- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

МЕТОДИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ



"ОСНОВ ПРАВОСЛАВИЯ"

 

Предмет - "Основы Православия", "Основы православного вероучения, "Катехизис", "Введение в Богословие"[1] сходны по содержанию и различаются лишь тем, в каком заведении и соответственно для кого читаются лекции или ведутся беседы.

Цель лекций, бесед должна быть не в том, чтобы дать ответы на все вопросы жизни и дать обширные знания (хотя и это важно), а обозначить наиболее важные ориентиры, направления (векторы) для правильной духовной жизни христианина. Ибо к Богу мы становимся ближе не суммой знаний и доказательств о Его существовании, но по мере очищения от страстей. Так, например, диавол имеет тысячелетний опыт и огромные знания о Боге и мире, можно сказать, является лучшим "богословом", но все более удаляется от Бога в своем ожесточении и ненависти, не имея самого главного - покаяния, смирения и любви.

В принципы изложения материала закладывались мысли, побуждающие слушающих посмотреть и оценить себя в свете Священного Предания (святоотеческого наследия) и Священного Писания, что обеспечивает слушателям возможность давать ответы на вопросы из назиданий святых отцов. Познание без очищения души не поможет образованию, а еще более усугубит греховное состояние человека. Ключ к правильному воцерковлению - это"привитие"кправильной духовной жизни. Ведь известно, кого человек полюбит (Бога, Церковь, святых), о том он больше захочет узнать и последовать их советам. Знания, как богатства, если за ними погнаться безрассудно, могут привести нас к погибели. Спаситель же говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6.33). Безблагодатные же знания, без очищения своей души от грехов и страстей, приводят человека в состояние печали и даже отчаяния (скорби), как отмечает Екклесиаст: "потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл.1.18).

В беседах необходимо помнить, что сам рассказчик не является носителем полноты истины, но такой же грешник, как и слушающие, поэтому назидательный тон не всегда приемлем. Лучше себя считать недостойным (грешным) причастником к полноте истины, которая находится в Церкви, и что сам преподающий может лишь свидетельствовать о своей причастности к Церкви и Ее учению. Незазорно будет испрашивать молитв у самих слушающих и у братьев, отцов, делающих замечания и внимать их советам.

Принципу последовательности, постепенности наиболее соответствует подача материала в том порядке, в каком проходило свою историю человечество или, лучше сказать, как Бог Своим преблагим Промыслом предуготовлял спасение рода человеческого, и как спасал и спасает каждого желающего этого.

Касаясь событий Библейской истории, важно отражение ее качественной (внутренней) стороны развития человечества. На первых занятиях лучше затрагивать вопросы и темы такие, как:

О смысле жизни.

2. О вере и наличии её у всех народов, соотношение веры и разума, веры и знаний.

3. О совести (стремлении человека к совершенству; соотношении ума, воли и чувств).

4. О Промысле Божьем.

5. О спасении от греха, проклятии и смерти.

6. О частном суде Божьем.

7. О Страшном Суде Божьем. По этой теме можно приводить примеры о существовании иного - загробного - мира, из книг не только духовных, но и светских. Например, опыт пациентов, которые испытали на себе клиническую смерть; также примеры критических ситуаций, когда особенно проявляется взаимосвязь видимого и невидимого мира (военные действия, природные катаклизмы и другие).

 

В ходе лекций-бесед для живого восприятия материала возможен краткий просмотр видеофильмов. Когда эти вопросы обсуждаются, собеседник-лектор находит контакт с теми, кто слушает, выясняет в ответах их уровень и духовное состояние.

Каждый человек дает свои ответы на эти вопросы, а, значит, и будет, в дальнейшем, действовать в соответствии с ответами. Кто же из множества ответов дает правильное решение? Конечно — Господь, сотворивший весь мир, видимый и невидимый, и Промышляющий о нем, также и его последователи. Как же узнать о Боге, о Его воле и о нас, людях? Через видимый мир, а особенно через избранников Божьих, возвестивших и возвещающих Его волю. Первое откровение можно назвать посредственным (косвенным, естественным), второе — непосредственным (прямым, сверхъестественным). Эти откровения нашли свое отражение в Священных книгах с общим названием Библии. Кроме написанных словес Божьих и заключенных в канон, существует и Священное Предание. Причем Священное Писание является, можно сказать, "сливками" из Священного Предания, и игнорирование одного из двух приводит к неправильному восприятию всего домостроительства Божия. Хранительницей Писаний является Святая Православная Церковь, свято соблюдающая заветы Господа и его Апостолов. Умаление же достоинства одного из Писаний приводит к неверной духовной жизни и даже к помрачению ума.

О чем же возвещает Бог через Священное Писание? О творении мира, человека по образу и подобию Божию, свободного в выборе двух путей — жизни или смерти. Однако в свободном акте грехопадения Господь не лишает человека окончательно всех даров благодати Божией, а лишь ограничивает, умаляет их силу и дает человеку время на покаяние, дает обетование о Спасителе. Все Священное Писание повествует о предуготовлении людей ко спасению. В Ветхом Завете это выразилось в ожидании Мессии, в Новом Завете возвещается о уже пришедшем и грядущем со славою Господе Иисусе Христе.

Первым священным текстом были заповеди Божьи, данные пророку Моисею на горе Синай, когда: "народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся…" (Исх.20.18). Таким образом, первым писателем Священного Писания стал Сам Господь.

Хотя, Заповеди Божьи написаны на скрижалях сердца человека ещё при творении (совести), но по причине "жестоковыйности" уже падшего человека, создалась необходимость во внешнем законе. Пророк Моисей записал все, что повелел ему Бог — первые книги Писания. Все следующие писатели, пророки также писали свои книги по содействию Духа Святого.

О богодухновенности Священных Книг свидетельствуют Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы, то есть Священное Писание не придумано людьми и не их вымысел, а является словесами Духа Святого, действовавшего в избранниках Божьихбез нарушения их свободы и способностей.

Из опыта преподавания замечено, что лучше воспринимаются и усваиваются Евангельские истины, начиная с объяснения Заповедей Божьих. Святитель Ириней Лионский писал: "Грех первых людей заключался в том, что они, не став еще совершенными людьми, захотели стать богами". Будучи непорочными, но не имеющими всей полноты совершенства, первые люди добровольно пали. Господь не оставляет их на произвол и дает им иную возможность идти постепенно по пути жизни, но уже более тяжелым и опасным путем с более ограниченной, подвергшейся греху природой. Теперь, после грехопадения "надлежало, чтобы Троичный Свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями… восхождениями" (Пс.83.6), "…от славы в славу"(свят. Григорий Богослов. Творения, т. 3, М., 1889 г.).

Итак, как же стать совершенными людьми? Апостол Иоанн Богослов пишет: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?"(1Ин.4.20). Действительно, хотя заповеди по отношению к Богу больше заповедей по отношению к ближним, но после грехопадения наши чувства притупились, поэтому люди не сразу могут ощущать, осознавать любовь Божью к нам. Семья становится той первой ячейкой, где зарождается жизнь ребенка, где в нем раскрывается вера в Бога, и вкладываются первые семена нравственного воспитания. Какие семена сеют родители в душу ребенка, то и пожинают в старости.

Распределить толкование заповедей Божьих возможно в соответствии с духовным ростом человека (его духовным устроением). Для более легкого восприятия материала для Заповедей Божьих можно выбрать ключевые слова: для 1, 2, 3, 4, 5-ой — "чти" — слово о почитании; для 6, 7, 8, 9, 10-й — слово "не вреди" жизни (6-я), целомудрию (7-я), имуществу (8-я), словом (9-я) и даже мыслию, желанием (10-я). Золотым правилом для Заповедей Божьих, в особенности по отношению к ближним, является правило, сказанное самим Господом Иисусом Христом: "чего не хочешь себе, не делай другим". Эту заповедь возможно исполнить правильно, если человек исповедует Единого Истинного Бога, а ложных языческих богов отвергает, ибо таковые боги не являются примером подражания верности, истине, правде, нравственной чистоте жизни.

Исповедание истинного Бога, отношения между миром (творением) и человеком взаимосвязаны. По (искреннему) исповеданию человека можно сразу определить, на каком духовном уровне он находится, и какие могут быть возможны у него отклонения от правильной, чистой жизни.

Отличительными признаками Истинного Бога можно назвать Его свойства - их 10-ть. Никто из "богов" не имеет полноты этих свойств, поэтому 1-ая заповедь и гласит: чти истинного Бога. 2-ая заповедь отражает следствия отпадения от первой и запрещает почитание ложных богов.

Эти два ключевых слова (несколько упрощая для лучшего запоминания): "почитай"и"не навреди" определяют минимальные требования послушания в отношении союза человека с Богом в ветхозаветные времена. Господь, желающий всем спасения, как "кокош" (квочка), опекал избранный народ, вразумлял его наказаниями в случае отступления от союза, уклонения от исполнения заповедей Божьих, приучал его к святости и чистоте жизни, хотя бы ради страха наказания.

Только добросовестное исполнение Закона Божия давало возможность (удостаивало) избранному народу воспринять обетование о Спасителе, почему богодухновенные речи пророков и пронизаны надеждой на Спасителя — Мессию, а также речами обличения нерадивых и беззаконников и утешениями скорбящих и праведников.

Ко времени пришествия Спасителя народ еврейский можно условно разделить на мытарей и фарисеев, которые заблуждались по подобию блудного сына и расточили свои богатства: одни — беззаконными делами, по немощи и неведению, другие — своим тщеславием и гордыней, превращая добродетель в мерзость пред Господом. По словам пророка Исаии, "никто не искал Господа". Фарисеи своим тщеславием лишились благодатной силы, мытари, хотя и каялись в своих беззакониях и были более оправданы перед Господом, но были все же под игом греха. Обе "части" евреев (в общем, как и каждый человек в настоящее время) блуждали в неведении и ожесточении, обе возлюбили тьму, ибо объединились в злобе против света — Христа в едином вопле: "распни, распни его! Кровь его на нас и на наших детях!"

Неисполнение и неправильное понимание (фарисеями) заповедей Закона Божия привело к распятию Господа Иисуса Христа. Заповеди Божьи не потеряли своего значения и в наши дни (новозаветные). И недаром православная Церковь, предуготовляя нас к Великому Посту, предлагает всем чадам Церкви размышление в течение трех недель о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о страшном суде. И с первой недели призывает поревновать фарисейским делам праведности и мытареву смирению - отвергнуть тщеславие, гордость фарисея и беззаконные дела мытаря.

Как же правильно поревновать добродетелям и отвергнуть путь смерти? Этому нас научает сам Господь Иисус Христос в Своей проповеди на Елеонской горе в Заповедях Блаженства.

Первая заповедь гласит о нищете духовной. Нищета, "немощь закона" — являлась основной темой проповеди апостолов, особенно первоверховного ап. Павла. Ибо, при правильном исполнении Заповедей Божьих, закон научает и показывает человеку его немощь, его греховное состояние. Как блудный сын, осознавший свою греховность и боясь суда Божия, обращается кающийся к своему отцу и с плачем просит (2-я заповедь) о прощении своих согрешений. Видя себя грешником, он считает себя (плачущий) ниже всех и никого не может обидеть, ибо он становится кротким (3-я заповедь). Более того, он считает себя достойным всякого наказания за свои беззакония. Однако кроткие не остаются беззащитными, так как для таковых Господь и стяжал Кровью Своею Церковь, где они находятся под покровом Божией Матери и всех угодников Божьих. Таковые имеют и самого сильнейшего Помощника и Покровителя Господа Иисуса Христа. И если они терпят наказание от ближних, даже незаслуженные, то знают, что это для их же пользы к врачеванию души от прошлых грехов или попущено Богом для утверждения в вере. И если даже кроткие получают помощь свыше, то не превозносятся, ибо считают, что они недостойны ее, ибо Господь подает утешение не за дела добрые, а по Своему милосердию для укрепления в трудном и скорбном пути в Царствие Небесное.

Чтобы не прогневлять Господа, не предавать Его своими грехами, кроткие ищут правды Божией (4-я заповедь), так как греховные "брашна" (рожки для свиней) не могут насытить духовные потребности бессмертной души человека.

Познавая правду Божию из Священного Писания, Предания от чад Православной Церкви, алчущие и жаждущие насыщаются благодатью Духа Святого от добрых дел, совершенных, как достойных плодов покаяния (5-я заповедь), во очищение души от грехов. Господь добродетельных людей, совершающих дела милости, называет милосердными. Таковые распространяют свою милость настолько, что во всех людях видят только доброе.

Такой взгляд на мир делает сердечное духовное око чистым, очищенным от греха (6-я заповедь). Хотя чистые сердцем и видят, как никто другой, недостатки, грехи, страсти других людей, но не укоряют их бесцельно, не используют свой дар для властвования над людьми (как демоны или колдуны, экстрасенсы), а наоборот, помогают людям избавиться от грехов и страстей, не совершать беззакония. Их целомудренный взгляд и совет многим помогает исцелиться, встать на правильный, спасительный путь жизни, избежать многих беззаконий.

С чистоты сердечной (состояния, даруемого Богом) начинается ношение уже не только своего креста, но и тягот и немощей ближних людей, - это более тяжелый крест, и не всем под силу, требующий самопожертвования "за други своя". Прообраз этого креста мы видим на священниках (как и епитрахиль). И нередко неблагодарный сей мир, "лежащий во зле", отплачивает миротворцам (сынам Божьим) изгнанием (7-я заповедь). Ибо тьма не может быть там, где свет, и борется с ним и отстаивает свои беззаконные дела.

Поэтому миротворцы, приходящие в разум истины, отличающиеся своим целомудрием, изгоняются за правду, верность Истине (8-я заповедь).

Такие праведники верны Христу даже до крови и смерти мученической (9-я заповедь). За свою верность Христу на протяжении всего пути жизни праведники удостаиваются дара мученичества - высшего дара для христианина.

Такое (приблизительно) повествование с примерами из Писаний, житий святых с каждым уроком позволяет возводить слушающих в разумение духовных ориентиров и критериев благодатной, добродетельной жизни, побуждает к поиску утешения не в страстях и соответствующих им грехах, а у Царя Небесного Утешителя Духа Истины.

При рассмотрении заповедей блаженства основной упор необходимо обращать не на созерцательную жизнь — для совершенных, а на деятельную. Ибо Господь на Страшном Суде не обличит в том, что мы не были богословами, монахами с чистым сердцем, миротворцами, умиротворяющими души людей (как священники), что не были епископами, юродивыми, мучениками, могущими за истину пострадать в ношении немощей ближних, а обличит, прежде всего, в неимении благодати Божией - Духа Святого, полученного от дел деятельной жизни(как достойных плодов покаяния во очищение от грехов и страстей). Не обличит в том, что не постились или должно не молились, а обличит в том, что не получили благодати Божией от этих средств, не воспользовались своими способностями (талантами), по лености, нерадению закопали их в землю своими беззакониями или тщеславием, не накопляя благодать Божию, а расточая ее ради услаждения своей плоти.

Все добродетели связываются правильной молитвой,поэтому на данном этапе преподавания и бесед хорошо приводить объяснение основных молитв. Особое внимание необходимо уделять толкованию молитвы "Отче наш" по книге святителя Феофана Затворника - в ней приведены изречения святых отцов на слова Господней молитвы.

Приступая от нравственной части к догматической, то есть к беседам о членах (частях) Символа Веры, хорошо дать знания общего представления о Вселенских соборах, их количестве, месте и годе сбора, и представление о личных свойствах Пресвятой Троицы.

Итак, основными принципами преподавания являлись:

1. Единство, целостность и систематичность, т.е. взаимозависимость всего материала.

2. Постепенность (последовательность),т.е.с учётом восприятия студентами материала, от понятных к более сложным темам, вопросам, но не в плане суммы знаний или философских терминов, а в плане восприятия Божественных истин (законов):

· Закона Божия и Заповедей Блаженств;

· спасения и шествования по пути жизни, стяжания посредством добродетелей Святого Духа;

· познания и приобщения к вероучительным истинам;

3. Жизненность и наглядность,т.е. связь со святоотеческим наследием.

 

Как было выше указано, мы приближаемся к Господу не суммой знаний и доказательств, а чистотой жизни. Господь же удостаивает благодатной силы и ведет по пути к Богоподобию того, кто совершает деятельный путь уже здесь, на земле, и получает соответствующий залог даров Духа Святого в меру вместимости каждого, получает по мере христианского подвига залог будущего Воскресения.

Таким образом, цель христианской жизни — спасение. Этапами (задачами) по исполнению этой цели, являются: 1 стяжание, 2 уподобление (соработничество), 3 обожение.

И все эти задачи совершаются в рамках соответствующих добродетелей веры, надежды, любви.

В беседах не следует проповедовать от себя и показывать свою память, а свидетельствовать об истине, исповедовать милость Божию, не дающую, за наши прегрешения, отпасть от веры православной, апостольской. Важно помочь желающим спасения воспринимать истинную веру жизнью, ту веру, за которую мученики с радостью шли за Христа на смерть и сейчас своими молитвами удостаивают нас, по милости Божией, временем для покаяния, научения законам духовной жизни, в шествовании по пути спасения в Царствие Небесное.

Т.о., нравоучительные истины рассматриваются на основе Заповедей Божьих и Молитвы Господней (ортопраксии), а вероучительные истины православного мировоззрения даны в кратком изъяснении Символа веры (ортодоксии). Если выражаться образно, то можно сказать, что в первой части собеседники приходят к мысли о необходимости духовного возрождения человека через добросовестное исполнение Заповедей Божьих, через видение и осознание своих грехов. Всё это побуждает человека вступить в лоно Православной Церкви и путём исполнения Заповедей Блаженств восходить по "лествице" добродетелей в Царство Небесное. Причём весь этот путь необходимо совершать в свете православного вероучения.

В общеобразовательных учреждениях применяемая воспитательная система условной морали, т.е. без опоры на Бога, претерпевает полный кризис. Практические последствия её — разложение в такой степени, что обнаруживается даже угроза будущему Российского общества. Однако всё возможно Богу, т.к. даже самый начинающий христианин может стать носителем высокого авторитета — Самого Господа Иисуса Христа, властителя неба и земли. Преподавателям важно не унывать на выбранном поприще педагогического служения (ближним) и помнить слова Спасителя: "…мужайтесь: ибо Я победил мир"(Ин.16.33). Господь для несения проповеди Евангелия не редко избирает немудрых, немощных христиан, дабы никто не хвалился, как мы читаем Его слова: ”… ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Кор.12.9).

Педагог должен трудиться над формированием содержания личности (образа Божия), её качественной стороной (Мф.10. 39). Начало личности не из себя является, но когда в ней выражен образ Божий.

Только школа, хотя бы стремящаяся к преображению, действительно начнёт оправдывать своё название как воспитательное учреждение. Только учебное заведение, которое стремится к преображению в Церкви, во всей полноте выражает единство, братство человечества. Эти христианские поправки упраздняют несоответствия и тупики мысли в больных вопросах современности и самые принципы личности, общественного долга и свободы, возводят до категории нравственных ценностей. С привитием христианского мировоззрения разрешаются противоречия между эгоцентрической личностью и общественным интересом, государством и личной свободой, отпадают неразрешимые философией положения в трудном вопросе о свободе: "познайте истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8, 3). Новый духовный взгляд вносит иное значение в эти понятия.

Евангелие всегда остается ключом миросозерцания, и с ним должно быть тесно связано дело духовно-нравственного воспитания. Выдающиеся педагоги, такие, как Ушинский К.Д., Рачинский С.А. и другие, давно это понимали и проводили в жизнь. Одно из направлений выхода из создавшегося тяжёлого положения, какое сейчас наблюдается в России, возможно с помощью организации религиозного образования лиц, а особенно молодых людей, ещё не так сильно укоренившихся в пагубной среде.

Одно из важных направлений решения этой задачи есть распространение и развитие дистанционного (заочного) религиозного ознакомления, обучения "Основам Православия", а также обмена опытом преподавания.


 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР[2]