- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Мусульманская правовая система



5.1. Возникновение, развитие и распространение мусульманской правовой системы. По сравнению с рассмотренными выше правовыми системами мусульманская правовая система (по-другому – мусульманское право) возникла значительно раньше. Она возникла в VII в. в Арабском Халифате в качестве одного из важнейших компонентов исламской религии. Как отмечается в научных источниках, эта религия содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что должен верить и во что не должен верить мусульманин, и, во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны и чего не должны делать в своей жизни. Совокупность таких предписаний именуется в исламской религии шариатом(в переводе с арабского означает – «путь следования»), который и составляет то, что принято называть мусульманским правом.

Вместе с тем мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неюридические регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные правила поведения, а также обычаи. В узком смысле – это юридические правила поведения, которые занимают в данной системе относительно самостоятельное место[60]. В этой связи под шариатом обычно имеется в виду мусульманское право в широком смысле, а мусульманское право в узком смысле обозначается таким понятием, как «фикх»[61].

История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего примерно в 570–632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности и поведения самого пророка. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права – Коране и сунне. Поскольку этих норм не доставало для системного регулирования всей совокупности общественных отношений, после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники пророка, «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. Эти нормы устанавливались либо совместным усмотрением, либо единолично каждым халифом.

В VIII–X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи (кади). Их роль в формировании мусульманской правовой системы была настолько значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются основные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе Корана формулируется множество предписаний. К концу X в. завершился процесс формирования мусульманского права, и оно было канонизировано.

Возникнув в Арабском Халифате, мусульманское право вышло затем далеко за его пределы. Вместе с мусульманской религией нормы шариата получили распространение на территории Передней и Средней Азии, Закавказья, Северной, а также частично Восточной и Западной Африки, ряда стран Южной и Юго-Восточной Азии. Само мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествовавших правовых культур стран Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и в завоеванных арабами территориях.

Примерно с середины XI в. мусульманское право перестает быть единым для всех мусульманских стран и становится правом различных правовых школ (толков). Судьи утрачивают возможность самостоятельно ссылаться на Коран и сунну и формулировать на их основе новые нормы. В своих решениях они должны были следовать общепризнанным произведениям основателей и крупнейших исследователей той или иной правовой школы. Наиболее известными стали четыре школы суннитов: ханефитская, малекитская, шафеитская и ханбалитская. Кроме суннитских имеются и несуннитские школы, среди которых наиболее известными являются школа зейдитов и шиитская школа. В результате разделения на школы мусульманское право утратило наднациональный характер и стало национальным.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень в развитии мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника права привело к постепенному вытеснению юридической доктрины и снижению ее роли. Со второй половины XIX в. происходит активное заимствование европейского права. Этот процесс привел к тому, что в некоторых странах (например, в Турции) мусульманское право практически было вытеснено, в других (Алжире, Сирии, Египте) сохранилось лишь частично. В тех же странах, где доминирует исламский фундаментализм (Иран, Пакистан, Судан и др.), наблюдается своеобразное возрождение исламской правовой культуры и возврат к традиционным исламским ценностям, что влечет за собой расширение сферы действия мусульманского права.

5.2. Структура мусульманского права. Структура мусульманского права характеризуется, прежде всего, тем, что оно, как и романо-германское право, знает деление на публичное ичастное. Однако деление мусульманского права на публичное и частное имеет свои особенности. Как отмечает проф. Р. Л. Сюкияйнен, мусульманское право – это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей[62]. Особая и наиболее развитая отрасль частного права – «право личного статуса», основными институтами которой являются брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону» и некоторые другие. К частному праву относится и «гражданское право» (муамалат), регулирующее вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок обеспечения обязательств и т. д. Деликтное (уголовное) право объединяет нормы как публичного, так и частного права, граница между которыми достаточно условна. Публично-правовые нормы касаются лишь нескольких наиболее опасных проступков, за совершение которых установлены строго определенные меры наказания. Большинство же других правонарушений считаются частными, поскольку затрагивают права и интересы отдельных лиц. В отношении этих правонарушений судья может избрать санкцию по своему усмотрению. Судебное право, включающее принципы судоустройства и правила процесса, также не относится целиком к публичному или частному праву, поскольку касается структуры и деятельности различных по своему характеру органов правосудия.

Публично-правовую отрасль в мусульманском праве по сути дела составляют только нормы, регулирующие конституционные, административные и финансовые отношения. К ней примыкает отрасль, нормы которой регулируют международные и некоторые внутригосударственные отношения. Вследствие этого деление мусульманского права на публичное и частное носит в известной мере условный характер. В большинстве случаев вертикальные отношения регулировались и продолжают регулироваться не столько нормами мусульманского права, сколько государственными нормативно-правовыми актами.

Системе мусульманского права и отдельным его отраслям в полной мере присущи характерные черты феодальных правовых систем – партикуляризм, неопределенность и противоречивость содержания при запутанности нормативных источников. Различные школы-толки при общности отправных позиций формулировали разные нормы при решении сходных вопросов. Развитие мусульманского права не шло по пути формулирования общих абстрактных правил поведения, последовательной замены одних норм другими или же придания общеобязательной силы конкретным решениям на основе судебного прецедента. Мусульманское право в значительной мере носит казуальный характер и представляет собой совокупность решений крупнейших правоведов по конкретным (действительным или гипотетическим) делам. Со временем оно превратилось в собрание огромного множества возникших в различных условиях разнообразных норм, в большинстве случаев формально неопределенных. Неопределенность и противоречивость мусульманского права обусловлена еще и тем, что все выводы какой-либо школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу. Отмена устаревших норм не допускается, так как нормы мусульманского права являются религиозными нормами.

Для структуры мусульманского права характерно и то, что в нем есть конкретные нормы и нормы-принципы. Последние, по мнению современных исследователей, являются фундаментальной и самой стабильной частью мусульманского права, пригодной для всех времен и гарантирующей его соответствие потребностям социального прогресса. Они образуют своего рода «Общую часть» мусульманского права, которая рассматривается как исходный пункт при применении любой конкретной правовой нормы.

Сами нормы мусульманского права тоже обладают определенными особенностями. Если европейские юристы под нормой права понимают установленное законодателем абстрактное правило поведения, а юристы англосаксонской правовой системы – сформулированное судом решение по конкретному делу, исламские правоведы под нормой права понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Это правило основано на религиозных догмах, на вере. Его нельзя изменить, отменить, поправить. Оно бесспорно и абсолютно и должно безусловно исполняться. Нормы мусульманского права отличаются также по содержанию. Все поступки людей они подразделяют на обязательные, запрещаемые, порицаемые, рекомендуемые и безразличные. Вследствие этого в мусульманском праве отсутствуют управомочивающие нормы, т. е. нормы, дозволяющие какие-либо поступки. Основу мусульманского права составляют обязывающие нормы.

5.3. Источники мусульманского права. Источники мусульманского права можно подразделить на две основные группы. Первую группу составляют Коран и сунна, вторую – иджма и кияс (кийяс).

Коран – священная книга ислама. Он является основополагающим источником мусульманского права. Согласно общепринятой традиции текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом через архангела Джебраила – посредника между богом и людьми. Пока пророк был жив, надобности в Коране не было. На все вопросы ответ давал сам Мухаммед. Но после его смерти потребовался четко фиксированный закон, в связи с чем были собраны все записи и сделана их первоначальная сводка. Так появился первый вариант Корана. Параллельно с ним были разработаны еще четыре версии сборников заповедей Аллаха. Затем все они были сведены к единой редакции.

Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав (сур). Наряду с изложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о мироздании, об исторических событиях, о порядке развода и т. д. Коран – это своего рода свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни. Много места Коран уделяет основам права, которые закреплены в так называемых «правовых строфах». Мусульманские юристы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся гражданского права (тоже 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), конституционные строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к международному праву (25).

В нормах Корана заметно преобладают общие положения нравственного характера, в связи с чем многие исследователи отмечают, что мусульманское право не уделяет большого внимания юридическим тонкостям и деталям. Коран учит мусульманина, например, выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклонятся от ростовщичества и азартных игр и т. д. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Даже запреты, которых в Коране очень много и которые распространяются на различные виды человеческой деятельности, изложены в самой общей форме.

Принято считать, что Мухаммед стремился не создать новое право в строгом смысле этого слова, ибо только Аллах имеет законодательную власть, а научить людей, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному поступку.

Вторым по значимости источником мусульманского права является сунна. Сунна – это сборник адатов, т. е. традиций, касающихся действий и высказываний Мухаммеда. Она рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие.

Первоначально единственным источником вероучения и права признавался только Коран. Но со временем обнаружилось, что его предписаний далеко не достаточно для решения возникающих юридических вопросов. Тогда стали прибегать к прецедентам и брать за образец поступки и действия пророка, а также его отдельные высказывания. Так появились сборники хадисов, т. е. преданий о деяниях Мухаммеда, его решениях и заявлениях. Шесть таких сборников и составили сунну.

Вторую группу источников мусульманского права, как уже было отмечено, составляют иджма и кияс.

Иджма – это согласованное заключение древних правоведов – знатоков ислама – об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или сунны. Иджма имеет исключительно большое практическое значение. На сегодня Коран и сунна – это только историческая основа мусульманского права. Судья не должен использовать непосредственно Коран или сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме. Нормы права независимо от их происхождения подлежат применению, только будучи записанными в иджму. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкает фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Кияс – суждения по аналогии. Потребность в них возникает тогда, когда положения Корана, сунны и иджмы не применимы к конкретному случаю и требуют использования аналогии. Однако использование аналогии – явление довольно редкое, поскольку для решения того или иного спора вполне хватает существующих норм. В этой связи кияс можно рассматривать только как способ толкования и применения права, и с его помощью нельзя создавать основополагающие нормы права.

К второстепенным источникам мусульманского права относят обычаи и традиции, не противоречащие основам мусульманского права, а также государственные законы. Формально мусульманские юристы не числят обычай среди источников права, но иногда прибегают к нему для дополнения или уточнения применяемого принципа права или правовой нормы. Что же касается закона, то он стал признаваться в качестве источника права с развитием законодательства. При этом закон не должен противоречить традициям и требованиям ислама и нарушать их.

Говоря о мусульманском праве как самостоятельной правовой системе, не следует отождествлять мусульманское право с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Как отмечает Р. Давид, «необходимо различать понятия «мусульманское право» и «право мусульманской страны». Как и в христианских странах, гражданское общество никогда не смешивается в исламе с обществом религиозным. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время… отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права»[63]. К тому же на правовые системы мусульманских стран оказали известное влияние романо-германская и англосаксонская правовые системы, что привело к созданию смешанных правовых систем и так называемой вестернизации права в мусульманских странах.

Вопросы для самопроверки

1. Что следует понимать под правовой системой, и какова ее структура?

2. Что понимается под национальной правовой системой и правовой семьей? Какие правовые семьи принято выделять в современном мире?

3. Как в настоящее время решается вопрос о типах права?

4. Когда и где возникает романо-германская правовая система? Чем характеризуется ее структура и каковы ее источники?

5. Когда и где возникает англосаксонская правовая система? Что характерно для ее структуры и источников?

6. Когда и где возникает мусульманская правовая система? В чем особенности ее структуры и источников?

 

Литература

Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. М. : Междунар. отношения, 1996. – 400 с.

Загрядский Г. В. Правовые системы современности: лекция / Г.В. Загрядский. – М. : [б. и.], 1995. – 42 с.

Лейст О. Э. Сущность и исторические типы права // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. – 1992. – № 1. – С. 3–13.

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть / М. Н. Марченко. – М. : Зерцало, 2001. – 552 с.

Правовые системы мира : учеб. пособие / отв. ред. А. Ф. Черданцев. – Екатеринбург : УрГЮА, 1995. – 88 с.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А. Х. Саидов. – М. : [б. и.], 1993. – 148 с.

Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л. Р. Сюкияйнен. – М. : Наука, 1986. – 256 с.

Сюкияйнен Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. – 1996. – № 8. – С. 120–128.

Тиунова Л. Б. О понятии правовой системы // Изв. вузов. Правоведение. – 1985. – № 1. – С. 23–30.

Фридмэн Л. Введение в американское право; пер. с англ. / Л. Фридмэн; под ред. М. Калантаровой. – М. : Прогресс : Универс, 1993. – 286 с.

 




 

Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Му-хаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.)— 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухамме-да. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

 

В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.

 

К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и «ворота исканий» для его исследователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романс-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным.

 

Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.

 

XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.

 

Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романс-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.

 

Особенности норм мусульманского права. Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.

 

По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

 

Источники мусульманского права. Первым по значению источником мусульманского права признается Коран — священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты датируются периодом с 610 по 631 г. и представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство же стихов посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Большое воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины — христианство и иудаизм — главным образом через Пятикнижие (Тору), Талмуд. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юридическим документом- подобно конституции или кодексу. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.

 

Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права — сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е, преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Этот источник складывался на протяжении нескольких веков (с VII по IX), причем достоверный характер многих хадисов не .вызывает сомнений, хотя есть и предания скорее гипотетического плана. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены прежде всего конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.

 

Третьим источником мусульманского права является иджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Фактически от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение.

 

Четвертый источник мусульманского права — кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В западных правовых системах подобное решение не считается самостоятельным источником. Оно лишь обесйечи-вает «работу» механизма нормативного или прецедент-ного регулирования. В исламских же странах решение по аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер. Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому образует отдельный источник права.

 

К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского права.

 

Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды истории, например в VIII—Хвв., она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.

 

Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.

 

Структура мусульманского права. Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими (ха-нифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалит-ским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдут-ским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

 

Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).