- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Материальное производство. Художественная культура



Вархаических обществах еще не сложилась такая специфическая деятельность, как наука. Система представлений об окружающем мире носила характер мировоззренческо-мифологического, а не целерационального знания, тогда как практическая хозяйственная деятельность опиралась на традиционный опыт, а не на теоретический фундамент.

Представление о цикличности бытия привело к созданию лунного, солнечного и звездного календарей. Активно развивается астрономия. Древние знали и умели находить на небе Меркурий, Марс, Юпитер и Сатурн, изучали звезды, создавали карты звездного неба. В Китае, например, огромный интерес вызывала астрология, как способ предсказания событий и прогнозирования будущего. Во всех древних цивилизациях велось летоисчисление (точкой отсчета, естественно, выступали разные события), измерялось время, создавалась система мер. Высокого по тем временам уровня достигла медицина. Известно, что особенным авторитетом пользовались древнеегипетские врачи, их приглашали в соседние страны для получения консультаций. Практически во всех ранних цивилизациях развивалась математика, особенно в Египте и Междуречье.

На высоком уровне находились различные ремесла. Известно, что ремесленники ранних цивилизаций хорошо владели искусством изготовления и обработки меди, бронзы, серебра, золота, создавая из этих металлов уникальные изделия. Практически повсеместно получило широкое развитие гончарное дело, особенно в Древнем Китае (керамика Яншао и Луньшань). Славились древние культуры и великолепными умельцами-строителями, воздвигнувшими и бессмертные египетские пирамиды, и Вавилонские зиккураты. Развивалось ткачество, изготовление стекла, кожевенное и столярное дело. Совершенствовались такие виды декоративно-прикладной деятельности, как литье, чеканка, резьба по камню, ювелирное дело.

В монументальной архитектуре также присутствуют определенные общие принципы и формы. Налицо гигантизм культовых построек, сооружений, обладающих определенной культурной значимостью. Так, крупными масштабами отличались городские укрепления - стены, ворота (Месопотамия, Китай, Микенская культура), храмы и храмовые комплексы (Египет, Месопотамия), сооружения заупокойного культа (Египет, Китай).

Другая яркая особенность - свойственный монументальным сооружениям вертикализм, устремленность вверх. Это находит выражение в пирамидальной, башенной форме конструкций, в строительстве ритуальных столбов и колонн, обелисков и стел (Древний Египет, Междуречье, Индия). Кроме того, постройки несут на себе и отпечаток иерархизма, уровневого членения, организуясь по принципу ступенчатых конусовидных конструкций: внутригородское деление на верхний и нижний город, пирамиды, зиккураты.

Характерна и замкнутость, закрытость архитектурных комплексов (поселений, культовых и заупокойных сооружений), соответствующая представлениям о замкнутости времени и бытия. Весьма показательна в этом отношении роль стены, ограды, ворот, которые символизируют и обозначают границу между «своим» и «чужим» культурным пространством.

Почти во всех ранних цивилизациях широкое распространение получила монументальная скульптура (не встречается, пожалуй, лишь в Эгейской культуре), имевшая, как правило, культовое, ритуальное значение. Объектом скульптурного изображения становятся не любые люди, т. е. не индивидуум как таковой, а боги, персонажи мифов, социально и культурно значимые лица - цари, фараоны, вельможи, жрецы. В их изображениях на передний план выносится не индивидуальное, но родовое, типовое начало, а частное, единичное отступает перед общим.

Сходны и многие художественные приемы изображения: фронтальность позы, статичность, предполагающие некруговой обзор скульптуры, разномасштабность фигур внутри одной композиции, символика жеста и т. п. В живописи и рельефах характерными приемами изображения выступают плоскостность, пренебрежение законами перспективы, отсутствие объемности, совмещение анфасного и профильного принципов в передаче фигур, поясное (фризовое) расположение сцен и др. Многие из этих принципов получили каноническое закрепление (Древний Египет).

Канон вообще выступает как важнейший эстетический принцип: это, с одной стороны, хранитель незыблемых, от века данных законов творчества, с другой стороны, способ облечь разнородную и подвижную реальность в идеальную обобщенную форму, точнее, формулу (лица, события, жизни в целом). Можно сказать, что художественная культура служит не линейному, а панхронному бытию, не времени, а вечности. Язык образов отличается предельной экономностью, четкостью и недвусмысленностью, что сближает его с графическими знаками (письмом). Он, т.о., обладает повышенной семиотичностью (знаковостью), благодаря чему изображение предстает как зашифрованный текст (как правило, оно и сопровождается письменным текстом).

Сфера социальной практики

Для архаических обществ характерна жесткая стратификация и иерархизация. В такой структуре субъект имеет строго зафиксированное место и социальные функции, которые определяются его рождением и не изменяются на протяжении всей жизни. Индивид соотносит себя с коллективами разных типов и уровней: семья, род, племя, каста, клан, этнос и т.д. Этому коллективу он обязан сохранять верность, чтобы не стать изгоем, отлученным. Такая солидарность (ее называют первичной) строится на жестком отделении «своих» от «чужих» и служит основой внутрикультурного недоверия, неприязни, розни (другой диалект, боги, бытовые особенности и т.д.). Солидарность со «своими», т.о., означает одновременно непримиримость к «чужим», что устанавливает трудно преодолимое разобщение, изоляцию коллективов.

Социальная замкнутость делает если не невозможным, то сильно затрудненным переход из одной социальной группы в другую (отсюда династические традиции, передающие социальные роли от одного поколения другому: династии царей, жрецов и т.п.). Для древних обществ также характерен наследственный профессионализм – усвоение того вида занятий и той поведенческой нормы, которые восходят к дедам и прадедам. Воплощаясь в нормативных моделях регуляции поведения, такая социальная структура отличается жесткостью и консерватизмом, но и высокой стабильностью, облегчая индивиду возможность четко ориентироваться в социуме.

Другой важной чертой раннегосударственного социума является высокая степень централизации власти, что определило деспотический характер самого государства. Деспотизм есть ничем не ограниченная бесконтрольная власть, опирающаяся не на закон (общественную договоренность), а на силу традиции. Но неверно толковать деспотизм как личный произвол, своеволие. Древние народы осуждали стереотипы неправедной, чрезмерно жестокой власти, нарушающей негласные общественные санкции, и эта оценка отражалась в фольклоре и исторической памяти народа. В то же время власть оценивалась как справедливая, если она обеспечивала сложившуюся в обществе меру порядка, стабильности, иерархизма.

Так называемые «восточные деспотии» – это способ коллективного выживания в условиях сохраняющейся угрозы природного и социального хаоса. Они обеспечивали жесткое объединение «сверху» весьма разношерстных (экономически, этнически, культурно), изолированных друг от друга социумов в единое целое, подлежащее упорядочиванию и регулированию. Такое государство основано на идее беспрекословного подчинения части целому, которая несет на себе отпечаток божественного установления. Оно нуждается как в своде писаных и неписаных законов, так и в мощном административном аппарате, контролирующем их проведение в жизнь.

Идея единства воплощена в фигуре правителя (фараона, царя, императора), который выступает как персонификация целого и одновременно – как олицетворение на земле высшего божественного порядка. Культ правителя в древних цивилизациях вовсе не означает высокой оценки его личных заслуг или каких-либо качеств. Фигура правителя сакрализуется, в основе чего лежит почитание его как богочеловека, призванного осуществлять посредничество между миром богов и миром людей.

 

Рассмотрев общие закономерности возникновения и развития древних цивилизаций мы попытались дать их культурно-типологическую характеристику. Однако пора перейти от общего к частному и более подробно остановиться на вопросах специфики каждой из архаических культур Древнего Мира.

 

Глава 3