Налоги являются обязательными сборами, взимаемы-
ми государством с хозяйственных субъектов и с населе-
ния по ставкам, установленным в законодательном по-
рядке. Для становления налоговой системы, кроме образо-
вания государства и появления законодательных актов, не-
обходим определенный уровень хозяйственных (экономичес-
ких) отношений в стране.
Формированию податной (налоговой) системы на Руси
с давних времен помогало развитие торговли и постепен-
ное оформление таможенного права; вторым фактором,
обеспечивающим этот процесс, является не просто ста-
новление государственности на Руси в IX—X вв., но и со-
вершенствование государственных структур, особенно за-
нимающихся фискальной политикой, периодом расцвета
этих структур можно считать XVI—XVIII вв.; третьим
важнейшим фактором стало становление в XV—XVI вв.
сельскохозяйственного производства как главного в аграр-
ном обществе, т. е. активное развитие земледелия и ското-
водства, поставлявшего продукцию для торговли на внут-
реннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно счи-
тать развитие ремесла, а в XVII—XVIII вв. мануфактурно-
го производства.
На Руси первая форма взимания налогов получила на-
звание "полюдье", она была характерна для ряда зарожда-
ющихся государств Восточной Европы. "Полюдье" — это
смешанный тип сбора дани, более или менее обусловлен-
ной в устных договорах между племенами, а также корм-
ления князя и его дружины за счет населения подвластных
территорий.
О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в
записках императора Византии Константина Багрянородно-
го (908—959) "Об управлении империей". Описывая жизнь
различных народов, в том числе в районах Дуная и Днеп-
ра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов".
Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходи-
ли с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полю-
дья", что именовалось "кружением".
Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой
подвластные ему территории с целью сбора дани, без зара-
нее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" от-
правлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви-
ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви-
там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье про-
живали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продол-
жалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чер-
нигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.
Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе
славянского слова, подтверждается греческой транскрип-
цией этого слова, в древних исландских сагах оно также
заимствовано из древнерусского. Арабские источники, на-
пример Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полю-
дья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой.
Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали
меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют
одежды.
Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска,
меха и рабов (невольников), которые продавались или ме-
нялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев
возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использо-
валась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в
уплату дружинникам за службу. К этому времени окрест-
ные племена присылали "моноксилы" — лодки-однодревки
с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100—
200 судов. В плавание отправлялись в июне—июле, месяцы
эти считались наиболее благоприятными для экспедиций
по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в
Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть
недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда
прибывали суда из Переяславля, третьего по величине
города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль сто-
ял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя-
чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был
очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать
Днепровских порогов.
Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с се-
зоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также
икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь
прибывало не менее тысячи человек. На основании торго-
вых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавли-
вались на специальном подворье и занимались торговлей.
Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября,
к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из
Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и се-
ребро.
Таким образом, путь из Киева в Константинополь был
тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья"
и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг
в греки".
Когда Древнерусское государство окрепло, в середине
X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяй-
ственная реформа, связанная с началом второго этапа
становления податной системы. ПВЛ, Константин Багря-
нородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают
о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы кня-
зя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей види-
мости, опасности походов за данью типа "полюдья", в од-
ном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Оль-
гу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном
своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле,
устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести вре-
менных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она
установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и
Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и по-
госты (от слова "гости" — купцы). Княгиня Ольга в 946 г.
впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы
в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом,
во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевс-
кого князя с дружиной по подвластным территориям. Дань
вместо "полюдья" была более цивилизованной формой на-
логов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов,
мехов, различных изделий с земель, которые становились
волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вто-
рых, для сбора дани определялись специальные места —
"погосты". Они использовались также для местной (мено-
вой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах боль-
ших рек — и для внешней торговли. В-третьих, по ряду
свидетельств, определялись люди для сбора дани на погос-
тах — "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о
важных должностных лицах. Сборщик дани не называется
уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их
в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство
свидетельствует об особом этапе развития денежных отно-
шений — от скота как эквивалента денег русичи переходят
к другим их эквивалентам, напоминающим металлические
деньги.
Итак, первый этап становления податно-налоговой си-
стемы на Руси хронологически определяем: /X — сер. X в.;
второй этап: с сер. X в. до начала социально-полити-
ческой раздробленности, выделения Северо-Восточной,
Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;
третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения
ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.
По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе про-
явились очень интересные тенденции в развитии податно-
налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. "об-
рок" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в
описаниях XII—XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в
это время проходил начальный процесс феодализации, ко-
торый обретал более или менее определенные контуры.
Треть собранной дани предназначалась для Великого кня-
зя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобре-
тала значение государственной казны. Одна десятая ее часть
направлялась в распоряжение православной церкви и по-
лучила название "десятины".
Одновременно появились три разновидности дани-об-
рока: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и
трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сель-
ского строительства, можно предположить, что желаю-
щие уклониться от дани топили "по-черному" — без выво-
да трубы наружу. Через несколько веков подворная подать
станет основным прямым налогом на Руси, истоки его за-
рождались в XII—XIII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Дру-
гая часть семей — земледельцев — платили с "рала" (с
плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным на-
логом. Еще часть населения платила с "человека", что че-
рез несколько веков трансформируется в подушный налог.
Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань плати-
лась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать;
2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в
поземельную ренту. Но применительно к первым векам су-
ществования Древнерусского государства такую четкую гра-
дацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в
отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а
не с людей, на них проживающих.
Четвертый этап в становлении налоговой системы со-
впадает со временем татаро-монгольского ига. Это был пе-
риод с 1236—1240 гг. до середины XV в.
Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на ус-
ловиях полуколонии. Сохранялось управление русскими
землями национальными лидерами, князьями из рода Рю-
риковичей. Но князья должны были за большие деньги и
дары получать ярлыки на правление.
Ордынцы были прирожденными степняками и конево-
дами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад
их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым,
был связан с бытом и образом жизни степняков: они изоб-
рели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из
мужской одежды в числе первых стали применять длин-
ные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили ме-
ховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первона-
чально не знавшие грамоты, государственного устройства,
оказались восприимчивыми к опыту других стран и наро-
дов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии,
они переняли у ряда народов с древней культурой, в том
числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения
переписи населения, организации быстрой почтовой свя-
зи путем создания через равные отрезки пути "ям" —
почтовых станций.
Первую перепись населения на Руси ордынцы начали
проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после
гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия
там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Ба-
тый послал баскаков своих с численниками (переписчиками
населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Рус-
ским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар-
пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого
главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон
одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамуж-
них женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство.
Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне
каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого
состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху
медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисье-
му". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в
1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была про-
ведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие
численники переписали население Суздальской, Рязанской,
Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладыва-
ли "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священно-
служителей и монахов. Для остальных, занесенных "чис-
ленниками" в перепись населения, определялся "ясак" в
виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не зап-
лативших забирали, как и в прежние годы, в "полон".
Но главной была общая на всю Русь дань под названием
"ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Пла-
тили "выход" удельные князья от имени населения своих
княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) мос-
ковские князья стали платить за всех "ордынский выход",
предварительно собрав необходимую сумму из разных мест.
Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими ме-
хами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось
больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на
неопределенное время в Орде, пока их приближенные не
собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посу-
дой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся
не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями
принимали в Орде мученическую смерть.
Главный вывод из вышесказанного такой: экономика
Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей
из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже
за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами
ценных пород диких зверей, заставили вплотную занимать-
ся охотой. Таким образом, вместо производящего хозяй-
ства вновь перейти к присваивающему типу хозяйства.
Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием
и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие
и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и
становления аграрного общества наметилось значительное
отставание в экономическом развитии Русского государства
от европейских стран. Выравнивание уровней развития про-
изойдет лишь через несколько веков.
Пятый этап в развитии податной системы на Руси
приходится на XIV—XVI вв. В это время сложились усло-
вия для перехода к так называемой посошной подати. В те
времена в окружающем Русь мире — Восточной и Запад-
ной Европе — создавались централизованные государства.
Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенден-
ций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране
начался политический и хозяйственный подъем. С середины
XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет зем-
леделия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и опре-
делился переход к новому этапу в развитии налоговой сис-
темы — взиманию посошной подати. О "сохе" как виде
дани говорится в завещании Великого князя Василия Васи-
льевича Темного (1425—1462 гг.). После его смерти писцы
должны были переписать земли и обложить "данью по со-
хам и по людям". Здесь официально упоминается "соха"
как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы
дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономи-
ческой мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения по-
датью не ассоциировалась с сохой — орудием земледелия.
"Соха" — это единица земли, с которой платили подать
государю, т. е. Великому князю, в XV—XVI вв., первой по-
ловине XVII в. "Coxa" определялась также количеством ра-
бочей силы, необходимой для обработки определенной зе-
мельной площади. С постепенной ликвидацией раздроблен-
ности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи"
присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества.
Причем условно к пашне приравнивались другие объекты
обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недви-
жимость.
Законодательно посошная подать как основной пря-
мой налог в Русском централизованном государстве была
закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взи-
маться со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи''
(посошной подати) было положено известное количество
земли, которую мог обрабатывать один или несколько че-
ловек с одной или несколькими лошадьми. При этом учи-
тывалось и количество произведенной продукции, то есть
экономическая выгода, получаемая от запашки земли.
В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея
в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мел-
ких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две:
новгородская — около 45 десятин земли. В отличие от нее
московская соха представляла из себя целый пахотный ок-
руг. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха
пашенная здесь в трех полях достигала 1200-—1800 десятин
земли.
Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, воз-
можно ли было от той или иной земли, в зависимости от
ее площади и плодородия, получить и реализовать столько
продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха"
новгородская была намного меньше потому, что в тех мес-
тах было мало плодородной земли, служилым людям она
не раздавалась, а народ много занимался промыслами и
ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил по-
дати, видимо, от суммы общих доходов.
"Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 деся-
тин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. госу-
дарственных, землях, не несли военной повинности, поэто-
му с них брали больше сельских податей.
"Соха" государственных крестьян доходила до 600 де-
сятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин
земли платили такую же сумму посошной подати, как слу-
жилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали
вдвое больший.
Прямые налоги в Московском государстве до XVII в.
состояли из 3-х частей:
1) дани (посошной подати);
2) кормления административных лиц;
3) иных натуральные повинностей.
Вся совокупность денежных платежей и натуральных
повинностей называлась тяглом.
Более мелкими, чем "соха", единицами обложения
были: "выть" — до 30 десятин земли и "обжа" — до 15 де-
сятин.
"Кормы" областным управителям делились на: а) "въез-
жий", т. е. при поступлении в управление того или иного
лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по
двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рож-
дественский". До главенства Московского княжества "кор-
мы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а
также сена для скота. С воцарением Московской Руси и
развитием товарно-денежных отношений наместникам ста-
ли выдаваться денежные оклады.
История свидетельствует, что и с введением денеж-
ных окладов подношения различным должностным лицам
сохранились в последующие времена. Но они перестали быть
обязательными, приобрели характер даров —> подарков —>
—> подкупов должностных лиц.
В XVI—XVII вв., т. е. с появлением единого государ-
ства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно воз-
росли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это мож-
но объяснить большими государственными расходами в пе-
риод Ливонской войны, а в XVII в. — ликвидацией послед-
ствий Смутного времени.
К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоеди-
нились сборы на:
1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими та-
тарами — "полоняничные" деньги;
2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стре-
лецкого войска;
3) "ямские деньги" — на содержание разветвленной с
XVI в. сети ямской "гоньбы";
4) "ямчужные" — или селитряные деньги — на покуп-
ку пороха;
5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возве-
дение "засек" — преград на пути татар к Москве.
Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были ук-
рупнены, т. е. сведены в три основных:
1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую
по старинке называли данью;
2) "полоняничные";
3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с
вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой
управления наместников и волостелей и соответственно
отменой кормления. Вместо них появились выборные зем-
ские старосты с целовальниками. На их содержание и был
определен государственный налог, названный "оброком" или
"откупом".
Для упорядочения налогообложения в XVI в. создава-
лись писцовые книги, в которых содержались данные пере-
писей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные
книги для учета численности дворов и населения в них.
С помощью "переписных книг" в правление Алексея Ми-
хайловича Романова был подготовлен переход к еще более
цивилизованной форме прямого налога — к подворной по-
дати.
Шестой этап взимания прямого налога — подворно-
го — начинает отсчет времени уже после смерти Алексея
Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были
сведены в два разряда:
1) стрелецкие деньги;
2) ямские и полоняничные.
Стрелецкий налог теперь платило городское и про-
мышленное сельское население, к нему относилось и насе-
ление поморских уездов, где хлебопашество не было глав-
ным занятием сельских жителей. Все они должны были со-
держать стрелецкое войско.
Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне:
государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и по-
мещичъи. В том и другом случаях налоги взимались с под-
ворий, независимо от того, сколько в них проживало
людей.
Несовершенство таких налоговых сборов проявилось
уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских
реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин
крестьяне начали целыми семьями покидать свои подво-
рья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае — казаков.
Государству все труднее становилось собирать налоги, по-
этому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи
перейти к сбору подушного налога. В такой форме — "по
душам" мужского пола — его собирали более 160 лет —
до реформ Н. X. Бунге — И. А. Вышнеградского.
Противником введения подушного налога выступил со-
временник Петра I — Иван Тихонович Посошков (1652—
1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности
и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по
политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за
ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещи-
ков. Он относился к налогам как важнейшему источнику до-
ходов государства, поэтому предлагал облагать налогами
все социальные слои общества, за исключением духовен-
ства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (сум-
марном) отношении налоги нужно взимать исходя из до-
ходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и
торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посош-
ков впервые в экономической истории России предложил
по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предло-
жение первого российского политэконома опережало вре-
мя, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил вели-
кому ученому критику существовавших тогда в России по-
рядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петро-
павловской крепости.
Кроме государственных податей — налогов, на Руси
существовали торговые пошлины, которые были косвен-
ными налогами. Они с периода образования Древнерусско-
го государства подразделялись на проезжие и собственно
торговые. Широко известен "мыт" — сбор за право прово-
за товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, называ-
лись мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е.
сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водя-
ной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гос-
тка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние кала-
чи" — это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рын-
ка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право
проезда торговых людей с товаром через мост и проч.
Собственно торговые пошлины подразделялись на:
1) сборы за подготовительные торговые действия;
2) сборы за право купли-продажи.
Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они
заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался
для торговли. Были еще "явка" — мелкий сбор в таможне
при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" — сбор
при найме лавки для продажи. Были также косвенные на-
логи: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или
"пудовое" — сбор при взвешивании товара, "померное" -—
при замере сыпучих товаров и т. д.
За право купли-продажи взимались: "тамга" — сбор
за право продать и купить. Слово это одного корня от та-
тарского слова "деньги". Иногда вместо тамги этот сбор на-
зывали "осмничее" — оно впервые появилось в XII в., т. е.
до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и
с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с
иностранных купцов.
Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью
Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за
право торговли — рублевая. С продавца она составляла
5 рублей, с покупателя — 2,5 рубля.
XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере
Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные
сборы. В условиях отмены крепостного права, победы про-
мышленной революции и активизации рыночных отноше-
ний изменилось название и суть основного прямого налога.