- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Методы, дающие новые пародоксальные решения. Методы математического анализа.



План:

1. Методы, дающие новые парадоксальные решения

2. Методы математического анализа

 

 

Когда традиционных методов творческого по­иска явно недостаточно для решения поставлен­ной задачи, уместно воспользоваться эвристи­ческими методами. Эвристика — это наука, изу­чающая продуктивное творческое мышление. Ме­тоды эвристики — методы интенсификации творческой фантазии. Творческий процесс — чрезвычайно многообразное и слож­ное явление. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инер­ции — вот возможности эвристических методов.

Плодотворным может быть изучение и практическое внедрение, наряду с традиционными эмпирическими приемами, нетрадиционных методов, так называемых, технологических приемов творчества.

Методы творчества можно разделить по группам:

· методы, применяемые при пересмотре поставленной задачи при проекти­ровании;

· методы проектирования;

· методы, дающие новые парадоксальные решения;

· методы математического анализа;

· методы, использующие профессиональные игры.

 

Пересмотр постановки задачи:

· наводящая задача-аналог;

· изменение формулировки задачи;

· наводяшие вопросы;

· перечень недостатков;

· свободное выражение функции.

 

Проектирование:

· аналогии;

· ассоциации;

· неологии;

· эвристическое комбинирование;

· антропотехника;

· использование передовых технологий.

 

Методы, дающие новые парадоксальные решения:

· инверсия;

· эмпатия;

· «мозговая атака»;

· «мозговая осада»;

· «совещание пиратов»;

· дельфийский;

· карикатуры и др.

 

Методы математического анализа:

· семикратный поиск;

· построение матриц и сетей взаимодействия;

· генерирование идей на основе построения диаграмм.

 

Методы, использующие профессиональные игры:

· написание сценариев,

· игры (игровой метод имитации) и т.д.

Инверсия (от лат. inversio — перестановка) — метод проектирования «от противного», метод «переворота», абсурдной перестановки. Он способствует всестороннему развитию гибкости мышления проектировщика и позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные, решения. Можно напом­нить некоторые примеры применения этого метода в дизайне одежды: одежда, сшитая швами наружу; сумки со множеством наружных карманов; двусторон­ние пальто, плащи, костюмы, жилеты, которые можно носить на обе сторо­ны; превращение нижнего белья в верхнюю одежду; вынесение марки или названия фирмы на полочки и спинки изделия.

Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхвачен­ные из другого изделия; укрупнение декора; смешение видов и стилей декора­тивных элементов; применение их в самых неожиданных местах и т.д. Особенно часто этим методом пользуются молодые дизайнеры, создающие модели для различных конкурсов, включая международные; в качестве дипломных проек­тов и т.д.

«Мозговая атака» — метод коллективного генерирования идей в очень сжа­тые сроки. Он основан на предположении, что среди большого числа идей может оказаться несколько хороших. Этот метод продуктивен, если перед спе­циалистами стоит некая неразрешимая проблема. Коллектив людей разных про­фессий, которые не связаны с решением данной проблемы и которые могут придумать что-то интересное, собирается в каком-нибудь не связанном с про­изводством месте (пароход, хижина в горах, дача и т.д.), чтобы атмосфера производства не оказывала на них давящего воздействия. При этом соблюдает­ся несколько условий:

коллектив должен быть небольшой;

каждый член этого коллектива по очереди должен выдавать идеи, как ре­шить данную проблему, в очень быстром темпе;

запрещается всяческая критика;

весь процесс записывается на магнитофон.

Результаты работы этого коллектива передаются специалистам, которые начинают анализировать даже самые абсурдные, шутливые и парадоксальные идеи, выявляя суть решения проблемы, теперь уже оценивая полученную ин­формацию. Большинство методов генерирования идей, основанных на интуи­тивном мышлении, возникло из метода «мозговой атаки».

«Мозговая осада» — метод проведения быстрого опроса участников с зап­ретом критических замечаний, доведение каждой идеи до логического завер­шения. Такой метод превращается в длительный по времени процесс, поэтому он называется «осадой».

Дельфийский (от древнегреческого названия г. Дельфы, известного своим оракулом) — метод экспертного прогнозирования путем организации систе­мы сбора экспертных оценок, их математическо-статистической обработки и последовательной корректировки на основе результатов каждого цикла обра­ботки.

«Совещания пиратов» — метод, аналогичный методу «мозговой атаки». При­меняется при поиске, анализе и критической оценке идей, вплоть до экспер­тной оценки и подведения итогов.

Карикатура — метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного, приводящий к нахождению нового неожиданного решения. Он помогает дизайнеру определить границы образной модели, спо­собствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы, создания гро­тескного образа широко используется в современном модном эскизе, а также в моделях некоторых дизайнеров одежды с целью создания наиболее вырази­тельного образа (например, Ж.-П.Готье, В.Вествуд, А.Мак-Квин, В.Ван Бей-рендонк и др.).

«Метод складного ума» — выяснение мнения других — всегда используется в обучении на занятиях со студентами, в дизайнерских бюро, где коллективно разрабатывают проблему. На основе высказанных замечаний определяется оп­тимальный вариант решения проектной задачи. Этот метод был разработан Г.В.Габриель (США).

Семикратный поиск — метод, построенный на семи ключевых вопросах; «Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?», применяемых для выявления про­блем и формулировки творческой задачи. Этот метод напоминает концепцию моделирования, предложенную Н.П.Ламановой в 1920-е гг., когда отправной точкой при создании конкретной модели являлись ответы на вопросы: «Из чего? Для кого? По какому случаю?».

Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новые • формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформацию деталей Свечение некоторых насекомых может натолкнуть на идею разработки обуви со встроенным автономным освещением дороги. Таким образом, бионические , подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур.

Ассоциации — метод формирования идеи. Он может дать наибольший эф­фект в том случае, если творческое воображение дизайнера обращается к раз­ным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления дизайнера, приведение его мыслительного аппарата в постоянную «боевую готовность» — одна из важнейших задач в обучении творческой лич­ности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать отту- | да продуктивные ассоциации. Кроме того, в современном дизайне яркое об­разное мышление понимается даже как принципиально новый способ самого проектирования.

Системное конструирование — универсальный метод, который синтезиру­ет достижения многих дисциплин. Он незаменим для перспективных дизай­нерских разработок.

Таким образом, из всего сказанного следует, что существует множество самых разнообразных эвристических методов, способных разбудить в будущем дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способнос­ти, развить логику мышления в профессиональном направлении, регулиро­вать и интенсифицировать процесс творческого поиска.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите методы творчества.

2. Пересмотр постановки задач.

3. Методы, дающие новые парадоксальные решения.

4. Что такое инверсия?

5. Метод «мозговой атаки» и метод «мозгового осада».

6. Методы математического анализа.