- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Лесные области востока Северной Америки



Южнее Великих озер от Миссисипи до Атлантического побережья простиралась область широколиственных лесов с мягким и влажным климатом. Обширные пространства населяли племена, принадлежавшие к разным языковым семьям и группам: делавары, могикане и другие из алгонкинской семьи; ирокезские племена; мускогская группа (в том числе чоктавы, аппалачи и семинолы)! некоторые племена сиу.

Хозяйство обитателей лесов основывалось на подсечно-огневом земледелий, хотя большое значение имели также собирательство, охота и рыбная ловля. Для получения участка срубали подлесок и кустарник, а у крупных деревьев снимали кору. Когда срубленная растительность высыхала (на это уходило от нескольких месяцев до одного года), ее сжигали; при этом земля удобрялась золой. Мужчины с помощью заостренных палок вскапывали землю, женщины и дети, шедшие за ними, размельчали комья. Земельные участки на полученном поле распределялись по отдельным семьям с учетом размеров последних. Основной культурой была кукуруза; высаживались разные сорта, имевшие различные сроки созреванья. Возделывали также фасоль, тыкву и некоторые другие растения; их обычно сажали между кукурузой. Земледелие у некоторых племен было весьма производительным - его продуктов хватало не только для собственного потребления, но и для обмена. Помимо этого старались создавать запасы на год-полтора. Главными орудиями труда служили каменный топор и заостренный кол.

Способы охоты и орудия лесных племен востока США не имели существенных отличий от тех, которыми располагали их северные соседи, однако некоторые племена знали стрелометательные трубки. Собирательством, как и во многих обществах, занимались женщины и дети. Собирали орехи, ягоды (в том числе и клюкву)* желуди и многое другое. Жители этих областей владели способами получения растительного масла, из кленового сока варили сахар. Рыбу ловили корзинами, сетями, били из луков, делали запруды; были известны и крючки. Зимой ловили рыбу сетями в прорубях. По водным пространствам передвигались на лодках.

У многих земледельцев востока Северной Америки жилищем служили так называемые большие дома. Их ширина была от 6 до 8 м. при высоте до 8 м., а длина зависела от числа обитавших в них семей и могла достигать нескольких десятков метров. Каркасом дома служили вкопанные в землю стволы деревьев. Парные стояки связывались верхними гибкими частями. К ним посредством связок из лыка крепились горизонтальные жерди, к которым в свою очередь присоединялись пластины древесной коры. Вход в дом был с торцовой стороны. Во всю длину дома, по его оси, шел проход шириною около 2 м.; в нем располагались семейные очаги. По обе стороны от прохода находились семейные помещения с открытым выходом к очагу. Между жилыми камерами размещались кладовые. Жилые помещения имели помосты, устланные циновками и шкурами. Над ними размещалось еще два яруса помостов, на одном из которых хранилась утварь и иногда спали дети, а на более высоком складывали необмолоченную кукурузу. Такой дом мог служить 10-12 лет.

У южных групп были известны постройки меньших размеров округлой, квадратной или прямоугольной формы, каркасные стены которых заполнялись глиной с примесью измельченной травы.

Племена востока Северной Америки были знакомы с началами ткачества: из растительных волокон ткали пояса. Утварь выдалбливали и вырезали из древесины и коры. Изготовляли сосуды из глины (способом налепа), на юге использовали разнообразные плетеные емкости. Для измельчения кукурузного зерна служили Деревянные ступы и песты.

Одежда мужчин состояла из набедренной повязки, женщин - из юбочек, изготовленных из растительных материалов и кожи, от холода укрывались шкурами животных. При необходимости на ноги надевали мокасины и ноговицы. Головные уборы - медные обручи вождей, чучела птиц у воинов и прочее -подчеркивали особенности социального положения членов племена.

В качестве главной хозяйственной единицы у земледельцев северо-востока США выступала группа родственных матрилинейных семей, ведших общее хозяйство и обитавших в одном доме. У ирокезов эта община и дом назывались словом "овачира". Несколько овачир составляли род, распоряжавшийся возделываемыми землями, а также охотничьими и рыболовными угодьями. Овачиры были экзогамны, брак - патрилокален; известны также и случаи дислокального брака, когда муж и жена оставались жить в своих овачирах. Костяк овачиры составляли женщины, относившиеся к одному роду. Вместе с ними обитали их дети женского пола, как состоящие в браке, так и незамужние, дети мужского пола, что не вступили в брак и не ушли в овачиры жен; одинокие мужчины и старики того же рода. Другую часть обитателей овачиры представляли мужья местных женщин, которые, будучи членами других родов, не имели в целом решающего голоса в делах данной овачиры.

Семья была устойчивым коллективом, серьезные ссоры между супругами и разводы случались редко. Счет родства и наследование имущества шли по женской (материнской) линии. Поддерживались тесные отношения между сестрами одной матери. Количество семей в одной овачире могло быть разным, как и число овачир в одном поселении. У ирокезов в одном поселении могло проживать от 500 до 5 тыс. человек.

Каждый род, обычно размещавшийся в нескольких овачирах, имел вождя, входившего в племенной совет. Власть такого вождя не опиралась на какие-либо формальные права, но его решения были авторитетны, так как принимались после обсуждения вопросов всеми членами рода.

Дела племени решались на совете, который составляли родовые старейшины. В его функции входил отвод земель для новых поселений и огородов, выделение охотничьих и других угодий, а также организация охотничьих экспедиций и обмена с другими племенами, улаживание конфликтов между соплеменниками, принятие решений о войне и мире. Племена обычно делились на две фратрии, состоявшие из нескольких родов (число родов во фратриях могло быть различным). Роль фратрии, более всего проявлялась в играх в мяч, в похоронных обрядах, на выборах родовых старейшин и военных предводителей.

В религии обитателей восточных лесов сочетались элементы верований как охотников, рыболовов и собирателей, так и земледельцев. У каждого человека были личные духи-покровители, получаемые обычно в процессе инициационных обрядов в форме видения; это могли быть животное, растение, какой-то предмет. Имелись родовые культы, почитание тотемных животных, одухотворение самых разнообразных сил природы. Духа-покровителя имело и каждое селение. Целый ряд религиозных обрядов обусловливал функционирование тайных обществ. Как во многих областях Америки, здесь распространился и шаманизм; шаманы были главными врачевателями. Помимо этого круга верований, восходящих к доземледельческому слою, наблюдались и другие - культ солнца, воды, культы основных земледельческих растений. Духи растений почитались всеми. Главным божеством считалось солнце, соединявшее в себе черты творца мира, умирающего и воскресающего бога, а иногда и культурного героя. У некоторых групп был развит культ огня. Божествам посвящались ежегодные торжества; у индейцев-криков они получили название "плясок кукурузы". Некоторые божества стали приобретать антропоморфный характер.

Земледельцы восточных лесов верили в загробное существование. У некоторых племен был разработан сложный погребальный обряд. Умершего вождя, помимо его личных вещей, могли сопровождать убитые пленники. * Среди индейцев описываемого региона были записаны многочисленные мифы, легенды и сказки, главными героями которых выступали не только животные и' рыбы, но и антропоморфные существа.

Прерии

К западу от Миссисипи до Скалистых гор простираются травянистые холмистые степи. Как и во многих других местах Америки, здесь обитали носители языков, относившихся к разным семьям. Наиболее многочисленными были сиу (дакота, ассинобойн, айова, омаха и др.) и алгонкины (арапахо, чейены и др.).

Животный мир был достаточно разнообразен; в обеспечении пищей особое место занимали бизоны.

С середины I тысячелетия н.э. в некоторые районы этой обширной области стали проникать керамика и земледелие, появились оседлые поселения. В XVI в. число жилищ в них стало доходить до нескольких десятков. Жилища представляли собой столбовую конструкцию со стенами и кровлей из дерна; на западе этой области жилища охотников и собирателей имели коническую форму.