Миланская Литургия.
Галльская Литургия.
Мозарабская Литургия.
Галликанская Литургия.
Эта классификация позволяет нам проследить эволюцию внутри каждой
отдельной группы. И ниже мы подробно рассмотрим это на примере
Византийских Литургий.
4. Литургия Оглашенных "Апостольских Постановлений"
Мы уже знаем Эфиопский извод этой Литургии, который есть в ваших
хрестоматиях и занимает там всего 2 страницы. Причём вся анафора
умещается в 25 строк. Схема её: PAEJ. "Санктуса" ещё нет, т.е.
по-видимому, это действительно середина — вторая половина 3 века. А
сейчас посмотрим во что превращается эта же Литургия к концу 4
века.
В "Апостольских постановлениях" эта Литургия рассматривается
дважды. Сначала — в 57 главе 2 книги — со стороны внешней (кто где
стоит и кто что делает), причём основное внимание обращено на
преанафоральную часть. Затем — в 5-15 глл. 8 кн. даётся само
чинопоследование с полным текстом Евхаристического канона.
В общем описании неприятно поражают наставления к диаконам, которые
должны следить, чтобы женщины не болтали, а "пусть они сидят,
соблюдая молчание", "Равным образом диакон должен наблюдать за
народом, чтобы никто не перешептывался, не дремал, не смеялся и не
кивал..." Совершенно ясно, что это уже не первохристиане, для
которых Евхаристия была центром и смыслом жизни. Этот болтающий,
хихикающий и дремлющий в храме народ — вчерашние язычники, для
которых участие в новом государственном культе — всего лишь одна из
гражданских обязанностей.
Чинопоследование, описываемое с 5 главы 8 книги, следует
непосредственно за описанием поставления во епископа и потому
начинается словами:
гл. 5: "На утро пусть посадят его прочие епископы на принадлежащее
ему место, приветствовав его целованием о Господе. И, после чтения
из Закона и пророков (т.е. Ветхозаветных чтений), также из посланий
наших и деяний и из Евангелий, рукоположенный пусть приветствует
Церковь словами:
Еп: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и
общение Св. Духа (будет) со всеми вами". (2 Кор. 13:13).
Народ: "И со духом твоим".
После же сего приветствия пусть он говорит к народу поучение, а по
окончании, когда встанут, диакон, взойдя на некоторое возвышение
должен возгласить: "Да никто из слушающих, да никто из
неверных".
Следовательно, перед нами схема обычного синаксиса Литургии
оглашенных:
· Чтение из Ветхого Завета.
· Чтение Посланий и Деяний апостольских.
· Чтение из Евангелия.
· Апостольское приветствие.
· Проповедь.
· Отпуск оглашенных.
Вместе с тем, всё уже значительно усложнено. оглашаемые и кающиеся
разделены на несколько разрядов, которые отпускаются по
отдельности. Об этом 6, 7 и 8 главы 8 книги:
гл. 6 — "Помолитесь оглашенные".
Все верные также пусть молятся со вниманием о них, говоря —
"Господи помилуй".
Диакон же продолжает о них говоря: — "Об оглашенных все усердно
помолимся Богу, чтобы Он, благий и человеколюбивый... заступил их и
дал им прошения сердец их на пользу, открыл им Евангелие Христа
Своего, просветил их и вразумил, научил их богопознанию..." и
т.д.
"...Встаньте оглашенные. Просите мира у Бога, через Христа Его,
мирного и безгрешного дня и всего времени жизни вашей, христианской
себе кончины, отпущения грехов... Наклонитесь и примите
благословение".
Т.о. мы видим, что употребляемая ныне ектенья об оглашенных в
основных частях уже сформировалась к концу 4 века.
"Когда же оглашенные наклонят головы, то рукоположенный епископ
пусть благословит их таким благословением:
— "Боже Вседержитель, нерожденный и неприступный..."
После сего диакон пусть скажет: "Оглашенные, выйдите в мире". И по
выходе их говорит: "Помолитесь, одержимые духами нечистыми. Усердно
все помолимся о них, чтобы человеколюбивый Бог через Христа
запретил нечистым и злым духам и избавил рабов своих от власти
противника..."
Гл. 7 приводит молитву епископа об одержимых: "связавший сильного и
расхитивший все вещи его (Мф. 12:29), давший нам власть наступать
на змей и скорпионов, и на всю силу вражию (Лк. 10:19) ... Сын
великого Отца, запрети злым духам и избавь творения рук
Твоих..."
По выходе одержимых таже процедура повторяется над просвещаемыми, а
затем (в 8 гл.) — над кающимися.
5. Литургия Верных "Апостольских Постановлений"
Литургия верных начинается возгласом диакона:
"Никто из немогущих да не входит! Одни верные преклоним колена,
помолимся Богу через Христа Его:
О мире и благосостоянии мира и святых Церквей помолимся.
О Святой Вселенской и Апостольской Церкви, от концов до концов
сущей, помолимся, чтобы Господь соблюдал и охранил ее непоколебимою
до кончины века, основанную на камне, (Мф.7:15)
И о здешней святой области (т.е. церковной епископии) помолимся..."
и т.д.
Т.о. здесь, в 10 главе мы находим Мирную или Великую ектению,
которая, как и ектения об оглашенных сформировалась тоже в 4
веке.
Просительная ектения сформировалась в следующем 5 веке, а Сугубая —
только в 10 веке.
После Мирной ектеньи епископ произносит молитву 11 главы:
"Господи Вседержитель в высоких живущий, Святый, во святых
почивающий, Безначальный, преподавший нам через Христа
началоведения... Сам и теперь призри через Него на сие стадо Твое и
избавь его от всякого неведения и лукавства..."
Диак: "Будем внимательны".
Еп.: "Мир Божий со всеми вами".
Народ: "И со духом твоим".
Диак: "Приветствуйте друг друга целованием святым" (Рим. 16:16),
т.е. лобзание мира, которое совершаеися в таком порядке: клирики —
епископа; мужчины — мужчин; женщины — женщин.
Гл. 12: Диак: "Да никто из оглашенных... Да никто против кого-либо!
Прямо перед Господом, стоя со страхом и трепетом, будем
приносить".
Т.е. начинается Приношение: "диаконы должны принести дары епископу
к жертвеннику. А пресвитеры пусть станут по правую и по левую
стороны епископа, как бы ученики, стоящие при учителе. Два же
диакона с той и другой стороны жертвенника пусть держат рипиды из
тонких кожиц или из павлиньих перьев, и тихо отгоняют ею маленьких
летающих насекомых, чтобы они не попали в чаши..."
Впоследствии рипиды сделаются символическими крыльями ангелов,
серафимов и херувимов. Причём возникает специальная "Херувимская
песнь" во время Великого входа. Само же приношение в Православии
раздвоится на Проскомидию (приготовление даров) и Великий вход
(перенос их на престол и поминовение). А у католиков останется
более древний и цельный порядок.
6. Анафора в "Апостольских Постановлениях"
Сразу после Приношения в XII гл. следует изложение Анафоры:
· Еп.: "Благодать Вседержителя Бога и любовь Господа нашего Иисуса
Христа и общение Св. Духа — со всеми вами.
· Народ: "И со духом твоим".
· Еп.: "Горе ум".
· Народ: "Имеем ко Господу".
· Еп.: "Будем благодарить Господа".
· Народ: "Достойно и справедливо".
· Еп.: "Поистине достойно и справедливо, прежде всего, воспевать
тебя, истинно сущего Бога, существующего прежде всяких
порождений... единого, нерожденного и безначального..." и т.д.
Это уже Префация, т.е. благодарственная молитва, которой
открывается Евхаристический канон. Она огромна. Она в 23 раза
больше Префации Эфиопского извода и в 5 раз превышает Префацию
Литургии Василия Великого (!). Её благодарение охватывает всю
историю Творения и все благодеяния Божии, известные из Ветхого
Завета.
Эта молитва традиционным путём (т.е. через упоминание ангелов)
переходит в Санктус. Затем следует Анамнесис с установительными
словами, Эпиклесис, который просит о ниспослании Духа и
Интерцессия.
Это тот порядок, которому Будут следовать все
Иерусалимско-Антиохийские (Византийские) Литургии. Вместе с тем её
величина и перегруженность деталями беспрецедентна и почти
необъяснима.
Т.е. ясно, что здесь уже нет апостольской простоты, нет
элементарного вкуса и меры. Какие-то византийские реформаторы
пытаются подражать псалмам, но в результате получается нечто вроде
библейского компендиума или лексикона. А может быть это для того и
сделано, чтобы даже Евхаристический канон использовать в целях
катехизаторских, т.е. учебных? Так думает, например, Краббе. По
крайней мере, это очень характерная для Византии, но неудачная
попытка.
Понятно, что Литургия с таким искуственным и громадным Каноном не
могла удержаться в истории. Даже на протяжении 4 века мы не находим
ни одного свидетельства об её совершении. Многие литургисты
считают, что она так и осталась на бумаге, не будучи в силах
конкурировать с более совершенными Литургиями ап. Иакова, Василия
Великого и Иоанна Златоустого. О них — в следующей лекции.