- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Мемуары и письма как отражение жизни



Биографическая реконструкция включает целый комплекс методологических принципов, систему категорий, методические приемы и процедуры получения информации, этические нормы и запреты, язык повествования и изображения индивидуальности персонажа, опору на документ и ограниченную возможность вымысла, высказываемого в форме предположения.

В биографии представлена не только индивидуальность деятеля культуры во всей противоречивости его натуры, характера и жизненных коллизий, но и описана культурно-историческая ситуация, современником которой он был. Здесь так же действуют этические предписания, осуждающие произвол, тенденциозность, модернизацию. Биографическое портретирование это своеобразное “удвоение” реальности, в создании которой используется целая система семиотических средств, символов, знаков, условностей для наглядного изображения и реконструкции образа. Как писал X. -Г. Гадамер: изображение- это “прирост наглядности бытия”. [37] В этом отношении биографика использует достижения и методы искусствознания для создания портрета в живописи, скульптуре, театре, фотографии. Иногда этот образ прочно закрепляется в сознании, приобретает свойства идентичности, тождественности. Американский теоретик Л. Эдель писал, что “биография есть искусство портретирования.

Поэтому так важен язык биографического повествования, выразительность, образность, колорит, интонация, символическая насыщенность и доступность для понимания. Герменевтика дает смысловые ориентиры истолкования личности в контексте культуры, определяет ситуацию диалога. “ Мы ставим чужой культуре новые вопросы, какие она сама себе не ставила, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины” - писал М. М. Бахтин. Это суждение позволяет сделать вывод о перспективности развития жанра биографии как способа познания другой индивидуальности и иных культур. Расширяется культурный репертуар биографических повествований, в него органично вписываются разнообразные сценарии жизни и формы самовыражения.

Под этим внешним слоем обнаруживается реальная ткань культурной эпохи, драматические ситуации, меняющие облик истории. Биографическое сознание обусловлено культурой. В нем проявляются и закрепляются представления о жизненном успехе и способе реализации своих возможностей, о степени «открытости» индивидуального мира личности, о формах портретирования и изображения, о документальных источниках и надежности информации. Биография приоткрывает тайну творчества и вдохновения, воскрешая историю души.

Как отмечает О. Кривцун, “ жизненный путь художника, все расставленные на его пути ловушки и способы уклонения от них характеризуют не только витальную силу индивидуальности, но и саму почву культуры, породившей этот выбор, это поведение, эту драму, это творчество. Из взаимодействия витальности и ментальности складывается конкретный рисунок жизни, судьба таланта корректируется незримой логикой культуры ”[38]

Энергетика социального сдвига в культуре всегда отражается в способе самосознания личности, в настойчивом стремлении зафиксировать свое отношение к новой реальности. Именно поэтому в период социальных реформ возникает “обвал” множества произведений биографического жанра. Это создает Образ эпохи .

В истории культуры отмечена тенденция постоянного расширения репертуара воспоминаний, появления новых сценариев описания жизни и творчества. Мемуары становятся предметом научного анализа.[39]Воспоминания и письма восстанавливают облик эпохи, особенности отношений и переживаний, трудности и радости, описание творческой атмосферы и ее влияние на личность. Иногда в них отражаются секреты мастерства, источники вдохновения, позволяющие проникнуть в творческую лабораторию писателя, артиста.



Раздел II. История культурологии в лицах: биографии и творчество


Г


Лава 1 И.Г. Гердер –философия культуры эпохи Просвещения

Жизнь и деятельность

 

В исследовании истории науки несомненный интерес представляет поиск тех трудов, которые дали первоначальный импульс ее становлению и развитию. Занятие это не только увлекательное, но и спорное. Ведь довольно редко бывало так, чтобы в трудах ученых сразу была бы сформулирована общая концепция науки, употреблялась бы та терминология, которая будет использоваться впоследствии. Иногда то или иное произведение лишь в будущем приобретало особое значение, а современниками отвергалось или даже высмеивалось. И тем меньше было претензий на открытие новой науки у самого автора. Ведь каждый пишет повинуясь течению собственных мыслей.

Наверное, несправедливо было бы в истории науки пользоваться такими понятиями, как основоположник, “первооткрыватель”, ибо они герметизируют культурное пространство, плотно закрывая “входную дверь”. Более тщательный анализ может изменить представления о начале, отодвинуть его в более давние времена, высветить значение других имен и идей. Но если место основателя уже занято, то переместить его с пьедестала весьма трудно.

Поэтому, начиная историю культурологии, будем помнить эти предварительные рассуждения и не закроем “дверь” входящим, но лишь обозначим контуром начало науки о культуре. Оно относится к периоду XVIII века, именуемого эпохой Просвещения.

Идеи веры в человека, в его разум, развиваемый просвещением и образованием, в возможность преодоления невежества и торжества гуманности увлекали многих мыслителей в разных странах мира. Эти идеи получили широкое распространение во Франции - в произведениях Ш. Монтескье, К. Гельвеция, Вольтера, П. Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо. В Германии их развивали Г. Лессинг, И. Кант, И. Гердер, в России - А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, Я.П. Козельский, в Северной Америке - Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн. Идеи просвещения “витали в воздухе”, они наполняли духовную атмосферу, проникали в искусство и литературу, психологию и антропологию, педагогику и этнологию. Просветителей интересовала историческая эволюция человечества, взаимосвязь между эпохами, проблемы единства природы, общества и культуры. Но особые надежды возлагались на возможности совершенствования Человека, развития в нем благородства, милосердия и гуманности. На этом общем духовном фоне возникает наука о культуре как философия истории человечества. Именно эти идеи отражены в творческом наследии немецкого ученого И.Г. Гердера.

Обратимся к биографии ученого и его взглядам на развитие культуры.

Иоганн Готфрид Гердер родился в 1744 г., в Морунгене, небольшом городке в Восточной Пруссии, в семье школьного учителя. После окончания гимназии он поступил на богословский факультет Кенигсбергского университета. Там он слушал лекции магистра философии Иммануила Канта, в архивах сохранились его аккуратные и обстоятельные конспекты. Кант оказал большое влияние на Гердера, хотя впоследствии Кант подвергал его сочинения критике, а их взгляды на философию и культуру не совпадали. Гердера привлекало в лекциях Канта не только богатство мыслей, но и приятная речь, сопровождаемая шутками, юмором и веселостью. Эти черты вносят новые штрихи в портрет великого мыслителя, обычно изображаемого педантом, по прогулкам которого кенигсбержцы сверяли часы. Немалое влияние на мировоззрение Гердера оказал немецкий философ И.Г. Гаман, известный под псевдонимом “Северный Маг”. Он настаивал на преимуществах веры и интуиции перед разумом, тем самым способствуя расширению познания.

После Кенигсберга Гердер переезжает в Ригу, сочетая деятельность священника с педагогической работой и литературными занятиями. Спустя пять лет он покидает Ригу и переезжает в Париж, где знакомится с идеями Монтескье, Даламбера и Дидро. В 70-е годы он возвращается в Германию, создает трактат “О происхождении языка”, получает премию в Берлинской Академии наук. В эти годы происходит его знакомство с Гете, который очень высоко оценивает философские идеи Гердера, откликается на движение “Бури и натиска”, столь популярного в Германии. По протекции Гете он занимает должность генерал -суперинтенданта и первого проповедника в Веймаре. Совместно с Гете он издает сборник “О немецком характере и искусстве”, в котором их взгляды во многом совпадают, а вокруг Гете и Гердера складывается кружок вольнодумцев.

С 1784 по 1791 г. Гердер издает свой основной труд по культурологии - “Идеи к философии истории человечества”, принесший ему всемирную известность. В Германии опубликовано полное собрание сочинений Гердера в 45 томах. В России читателями Гердера были Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин, В.А. Жуковский. В “Арабесках” Н.В. Гоголь назвал его величайшим зодчим мировой истории. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов в беседе с Андреем Болконским излагает идеи Гердера о беспредельном совершенствовании человека. Творчеству Гердера посвящали свои исследования российские ученые В.Ф. Асмус, В.М. Жирмунский, А.В. Гулыга. Его имя вошло в энциклопедии, учебники по истории философии.

Но отношение к Гердеру и при жизни, и в последующие годы не было однозначным. Многие относились к нему скептически, корили за эмпиризм, эмоциональность, непрочность теоретических построений, описательность, чрезмерную приближенность к реальности.

В русских переводах “Идеи” частично издавались в 1829 г. и в 1959 г. Наиболее полное издание вышло в 1977 г. в серии “Памятники исторической мысли”. Умер Гердер в 1803 г., в Веймаре.