- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Музей и галереи современного искусства «Эрарта»: общая характеристика



Несмотря на то, что работа посвящена галереям, в этом параграфе нельзя рассматривать только галереи, как отдельный компонент, отделённый от музея, потому что музей и галереи современного искусства Эрарта, является комплексом, в котором каждый компонент взаимосвязан с другим.

«Музей и галереи современного искусства Эрарта», располагается по адресу г. Санкт – Петербург, 29-ая линия Васильевского острова д.2А, Телефон: (812) 324 08 09, Факс: (812) 324 08 10, сайт: www.erarta.com

Цены на билеты в «Музей и галереи современного искусства Эрарта»,

· Галереи – бесплатно;

Музей:

· Взрослый - 300 руб.;

· Льготный (для граждан до 21 года и от 60 лет) - 150 руб.;

· Семейный (не более 2-х взрослых и 3-х детей) - 500 руб.;

· Дошкольники бесплатно.

Организационно правовая форма – закрытое акционерное общество. Закрытое акционерное общество — форма организации публичной компании акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому). Действует на основании Устава утверждённого его учредителями.

30 сентября 2010 года состоялось официальное открытие музея и галерей современного искусства Эрарта.

В этот день вход в музей и экскурсии осуществлялись совершенно бесплатно. Посетители, принимавшие участие в открытии имели возможность пообщаться с художниками, сыграть с ними в арт-футбол, принять участие в съёмке клипа «Искусство больше чем футбол», а также принять участие в различных конкурсах и получить призы.

Официальная часть мероприятия состояла из нескольких речей, произнесенных как официальными лицами, так и деятелями искусства. Первым слово взял директор музея Михаил Овчинников. Он признал, что ему часто задают вопрос о том, каким образом они подбирают произведения. Господин Овчинников пояснил, что главный кураторский принцип его и его команды – это искренность. Также директор подчеркнул, что у музея за три года существования проекта по всей России появилось очень много друзей.

«Эрарта» – первый негосударственный музей современного искусства и самый крупный негосударственный музей современного искусства в России. Главной задачей музея является ознакомление зрителей с лучшими произведениями современных художников. Как говорят работники музея и галерей современного искусства «Эрарта»: «Мы знаем, что современное искусство может принести человеку радость и пользу, помочь ему по-новому посмотреть на мир и на самого себя. Общаясь с искусством, человек обогащается, приобретает новый опыт». В музее и галереях современного искусства «Эрарта» организаторы выставок стараются экспонировать только по-настоящему оригинальные и мастерски выполненные произведения. При выборе работ особое внимание уделяется таланту художника, а не его рейтингу и степени известности. «Известное — не значит лучшее». Сотрудники «Эрарты» ищут таланты по всей России, и в коллекции «Эрарты» представлены художники живущие в Петербурге и Москве, Новосибирске и Краснодаре, Уфе и Нижнем Новгороде, Вологде и Брянске, Туле и Ставрополе, а также в других городах России, а в дальнейшем, возможно, будут представлены ещё и художники из других стран. Художники, которые выставляются в «Эрарте» представляют самые разные поколения и самые разные направления в современном искусстве.

Сегодня в коллекции «Эрарты» представлены работы более 140 художников, а общее число единиц хранения приближается к двум тысячам. Помимо живописи, составляющей основу коллекции, в ней также представлены графика, скульптура, объекты, инсталляции и другие виды современного изобразительного искусства. Самые ранние произведения созданы в 1950-х годах, самые поздние — создаются сегодня. Таким образом, коллекция охватывает вторую половину двадцатого и начало двадцать первого веков. Во всем мире искусство этого периода и принято называть современным. Общая площадь здания «Эрарты» — более 8000 м.кв.

Первое произведение искусства, которое видят посетители перед входом в музей и галереи современного искусства «Эрарта» — это скульптурная группа «Эра и Арта», выполненная петербургским скульптором Дмитрием Жуковым. Две сюрреалистические фигуры, отдаленно напоминающие статуи античных богинь, символизируют Время и Искусство (то есть Эру и Арт). Название музея — «Эрарта» — расшифровывается как эра арта или Время Искусства. «Эрарта» является негосударственным проектом, имеющим целью коллекционирование и продвижение современного изобразительного искусства России. Центральным элементом проекта является музей современного искусства «Эрарта». Пятиэтажное здание, в котором располагается Эрарта, было построено в 1951 году для местного райкома. Однако в советские времена здесь разместился Всероссийский НИИ синтетического каучука имени С. В. Лебедева.

В «Эрарте» много того, чего нет в других музеях. Музей имеет постоянную коллекцию, также устраивает временные выставки, периодически издает каталоги, в которых произведения искусства сопровождают тексты, написанные в свободной форме — изолитература. Все желающие могут стать авторами этих текстов и будут опубликованы в печатных изданиях «Эрарты». В музее посетители могут посмотреть изоанимацию — ролики, созданные по мотивам работ из коллекции, в которых эти работы оживают. Посетители музея могут побывать в пространстве u-space — особые комнаты-инсталляции, в которых можно остаться наедине с собой и погрузиться в атмосферу, созданную художниками.

Помимо музея, проект включает в себя коммерческие галереи, художественную мастерскую, издательские и образовательные программы, а также разнообразные мероприятия и акции. «Эрарта» задумана как максимально открытый проект, не только адресованный самым разным авторским и зрительным категориям, но и приглашающий к сотрудничеству всех желающих совместно реализовать свои творческие идеи, как из рядов профессионального сообщества, так и не имеющих к нему никакого отношения.

В интерьерах «Эрарты» использован wall-art – напечатанные на холсте принты, наклеенные на стену, с последующей доработкой краской. Галереи «Эрарта» видят своей главной задачей популяризацию современного российского искусства среди профессионалов и ценителей, а также среди широкой аудитории во всем мире.

Сегодня интерес к этому искусству стремительно растет как в России, так и в других странах, но пока что не появилось галерей, которые представляли бы его объективно и во всей полноте. Между тем в России достаточно талантливых художников, способных радикально изменить бытующее сегодня представление о русском искусстве как о крайне политизированном или подражательном по отношению к западному. «Эрарта» видит свою историческую миссию в том, чтобы разрушить стереотипы и показать миру наиболее интересное из того, что делают сегодня художники в России. Поэтому «Эрарта» не ограничивает себя каким-либо конкретным течением в современном искусстве, считая главными достоинствами искусства свободу самовыражения художника, оригинальность его идей и концепций, и мастерство их воплощения в материале. В галереях представлены как художники-нонконформисты, начинавшие работать в 1950-х — 1960-х годах в Советском Союзе, так и те, кто сформировался уже в новой, постперестроечной России. Большое внимание уделяется молодым художникам, появившимся на арт-сцене в 2000-х годах. Особый акцент галереи делают на современной живописи, поскольку видят за ней большое будущее, а также, поскольку на протяжении всего 20 века именно живопись наиболее свободно и полноценно развивалась в России.

Музей является самым крупным негосударственным Российским музеем современного искусства. В «Эрарте» зрителю предоставляется возможность познакомиться с лучшими произведениями современных российских художников. В настоящее время музейная коллекция Эрарты включает в себя около 2000 работ (более чем 140 авторов, которые представляют самые разные регионы России). Основу коллекции составляет живопись, но помимо живописи в коллекции так же представлены графика, скульптура, инсталляции и другие виды искусства. Отбор работ в коллекцию осуществляется главным образом с точки зрения таланта автора, а не его рейтинга или принадлежности к заданному течению в искусстве. Сотрудники музея и галерей «Эрарта» отбирают те произведения, которые любят сами, те картины которые будут интересны, и которые на их взгляд могут дать человеку импульс для творчества и самопознанию. «Эрарта» не ссылается на авторитеты и не предлагает зрителю готовых оценок, но предоставляет ему возможность самостоятельно выбирать то, что ему близко и интересно. Именно поэтому практически в каждом экспозиционном зале музея и галерей можно увидеть книгу отзывов, или электронный аппарат для отзывов, в которых посетители оставляют свои комментарии по поводу музея, галерей, опредёлённой выставки, свои мысли и рассуждения об экспонатах.

Музейная коллекция экспонируется в музейном крыле здания, а также на 4 и 5 этажах галерейного крыла. Коллекция «Эрарты» на сегодняшний день уже значительно богаче выставленной экспозиции. В дальнейшем коллекция будет продолжать пополняться, поэтому экспозиция музея будет частично обновляться. Также существует электронная коллекция изображений. На большой тройной плазме в зале третьего этажа, помимо разнообразной анимации, связанной с деятельностью «Эрарты», демонстрируется коллекция электронных изображений, которая по составу значительно превышает музейную коллекцию. Большой зал пятого этажа предназначен для проведения временных выставок авторов, как представленных в коллекции «Эрарты», так и приглашённых российских и зарубежных. На пяти этажах лестницы галерейного крыла здания посетители могут посмотреть экспозицию автопортретов художников, которые представлены в коллекции музея. Видео-интервью с художниками «Эрарты» представлены на тач-скринах, выставленных в галерее кафе третьего этажа, каждый посетитель может выбрать художника, который ему интересен, посмотреть его интервью и узнать больше информации о понравившемся авторе. Также при посещении музея посетители могут воспользоваться услугами экскурсоводов, заказать индивидуальную или групповую экскурсию, можно воспользоваться аудиогидом. В восьми залах музея посетители могут «окунуться» в пространство U-space – это экспериментальное пространство (идея его создания принадлежит «Эрарте», а как проекты они созданы авторами), каждое из которых является самостоятельным объектом, и может на время стать жизненным пространством посетителя. Задача каждого пространства – вызвать ассоциативный ряд у зрителя, позволяющий ему пережить глубоко личные эмоции. Эти эмоции в соответствии с замыслом авторов могут начаться в направлении, отражённом в названии зала, а их дальнейшее развитие будет зависеть от самого зрителя.

Галереи «Эрарты» расположены в северном крыле здания. В галереях посетитель может приобрести оригинальные работы авторов, не обязательно представленных в музейной коллекции «Эрарты». Галерея первого этажа работает в режиме ежемесячных персональных выставок или художественных проектов. Остальные галереи «Эрарты» предлагают постоянно обновляющиеся экспозиции работ большого количества авторов, состав которых постоянно меняется.

В музее и галереях современного искусства «Эрарта» есть сувенирный магазин (магазин подарков), который находиться на первом этаже. В нём представлен разнообразный ассортимент дизайнерской сувенирной продукции, в том числе авторские работы, выполненные в единичных экземплярах.

В «Эрарте» продаются печатные издания, каталоги. Также на первом этаже есть магазин – салон. В магазине-салоне можно купить продукцию изготовленную в мастерской «Эрарты». Готовые принты и жикле картин, или заказать копию картины с любой из картин находящейся в коллекции музея. В магазине-салоне можно разместить заказ на оформление интерьера wall-art. Помимо проведения выставок и продажи работ «Эрарта» издаёт серию каталогов «Эрарта», важным элементом которых является изо-литература (сопроводительные тексты к картинам из музейной коллекции, выполненные не в форме комментария искусствоведа, но в форме эссе, часто носящего характер личной ассоциации автора текста по поводу конкретного произведения искусства). На своём сайте «Эрарты» периодически проводит конкурс на самые интересные тексты к работам своей коллекции, в которых может принять участие любой желающий. Тексты-победители публикуются в последующих изданиях каталога. «Эрарта» выпускает журнал «НестАндарт». Это издание ориентировано на самую широкую публику, в том числе абсолютно неподготовленную к восприятию изобразительного искусства, но имеющую вкус к дискуссиям. Половину каждого номера занимает живой рассказ об одном из художников, представленном в коллекции музея, с публикацией его известных и не известных широкой публике работ, не всегда относящихся только к живописи.

В «Эрарте» есть два кинозала. В одном из кинозалов демонстрируется изоанимация– это короткометражные анимационные фильмы, являющиеся своеобразным развитием отдельных картин из коллекции музея, выполненные специально по заказу «Эрарты». Изоанимация часто заставляет взглянуть на картину, непредсказуемым образом продолжая её или приводя зрителя к ней. Во втором кинозале демонстрируется авторский видео-арт.

«Эрарта» проводит специальные программы, мероприятия акции о которых можно узнать из информации, размещённой на сайте. Члены общества «Эрарта» получают соответствующую информацию и приглашения по системе адресной рассылки. Посетители могут стать членом общества «Эрарта», оформив своё участие по одному из нескольких предлагаемых вариантов. Каждый член общества получает каталоги «Эрарта» на день рождения.

На сайте «Эрарты» любой желающий может:

· Ознакомиться с музейной коллекцией;

· Ознакомиться с электронной коллекцией;

· Вступить в члены общества Эрарта;

· Завести свою личную историю, если посетитель автор и его интересует сотрудничество с Эрартой;

· Узнать о происходящих и планируемых выставках и мероприятиях;

· Узнать свежие новости из мира изобразительного искусства;

· Заказать копию любой картины из музейной или электронной коллекции;

· Купить оригинальные картины, выставленные в галереях;

· Купить любую продукцию, предлагаемую к продаже в сувенирном магазине;

· Купить любой из опубликованных каталогов «Эрарта».

Организация работы в музее и галереях Эрарта. В Эрарте существует несколько отделов, которые занимаются различной работой (art отдел, Event отдел, PR отдел, коммерческий отдел, бухгалтерия, юрист). Директор музея Михаил Овчинников также является и куратором галерей.

В галереях отдельный директор. Art отдел занимается оформлением выставок, налаживание контактов с художником, созданием каталогов. PR – отдел занимается организацией работы с прессой, также организаций различных мероприятий благодаря которым у посетителей складывается определённое положительное мнение о работе музея, еvent отдел занимается организацией мероприятий, коммерческий отдел проводит работу связанную с коммерческим аспектом в работе галерей, связанный с продажей картин, с работой сувенирного магазина и магазина салона. В музее есть администраторы, которые встречают гостей, продают билеты.

В «Эрарте» так же есть несколько кафе и ресторан. «Эрарта» намеренно отказалась от смотрителей в каждом зале музея и галерей, руководство эрарты считает что: «смотрители не дают зрителю проникнуть в мир искусства и остаться наедине со своими мыслями, а только отвлекают их». Администратор зала (консультант) есть только на первом Этаже галереи, если кого-то заинтересует картина, консультант расскажет всю информацию о ней. В каждом зале есть телефон, любой посетитель может снять трубку и узнать любую информацию по картинам, которые его заинтересовали.

Организация и проведение выставок в галереях Эрарта.Галерея первого этажа проходит в режиме ежемесячных выставок или художественных проектов.Организация выставки начинается с поиска художника, чьи работы будут экспонироваться.Как найти художника? Эрарта — проект, открытый для сотрудничества со всеми талантливыми творческими людьми. На сайте «Эрарты» любой художник может зарегистрироваться, оставить информацию о своих работах, идеях, проектах, прикрепить изображения своих работ, предложения по реализации проектов. Музею и галереям не важно, какое место занимает художник в рейтингах, каких наград он был удостоен и в каких коллекциях находятся его работы. Ценится талант художника, оригинальность его идей и мастерство, с которым он воплощает эти идеи в своих работах.

Некоторые художники звонят по телефону и предлагают свои идеи по телефонному разговору.

В процессе выбора работ для новой выставки, сотрудники Эрарты рассматривают все предложенные варианты, которые предоставляют им авторы работ. Роботы выбираются по личному вкусу и соответствующие концепции галерей. Выбранные работы автора предоставляются куратору, для того, что бы он подтвердил что эти работы подходят для выставки. С автором который приносит работы, обязательно заключается договор и составляется акт приёма-передачи картин, в котором указывается сумма которую должна выплатить организация художнику в случае реализации картин. К каждой выставке создаются каталог, в котором представлены работы автора с описанием каждой работы, пишется биография автора, творческая биография автора. К каждой выставке куратор галереи пишет вводное слово. PR-отдел занимается тем, чтобы на выставке присутствовала пресса.

Подготовка к выставке. Автор привозит свои работы в галерею или галерея предоставляет машину для перевозки картин. Все картины упаковываются, что бы не повредились.

К каждой картине оформляется этикета. На этикетке на двух языках (русский, английский) должны присутствовать Фамилия, Имя автора, информация о картине (названии работы, какие материалы используются автором в работе, размер картины, стоимость работы.)

Пример:

Иванов Иван

Лес

Холст, масло 80 х 80

2010

 

Ivanov Ivan

The forest

Oil on canvas 80 х 80

2010

__________________

50000 руб.

 

Этикетка печатается, вырезается по определённой форме и прикрепляется к основе.

На открытие каждой выставки сотрудники галерей оформляют приглашения. У галерей «Эрарты» есть база данных посетителей, тем посетителям, у которых есть электронная почта, высылается приглашение по электронной почте. Тем, у кого нет электронной почты, оформляют бумажные приглашения, в которых прописывается программы выставки, а вверху указывается кому приглашение. После оформления приглашений они отправляются в организацию, которая занимается их дальнейшим оформлением, запечатывает в конверт, печатает на конвертах адреса и разносит.

Работы в зале оформляются по замыслу куратора, экспозиция строится исходя из смыслового, колористического и форматного взаимодействия картин. Картины вешаются на специальных тросах. Вешается этикетка на определённом расстоянии от картин.

Открытие выставки. За несколько часов до открытия выставки приходит автор работ и пресса. Авто даёт интервью, в котором рассказывает о себе и о своих работах.

Обычно в 18:00 проходит первое открытие выставки для всех желающих.

1. Сбор гостей

2. слово куратора выставки, автора работ

3. Общение посетителей с работниками галереи

В 20:00 проходит открытие выставки, на которое могут попасть только посетители с приглашением. На этом открытии существует программа выставки.

1. Сбор гостей. Гостей встречают работники галереи со списками, в которых отмечают гостей, которые пришли;

2. слово куратора выставки, автора работ;

3. музыкальная программа;

4. общение посетителей с работниками галерей;

5. фуршет

 

Рекомендации по усовершенствованию работы с молодежью в музее и галереях современного искусства «Эрарта»

В настоящее время большая часть галерей рассчитана на работу с людьми старше 25 лет (платежеспособные, заинтересованные в искусстве, в приобретении картин). При таком своём положении галереи продолжают в большей своей степени основополагаться на коммерческий аспект своей деятельности, даже если галереи устраивают встречи с художниками, это может расцениваться как «реклама» того или иного мастера (его работ).

Уделяя большее своё внимание более старшей публике, галереи не берут во внимание тот факт, что при работе с молодёжью они могут также основное внимание уделять коммерческому аспекту своей деятельности, но ещё и заниматься просветительской деятельностью, привлекая различный контингент людей, тем самым увеличивать свою востребованность у разных слоёв населения. Каждая галерея может стать просветительским центром для молодёжи. В этом случае совершенно не имеет значение, каким помещением (площадью) владеет галерея (поскольку есть галереи с большой площадью «Эрарта» и галереи с наименьшей площадью «Name Gallery»).

В дипломной работе автор разрабатывает проект, который сможет привлечь больше посетителей и возможно принести прибыли для развития галереи. В начале разработки проекта было проведено исследование, которое в полной мере отражает необходимость создания художественной студии при галерее.

Автор дипломной работы предлагает внедрить свой проект в систему работы «Музея и галерей современного искусства Эрарта» в частности потому, что именно эта организация, в настоящее время активно занимается не только коммерческой деятельностью, но и затрагивает просветительский аспект, организовывая экскурсии, просмотры фильмов и спектаклей.

В проекте дипломной работы автор предлагает разнообразить деятельность художественных галерей и привлечь более широкий круг посетителей. Перед тем как приступить к детальной разработке проекта, автор составил анкету (приложение 1) и провёл исследование. В социологическом исследовании участвовало 50 человек (100%), респондентам предлагалось ответить на вопросы, которые непосредственно относятся к теме дипломной работы автора и при обработке результатов создают полною картину того, нужен ли это проект в обществе или нет.

Первая задача исследования: узнать общую информацию о респондентах, им было предложено ответить на 6 общих вопросов, которые непосредственно относятся к ним, это пол, возраст, образование, семейное положение, сфера их работы, увлечения. После обработки анкет были подведены итоги опроса: 82 % из всех опрошенных составили женщины, возраст большей части которых (78%) – 16-25 лет, т.е. женщины и девушки у которых есть высшее образование, 18 % - мужчины от 16-25 лет. Вопрос о сфере деятельности выявил, что 70 % опрашиваемых респондентов, работают в гуманитарной сфере, 28% в сфере обслуживания и только 2% в производственной. Вопрос, относящийся к увлечениям, был без вариантов ответов, поэтому респонденты писали свои варианты, которые в дальнейшем автор дипломной работы сгруппировал на несколько вариантов:

· активные виды увлечений – 34% (женщины)

· увлечения, относящиеся к творчеству – 16 % (женщины)

· чтение, интернет-игры (увлечения связанные с домашним времяпрепровождением) – 50 % (женщины, мужчины)

Вторая задача исследования: выяснить, что такое, по мнению респондентов «культурная жизнь», как они проводят свой досуг, как они относятся к современному искусству и искусству в целом. Респондентам предлагалось выбрать вариант из уже предложенных или написать свой вариант ответа.

Первый вопрос был направлен на то, чтобы выяснить, что респонденты подразумевают под понятием «культурная жизнь». На этот вопрос многие респонденты давали несколько вариантов ответа. Большая часть респондентов 78 % ответили, что «культурная жизнь» - «это посещение театров, музеев, выставок», но также 40 % согласились ещё и с тем, что «это особое поведение, манеры», 2 % опрошенных считают, что «это знание литературы о культуре», 2 % - «это деятельность по созданию художественных произведений. Не один из опрошенных не предложил свой вариант. Второй вопрос направлен на определение того, как респонденты предполагают, как складывается культурная жизнь, 90 % из всех опрошенных ответили, что культурную жизнь нужно организовывать, и только 10% ответили, что она складывается сама собой. На вопрос «Что такое, по Вашему мнению, досуг?» 70 % ответили, что «это занятие любимым делом в свободное время и 30 % опрошенных ответили, что «это время свободное от работы». На вопрос «Как вы проводите свой досуг?» респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа или предложить свой, 100 % опрошенных проводят свой досуг за чтением книг, встречаются с друзьями, в кино ходят 90 % респондентов, театры, музеи и выставки посещают 74% опрошенных, свой досуг «сидя» за компьютером проводят 48% опрошенных, телевизор смотрят 34%, просто ничего не делают 2%, 1 человек свой досуг проводит за оригами.

После получения ответов на общие вопросы, автор дипломной работы в опросном листе, предлагает респондентам ответить на вопросы более узкого смысла, которые непосредственно связаны с художественной деятельностью и искусством. Автор спросил у респондентов «Любят ли они живопись?» на что 78% ответили «да, люблю», 20% ответили «не знаю», и только 4% из тех респондентов у кого в данных о своих увлечениях было написано «скалолазание, туризм» ответили «нет, не люблю». Современное искусство нравится 50% опрошенных, 48% не нравится и 6% его не понимают. Все респонденты на вопрос бывали ли Вы на художественных выставках ответили «Да». Большинство опрошенных 90% посещали выставки в Эрмитаже, 68% в Русском музее, 32% в Манеже, 48% в частной художественной галерее. Не смотря на то, что все участники исследования посещали художественные выставки, только 10% из них присутствовали на открытии выставки, но им всем понравилось открытие. Также респондентам был задан вопрос, «что нужно для того, чтобы получать удовольствие от художественной выставки?», 44% опрошенных ответили, что «нужно разбираться в современном искусстве, 30% ответили, что нужно «быть знакомым с деятельностью данного музея или художественной галереи.

Третья задача исследования: выяснить хотят ли респонденты заниматься искусством. Блок вопросов был направлен на определение того, на кого же всё-таки будет ориентирован проект художественной студии современного искусства при галереи, будет ли он востребован. Первый вопрос, на который требовалось ответить респондентам это «хотели бы Вы знать «историю искусства» и разбираться в живописи?», на этот вопрос 86% опрашиваемых ответили «да», важным является, то, что из 86% - 10% увлекаются туризмом и походами. Далее респондентам был задан вопрос «умеете ли Вы рисовать?», 34% ответили «да, хорошо рисую», 30% - «рисую не очень хорошо», 18%-«рисую плохо», 18% - «совсем не умею рисовать». На вопрос «хотели бы Вы научиться рисовать 78% ответили «да», 64% опрошенных хотели бы, чтобы их картины приняли участие в выставке, 72% опрошенных хотели бы заниматься в художественной студии при галерее.

Данные исследования показали, что большинство опрошенных считают, что культурная жизнь – это посещение музеев, театров, но также ответив, что это определённое поведение, манеры, опрошенные согласились с тем, что в культурную жизнь также входит обучение этому поведению и манерам. В ходе исследования было выявлено, что все опрошенные читают различного рода литературу, следовательно, они учатся, познают новое, тем самым, приобщаясь к культуре. Интерес опрошенных к посещению художественных выставок был выявлен, когда все респонденты ответили, что они посещали выставки, следовательно, появление в галереях нового (художественная студия) привлечёт ещё большее количество людей. Последний блок вопросов выявил, что респондентам интересно узнать о современном искусстве, многие из них умеют рисовать и ещё больше респондентов хотели бы научиться рисовать, и посещать художественную студию современного искусства при галерее.

Проект «Арт-мастер»

Цель данного проекта – организация художественной студии современного искусства «Арт–мастер» для привлечения посетителей различных возрастных групп.

Задачи проекта: приобщение учащихся к современному искусству, обучение учащихся мастерству художника, обучение учащихся мастерству куратора.

Организация художественной студии при галерее поможет в решении вопросов художественно-эстетического воспитания молодёжи на основе коллекции музея и галерей современного искусства «Эрарта». Деятельность художественной студии будет определяться направлениями образовательной и социокультурной деятельности музея и галерей современного искусства «Эрарта»:

· Познавательное – изучение истории современного искусства как части мировой художественной культуры;

· Художественно-педагогическое – формирование и развитие художественного восприятия и творческой сферы личности;

· Гуманитарно – междисциплинарное – изобразительное искусство в процессе педагогической деятельности предстаёт во взаимосвязи с другими искусствами и гуманитарными дисциплинами – музыкой, литературой, философией, историей.

Художественная студия современного искусства «Арт-мастер» при галерее – это учебное пространство под руководством негосударственной художественной галереи, в котором осуществляется обучение желающих теоретическим и практическим навыкам в искусстве живописи, а также проводятся выставки работ учащихся организуемые самими учащимися при помощи сотрудников галереи. Ожидаемый успех художественной студии современного искусства «Арт-мастер» будет зависеть от профессионализма его сотрудников (искусствоведов, педагогов, художников), их ориентацией на исторический опыт и современные исследования в области искусства и музейной педагогики, а в дальнейшем также сотрудничеством, образовательными и научно-исследовательскими институтами, вузами, школами и дошкольными образовательными учреждениями.

На первом этапе создания художественной студии «Арт-мастер» следует определить площадку (помещение) в которой она будет располагаться. Оптимальный вариант расположить её непосредственно в помещении самой галереи, чтобы обучающиеся были в центре мира искусства. При создании художественной студии «Арт-мастер» особое внимание нужно уделить возрастным группам людей, которые будут заниматься в этой студии. По данным исследования «студия» будет рассчитана на людей в возрасте от 16-23 лет, но это не означает, что люди старше или младше этого возраста не смогут посещать данные занятия, при востребованности этой студии могут быть организованы занятия для других возрастных групп. Программа занятий в художественной студии рассчитана на несколько лет обучения, но посетители также смогут компоновать и посещать те занятия, которые интересны именно им.

Первая задача: приобщение учащихся к современному искусству. Специалисты, работающие в галерее будут проводить лекции по истории современного искусства, так как по данным исследования выяснилось, что большая часть опрошенных хотела бы знать историю искусства. Также большинство респондентов ответили, что для получения удовольствия от посещения художественной выставки нужно разбираться в современном искусстве, следовательно, теоретические лекции будут полезны не только для людей, занимающихся в художественной студии «Арт-мастер», но и для тех, кто планирует посещать выставки современного искусства, которые проходят в галерее.

Курс лекций по искусству: (цена каждого занятия 500 рублей)

1.Что такое современное искусство? Вводная лекция, дающая общие представления о дальнейшем обучении. (бесплатно)

2.Введение в искусствоведение (основные понятия и термины, художественные стили, направления, течения и школы.

3.История современного русского искусства.

· Искусство после 1930 года.

· Авангард и поставангард. Вопрос об отделении культуры от государства или секуляризация искусства. Краткий историографический обзор и исследователи вопроса.

· Художники 1920-х – 1930-х и искусство 1960-х годов. От альтернативного искусства к нонконформизму.

· Новые технологии и традиционные средства выражения в искусстве второй половины 1990-х.

· Искусство начала 21 века, новые виды и технологии искусства

Вторая задача: обучение учащихся мастерству художника. В художественной студии «Арт-мастер» будут проводиться специальные лекции и мастер – классы, для этого на занятия будут приглашаться художники, чьи работы выставлялись или выставляются в галерее. Материалы для работы предоставляет галерея, учащийся оплачивает только занятия.

План занятий:

1. Графический базовый курс (карандашный рисунок) включает 20 занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 1 академический час. Продолжительность курса около 2,5 месяцев. Стоимость курса 10000 руб. (20 занятий).

2. Курс живописи (акварель) включает 30-40 занятий, которые обычно проходят 1 раз в неделю. Стоимость курса 5000 руб. за 10 занятий.

3. Курс "портрет" (графический) - это 10 занятий по 2 часа, 1 раз в неделю. Стоимость курса 5000 руб.

4. Анималистика (изображение животных) - 10 занятий 1 раз в неделю. Стоимость курса 5000 руб.

Третьей задачей художественной студии «Арт-мастер» будет обучение учащихся мастерству куратора. При участии работников галереи будут проводиться лекции по выставочной работе, организации художественного проекта.

Курс лекций:

1. Экскурсия по музею и галереям современного искусства «Эрарта»; (бесплатно для учащихся оплативших весь курс)

2. Из истории международной и отечественной выставочной деятельности; (стоимость 200 рублей)

3. Специфика и формы выставочной деятельности (Виды экспозиций); (стоимость 200 рублей)

4. Общие принципы и методы построения экспозиций; (стоимость 200 рублей)

При завершении работы над своими учебными картинами, учащиеся смогут своими силами (при помощи сотрудников галереи) организовать выставку. Выставка будет организована в помещении галереи. Подготовка к выставке будет начинаться с того момента, когда будет завершена работа над первым произведением учащихся. В галерейном пространстве должно быть отведено место, где будут экспонироваться работы. Выставка начинающих художников будет длиться две недели. Чтобы организовать выставку учащиеся должны будут расположить свои работы в выделенном пространстве по всем правилам, которые были усвоены ими при прослушивании курса лекций по выставочной работе. Далее учащиеся подготавливают план мероприятия (основные этапы, по которым будет проходить выставка): встреча гостей, официальная часть, завершение открытия. Учащиеся оформляют приглашения, на выставку будут также приглашены все желающие. Картины, участвующие в экспозиции можно будет приобрести (если автор согласен).

Подводя итоги 2 главы, можно сделать следующие выводы: деятельность художественных галерей может быть: репрезентативной, коммерческой, просветительской, коммуникативной, экспертной. Что же касается практики, не каждая галерея занимается всеми видами деятельности, многие галереи основное своё внимание уделяют коммерческому аспекту своей деятельности, тем самым забывая про просветительский аспект. Также у каждой галереи существует своя политика, и используются различные стратегии для привлечения посетителей и покупателей. За организацией работы в галереях следит куратор, роль которого в деятельности галереи занимает важное место. В Санкт-Петербурге в настоящее время существует большое количество галерей. Каждая их них привлекает своего посетителя разными способами, в некоторых галереях существует специальный отдел (PR отдел), который занимается связями с общественностью, организует пресс-конференции, работает со СМИ, разрабатывает мероприятия для привлечения публики и для образования у неё благоприятного мнения о г