В сравнении с христианством и особенно православием, мусульманское
богослужение может показаться почти аскетически простым и
однообразным. Оно жестко регламентировано, в нем нет таинств,
песнопений, музыки.
Одна из пяти важнейших ритуальных обязанностей каждого мусульманина
состоит в канонической молитве‑поклонении — салят (арабск.), или
по‑персидски — намаз. Салят совершается пять раз в сутки, в
определенные часы (по солнцу). В урочное время специальный
служитель мечети — муэдзин (буквально — ‘приглашающий,
объявляющий’) с башни минарета или просто с пригорка призывает
правоверных к обязательной молитве. Призыв состоит из нескольких
формул, повторяемых без изменений.
Мусульманин может молиться не только в мечети, но и в доме, в поле,
вообще в любом ритуально чистом месте и на специальном коврике (или
циновке). Молитве обязательно должно предшествовать ритуальное
омовение, для чего возле мечети устраивают специальные небольшие
бассейны. Молитвой руководит имам — предстоятель на молитве,
духовный руководитель, глава мусульманской общины. Читает молитвы,
говорит проповедь мулла. Однако, строго говоря, ни муэдзин, ни
мулла, ни имам не являются священнослужителями: в исламской
догматике нет аналогов христианской категории священства как особой
благодати, Божьего дара.
В ритуальной молитве мусульманина нет просьб, даже таких общих, как
Господи, помилуй! или Господи, спаси! В саляте (намазе) выражается
и подтверждается верность и покорность Аллаху.
Когда говорят о саляте (намазе), то уместнее глаголы совершать,
творить, нежели произносить или шептать. Мусульманин не может
помолиться лежа в постели, на ходу или на скаку — в исламе
невозможно молиться м е ж д у п р о ч и м. Салят — это отдельный,
самостоятельный акт души и воли, полностью посвященный Богу. Здесь
очень важны ритуальные телодвижения, поэтому строго определены, как
бы канонизированы не только сами телодвижения и жесты, но и то, с
какой словесной формулой они должны совпадать.
Вначале, стоя и подняв руки до уровня плеч, мусульманин произносит
формулу славословия Аллаху акбар! (‘Аллах всемогущ!’). Затем,
продолжая стоять и вложив левую руку в правую, молящийся читает
«Фатиху», первую суру Корана, в 7 стихах которой содержатся
основные догматы ислама.
Затем молящийся склоняется так, чтобы ладони коснулись колен. Потом
выпрямляется и поднимает руки, произнося: «Аллах слушает того, кто
воздает ему хвалу». Затем становится на колени и прикладывает
ладони к земле. Далее наступает кульминация ритуала: молящийся
распростерт на полу (на коврике), причем так, чтобы нос касался
земли. Затем молящийся присаживается, не вставая с колен, после
чего снова простирается на полу.
Таков один цикл (рак’ат), при этом каждая из 5 ежедневных
обязательных салятов (молитв) состоит из нескольких таких циклов.
Саляты, совершаемые в разное время суток, отличаются количеством
таких циклов, но не их структурой и содержанием (Массэ, 1963,
111—112).
В мечетях читается только Коран; пятница — день обязательной
совместной молитвы, в этот же день в мечетях звучит проповедь.
Коран читают несколько нараспев и обычно по памяти (профессионалы
должны знать Коран наизусть).