- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших.



Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое»ипраздничную стихиру.

Примечание. В праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделю ваий, а также в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы празднуемый в седмичные дни, после чтения 50-го псалма, на «Слава» и на «И ныне» поется праздничная стихира или припев, соответствующий празднику.

После окончания пения праздничной стихиры, поУставу(см.: Типикон,гл.2и15) диакон долженпроизносить молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…», ту же что и на литии. Но в современной богослужебной практике чтение этой молитвы обычно опускается и полиелей заканчивается возгласом священника: «Милостию, и щедротами, и человеколюбием…»(см.:Служебник,Последование утрени). Но если лития не совершалась, тогда диакон, после того как занесёт Евангелие в алтарь,выходит южной дверью на солею, становится напротив иконы Спасителя и после окончания пения праздничной стихиры произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…»(см.:Служебник, Последование вечерни, Лития).

Во время пения праздничной стихиры, а еслилитияне совершалась,тогдав конце чтения молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя…», диакон инаходящиеся в алтаре пономари с уготованным для помазывания сосудом со святым елеем и кисточкой (а также не служащие священнослужители) выхо­дят через боковые двери на солею и становятся лицом к иконо­стасу, ожидая окончания пения стихиры. На возгласе священника: «Милостию, и щедротами…»все, стоящие на солее, вместе с ­диаконом крестятся, кланяются священнику, идут на средину храма и становятся с правой стороны аналоя с праздничной иконой.

Хор: «Аминь»и начинает петьканон.

Священник идёт к аналою с иконой праздника, совершает два поясных поклона, снимает головной убор, целует икону, берет у пономаря кисть и помазует себя святым елеем[58]. Затем он надевает голов­ной убор, крестится третий раз и становится немного спереди от аналоя лицом на восток.

Вслед за священником к иконеподходит диакон, также крестится, целует её и подходит к священнику для помазания. После пома­зания онцелуют правую руку священника. Далее священнослужители крестятся и кланяются друг к другу. Диакон заходит через царские врата в алтарь, крестится, целует престол, снова крестится, кланяется священнику через открытые царские врата и становится на свое место справа от святого престола.

Священник становится слева от аналоя лицом на юг и помазывает святым елеем церковнослужителей и народ[59].

Пономари во время помазания раздают молящимся благословенный хлеб (если совершалась лития) и следят за тем, чтобы поклонение иконе и помазание святым елеем происходило благоговейно и по чину.

После окончания помазания священник отдаёт кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит, обходя аналой с правой стороны, в алтарь через царские врата. Войдя в алтарь, он крестится, целует престол и Евангелие, снова крестится и становится на свое место перед святым престолом. Диакон закрывает царские врата.

При служении нескольких диаконов. Два первых диакона со свечамистановятсяпозади аналоя и участвуют в каждении со священником.Остальные диаконы становятся на шаг позадисвященника, с правой и левой стороны от него. При этом диаконы,участвующие в каждении,действуют таким же образом, как и при каждении с одним диаконом(см.выше),т. е.становятся напротив священника с зажжёнными свечами лицом к нему, и всякий раз отвечают на его поклон при каждении своим поясным поклоном. После каждения праздничной иконы с четырёх сторон, диаконы впереди священникавходят в алтарь и идут на горнее место: старший диакон южной стороной, а второй северной стороной и становятся за престолом лицом на запад. Далее совершается каждение святого престола с четырёх сторон, таким же образом как совершалось каждение аналоя с праздничной иконой. После каждения святого престола совершается каждение горнего места и всего алтаря. При каждении южной части алтарястарший диакон идёт впереди священника, а второй позади. При каждении северной части алтарявторой диакон идёт впереди священника, а старшийпозади. Таким же образом совершается каждение молящихся лиц в алтаре. Затем диаконы выходят впереди священникана солею: старший диакон южной стороной, а второй северной стороной и становятся лицом к алтарю. При каждении царских врат они вместе кланяются к той створке врат, которая кадится священником, одновременно кланяясь вместе с ним. Далее они становятся перед царскими вратами и поворачиваются лицом на восток: старший диакон становится справа от священника, а второй слева от него. При каждении правой стороны иконостаса старший диакон идёт впереди священника, а второй позади. При каждении левой стороны иконостаса второй диакон идёт впереди священника, а старшийпозади. При этом все повороты совершаются лицом на восток, к алтарю. Затем снова возвратившись к царским вратам, они поворачиваются лицом на запад и совершают каждение клиросов и народа. Далее спускаются на середину храма, и совершают каждение всего храма:старший диакон идёт впереди священника, а второй позади. После этого, не поднимаясь на солею, они кадят местные иконы Спасителя и Божией Матери, возвращаются к аналою с праздничной иконой и кадят её спереди, диаконыпри этом снова становятся позади аналоя лицом к священнику.В конце пения величания диаконы со свечами идут правой и левой стороной и становятся междуаналоем исвященникомлицом на запад. Священник кадитдиаконови отдают старшему диаконукадило. Старший диакон принимает кадило, кадитсвященникаи вместе со вторым диакономповорачивается лицом к алтарю; диаконы отдают кадила и свечи пономарям. В это же время впереди их перед аналоем становится третий диакон и произносит малую ектению. На возгласе: «Яко благословися имя Твое и прославися Царство Твое…»все они вместе со священником,при произнесении слов: «Отца и Сына и Святого Духа», крестятся в сторону алтаря, кланяются священникуи друг другу. Старшийитретий диаконы идут на свои места (справа и слева от священника), а второй диакон идёт в алтарь северной дверью. Поклонившись святому престолу в алтаре, он ста­новится с южной его стороны и ожидает окончания пения антифона.

После окончания антифонов старший диакон произносит:«Вонмем. Премудрость», а второй диаконвыносит Евангелие и произносит прокимен. После прокимна третий диакон произносит: «Господу помолимся», а второй диаконпроизносит: «Всякое дыхание…»(со стихом). «И о сподобитися нам…»произносит старший диакон, а также помогает второму диакону открыть Евангелие. Третий диаконпроизносит: «Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия», а старший диаконпомогает священникуснять головной убор, показывает ему положенное зачало ипроизно­сит: «Вонмем». После прочтения Евангелиявторой диакон относит его в алтарь через царские врата, проходя справа от ана­лоя, и полагает его на престоле. Затем он крестится, целует Евангелие и святой престол, кланяется священнику и становится около престола на обычном диаконском месте.

В конце пения праздничнойстихиры(а если былалития,то в концечтения молитвы«Спаси, Боже, люди Твоя…»), находящийся в алтаре второй диакон вместе с пономарями (а также, если есть не служащие священнослужители) выходят через боковые двери на солею и становятся лицом к иконо­стасу, ожидая окончания пения стихиры.На возгласе священника: «Милостию, и щедротами, и человеколюбием…»все стоящие на солее, вместе со ­вторым диаконом крестятся, кланяются священнику, идут на средину храма и становятся с правой стороны аналоя с праздничной иконой.

После пома­зания диаконы целуют правую руку священника, кланяются ему и заходят в алтарь.

При служении одним священником без диакона. Перед началом пения полиелея священник открывает царские врата, выходит на средину храма, принимает кадило и свечу от пономаряи поет величание. Далее по такому же чину, как и с диаконом(см.выше) он совершает каждение алтаря и всего храма. Затем на средине храма перед аналоем с праздничной иконой он произносит малую ектению с её возгласом, а после окончания антифонов здесь жепроизносит возгласы: «Вонмем. Премудрость», прокимен (со стихом), «Господу помолимся»,возглас:«Яко свят еси, Боже наш…»и«Всякое дыхание…»(со стихом). После возгласа:«И о сподобитися нам…» священник заходит через открытые царские врата в алтарь. Здесь перед святым престолом он возглашает:«Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия. Мир всем», и повернувшись лицом на запад, благословляет народ через открытые царские врата.

Хор: «И духови твоему».

Священник поворачивается лицом к алтарю, снимает головной убор, открывает Евангелие и возглашает: «От Матфея (или Марка, Луки, Иоанна) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Свещеносцы со свечами идут впередисвященника с Евангелием и также входят в алтарь северной и южной дверями. Далее они идут на горнее место ставят свечи позади престола, и становятся несколько поодаль от свечей с правой и левой стороны престола лицом друг к другу.

Священник произносит: «Вонмем»и читает положенное евангельское зачало.

После прочтения Евангелия хорпоет:«Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Священник крестится, целует раскрытое Евангелие, отдаёт свечу пономарю, закрывает Евангелие, надевает головной убор и целует край святого престола. Затем он выходит через открытые царские врата на средину храма и становится перед аналоем с праздничной иконой.

Свещеносцы после прочтения Евангелия поворачиваются лицом на восток, крестятся и кланяются священникуи отходят на свои места.

Священник после окончания пения стихиры по 50-м псалме на средине храмавозглашаетвозглас:«Милостию и щедротами…»(еслиже лития не совершалась, то он вначале читает молитву:«Спаси, Боже, люди Твоя…»). Далее он совершает два поясных поклона, снимает головной убор, целует икону, берет у пономаря кисть и помазует себя святым елеем, отдаёт кисть пономарю, надевает головной убор, крестится третий раз, становится слева от аналоя лицом на юг и помазывает святым елеем церковнослужителей и народ. Справа от него становится пономарь с сосудом со святым елеем и кисточкой. После окончания помазания священник отдаёт кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит, обходя аналой с правой стороны, в алтарь через царские врата. Войдя в алтарь, он крестится, целует престол и Евангелие, снова крестится, закрывает царские врата и становится перед святым престолом.

Во время помазывания на средине храма священникпрерывается для произношения малых ектений (здесь же перед аналоем с праздничной иконой), а также для совершения каждения на 8-ой песни канона.

Катавасия поётся после каждой песни канона.

После 3-й, 6-й и 9-й песни канона во время пения катавасиидиакон выходит на солею перед царскими вратами для произнесения малой ектении: «Паки и паки…». Если священник в это время ещё помазывает на средине храма, тогда диакон, сотворив поклон святому престолу, выходит на ектению северной дверью, становится слева от царских врат, крестится, кланяется священнику, поворачивается на восток и возглашает ектению.Священник произносит возглас на средине храма, совершая поклон к алтарю. Диакон на возгласе крестится, кланяется священнику, и возвращается в алтарь северной дверью.

На 8-ой песни канона диакон совершает полное каждение храма. Если священник в это время ещё помазывает, то благословение на каждение диакон берет на солее, выходя и заходя северной дверью.

После окончания пения катавасии 8-ой песни канона диакон (а если его нет, то священник), став у иконы Божией Матери (слева от Царских врат), возглашает: «Богородицу и матерь Света в песнех возвеличим». Головной убор перед возглашением снимается[60].

Примечание. В двунадесятые Господские и Богородичные праздники на 9-й песни вместо «Честнейшую» поются праздничные припевы.1-й припев, по традиции, возглашает диакон(а если его нет, то священник), совершающий каждение. Но каждение на 9-й песни канонанаутрениникогда не отменяется.

После 9-ой песни канона малая ектения и читаются светильны праздника.

Примечание. В двунадесятые Господские и Богородичные и храмовые праздники на пение хором светильна после 9-ой песни канонапо традиции открываются царские врата.

Далее хор поет: «Всякое дыхание да хвалит Господа…».

Чтец читает: «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Хор поет стихиры на хвалитех, если есть«Слава»тостихирупраздника, «И ныне» богородичен Минеи или стихиру праздника. Если же стихиры на«Слава»нет, то «Слава, и ныне» богородичен Минеи или стихира праздника.

Во время пенияна«И ныне» стихиры или богородична священник становится перед престолом, а диакон (а если его нет, то сам священник) открывает царские врата и становится на свое место справа от священника. После окончания пения священник возглашает велегласно с воздетыми руками: «Слава Тебе, показавшему нам свет»и совершает поясной поклон перед святым престолом.

Хор поет великое славословие: «Слава в вышних Богу…».

После окончания славословия поётся Трисвятоеи сразу же тропари по Уставу, «Слава, и ныне» богородичен.

Во время пения богородична диакон выходит северной дверью на солею и произносит сугубую ектению: «Помилуй нас Боже…»(см.:Служебник,Последование утрени).

После возгласа священника: «Яко Милостив и Человеколюбец…» диакон тут же на солеепроизноситпросительную ектению: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви»(см.:Служебник,Последование утрени).

При служении одним священником без диакона. Эти ектениион произносит не на амвоне, а перед святым престолом.

При служении нескольких диаконов. Два диакона во время пения богородична вместе кланяются святому престолу и священнику, друг другу и выходят на солею. Старший диакон выходит южной дверью, становится перед местной иконой Спасителя и произносит здесь сугубую ектению и«Премудрость»,авторойсеверной дверью, становится перед местной иконойБогородицы ипроизносит просительную ектению. В алтарь они возвращаются таким же образом:старший южной дверью,авторойсеверной дверью и вместе кланяются святому престолу, священнику и друг другу.

Священник пред престолом произносит возглас: «Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…»(см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Во время этого возгласа диакон отходит к местной иконе Спасителя.

Священник поворачивается через правое плечо на запад и преподаёт благословение молящимся в храме, со словами: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон поднимает орарь также, как и на ектении и возглашает: «Главы наша Господеви приклоним».

Хор протяжно:«Тебе Господи».

Священник перед престолом тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Святый, в вышних живый…», с возглашением (велегласно) возгласа: «Твое бо есть еже миловати…»(см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Аминь».

Диакон, стоя на амвоне, возглашает: «Премудрость» и уходит в алтарь.

Хор: «Благослови».

Священник: «Сый благословен…»(см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Аминь» и«Утверди, Боже…».

Священник: «Пре­святая Богородице, спаси нас»(см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Честнейшую...».

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...»(см.:Служебник,Последование утрени).

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй»(трижды).«Благослови».

Священникстановитсяв открытых царских вратах (не выходя на солею) и обратившись лицом к народу, произносит великий отпуст (см.: Приложения, Отпусты).

Хор поет многолетие: «Великаго Господина...».

Священнослужители крестятся, целуют святой престол (а священник и святое Евангелие), снова крестятся и кланяются друг другу. Диакон закрывает царские врата, задёргивает завесу, убирает лампаду и свечи, покрывает покрывалом святой престол и разоблачается, а священник снимает фелонь и становится на обычном месте перед престолом.

Первый час

Чтец читает: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и далее псалмы: 5, 89 и 100. «Слава, и ныне». «Аллилуиа»(трижды). «Господи помилуй» (трижды).

Далее«Слава», тропарьпразднику, «И ныне», богородичен часа: «Что тя наречем…»и стихи часа: «Стопы моя направи…», «Избави мя от клеветы…»и«Да исполнятся уста…».

Трисвятое по «Отче наш…».

Священник в алтаре произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь»и кондак праздника, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву: «Иже на всякое время…». Во время чтения этой молитвысвященник дваждыкрестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, выходит северной дверью на солею и становится против царских врат.

Чтец: «Господи, помилуй»(трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче».

Священник возглашает: «Боже, ущедри ны…».

Чтец: «Аминь».

Священник поворачиваетсяк иконе Спасителя и читает вслух молитву: «Христе, Свете истинный…»(см.:Служебник,Последование утрени).

Затем священник обращается к иконе Божьей Матери, а хор поетпотрадиции кондак:«Взбранной Воеводе…»иликондакпраздника.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник на солее, обратившись лицом к народу, произносит малый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник возвращается в алтарь через южную дверь, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится и затем разоблачается.