- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»



Патриарх Никон. ...Всеми этими подвигами благочестивого нищепитательства Никон никому не становился на дороге, но вместе с тем он совершал иного рода подвиги, такие, которые тогда уже навлекли на него врагов: по царскому приказанию он посещал тюрьмы, расспрашивал обвиненных, принимал жалобы, доносил царю, вмешивался в управление, давал советы, и царь всегда слушал его. В письмах своих к Никону царь величал его «великим солнцем сияющим», «избранным крепкостоятельным пастырем», «наставником душ и телес», «милостивым, кротким, милосердым», «возлюбленником своим и содружебником» и т. п.; царь поверял ему тайное свое мнение о том или другом боярине. От этого уже тогда в Москве бояре не терпели Никона, как царского временщика, и некоторые говорили, что лучше им погибать в Новой Земле за Сибирью, чем быть с новгородским митрополитом. Не любили его подначальные духовные за чрезмерную строгость и взыскательность, да и мирские люди в Новгороде не питали к нему расположения за крутой властолюбивый нрав, несмотря на его нищелюбие, которое в сущности было таким же делом обрядового благочестия, как и заботы о богослужении...
...Сам царь развил в этом человеке властолюбие; он приучил его вмешиваться в государственные дела, и патриарху трудно было держаться в стороне от них. Зависимость церкви от государственной власти казалась ему нестерпимою, по мере того как он терял прежнюю силу и влияние на дела государственные. С этих пор у него, естественно, если не в первый раз явилось, то сильнее развилось стремление поставить духовную власть независимо от светской и церковь — выше государства.

Вопросы к документам:1. Какие черты характера патриарха Никона выделяют В. О. Ключевский и Н. И. Костомаров? 2. Какую черту характера Никона В. О. Ключевский считает основной причиной его поражения? 3. В чем, по мнению Н. И. Костомарова, заключалась причина стремления патриарха поставить «священство» выше «царства»?

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
(Извлечение)

...Рождение же мое в нижегороцких пределех, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати — Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя страху Божию.
...А егда в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, — по се время сот с пять или с шесть будет. Не почивая, аз, грешный, прилежа во церквах, и в домех, и на распутиях, по градом и селам, еще же и в царствующем граде и во стране сибирской проповедуя и уча слову Божию, — годов будет тому с полтретьятцеть.
Помале паки инии изгнаша мя от места того вдругоряд. Аз же сволокся к Москве, и Божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольской. И тут пожил немного, — только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков, и баб, — пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, — человек с тысящу и с полторы их было, — среди улицы били батожьем и топтали; и бабы были с рычагами. Грех ради моих, замертва убили и бросили под избной угол. Воевода с пушкарями прибежали и, ухватя меня, на лошеди умчали в мое дворишко; и пушкарей воевода около двора поставил. Лю-дие же ко двору приступают, и по граду молва велика. Наипаче же попы и бабы, которых унимал от блудни, вопят: «убить вора, да и тело собакам в ров кинем!» Аз же, отдохня, в третей день ночью, покиня жену и дети, по Волге сам-третей ушел к Москве. На Кострому прибежал, — ано и тут протопопа ж Даниила изгнали. Ох, горе! везде от дьявола житья нет! Прибрел к Москве, духовнику Стефану показался; и он на меня учинился печален: на што-де церковь соборную покинул? Опять мне другое горе! Царь пришел к духовнику благословитца ночью; меня увидел тут; опять кручина: на што-де город покинул? — А жена, и дети, и домочадцы, человек с двадцеть, в Юрьевце остались: неведомо — живы, неведомо — прибиты! Тут паки горе.
Посем Никон, друг наш, привез из Соловков Филиппа митрополита. А прежде ево приезду Стефан духовник, моля Бога... о патриархе, да же даст Бог пастыря ко спасению душ наших, и с митрополитом казанским Корнилием, написав челобитную за руками, подали царю и царице — о духовнике Стефане, чтоб ему быть в патриархах. Он же не восхотел сам и указал на Никона митрополита. Царь ево и послушал, и пишет к нему послание навстречю: преосвященному митрополиту Никону новгороцкому и великолуцкому и всея Русии радоватися, и прочая. Егда ж приехал, с нами яко лис: челом да здорово. Ведает, что быть ему в патриархах, и чтобы откуля помешка какова не учинилась. Много о тех кознях говорить! Егда поставили патриархом, так друзей не стал и в Крестовую пускать.
...Меня взяли... на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда ж рассветало в день недельный, посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток, не знаю — на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. Бысть же я в третий день приалчен, — сиречь есть захотел, — и после вечерни ста предо мною, не вем-ангел, не вем-человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел, и посадил, и ложку в руки дал, и хлеба немножко, и штец похлебать, — зело прикусны, хороши! — и рекл мне: «полно, довлеет ти ко укреплению!» Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало! ... Наутро архимандрит с братьею пришли и вывели меня; журят мне, что патриарху не покорился, а я от писания ево браню да лаю. Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцу под начал, велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют. Бог их простит в сии век и в будущий: не их то дело, но сатаны лукаваго. Сидел тут я четыре недели.
...Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути.
...Посем указ пришел: велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что браню от писания и укоряю ересь Никонову.
...Таже в Москве приехал, и, яко ангела Божия, прияша мя государь и бояря, — все мне ради. К Федору Ртищеву зашел: он сам из полатки выскочил ко мне, благословился от меня, и учали говорить много-много, — три дни и три нощи домой меня не отпустил и потом царю обо мне известил. Государь меня тотчас к руке поставить велел и слова милостивые говорил: «здорово ли-де, протопоп, живешь? еще-де видатца Бог велел!» И я сопротив руку ево поцеловал и пожал, а сам говорю: «жив Господь, и жива душа моя, царь-государь; а впредь что изволит Бог!» Он же, миленькой, вздохнул, да и пошел, куды надобе ему. И иное кое-что было, да што много говорить? Прошло уже то! Велел меня поставить на монастырском подворье в Кремли и, в походы мимо двора моево ходя, кланялся часто со мною низенько-таки, а сам говорит: «благослови-де меня и помолися о мне!» И шапку в ыную пору, мурманку, снимаючи с головы, уронил, едучи верхом. А из кореты высунется, бывало, ко мне. Таже и вся бояря после ево челом да челом: «протопоп, благослови и молися о нас!» Как-су мне царя тово и бояр тех не жалеть? Жаль, о-су! видишь, каковы были добры! Да и ныне оне не лихи до меня; дьявол лих до меня, а человеки все до меня добры. Давали мне место, где бы я захотел, и в духовники звали, чтоб я с ними соединился в вере; аз же вся сии яко уметы вменил, да Христа приобрящу, и смерть поминая, яко вся сия мимо идет.
...Последнее слово ко мне рекли: «что-де ты упрям? вся-де наша Палестина ...все-де трема персты крестятся, один-де ты стоишь во своем упорстве и крестишься пятью персты! — так-де не подобает!» И я им о Христе отвещал сице: «вселенстии учитилие! Рим давно упал и лежит невсклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша християном. А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго Магмета, — да и дивить на вас нельзя: немощны есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, Божиею благодатию, самодержство. До Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна. Никон волк со дьяволом предали тремя персты креститца; а первые наши пастыри, яко же сами пятью персты крестились, такожде пятью персты и благословляли по преданию святых отцов наших».
...Потом привели нас к плахе, меня отвели, не казня, в темницу. Чли в наказе: Аввакума посадить в землю в струбе и давать ему воды и хлеба. И я сопротив тово плюнул и умереть хотел, не едши, и не ел дней с восмь и больши, да братья паки есть велели.

Вопросы к документу:1. Каким перед вами предстает Аввакум после знакомства с его «Житием»? 2. В чем Аввакум видел свою миссию? Что толкало его на мученичество? 3. Что защищал и против чего выступал Аввакум?

3.Рассматривая вопрос о преследовании старообрядцев, учитель отмечает, что в борьбе против них официальная церковь вынуждена была обращаться за содействием к государству, делая шаги в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр I окончательно расправился с самостоятельностью Православной церкви.
Государство преследовало старообрядцев. В 1681 г. было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 г. по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников.
Подводя итог урока, учитель еще раз обращает внимание учащихся на изменение роли Православной церкви в различных сферах жизни страны в изучаемый период. Учащимся можно предложить задание: определить суть церковного раскола XVII в.
Домашнее задание:§ 33, письменный ответ на вопрос 6 после параграфа.

 

У р о к 38. ХОЗЯЙСТВО И СОСЛОВИЯ

Цель урока:раскрытие влияния политических процессов в России XVII в. на хозяйство страны и социальную структуру общества.

Основные даты и события
1639 г., 1642 г. — указы об увеличении срока сыска беглых крестьян до 9 лет и до 10 лет.
1653 г. — принят Торговый устав.
1667 г. — принят Новоторговый устав.
1678—1681 гг. — проведена податная реформа.

Термины и понятия урока
Мануфактура (от лат. manus — рука и factura — изготовление) — предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. В России существовала со второй половины XVII до первой половины XIX в. В силу узкой специализации рабочего и орудий труда мануфактура способствовала углублению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству.
Товарное хозяйство — тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу товаров.

Оборудование урока:карта «Россия в XVII в.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

План изучения нового материала:1. Сельское хозяйство. 2. Промышленность и мануфактурное производство. 3. Торговля. 4. Изменения в социальной структуре России в XVII в.
В своем вводном слове учитель обращает внимание учащихся на то, что XVII в. является переломным, в том числе и в развитии хозяйства. В России начинается формирование капиталистических отношений. В исторической литературе существует две основные точки зрения на хозяйственное развитие страны в XVII в. Сторонники первой считают, что в связи с развитием мануфактурного производства и складыванием всероссийского рынка можно говорить о зарождении капиталистических отношений в XVII в. Сторонники второй придерживаются мнения о том, что новые явления в социально-экономических отношениях XVII в. были еще неустойчивы и тормозились феодально-крепостнической системой. Об устойчивых капиталистических отношениях можно говорить только применительно к последней трети XVIII в., когда начинается разложение феодально-крепостнической системы.
1—3.При рассмотрении вопроса о развитии сельского хозяйства, промышленности и торговли в изучаемый период можно организовать групповую работу учащихся. Ее итогом должно стать заполнение каждой группой одной из ячеек таблицы «Развитие хозяйства России в XVII в.». Можно предложить учащимся самостоятельно придумать вариант таблицы. Если они не справляются с заданием, то учитель предлагает им вариант таблицы, приведенный ниже.

Вопросы для сравнения Сельское хозяйство Промышленность Торговля
Темпы развития Экстенсивное развитие Развивалась более быстрыми темпами Медленное развитие внутреннего рынка
Основные направления развития Расширение посевных площадей за счет освоения новых территорий Развитие ремесла. Увеличение числа мануфактур Развитие ярмарочной торговли. Принятие новых торговых уставов: в 1653 г. — Торгового устава (введена единая рублевая пошлина — по 10 денег с рубля, т. е. 5% с покупной цены товара, с иностранцев брали больше), в 1667 г. — Новоторгового устава. Внешнеторговые операции с западными странами — через Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Путивль, Свенскую ярмарку. В восточной торговле первенствующую роль играла Астрахань
Новые черты Развитие земледелия в Сибири. Наметилась специализация районов. Дворянское землевладение расширяется за счет земель в Поволжье и Диком поле Превращение ремесленного производства в мелкотоварное. Развитие мануфактур, использовавших труд крепостных крестьян. Специализация районов на производстве определенных товаров Начало процесса формирования всероссийского рынка

При подведении итогов работы групп учащимся предлагается задание: на основе изученного материала дать оценку точек зрения историков на развитие хозяйства в XVII в.
4.Вопрос об изменениях в социальной структуре России школьники изучают самостоятельно по материалам учебника и текста Соборного уложения 1649 г. (см. урок 36).