- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

ЛЕКЦИЯ 6. Культура Древней Руси IX- начало XIII века.



Главной характерной чертой культуры Древней Руси было

§ находилась под влиянием разных культурных направлений.

Культура Древней Руси формировалась на основе двух источников:

- языческая культура восточно-славянских племен

- христианская культура Византии.

 

Долгие годы русская культура -устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись,

-развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

С принятием христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, а значит и представления о красоте и художественном творчестве.

Христианство оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией.

Но, христианство так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Долгие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдельных частях, особенно в сельской местности. Язычество и христианство тесно переплетались (например, одновременно праздновались и языческие праздники - масленица, Коляда, и христианские).

 

Письменность, грамотность, школы, литература.

Выходцы из греческого города Фессалоники братья Кирилл и Мефодий стали основоположниками славянской азбуки. Ученые предполагают, что при создании азбуки они использовали и древние славянские буквы.

Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности. Вместе с деятелями церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг религиозного и светского содержания. Появились первые рукописные книги. Древнейшая из дошедших до нас рукописных книг «Остромирово Евангелие» (1056 год).

Кадры первых русских переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквях со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности население было неграмотным.

Ярким свидетельством распространения грамоты являются так называемые берестяные грамоты. Во многих городах (Новгороде, Пскове, Смоленске…) были найдены сотни берестяных грамот. Среди них деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Осталось еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности: так называемые граффити. Их выцарапывали на стенах церквей. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы.

Появляется летописание (запись событий по годам «летам»). В летописях нашли отражение не только события, изложенные по годам, но и размышления авторов, взгляды их на историю Руси.

К началу XII века относится написание монахом Киево-Печерского монастыря Нестором «Повести временных лет»-древнейшей из дошедших до нас летописей.

С принятием христианства связано появление житийного жанра («жития»-жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых). Известны «Житие Бориса и Глеба»…

Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII века (автор не известен). В центре повествования лежит рассказ о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев 1185 году. Вся поэма стала взволнованным призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве русичей, плачем по погибшем. Она полна размышлений о месте Руси в истории.

Архитектура, живопись.

Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, крепости, терема, избы строились из дерева. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Сразу же по принятии христианства начинается строительство каменных храмов.

В 996 году был возведен первый храм на Руси-каменный собор Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь-потому что князь Владимир повелел отдавать десятую часть своих доходов на устроение этого храма).

При Ярославе Мудром в Киеве были построены Золотые ворота (были главным въездом в Киев).

При Ярославе Мудром также был построен Софийский собор в Киеве. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне – константинопольскому Софийскому собору;

В XII-XIII вв. самостоятельные русские земли переживают культурный подъем.

 

ЛЕКЦИЯ 7. Образование монгольского государства. Монгольское завоевание.

Во второй половине XII-начале XIII века на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Объединить племена в единое целое удалось Темучину, который на общем съезде монгольских вождей-курултае-в 1206 г. был провозглашен Чингисханом (великим ханом).

Монголы завоевали Северный Китай и Корею. Чингисхан поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт империи. Он ввел в своем государстве китайскую письменность, привлек на службу китайских чиновников и военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей конницей, где всадники были вооружены луками, саблями, копьями и арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами.

Чингисхан располагал превосходной разведкой. Через купцов, путешественников, тайных агентов монголы собирали сведения о будущих противниках.

Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками.

Воины объединялись в десятки, сотни, тысячи, тумены (десять тысяч). Десяток составляли воины из одного рода. Действовала жестокая дисциплина: за трусость в бою одного казнили весь десяток. Труса не брали в воины, он становился изгоем.

Монгольские отряды полководцев Субедея и Джебе предприняли походы в Среднюю Азию, Северный Иран, Кавказ и вышли в половецкие степи. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью.

Русские князья ответили согласием и решили встретить врага за пределами своей земли. В 1223 году произошло сражение на реке Калке. Войска русских князей действовали разрозненно и самоуверенно. Они увлеклись преследованием отступившей легкой конницы и попали под удар их главных сил. Киевские полки даже не приняли участие в сражении. На пленных князей монголы положили доски и задавили, пируя на них. Однако на Русь монголы тогда не пошли, не имея достаточных сил.

Перед смертью Чингисхан разделил свою империю на улусы. Западный улус достался его внуку Батыю.

В 1236 году монголы разорили Волжскую Булгарию.

Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь (1237-1238)

В декабре 1237 г. монголы вторглись в Рязанское княжество. После шести дней осады Рязань пала. Город подвергся жестокому разорению (согласно народному сказанию, боярин Евпатий Коловрат, увидев пепелище родного города, собрал дружину и бросился вслед за монголами, отважно нападая на них. С большим трудом монголы окружили воинов Коловрата и убили всех до единого. Погиб и сам боярин).

Вслед за Рязанью были разгромлены Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Тверь и другие города. Великий князь Владимирский Юрий попытался собрать все силы Северо-Восточной Руси. Однако 4 марта 1238 на реке Сить русские потерпели жестокое поражение, великий князь погиб.

На пути к Новгороду после двухнедельной осады пал Торжок.

Монголы двинулись к Новгороду, но не дошли до него около 100 верст и повернули. По-видимому это объясняется большими потерями, боязнью распутицы. К тому же получение дани с Новгорода они уже обеспечили. На обратном пути среди разоренных городов оказался Козельск, который оказывал упорное сопротивление «семь недель». Монголы его назвали «злой город».