетическая программа Метерлинка. Разговор Души с Неизвестным в«маленьких драмах» Метерлинка («Непрошеная», «Слепые», «Там, внутри»). «Двойной диалог», символистская поэтика пьес. Пьеса-притча «Синяя птица».

Лекция 7. Зарубежная литература первой половиныXIX в. (2 ч.).

Модернистский роман 20 в. История создания и общая концепция романного цикла «В поисках утраченного времени». Роман Дж. Джойса «Улисс»: книга, разрушившая ХIХ век. «Одиссея» публикации и отзывы современников. Архитектоника романа «Улисс». Возвращение мифа в литературу. Творчество Франца Кафки Франц Кафка: мир вины и «онтологической неуверенности» (Ж.-П. Сартр).

Американский роман первой половины ХХ века:«Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда. Творчество Э. Хемингуэя.Трагедия «потерянного поколения» в романе «И восходит солнце. «Прощай, оружие!». Стиль Хемингуэя: теория «айсберга».

Лекция 8.Зарубежная литература второй половины XX в. (2 ч.)

Французский экзистенциалистский роман:Абсурд и философия свободы в романе Ж.П. Сартра «Тошнота». Роман А. Камю «Посторонний»: самораскрытие абсурдного сознания. Театр абсурда («Антипьеса» «Лысая певица» Э. Ионеско, «В ожидании Годо» С. Беккета). Постмодернизм в зарубежной литературе. Философия и эстетика постмодернизма: прощание с идеей единства, необратимая децентрализация и конец смысла. Понятия «текст», «интертекст» в постмодернизме. «Цитатное мышление» писателей постмодерна. Постмодернистский код романа У. Эко «Имя розы

Лекция 9. Национальное в художественном сознанииXX в. (японская и латиноамериканская литература ХХ века) (2 ч.)

Литературный процесс в Японии ХХ в. Воздействие западной философии и традиционные черты японской эстетики. Японское «вторжение» в мировую литературу. Национальная специфика и европейские традициив творчестве Кобо Абэ. Романы-притчи «Женщина в песках «Чужое лицо».

Историко-культурная самобытность Латинской Америки. Х.-Л. Борхес: «писатель-библиотекарь» (Дж. Барт). Проблема воображаемого и реального в новеллистке Борхеса. Мир как «феномен сознания» (Борхес).Роман Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества» - обобщающая книга Латинской Америки. Эпос рода Буэндиа и мифопоэтическое видение истории континента.

 

 

Тематика практических занятий

Практическое занятие № 1

Новеллистика Э.Т.А. Гофмана

1. Жизнь и «музыкальные страдания» капельмейстера и писателя Э.Т.А. Гофмана. Взгляды на искусство, синтез литературы, музыки, живописи и театра в произведениях Гофмана. Особенности системы персонажей: «энтузиасты» и «обыватели».

2. Тема музыки в новелле «Кавалюр Глюк».

3. Романтическое двоемирие и романтическая ирония в новелле «Золотой горшок».

4. «Песочный человек»: концепт безумия в романтической эстетике и творчестве Гофмана; мотив «глаз» и тема деформации зрения (видения мира).

5. Сатирическая сказка«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

 

Литература

Основная:

  1. Гофман Э.Т.А. Кавалер Глюк. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер.
  2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm

Дополнительная:

1. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001.

2. Виткоп-Менардо Г. Гофман. Урал, 1998.

3. В мире Гофмана: Сб ст. Калининград, 1994.

4. Русский круг Гофмана. М., 2009.

5. Сафрански Р. Гофман. М., 2005. (ЖЗЛ).

 

 

Практическое занятие № 2

Творчество Э. По

1. Жизнь и литературная судьба Э. По.

2. Лирика Э. По: «грезы необычайной хрупкости». Инженерия стиха, принцип суггестивности и «эффекта», заклинание звука.

3. Мотивы смерти и трагические трансформации сознания в «страшных» рассказах Э. По. «Ужас души» и «хорошо организованный кошмар».

4. «Логические» рассказы Э. По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо», «Золотой жук»).

 

Литература

Основная:

1. По.Э. Поэзия. Рассказы.

2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm

Дополнительная:

1. Ален Г. Эдгар По. М., 1987.

2. Апенко Е.М. Романтизм и рационализм в эстетической системе Эдгара По // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1983.

3. Зверев А.М. Эдгар Аллан По // История литературы США. М., 2000. Т. 2.

4. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

5. Литературная история США. Пер с англ. / Под ред. Р. Спиллера и др. М., 1977-1978. Т.2.

6. Щогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 42–66.

7. Эстетика американского романтизма: Сб. текстов / Сост. А.Н. Николюкин. М., 1977.

Практическое занятие № 3

Роман Стендаля «Красное и черное»

1. Творческая история романа: от криминальной хроники к хронике XIX века.

2. Образ Жюльена Сореля. «Салонный» наполеонизм героя.

3. Художественная география романа: Верьер – Безансон – Париж. Тема «погони за счастьем» в заурядном мире.

4. Женские характеры романа и мотив «любви-схватки».

5. Особенности психологизма («кристаллизация» чувства) и спонтанное письмо Стендаля.

6. Цветовая символика названия.

Литература

Основная:

1. Стендаль Ф. Красное и черное (любое издание).

2. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. // http://www.ae-lib.org.ua/texts/_history_of_literature_XIX__ru.htm

Дополнительная:

  1. Вольперт Л.И. «Отмеченный божественным перстом…» (Наполеоновский миф Лермонтова и Стендаля) // Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. СПб., 2006. С. 194-213.
  2. Забабурова Н.В. Стендаль и проблема психологического анализа. Ростов н/ Дону, 1982. С. 51-112.
  3. Нерлих М. Стендаль: Пер. с нем. Урал, 1999.
  4. Старобинский Ж. ПсевдонимыСтендаля // Старобинский Ж. Поэзия и знание: Пер. с франц. М., 2002.
  5. Тимашова О.В. Стендаль. М., 1983.
  6. Цвейг С. Стендаль // Цвейг С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой. М., 1992. С. 117-223.

Практическое занятие № 4

Французский роман второй половины XIX в.

1 вариант