- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК



МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наряду с историей государства и права занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук.

Значение и роль истории политических и правовых учений обусловлено ее местом в обществоведении вообще и в системе юридических наук, в частности.

Долгое время считалось, что ядро теоретико-исторических юридических наук составляет общая теория права и государства, а история государства и права и история политических и правовых учений являются по отношению к ней специальными науками. Однако при всей неразрывной связи теоретического (логического) и исторического, последнее выступает содержанием, является первичным по отношению к абстрактному теоретическому знанию. Логическое, есть форма исторического, но не наоборот.

История политических и правовых учений, равно как и история государства и права, имеют свой собственный предмет, отличный от предмета теории государства и права.

Государственно-правовая жизнь общества может быть обусловлена развитием производственных отношений, складывающихся в соответствии с уровнем производительных сил и сопутствующим способом производства. На формирование государственно-правовых отношений оказывает прямое воздействие политическая идеология.

Изучая историю политических и правовых учений, нельзя обойтись без знаний, предоставляемых историей государства и права, в той части, в какой необходимо выявить влияние исторической государственно-правовой практики на формирование политических теорий, а также там, где встает вопрос о подтверждении или опровержении каких-либо идей реальной действительности.

С другой стороны, история государства и права в констатации явлений и процессов своего предмета, и, в особенности, при объяснении их причин обращается к истории политических и правовых учений.

Закономерности развития государственно-правовой жизни и закономерности развития политической идеологии во многом имеют под собой единые основания, однако, полностью они не совпадают. Поэтому невозможно скрыть факт влияния того или иного учения на соответствующие институты без использования выводов истории политических и правовых учений. Ее первостепенная связь с историей государства и права объясняется еще и тем, что та и другая наука обращена к прошлому, а в ряде случаев оперирует одними и теми же источниками.

Наиболее тесно история политических и правовых учений связана с теорией государства и права. Политическая мысль прошлого, в той или иной мере отражающая действительные процессы государственно-правовой жизни и прогрессивная по своему характеру, составила основу формирования современной политической идеологии, а также общего учения о государстве и праве, существующего сейчас.

Современная общая теория права и государства своим генезисом обязана как истории государства и права, так и истории учений о государственных и правовых системах. Отсюда, выводы соответствующих наук в этом плане имеют для теории права и государства определяющее значение.

При изучении истории политических и правовых учений не обойтись без использования категорий, выработанных теорией права и государства.

Значение и роль истории политических и правовых учений:

1) способствует формированию научного историко-материалистического мировоззрения;

2) содействует закреплению юридических знаний, чем помогает самостоятельно анализировать сложные, противоречивые общественно-политические явления современности.

 

Предмет истории учений о государстве и праве

Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. Эти представления определяли трансформацию как политических и правовых институтов, так и общества в целом, а также они оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики.

Предметом истории политических и правовых уче­ний является главным образом теоретический слой политико-правового сознания, т. е. та его часть, которая выражена как теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

История политических и правовых учений — это дисциплина историко-теоретического цикла.

Как и всякая общественная наука, учение о госу­дарстве., праве, политике отражает свой предмет по­знания через классовые интересы; такое отражение носит научный характер лишь в том случае, если клас­совое сознание теоретика совпадает с объективными тенденциями исторического развития.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин. Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи

 

Вопрос 10. Характеристика политико-правовых идей периода эллинизма.

Эллинизм.С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок.

После смерти Александра Македонского, созданная им империя, распалась на несколько государств, которые стали называться эллинистическими.

В 4 в. до н.э. Греция была завоевана Римом. В это время жили Александр Македонский, Диоген, Демосфен, Архимед, Полибий, Эпикур, Ганнибал.

Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Именно политическая концепция Полибия стала связующим звеном политико-правовых воззрений Древней Греции и Древнего Рима. Основная идея написанной им «Истории» в 40 книгах – путь римлян к мировому господству.

Школы мусульманского права.

Мусульманское право складывалось в условиях жизни разных мусульманских стран. Кроме того, и сам ислам раскололся на два основных течения (толка) – суннитскоеи шиитское. Соответственно и правовые школы (толки) также разделились на два указанных течения. В рамках каждого из них в свою очередь возникали своеобразные школы. По одним источникам таких школ 12, по другим – 40.

Представляется, что школы — результат длительного совместного процесса размышлений об этом правовом феномене. Некоторые из этих школ прекратили свое существование. Мусульманский мир суннитов разделился на четыре школы. Не сунниты (шииты и харежиты) также имели свои школы, некоторые из них имеют последователей и сегодня.

Первая из суннитских школханефитская школа, основанная учеником школы Куфа в ИракеАбу Ханифом, родившимся в 80 году хиджры. Эта школа характеризуется относительной рациональностью в методах исследования отдельных предписаний и большой осторожностью в использовании традиций. Ханефизм проник из Ирака в Египет, Сирию, Персию, Индию, Китай и в Центральную Азию. Сегодня он превалирует в Турции, в мусульманских республиках бывшего СССР, в Иордании, Сирии, в Афганистане, Пакистане, Индии, Бенгалии, а также имеет своих сторонников в странах Магриба.

Вторая значительная суннитская школашкола Малекита. Ее глава — Малик Ибн Анас — родился в 93 году хиджры. Школа Малекита считается школой, наиболее уважающей обычай Медины, учитывающей общий интерес и законченность религиозного закона. Эта школа была распространена в Египте, Магрибе, Судане, Кувейте, Катаре, Бахрейне, в Арабских Эмиратах и на части восточного побережья Аравийского полуострова. Малекизм встречается сегодня в странах Западной Африки.

Школа хафецитов была создана Эль Хафеи (родился в 150 г. хиджры). Его теория источников права следует религиозному идеалу, она не основывается на созидательном изучении практики. Следовательно, ей недостает необходимых понятий для анализа правовой реальности, что не позволяет развивать самостоятельную науку права.

Ханбализм — по имени его основателя Ахмада Ибн Ханбала, родившегося в 164 году хиджры, — считается наиболее строгой из школ в связи с чрезвычайной привязанностью к традициям. Ханбализм распространился только после четвертого века хиджры, а в Египте появляется только в седьмом веке. Сегодня ему следуют в Саудовской Аравии и в нескольких местностях Ирака и Сирии.

Среди несуннитских школ можно упомянуть школу зейдитов — по имени ее основателя Зеида бен Али. Эта школа считается наиболее близкой суннитским школам. Главное произведение Зеида бен Али — сборник традиций, который рассматривается как первое прочтение хадита до утверждения фикха. Эта школа преобладает в Йемене.

Другая шиитская школа — школа Джа-Фарита, основанная Саадеком Аль Джа, родившимся в 80 году хиджры. Ее последователи опираются только на традиции имамов, выходцев из семьи пророка. Не переставая исповедовать ихтихад, шииты джафаритской школы противостоят другим направлениям в вопросе халифата, в частности Джа-Фаризм доминирует в Ираке и Иране.

Школы мусульманского права различаются между собой по многим деталям, но их принципы остаются общими. Так, кто-либо может примкнуть к другой школе, подчиниться власти иной школы. Признается также право суверена предписать своим судьям применять правила иной школы, чем те, которым в основном следуют в данной стране. Современные мусульманские теоретики пытались сблизить четыре системы суннитского ислама или даже сблизить суннитов и шиитов.

 

Бикамерализм Дж. Мэдисона.

Джеймс Мэдисон(1751-1836) по праву является «архитектором американской конституции», ее «отцом». Он внес значительный вклад в разработку идей республиканского правления в условиях США, а также теории равновесия обособленных властей.

Политико-правовые взгляды Мэдисона на концепцию государства основаны на понимании человека как существа сложного, способного к социальному общежитию, «но одновременно движимого собственными интересами». А поскольку люди от природы наделены разумом и неотъемлемыми правами, то они вполне могут сами определить форму государства.

Целью Мэдисона было формирование прочного союза северо-американских республик - штатов, который мог бы обеспечить и стабильное правление большинства народа, и незыблемость законных прав и интересов меньшинства, в первую очередь - права собственности.

Большинство и меньшинство - это часть народа, а справедливость состоит в том, что она должна быть обеспечена всему обществу.

На пути тирании большинства Мэдисон выдвигает ряд препятствий. Первое - сама форма государственного устройства (федеративная форма). Она обеспечивает представительство интересов страны и отдельных штатов, предотвращает появление регионального большинства. Второе - форма демократии (представительная демократия). Третье - ограничение полномочий властных структур определенными сроками.

Дж. Мэдисон внес существенный вклад в разработку концепции сдержек и противовесов, контроля властей изнутри.

Основополагающим принципом конституции был провозглашен принцип разделения властей, который предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной и разграничение функций между ними. Однако, анализируя исторический опыт, авторы Конституции пришли к выводу, что если в одном органе или у одного лица сосредоточивается вся полнота власти, то это неминуемо ведет к возникновению тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга. В результате каждая из основных властей получала значительную независимость. Поэтому особое внимание при разработке конституции было обращено на создание действенной системы взаимных сдержек и противовесов. Дж. Мэдисон по этому поводу говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом.

Мэдисон считал, что наибольшая угроза исходит от законодательной власти. Средство для ее устранения он видел в бикамерализме - разделении законодательной власти на две палаты: нижнюю, представляющую интересы всего народа, и верхнюю - сенат, представляющий интересы собственников.

Отстаивал Мэдисон и идею «ревизионного совета» - совместного органа исполнительной и судебной власти, призванного оказывать противодействие конгрессу еще на стадии подготовки законопроекта. Важное средство обеспечения сдержек и противовесов, по Мэдисону, - судебная система, ставшая основой судебного конституционного контроля в США.

Основой государственно-территориального устройства США был провозглашен федерализм, который определил правовой статус и гарантии равноправия субъектов федерации, а также принципы разграничения полномочий и предметов ведения федеральных органов власти и органов власти штатов. Конституция не ликвидировала административную и, отчасти, политическую автономию штатов, но противопоставила ей сильную центральную власть. Таким образом, конфедерация превращалась в федерацию. Действующей в государстве легитимной формой правления была выбрана президентская республика. Депутаты Филадельфийского конвента (участником которого был Мэдисон) пришли к выводу, что именно такая форма правления наиболее соответствует принципу разделения властей, интересам развития страны. Они поддержали авторов Конституции в их стремлении четко определить через основной закон страны, что есть фактически Соединенные Штаты Америки и каковы их федеральные органы управления. Эти основные положения легли в основу выработанной Конвентом Конституции. Итогом работы конвента стал юридический документ, состоящий из преамбулы и четырех частей (статей), уникальность которого состоит в том, что, просуществовав более 200 лет, он является и сегодня основным законом США.

В творчестве Мэдисона отразились многие идейные традиции века: традиции естественного права и общественного договора, философские комментарии к законопроектам о правах человека и конституционном регулировании отраслей правительственной власти, а также размышления над наследием английских вигов, шотландских философов-эмпириков и переосмысление опыта древних республик.

В конце жизни он пересмотрел некоторые свои прежние позиции и оценки периода сотрудничества с федералистами и сблизился с демократическими республиканцами.

В характеристике республиканского правления Мэдисон большое внимание уделяет роли и значению социальных различий в обществе и государстве. В противоположность Руссо он считает небольшой размер республики главным фактором, ведущим к быстрой порче или гибели республиканской формы правления в ходе гражданских войн.

Большое государство, по его мнению, со значительным числом граждан «среднего класса» оказывается более стабильным и жизнеспособным, поскольку это обусловлено умеренным достатком основного класса общества и его склонностью к поддержке умеренной формы правления. При таком варианте политического и правового общения граждане более свободны от факции(группировок, клик) богатых или бедных сограждан.

Под словом «факция» Мэдисон подразумевал ту или иную группу граждан, объединяемых и побуждаемых к действию единым порывом страсти, интереса или мнения, которая является, однако, враждебной или стеснительной для прав других граждан и совокупных интересов общества.

Исправление последствий вреда, приносимого такой группировкой, возможно двумя способами: устранением причин, вызывающих появление факции и регулированием последствий ее существования. А поскольку скрытые «причины факционности заложены в человеческой природе и связанных с ней же различиях имущественных состояний, причин ее устранить нельзя, можно лишь облегчить последствия возникновения факции», взяв их под контроль.

Слово «факция» длительное время переводилось как «фракция», иногда как «несправедливая коалиция». В современном политическом анализе термином «фракция» обозначают, как правило, обособленную или отколовшуюся часть партии, класса, социальной группы, организации.

У Мэдисона факция чаще всего предстает «объединением людей, сплоченных силой политических, имущественных и даже эмоциональных предпочтений». Подобные социальные единения впоследствии стали называть заинтересованными группами.

Многие идеи федералистов не получили признания, но уже более двух веков США живет по их Конституции, действует обоснованная ими система сдержек и противовесов.

Таким образом, американская политико-правовая мысль новых идей не предложила. Ее заслуга в другом: в выводе из права на революцию права, на образование независимого государства. Декларация независимости Соединенных Штатов закрепила эти права.

 

Юридический позитивизм.

Позитивизм юридический (лат. positivus — положитель­ный) — направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают за­дачи юридической науки изучением по­зитивного права.

Юридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Юридический позитивизм возникает в нач. XIX в., ког­да буржуазия достаточно упрочила свои экономические и по­литические позиции, в период относительно мирного разви­тия капитализма, свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости со­зданного ею строя, в могуществе се государства и права. Буржуазия видит в своем нраве фактор стабилизации, поряд­ка, эффективное орудие против нарастающего рабочего дви­жения.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рас­сматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории юридического позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право- приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономи­ческих и классовых отношений.

Характерным представителем этого направления был француз­ский юрист: Адемар Эсмен. Главным в его учении бы­ло обоснование условий функционирования парламентского прав­ления - наличие двух партий. Эсмен был против провозглашения права на материальное обеспечение, образование, труд, поскольку считал достаточным наличие индивидуальных прав для развития способностей человека. Он полагал, что депутат не зависит от из­бирателей и неподотчетен им, так как формирует общую волю, а не округа.

Избирательное право предоставить следует только «способ­ным», поэтому он был против избирательных прав для женщин, выступал за ценз оседлости и имущества и высокий возрастной ценз.

Таким образом, юридический позитивизм - это правовая обо­лочка капиталистических отношений. В теоретическом плане он был основой формально-догматической юриспруденции с ее де­тальной разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных отношений, точ­ности определения юридических ситуаций и процедур.

 

МЕСТО И РОЛЬ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наряду с историей государства и права занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук.

Значение и роль истории политических и правовых учений обусловлено ее местом в обществоведении вообще и в системе юридических наук, в частности.

Долгое время считалось, что ядро теоретико-исторических юридических наук составляет общая теория права и государства, а история государства и права и история политических и правовых учений являются по отношению к ней специальными науками. Однако при всей неразрывной связи теоретического (логического) и исторического, последнее выступает содержанием, является первичным по отношению к абстрактному теоретическому знанию. Логическое, есть форма исторического, но не наоборот.

История политических и правовых учений, равно как и история государства и права, имеют свой собственный предмет, отличный от предмета теории государства и права.

Государственно-правовая жизнь общества может быть обусловлена развитием производственных отношений, складывающихся в соответствии с уровнем производительных сил и сопутствующим способом производства. На формирование государственно-правовых отношений оказывает прямое воздействие политическая идеология.

Изучая историю политических и правовых учений, нельзя обойтись без знаний, предоставляемых историей государства и права, в той части, в какой необходимо выявить влияние исторической государственно-правовой практики на формирование политических теорий, а также там, где встает вопрос о подтверждении или опровержении каких-либо идей реальной действительности.

С другой стороны, история государства и права в констатации явлений и процессов своего предмета, и, в особенности, при объяснении их причин обращается к истории политических и правовых учений.

Закономерности развития государственно-правовой жизни и закономерности развития политической идеологии во многом имеют под собой единые основания, однако, полностью они не совпадают. Поэтому невозможно скрыть факт влияния того или иного учения на соответствующие институты без использования выводов истории политических и правовых учений. Ее первостепенная связь с историей государства и права объясняется еще и тем, что та и другая наука обращена к прошлому, а в ряде случаев оперирует одними и теми же источниками.

Наиболее тесно история политических и правовых учений связана с теорией государства и права. Политическая мысль прошлого, в той или иной мере отражающая действительные процессы государственно-правовой жизни и прогрессивная по своему характеру, составила основу формирования современной политической идеологии, а также общего учения о государстве и праве, существующего сейчас.

Современная общая теория права и государства своим генезисом обязана как истории государства и права, так и истории учений о государственных и правовых системах. Отсюда, выводы соответствующих наук в этом плане имеют для теории права и государства определяющее значение.

При изучении истории политических и правовых учений не обойтись без использования категорий, выработанных теорией права и государства.

Значение и роль истории политических и правовых учений:

1) способствует формированию научного историко-материалистического мировоззрения;

2) содействует закреплению юридических знаний, чем помогает самостоятельно анализировать сложные, противоречивые общественно-политические явления современности.