К ним относится метод морфологического анализа. Термин «морфология» (учение о форме, гр. morphe – форма и logos – учение) ввел в 1796 г. И.В. Гёте, выдвинувший идею морфологии организмов – учения о форме и строении растений и животных. Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем.
В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений. Впервые морфологический анализ был использован для решения технических задач в 1942 г., когда швейцарский астроном Ф. Цвикки начал разрабатывать ракетные двигатели в фирме «Аэроджемн инжиниринг корпорейшн».
Построение морфологических матриц позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и факторов. Классифицирование – один из важнейших элементов творческой деятельности. При использовании данного метода исследования объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), т.е. применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.
Метод синектикибыл выдвинут Уильямом Гордоном, который, стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры (рис. 16). Термин «синектика» означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса: 1) превращение незнакомого в знакомое; 2) превращение знакомого в незнакомое. В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.
Для активизации мышления и управления им Гордон применил четыре вида аналогий: прямые; личные; символические; фантастические. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. Для данного метода требуется специальная и длительная подготовка группы.
Рис. 16. Факторы реализации метода синектики
Работа группы проходит укрупненно в две стадии: 1) сделать непривычное привычным, для чего путем обобщения непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает; 2) сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме). Пример этапов сессии синектики приведен в табл. 1.
Таблица 1
Примерные этапы сессии синектики
В методе коллективных ассоциацийосновными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис. 17). Наиболее известны метафоры: бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат», «полный идиот»); метафоры-загадки («туман над лесом» — косынка, «полная горница людей» — огурец, «девица в темнице, а коса на улице» — морковь).
Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.
Рис. 17. Структурная схема метода коллективных ассоциаций
Метод фокальных объектовнаправлен на установление ассоциативных связей между фокусом, в котором находится исследуемая проблема, и случайным словом. Метод был предложен в 1926 г. профессором Берлинского университета Ф. Кунце и усовершенствован в 1950-х гг. американским изобретателем Ч. Вайтингом как процедура, в которой на заданный (фокальный) объект следует перенести свойства других объектов, выбранных наугад. Необычные сочетания, новые качества возбуждают цепь ассоциаций, необходимых для творческих решений. Последовательность действий и их краткое содержание представлены на рис. 18, из которого следует, что метод может дать хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств.
Рис. 18. Ассоциативные связи между фокусом и случайным словом
Метод гирлянд ассоциаций и метафорпредставляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков. Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Для найденных решений вы снова сможете искать дальнейшие способы их реализации.
Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.
На рис. 19 представлены наиболее известные методы, использующие возможность включения в процесс групповой работы карточек. Дадим их краткое описание.
Метод анкетирования Кроуфордаможно реализовать двумя путями:
1) с использованием карточек. В этом случае идеи записываются на маленьких карточках и могут циркулировать (хотя метод не предусматривает этого) среди участников так, чтобы можно было добавить сопутствующие идеи или расширить ранее высказанную идею, добавляя новые элементы;
2) с использованием стендов. В этом случае идеи записываются на досках или на стендах. Участники ходят вдоль них, как в галерее, и добавляют сопутствующие идеи или расширяют указанные ранее идеи, добавляя новые элементы.
Метод аналогичен методу «мозгового штурма», идеи записываются на карточках или на стенде. Никакая из форм открытой оценки предложений не допустима. Это повышает требования к точности формулировки высказываемых идей. Итоговый документ, в котором выполнено предварительное суммирование всех идей, уже может открыто обсуждаться группой. При достижении согласия выработанные идеи используются в дальнейшей работе.
Рис. 19. Сочетание методов. основанных на использовании карточек.
«Метод 635» состоит в том, что каждому участнику (в идеальном случае их шестеро) вручается карточка (лист бумаги) с записанным на ней вопросом. В течение последующих пяти минут участник набрасывает три варианта решения проблемы, затем протягивает свою карточку соседу слева, а от соседа справа в свою очередь получает его карточку с тремя другими предложениями каждого из участников. В идеале он ими вдохновляется и в последующие пять минут добавляет к ним три новые идеи, затем передает карточку дальше налево. Сеанс заканчивается, когда каждый из участников сделал записи на каждом листе, — примерно через полчаса. За это время должно появиться 6 х 3 х 6 = 108 решений проблемы. Оценка проводится так же, как и при «мозговом штурме».
Техника расчленениявключает четыре последовательных шага. Существо его заключается в одновременном обозрении всего множества элементов, подлежащих преобразованию, т.е. в активизации не только аналитических возможностей левого полушария головного мозга человека, но и синтетических — правого.