- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

МЕХАНИЗМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА



Психоанализс самого своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Это связано с представлением о том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями, так как, подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации инстинктивных потребностей. Оно является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а опосредованном виде. Для К. Юнгаизобразительное творчество - чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Он связывает творчество не столько с личным бессознательным, сколько с коллективным. Контакт с архетипическими энергиями и содержаниями посредством изобразительного творчества активизирует компенсаторные процессы в психике, которые приводят не только к разрешению внутрипсихических конфликтов, но и способствуют развитию личности.

ПРИРОДА И ФУНКЦИИ СИМВОЛА.

Понятие символа имеет для арт-терапиипринципиальное значение. Это
связано с тем, что арт-терапия представляет собой процесс динамической
коммуникации, осуществляемой посредством символического «языка» образов.
Кроме того, символы выступают и в качестве моста, соединяющие сознательные и бессознательные элементы психической жизни, как пациента, так и арт-терапевта. Используя их в своем изобразительном творчестве, пациент достигает все большей интеграции между этими элементами, с чем связаны многие положительные коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии.

Арт-терапевтический процесс основан на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут
находить выражение скорее в виде образов, чем слов. Приемы арт-терапии связаны с идеей о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и не подготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальной форме. По мере того, как клиенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах.

Согласно идее К. Юнгао психике как сложной саморегулирующейся системе, психика может сама поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию. В символических образах, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях человека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блокирование которой является причиной психической нестабильности и нездоровья. Таким образом, К. Юнгполагал, что символы могут служить не только восстановлению психического баланса, но и «личностному росту». Посредством их человек способен вступать во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией, тем самым постепенно приходя к их осознанию и психической целостности,

К. Юнграссматривал различные виды самостоятельной творческой работы своих клиентов как очень важное для их лечения и гармонизации. Эта работа протекала в форме спонтанного выражения материала бессознательного в
изобразительной деятельности, движениях и танцах, художественных описаниях и других видах творческой работы его клиентов. Одновременно с этим психотерапевт обеспечивал безопасность во взаимодействии пациента с материалом бессознательного через совместный анализ продуктов творческой работы и путем введения определенных правил обращения с ними.

К. Юнгполагал, что символы, обладая чрезвычайно емким содержанием, не могут быть однозначно истолкованы. Более приемлемым является, по его мнению, работа с заложенной в них энергией путем ее спонтанного «транслирования» через образы, а также использование таких форм обсуждения, которые предполагают множество способов их трактовки. Его подход к практической работе с пациентами характеризуется высокой степенью доверия к их внутренним ресурсам самоисцеления, связанным с гомеостатической функцией коллективного бессознательного. Отсюда - та большая роль, которую он отводит самостоятельной творческой работе клиентов, а также постепенный отход от интерпретации переносов, по мере того, как клиент выходит в своем творчестве на уровень коллективного бессознательного.

Арт терапияпозволяет выразить то, что трудно выразить с помощью языка. Людям нравится заниматься изобразительным искусством, потому что оно
невыразимо в словах. Слова кажутся столь же неадекватными, как и при описании сильного переживания. Поскольку слова не могут это сделать, арт-терапия дает возможность пользоваться языком изобразительного искусства.

Арт-терапияиспользует изобразительное творчество с целью «докопаться» до смысла, ускользающего от слов, и в то же время мы используем слова для того, чтобы раскрыть смысл изобразительного искусства. Поэтому очень важно наблюдать за вербальной экспрессией человека, что не является второстепенным по отношению к его изобразительной деятельности.

Изобразительный образ отражает совокупность тех или иных представлений и является наиболее экономичным инструментом коммуникации. Нам порой требуются тысячи слов, чтобы описать один лишь образ, поэтому важно тщательно подбирать слова, когда мы пытаемся что-то узнать об изображении или идентифицировать его.

Изобразительное искусство обладает способностью оживить травматический опыт прошлого посредством диалога, разворачивающегося в настоящий момент времени. При обсуждении прошлых травм субъект изменяет свое отношение к ним, соответственно изменяется и тот смысл, который они имеют для субъекта в настоящем.

Исследование взаимоотношений между разумом и телом приобретает особое значение. Существуют многочисленные свидетельства того, что сознание оказывает определенное влияние на состояние тела и наоборот, поэтому можно предположить возможность упорядочивания сознания посредством определенных телесных приемов либо оздоровления тела путем воздействия на сознание.

Человеку зачастую проще рассказать о пережитых им ужасах, чем слушать, как об этом рассказывают другие - психотерапевтический эффект,по-видимому, связан с выражением травматического опыта.

Изобразительное творчество позволяет достичь состояния психического комфорта, при этом художник превращается в «зрителя». Независимо от того, занимается человек литературным творчеством, рисует или рассказывает, он осуществляет «перевод» информации с эмоционального на когнитивный уровень. Одновременно с этим изменяется его отношение к прошлому, травматическому опыту и своим психическим недостаткам.

Музыкотерапия

Применение музыки для оздоровления людей имеет очень давнюю историю. Достаточно вспомнить наших первобытных предков, которые использовали звуки и танцы для того, чтобы управлять силами природы, излечивать болезни и призывать добрых духов. Высокую оценку лечебное воздействие музыки получило в медицинских науках Египта, Древней Греции, Античного Рима. В средние века в культовых обрядах музыка выступала как способ гармонизации чувств.

Музыкотерапия- это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы "беззащитны" перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство.Музыка- одна из важнейших элементов нашей жизни. Музыка существует вне языка, тело отзывается на нее обходя сознание, чувства возникают спонтанно, звуки рождаются из глубины души. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой. Красивое слово арт-терапияизвестно сейчас многим, но далеко не все знают, что именно скрывается за этим названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) использует самые разнообразные виды творческой деятельности человека, чтобы помочь ему в решении психологических проблем. Под понятие искусства в данном случае попадает любая творческая деятельность человека: танец, музыка, живопись, кино, скульптура, архитектура, фольклор (всего не перечислить). Терапия основывается как на СОЗИДАНИИ, так и на ВОСПРИЯТИИ произведений искусства. Задействуются механизмы физиологического и эстетического восприятия. Все больше психологов признают несомненный исцеляющий эффект арт-терапиии успешно применяют ее на практике. Многие крупные психологические центры опираются на достижения арт-терапиив своей повседневной работе. Занятия творчеством под руководством опытного психотерапевта не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с депрессией и тревогой, сбавиться от страхов и немотивированной агрессии, преодолеть последствия психологической травмы и многое другое. Арт-терапия- один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Но для некоторых это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся - задача арт-терапии. Проблемы, с которыми работают арт-терапевты:страхи, любые фобии, неприятие себя, ши любой части себя, (т.е. внутренний конфликт), неуверенность, обидчивость, любые лакротравмы, кризис второй половины жизни, супружеские конфликты и пр.

Психология цвета

Свет — это набор электромагнитных волн разной длины. А длина волны определяет ее цвет. Электромагнитные волны взаимодействуют с нашими энергетическими структурами — усиливают или подавляют их вибрации. Понятно, что волны разной длины (разные цвета!) по-разному влияют на те или иные органы человека, его психику. В специальной литературе можно найти таблицы, схемы и графики воздействия электромагнитных волн разной длины на микроорганизмы и растения, на человека. Действуя на радужку глаза, цвет возбуждает определенные рецепторы. Те, кто хоть однажды проходил диагностику по радужной оболочке глаза, знает, что по ней можно прочитать" болезнь любого из органов. Оно и понятно, ведь "радужка" рефлекторно связана со всеми внутренними органами и, разумеется, с мозгом. Отсюда нетрудно догадаться, что тот или иной цвет, действуя на радужную оболочку глаза, тем самым рефлекторно воздействует и нa жизнедеятельность органов нашего тела.

Немного о механизме цветотерапии. Здоровая клетка имеет "здоровую" вибрацию с определенной длиной волны. Когда клетка заболевает, ее вибрация изменяется. Думаю, не надо объяснять, что такое резонанс? Именно он и используется в цветотерапии — облучение" клетки соответствующим цветом (то есть электромагнитной волной определенной (длины) "навязывает" ей "здоровую" вибрацию. Цвет — это не только физика, но еще и психология, и поэзия. Знание и понимание "азбуки цвета", логики его влияния на нас обогащают и раскрашивают жизнь, делают ярче палитру 1аших чувств и отношений с людьми.

Фототерапия

Фотография на протяжении XX века заняла прочное место в ряду различных форм и средств изобразительного искусства. Вполне естественно поэтому было бы включить ее в арсенал используемых в арт-терапии изобразительных материалов и инструментов. Фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности, является одним из современных направлений арт-терапии.

Работа с игрушкой

Склонность к игре и ребячливость проявляются, когда мы испытываем любопытство. В них есть чувство свободы и непосредственности по отношению к переживаемым жизненным событиям. В такие моменты мы готовы открыть что-то новое. Поступая по-детски, мы раскрепощаемся и глубже погружаемся в, казалось бы, неизменное переживание. Это состояние готовности к игре возникает из особого мировосприятия, которое многие из нас несут в себе с детства, - из радости и изумления перед загадочными и непредсказуемыми картинами жизни. Склонность к игре освобождает нас от обычных идентичностей и общепринятых норм. «Игривость» как качество терапевта может внести изменение в стиль его работы, раскрыть иррациональные импульсы и сигналы, впустить в ситуацию нечто «абсурдное» или просто заставить клиента двигаться. Позволив возникнуть этому чувству, мы можем открыть дорогу новым знаниям и прозрениям.

 

Тема. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя коллектива НХТ

Огромное значение в формировании профессиональной готовности руководителя коллектива народного художественного творчества к педагогическому общению имеет осознание роли профессионально важных качеств специалиста и успешное развитие педагогических способностей личности.

Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которыми обладает человек, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Б.М. Теплов утверждает, что «под способностями разумеются индивидуально-личностные особенности, отличающие одного человека от другого…», но «способностями называют не всякие, вообще, индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…»

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие педагогические способности:

- коммуникативные (способность к общению, сотрудничеству, кооперации);

- дидактические (способность объяснять, передавать знания, обучать);

- организаторские (способность включать детей в различные виды деятельности, объединять их и направлять их интересы на реализацию поставленных целей);

- конструктивные (способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов);

- гностические (способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания);

- прогностические (способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия с детьми в педагогической деятельности);

- перцептивные (способность проникать во внутренний мир человека, понимать его состояние, способность к эмпатии);

- экспрессивные (способность к эмоциональной заразительности, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой, взглядом).

Педагоги-ученые Полтавского педагогического института считают, что интегральную способность можно рассматривать как способность личности устанавливать диалогические отношения с другими, с самим собой, с миром знания. Уровень диалогичности общения коррелирует с рядом личностных качеств педагога – открытостью, мягкостью, гибкостью, самобытностью мировоззрения. Эти качества оказывают оптимизирующее влияние на процесс профессиональной подготовки будущих руководителей коллективов народного художественного творчества.

В ряде требований, предъявляемых руководителю коллектива народного художественного творчества, необходимо выделить профессионально важные качества педагога, которые помогают организовывать педагогически целесообразное взаимодействие с детьми в коллективах народного художественного творчества:

1. Креативность – творческое мышление, неординарность, эвристичность, «творческость».

2. Флексибильность – гибкость по отношению к изложению материала, к форме общения с участниками коллектива.

3. Когнитивность – познавательность.

4. Универсальность.

5. Толерантность – терпимость по отношению к национальности, к вероисповеданию, к образу жизни и т.п.

6. Аттракция – социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности.

7. Эмпатия – сопереживание, сочувствие, эмоциональная чуткость.

8. Эмоциональная уравновешенность.

9. Эрудиция – информированность, начитанность, широкий круг интересов.

10. Экспрессия – владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами.

11. Коммуникабельность – открытость, общительность.

12. Любовь к детям – терпимость, уважительность, такт, доброта.

13. Идейная убежденность – социально-нравственная направленность, политическая грамотность, понимание своей социальной роли.

14. Педагогическая справедливость. «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка». (Макаренко А.С.).

далее к требованиям можно отнести комплекс базовых умений, которые обеспечивают руководителю коллектива народного художественного творчества возможность выполнять с систему действий в соответствии с целями и условиями деятельности.

Проектировочные умения: проектировать, планировать любой вид работы, определять стратегические и тактические задачи коллектива творческого объединения; разрабатывать близкие и дальние цели воспитания.

Адаптационные умения: применять свой план в конкретных педагогических условиях.

Организационные умения: организовать любой вид работы, объединять детей, делегировать их полномочия, развивать межличностные отношения в коллективе, повышать собственную педагогическую квалификацию.

Мотивационные умения: мотивировать детей к деятельности; создавать ситуацию добывания успеха, создавать благоприятный эмоциональный климат в коллективе, обеспечивающий развитие творческого потенциала, активность и самостоятельность детей.

Коммуникативные умения: устанавливать контакты с детьми, родителями, коллегами; сотрудничать, взаимодействовать, организовать общение в коллективе между детьми.

Умения контроля и самоконтроля: контролировать учебную деятельность детей и собственную педагогическую, осуществлять педагогическое предвидение, самосовершенствоваться.

Творческие умения: петь, играть на музыкальном инструменте, рисовать, танцевать, неординарно решать педагогические задачи