- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Лекция 3: Этнические общности Америки



 

1. Арктические охотники и рыболовы

2. Племена лесных охотников

3. Оседлые рыболовы северо-западного побережья

4. Охотники прерий.

5. Цивилизации Центральной и Южной Америки.

 

Литература основная:

1. Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова –

М., 1982.

2. Этнология /Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова

В.В. – М., 2006.

 

Литература дополнительная:

1. Легенды и мифы Северной Америки – М., 1996.

2. Рус Альберто Народ майя – М., 1986.

3. Брэй, Уорван Ацтеки: быт, религия, культура – М., 2005.

 

Основные понятия темы: «поедатели сырого мяса», каяк, умиак, пеммикана, типии, потлачь, чилкиты, прерии, пампа, Патагония, тольдо, халач-виник, «кипу»,

 

Арктические охотники и рыболовы

На побережье Гренландии, севере Канады и Аляски живут эскимосы, название которых на языке одного из индейских племён означает «поедатели сырого мяса». Территориально они делятся на эскимосов Аляски, Канады, Гренландии со своими диалектами. Эскимосы относятся к эскимосско-алеутской семье. Привлечение археологических материалов позволило установить время формирования специфической арктической культуру в Берингоморье. Считают, что такая культура сформировалась за 4000 лет до н.э. Занимались и занимаются эскимосы, приспособленные к местным условиям, рыболовством о охотой на морского зверя. Летом они делают это на лодках, а зимой – у лунок на льду. Дополняет эти занятия собирательство, которое служит источником растительной пищи. Эскимосы издавна владели способами консервации продуктов, которые они коптили, вялили, сушили.

Охота на морского зверя велась с помощью гарпуна с отделяющимся наконечником и надутым пузырём из шкур морских животных, который не позволял утонуть добыче. Для охоты на других животных и птиц использовали лук со стрелами, силки, ловушки, капканы. Рыбу ловили с помощью острог, ловушек. Добытые животные использовались во всех сферах хозяйства и быта: мясо и жир служили пищей, жиром отапливали и освещали жилища, из шкур делали одежду, постели, из костей – орудия труда.

Летнее жилище эскимосов представляло собой конус из жердей, покрытый шкурами и берестой, наподобие чума. Зимнее жилище – землянку с одним или двумя жилыми помещениями и хозяйственным тамбуром. Временным жилищем во время охотничьих экспедиций было легендарное «иглу» - круглая постройка из снежных блоков, внутри которой из пологов-шкур сооружалась жилая комната. Внезапно настигшую пургу эскимос пережидал, зарывшись в снег с собаками.

Летняя одежда эскимосов состояла из шкур в один слой, зимняя – из двухслойных шкур мехом внутрь и наружу и делалась в основном из меха оленей. Меховые рубахи с капюшоном, штаны, мокасины, подвязывавшиеся к поясу, рукавицы, привязывавшиеся к рукам, украшенные разноцветным мехом, бисером довершали костюмный комплекс.

Передвигались эскимосы на нартах, запряжённых собаками, или по воде на одиночном каякеили многоместном умиаке в поисках охотничьей добычи по огромным пространствам. Неоднократно отмечалась поразительная способность эскимосов, впервые увидевших карту, быстро ориентироваться в ней и их умение точно, с большим количеством деталей рисовать на снегу или бумаге чертежи известных им районов. Обычно эскимосы жили сравнительно небольшими группами, по нескольку родственных семей. Каждый такой коллектив жил на значительном расстоянии Какие-либо формы племенной организации у эскимосов не прослеживаются.

Эскимосы до тонкостей знали окружающую их природу, поводки и образ жизни зверей и птиц, пользу и вред от растений. Они безошибочно ориентировались в однообразных просторах тундры и в море, выработали свою систему лечения многих болезней. Знания эти были эмпирические, накопленные тяжёлым опытом многих поколений и передавались в форме преданий, навыков, сказок, обрастая причудливой образностью, фантастикой. Окружающий мир населялся эскимосами духами, добрыми и злыми, которых нужно было ублажать жертвами, Особенно популярна была «хозяйка моря». У эскимосов была и своя система космогонических представлений о возникновении и устройстве мира. Среди них были и «специалисты» по общению с духами, шаманы, которых приглашали в серьёзных случаях жизни ( болезнь, например) выступить в защиту перед духами, изгнать из тела дух болезни. Но общаться с духами мог и каждый эскимос самостоятельно.

Искусна и высокохудожественна эскимосская резьба по кости рогу (фигурки промысловых животных, собачьих упряжек, бытовые и праздничные сцены), орнаментация меховой одежды.

Среди эскимосов часто устраиваются певческие праздники и состязания. Досуг может проводиться в играх: у женщин – плетение пальцами рук различных фигур из «бесконечного», то есть связанного концами шнурка ( аналог русской игры « снимать верёвочку»), у мужчин – мяч, кости, бильбоке ( ловля на острую палочку подбрасываемых предметов с отверстием).

Эскимосы, жители непродуктивной тундры, не вытеснялись, не истреблялись европейцами. Более того, в них были заинтересованы как в охотниках, поставщиках пушнины. Однако «блага цивилизации» - моторные лодки, огнестрельное оружие, консервированная пища и многое другое, нарушили привычный уклад жизни эскимосов. Они постепенно утрачивают свою этническую идентичность.

 

Племена лесных охотников

Во внутренних областях Аляски, в лесных районах современных Канады и США жили многочисленные племена охотников, рыболовов и собирателей. В литературе США их обычно называют охотниками на оленя карибу. По языку это представители двух семей – алгонкинов, расселявшихся на юго-востоке и атапасков, занимавших центральную и северо-западную часть Северной Америки.

Охота на оленей во многом определяла их образ жизни. В зависимости от перекочёвки стад оленей строились и сезонные передвижения охотничьих групп. Во время самых крупных весенних и осенних передвижений оленьих стад на переправах их поджидали охотники. Здесь же нередко сосредотачивалось и всё племя. Массовый забой оленей позволял заготавливать значительные запасы мяса, шкур. Всё это различными способами заготавливалось впрок, на долгую зиму. Именно индейцам этих областей принадлежит открытие пеммикана – консервов, которые состояли из сушеного мяса, костного мозга, жира и хранились в берестяных коробках до трёх лет. Эта пища, предназначенная для длительных охотничьих походов, сразу привлекла внимание европейцев, Основываясь на этой технологии, переселенцы изобрели известные всем нам мясные консервы. Орудия охоты изготавливались из дерева, кости, камня. Индейцам была известна и медь. Её добывали, но для изготовления орудий труда не употребляли. Медь шла на изготовление украшений или для обмена с соседними племенами.

Охота на оленей дополнялась охотой на лосей, боровую дичь, перелётных птиц. Большое место занимало в хозяйственной деятельности рыболовство. Добывали и пушных зверей, используя самую разнообразную снасть и орудия: лук и стрелы, капканы различных видов, силки, ловушки, копья. Собирательство корней растений, плодов, ягод уравновешивало мясной рацион индейцев необходимой растительной пищей. Собирательством занимались женщины и дети. Эмпирически у населения этих областей выработалась своеобразная и хорошо скоррелированная система хозяйства, которая сочетала в себе различные виды охоты, собирательства и рыболовства.

Небольшие охотничьи группы, состоявшие из нескольких семей, перекочёвывали с места на место по охотничьим и рыболовным угодьям. Летом эти группы были меньшими по составу, зимой – большими. В случае массовой охоты индейцы объединялись в очень крупные коллективы, до племени включительно, но лишь на короткий период. К такой жизни было приспособлено и жилище индейцев. У западных, атапасских племён это типи –остроконечный чум, крытый корой, берестой (летом), шкурами оленя (зимой). Обогревался такой чум костром, на котором готовили и пищу. Всё имущество во время перекочёвок переносили на себе, Только часть поклажи грузили на небольшие волокуши, которые тащили собаки.

Одежда этих групп индейцев стала своеобразным символом индейской одежды вообще. Шили её из шкур животных и кожи. Особенно знаменита индейская замша – оленья кожа, выделанная вручную. И мужчины, и женщиныносили рубахи с длинными рукавами. Мужские рубахи до колен, женские были ещё длиннее. Летом одежда была преимущественно из замши, зимой – меховая. На ногах – мокасины и ноговицы, защищавшие ноги. Были известны и кожаные штаны. Голову чаще всего оставляли непокрытой, только в холода к одежде прибавлялся меховой капюшон. Но обязательным было головное украшение из перьев. У простых охотников – из одного-двух орлиных или ястребиных перьев, у вождей племён и старейшин для торжественных случаев были сложные перьевые уборы. Вся одежда украшалась орнаментом из разного цвета кусочков меха, узорами из окрашенных игл дикобраза. Орнамент, характер украшений говорили о месте человека в социальной структуре племени, были его своеобразным паспортом.

Разнообразная утварь изготовлялась из бересты, коры, дерева, часть её после использования выбрасывали. Из бересты делали и лёгкие челноки, быстроходные и вместительные, которые на перекатах легко переносились и по суше.

Общественные отношения лесных индейцев ко времени изучения их этнографами претерпели существенные изменения. Благодаря развитию мировой торговли пушниной и вовлечению в неё всех племён таёжной зоны традиционная система хозяйства и образ жизни индейцев стали всё больше зависеть от торговли. Как и у эскимосов, пушнина быстро превратилась в главный продукт хозяйства, обеспечивавший благосостояние семьи, родовой группы и всего племени. В традиционной системе распределения добычи пушнина была личной собственностью того, кто её добыл, теперь же она превратилась в инструмент частнособственнических отношений, быстро разъедавших первобытно-общинную организацию. Возросла роль мужчин, главных охотников и главных добытчиков пушнины, а вместе с нею и всех благ, которые на эту пушнину можно было выменять. Резче обозначилось имущественное неравенство внутри родовых групп, между отдельными племенами, Группы индейцев, располагавшие богатыми пушными угодьями или жившие поблизости от торговых факторий, получили возможность наживаться на обменных операциях. Распространение железных орудий – ножей, топоров, капканов, огнестрельного оружия – не только намного увеличило продуктивность охоты, но вместе с ростом, накоплением богатств стало причиной грабежей, военных столкновений. Возросла роль отдельной семьи. Прежняя зависимость её о остальных ячеек племени в случае неудачи на охоте благодаря торговле уменьшилась. Процессу индувидуализации позднее способствовали и политика администрации, наделявшей охотничьими угодьями посемейно, а не на основе традиционного общеплеменного владения угодьями.

Реконструкция традиционного уклада общественной жизни до появления в Америке европейцев сильно затруднена. По-видимому, основной производственной ячейкой была небольшая родовая община, состоявшая из нескольких семейных пар. Счёт родства и принцип объединения в большинстве случаев были по женской линии, но с отмеченным уже ростом влияния мужчин наметился переход к отцовской филиации. Состав охотничьих групп не был устойчивым, как и их размеры. Всё это менялось в зависимости от сезона, количества дичи в районе промысла, но при этом соблюдался и известный порядок, регулируемый во время общественных собраний один или несколько раз в году. Во время таких массовых встреч решались и другие общеплеменные дела – обмен товарами, заключение браков, исполнение религиозных ритуалов.