- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Мольер (1622-1673)

Московскийгосударственный университетим.Ломоносовафакультетжурнали стики рефератпо истории зарубежной Литературына тему Спецификакомедийных образов у мольера на примере Тартюфа работастудентки 206 гр.Н.Митюшевой Москва2000Мольер Жан Батист Поклен, 1622-1673 самыйуниверсальный синтетический писатель XVIIвека не только по тематике, но и по языку и по литературной манере.


Он сложнееи разностороннее всех своих литературных современников Буало, Расина и Корнеля,Ларошфуко и Лафонтена. У каждого из писателей XVII века был свой метод изображения, своя узкаяспециализация у Корнеля героическое, у Расина тонко психологическое,драматическое. И Корнель и Расин имеют свой излюбленный тип человека, который онипереносят их трагедии в трагедию.


Классицист имел дело с жизнью верхних слоевобщества писатели линии Скарона говорили о плебее.У Мольера совершенно нет этой узости. Перед намиобширная галерея, где представлены все классы и все человеческие типы этихклассов, современных Мольеру. Здесь и либертен Дон Жуан, и разоряющийсяаристократ Арист, и порядочные люди - воспитанные и уравновешенныепридворные дамы и кавалеры


Версальский экспромт . Еще разнообразнее типыбуржуа скупец Скупой , выскочка Мещанин во дворянстве и т.д. Есть уМольера и народ, да еще и говорящий в его произведениях своим языком.И весь этот социальный типаж дан в предельносжатых, кристаллически четких образах, каждый из которых исторически важен.Гарпагон родоначальник всех скупцов в литературе. Селимена - прототипгероинь-аристократок у Бальзака.


Тартюф классический тип лицемера, имя егостало нарицательным. Журден родоначальник всех выскочек в литературе. От неговедут свой род выскочки Бальзака и Диккенса. Отвлекаясь от всего лишнего,громоздких деталей, Мольер вырисовывает нам свои образы. Ему не важно положениегероя в обществе. Комедия-балет Докучные может служить путеводителем подворянским образам


Мольера, разработанным потом в зрелом творчестве. В пьесах сболее развитым сюжетом дворяне не выступают в главных ролях, за исключением Мизантропа и Дон Жуана . Яркими образами у Мольера являются и буржуа. Здесьи Арнольф из Урока женам , Журден и т.д.Метод мольеровскойхарактеристики аналогичен созданию общих понятий. Его герои лишены внутреннихпротиворечий, внутреннего развития и внутренней борьбы.


Скупец равен скупцу,глупость является только глупостью и ничем более. Персонажи несколько плоски,не глубоки. В них ясно все сразу и до конца. Но это свойство типизациимольеровских образов. Нельзя было бы иначе обозначить то самое общее, котображению чего в героях стремился Мольер. Это одно из свойств классическойего комедии. И это достаточно четко прослеживается в его комедии


Тартюф .Главный герой комедии конечно же, Тартюф.Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна тасреда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть лицемерие,психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенныйиз исторической среды.


Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическоепространство и время. Это стремление к абстракции, характерное дляклассицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах.Еще Пушкин заметил, чтоТартюф даже и воду пьет лицемеря. Тартюф таков во всех своих проявлениях. Этонаглый и откровенный лицемер. Он движется к цели по прямой, не отвлекаясь намелочи.


Это было бы невозможно в реальной жизни, так это абсолютизация, концентрат лицемерия. Для общества это религиозный, смиренный аскет.Привлекательный образ добродетели, не правда ли? И вот уже Оргон очарован Лишь познакомитесь получше сним и сразуЕго приверженцем вы станете на век.Вот человек! Он Он Ну, словом, че-ло-век!Но почему же Тартюф столь неосмотрителен, что,особо не заботясь об осторожности, пытается завоевать жену


Оргона, захватитьего имущество? Мольер, типизируя образ, не может не придать герою ииндивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, чтоон носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип воплощаетто, что Мольер хочет в нем выразить сгущенное лицемерие. Каким образом ему удается такой способхарактеристики? Одним из способов обрисовки такого образа является окружениегероя.


Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовываетсяокружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина По милости господнейЕще стал здоровей, румяней и дородней. Наелся до отвала. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера сдороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельнойнаглости и лицемерия


Тартюфа беспредельная доверчивость Оргона, егопреданность Тартюфу. Откуда берется эта преданность? Мольер ее не мотивирует, иэто несущественно это необходимая атмосфера для раскрытия характера Тартюфа.То же с масками слуг.Второй способ достижения абстракции Мольером гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированнаячерта была правдивой, реальной, закреплялась


в жестах, интонации, фразеологии,поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью.Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии декольте Дорины прикрываетплатком Прикрой нагую грудь. Сей приоткрыв предмет, ты пролагаешьпуть Греховным помыслам и вожделеньям грязным . Точно так же абсолютен в своемгреховничестве Да, грех большой, коль на глазах у всех, Но тайный грех какой же это грех?


Классицистический принцип характеристики Мольердоводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самыхортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него.Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всехчастей. У Мольера всегда действуютдва героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В Тартюфе этонаглый Тартюф и доверчивый Оргон. На самом деле,


Оргон образ более слабый,чем Тартюф. Он нужен скорее для создания той самой абстракции. Поэтому этонесколько двумерный образ. Однако он определенно противоположен Тартюфу. Оргондоверчив, ничего не стоило лицемеру охмурить его. И потом, когда все былопротив Тартюфа, и Оргон уже, было, поверил словам слуг и родственников, какглавный герой снова гипнотизирует его своей маской благочестием.


И тут Оргон так же смешон и жалок, как и Тартюф.Каждый из них представляет какую-либо крайность и поэтому смешон по-своему.Мольер ведет борьбу на два фронта осмеивая одну крайность, он никогда незабывает другую. Контраст создает равновесие, взаимное ослабление двух крайностей,подобие гармонии. И этот метод связан непосредственно с эстетикой гуманизма XVII века для смягчения одной угловатости создаетсядругая.


Так, например, какова расстановка сил в домеОргона? Мать Оргона, г-жа Пернель, воспитанная в патриархальных, домостроевскихтрадициях, властная и крикливая старуха, всем недовольна. Под влиянием Тартюфаона становится особенно непримиримой. Защищая Тартюфа от нападок своихдомочадцев, Оргон имеет в лице матери надежную союзницу. Клеант и Доринаобъединены в непримиримы вражде к святоше с


Дамисом, Марианной и Эльмирой.А Мольер расширяет количество героев иуравновешивает их в позиции к Тартюфу. Это происходит за счет внесценическихперсонажей, проникнутых тлетворным духом тартюфства. К ним относится ханжа инедотрога Оранта, слуга Тартюфа Лоран, повторяющий в людской все каверзы иужимки своего господина, Дафна с мужем, славящиеся зазорными делами , нонеусыпно следящие за нравственностью своих соседей.


Очень ярок образ Лояля. Этоехидная, злобная личность, которая совершает беззакония под маской фальшивойзадушевности и с божьим словом на устах.Говоря о творчестве Мольера нельзя не сказать о егоидеалах. Его идеал естественная мер человеческой свободы и человеческойплоти, золотая середина, далекая как от аскетизма, так и от распутства. УМольера ясное гармоническое отношение к человеку, к его возможностям исвойствам. Эта концепция человека противоположна той, которую дают


Корнель иРасин. Не господство героического разума над слабой плотью, как у Корнеля, не господствострасти над слабым разумом, как у Расина, а вера в благость человеческойприроды в ее натуральном, неизвращенном виде, такой, какой она явилась на свет.Великий французский комедиограф установил не толькотипические черты общественных классов своего времени. Он гениально предугадал влюдях XVII века их историческихпотомков


XVIII и XIX веков. Это художник огромной пророческой силы. Вистории нравов ему нет равного, ибо история XVII века имеет всязь с будущим буржуазным обществом. Вэто время определяются психология, нравы, привычки и обычаи буржуа, французскаябуржуазия стабилизируется как класс. Герои Мольера люди своего века, но онвпереди истории, потому что его герои типичны. Таковы образы классическойкомедии, принципам которой следует


Мольер скурпулезно, как идеям гуманизма. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫv Ж.Бордонов.Мольер. М. 1983v И. Гликман.Мольер. М. 1966v В. Гриб.Избранные работы. М. 1956