- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Натурализм и символизм во французском театре



Эмиль Золя (1840-1902) - крупнейший теоретик и практик французского театра второй половины XIX в.

Подступы к обоснованию эстетического направления - натурализма (в литературе, театре). О соотношении двух элементов (статьи о “Салоне”) в литературном произведении - реального (природа) и индивидуального (человек). Первый - величина постоянная, второй - изменчивая (сколько голов, столько и произведений).

Понимание интриги в художественном произведении как интриги жизни с ее действительно житейской связью событий и личностей, управляемых силой наследственности и среды.

Теория экспериментального романа. Значение опыта и наблюдений. Роль фактов, т.е. родословной героя, данных о его воспитании, среде бытования; определение детерминизма этих фактов, их “как” и “почему”. Своеобразная полемика с Мопассаном, для которого правда в искусстве подразумевает иллюзию правды.

Драматургия Золя. “Тереза Ракен” (1875). Тенденции натурализма и пессимизма. Реализм “Наследников Рабурдена” (1874). Разоблачение собственнических инстинктов и бездуховности в раскрытии образа человека и его отношений с обществом. Элементы народного фарса. Значение инсценировок по прозе Э. Золя (“Милый друг”, “Нана” и др.) для французского и мирового театра.

Морис Метерлинк (1862-1949) - бельгийский драматург-символист. Его популярность во французском театре и роль в развитии мирового театра на рубеже XIX-ХХ веков.

Влияние философских учений XIX века на формирование эстетики символического театра. Атака на позитивизм, признание особой власти “непознаваемого”, стоящего за пределами научного знания. Влияние идей Шопенгауэра (критик Реми де Гурмон: “Мир - это мое представление”).

Учение французского философа А. Бергсона, защищающего “интуитивизм как непосредственность вещей”, сосредотачивающего внимание на “бессознательном”. Утверждение субъективной теории “непосредственных данных сознания”.

Ранние произведения Метерлинка (“Принцесса Мален”, 1889; “Слепые”, 1890; “Там внутри”, 1894; “Смерть Тентажиля”, 1894), утверждающие зависимость человека от тайных потусторонних сил, от рока, неизбежно настигающего людей. Утверждение, что цель искусства есть проникновение в тайны бытия, в среду потустороннего. Обращение к легендарно-сказочной проблематике периода средневековья (“Пелеас и Мелизанда”, “Жуазель” и др.). Обращение к средневековым формам театра (миракль - “пьеса о чудесах святых”). Связь с мистическим иррационализмом, отказ от реалистических моментов. Театрально-эстетические взгляды Метерлинка, его теория драмы. Роль лирики в структуре драмы, “подводного течения” (“Сокровища смиренных”, 1897; “Погребенный храм” 1902; “Двойной сад”, 1904).

Театральная деятельность Метерлинка с конца 90-х гг. XIX в. до начала первой мировой войны.

Преодоление в поздних пьесах пессимистических мотивов, страха смерти (“Монна Ванна”, “Чудо святого Антония”, 1902-1903).

Поиски положительного разрешения конфликтов и утверждение возможности счастья внутри нас - “Синяя птица” (1908). Нобелевская премия (1911).

Знаменитая постановка “Синей птицы” во МХАТе, через которую прошли несколько поколений актеров его труппы. Постановка “Чуда святого Антония” в студии Е. Вахтангова (1921).

Пьесы 20-30-х годов. “Бургомистр и Сильмонда” (1921, “Театр Менси”), “Соль жизни”. Тема защиты общества.

"Беда проходит”, “Мария Виктория” (1926), “Иуда Искариот”, “Берннкель” (1929), “Принцесса Изабелла” (1935). Создание во время второй мировой войны восьми пьес, из которых издана лишь “Жанна д’Арк” (1948). Деятельность в Париже Художественного театра, открывшегося в 1890 году под руководством поэта-символиста Поля Фора.

Противопоставление мещанскому театру “Театра поэтов”: “Поэт создает общечеловеческие образы, в которых воплощается исключительная и властная страсть. Он создает их силой слова, и они шествуют по свету как вечные странники” (П. Кийер). Роль слова в рождении театральной декорации. Пропаганда символической поэзии (Малларме, Бодлер, Артюр Рэмбо (“Пьяный корабль”); Эдгар По (“Ворон”, в переводе Малларме).

Андре Антуан - будущий крупнейший режиссер и реформатор французского театра. Свободный театр Андре Антуана. Сценическая реформа. Свобода от связи с одним художественным направлением. Принцип “либерального эклектизма”. Произведения таких авторов, как Золя, Мопассан, Гонкуры, в репертуаре. Связь с литературной группой меданцев - писателей-натуралистов. “Власть тьмы” Л. Толстого и “Привидение” Г. Ибсена. Тургенев и Гауптман в репертуаре театра. Гастроли в России. Влияние на мировой театр. Движение “свободных театров” (Берлин, Прага, Москва). Театральная деятельность Антуана в ХХ веке.

Английский театр XIX в.

Исторические условия: развитие капитализма, обострение социальных противоречий. Влияние идей французской революции. Оживление демократического и народно-освободительного движений XVIII - начала XIX века.

Возникновение романтизма в Англии. Два направления: аристократическое с его реакцией на революционные идеи, бегством от современных проблем (“Озерная школа”) и демократическое с его связью с традициями Просвещения, идеями национально-освободительного и демократического движений.

Д. Г. Байрон - великий поэт, крупнейший представитель английского романтизма; его связь с демократическим движением первой четверти XIX века. Трагическое осмысление просветительских идей и надежд, иллюзий в условиях наступления реакции, обострения социальных катаклизмов, борьбы за национальную независимость, за свободу.

Защита человеческой личности. Протест против всех форм угнетения и насилия. Несовместимость идеалов поэта с миром торгашества и властью денег. Культ разочарованного мрачного героя. Поэзия зла: “Манфред” (1817). Идеи тираноборчества (“Марино Фальеро”, 1820).

Идеи гуманизма, борьбы за человеческие права в мистерии “Каин” (1821). Разоблачение власти золота “Вернер, или Наследство” (1826).

"Дон Жуан” Байрона - интерпретация старой темы. “Дон Жуан” Байрона в сценическом воплощении Н. П. Акимова на сцене Ленинградского театра комедии. Постановка “Каина” во МХАТе (1920). Значение актерской работы В. Качалова в интерпретации трагедии Байрона. Открытия К. С. Станиславского в интерпретации трагедии.

Перси Биши Шелли (1792-1822). Социальный мотив творчества - несправедливость разделения общества на привилегированные слои и народ. Идеи республики, равенства, свободы как условия гармонического существования личности и общества.

"Прометей” (1819), нетерпимость к социальному злу. Тираноборческая проблематика (“Ченчи”, 1819). Связь с современностью. Тенденции реалистической обрисовки характера.

Творчество актера-романтика Эдмунда Кина (1789-1833), его связь с социальной борьбой и подъемом демократического движения в Англии начала XIX века. Новая эстетическая программа, противостоящая классицизму. Борьба за органику существования на сцене, правдивость образа, естественность речи, чуждой штампам декламации. Успех в шекспировских ролях. Новаторское прочтение роли Шейлока.

Чарльз Джон Кин (1811-1868) - сын Эдмунда Кина. Работа в театре “Принцесса” - установка на буржуазно-аристократического зрителя. Стремление к зрелищности и архаической точности в спектакле. Тенденции эстетики натурализма в режиссуре Ч. Кина.

Тяготение в репертуаре к мелодраме и Шекспиру (20 шекспировских спектаклей). Вольное обращение с текстом автора. Новации в режиссуре: длительность показа одной пьесы, что позволяло содержать небольшую актерскую труппу.

Оскар Уайльд (1854-1900), его театральная концепция и драматургия. Театральная деятельность Бернарда Шоу (1856-1950) - крупнейшего представителя критического реализма. “Профессия миссис Уоррен” (1890), 1900-е годы - “Пигмалион”, “Дом, где разбиваются сердца”. Поздний период - “Святая Иоанна”. Известные киноверсии “Пигмалиона” (“Моя прекрасная леди” - мюзикл с Олдри Хепберн в главной роли (1965); “Галатея” - фильм-балет с Е. Максимовой и М. Лиепой (1989).

Сценическое искусство Англии на рубеже XIX-ХХ веков. “Независимый театр”. Творчество Генри Ирвинга (1838-1905). Творчество Элен Терри (1847-1928).

Реалистические тенденции в английском театре. Возникновение театра “Олд Вик” (1904) с его шекспировскими постановками.

Немецкий театр XIX в.

Драматургия Людвика Тика (1773-1853). Театральные сказки Л. Тика (“Кот в сапогах”, 1797), сочетание пародийных, сатирических элементов и игры со зрительным залом (“Театр в театре”).

Драматургия Генриха фон Клейста (1777-1811) - одного из крупнейших романтиков, чья драматургия входит в репертуар театра ХХ века. Первая пьеса “Семейство Шлиффенштейн” (1803), предвосхищающая “драму рока”. “Кетхен из Гейльбронна” (1808). Поэтизация женского образа, его сословно-ограниченная трактовка, тенденции мистики и фантастики. Обращение к античной мифологии (“Пентесилея”, 1805). Отражение иррациональных тенденций в творчестве, стремление к изображению страстей, не контролируемых разумом. “Разбитый кувшин” (1906) - реалистическая комедия из народной жизни, сочетающая добрый юмор с элементами социальной сатиры. Последняя драма Генриха фон Клейста “Принц Фридрих Гомбургский” (1810, изд. в 1821). Утверждение идей государства как высшей ценности и, в частности, прусской воинской дисциплины, вступающей в противоречие с яркой человеческой индивидуальностью, с ее свободой выбора.

Наследие Генриха фон Клейста - предмет острой идейной борьбы: в нем одни нередко акцентируют внимание на ярко выраженной национальной идее, другие - на патологических элементах изображенных страстей, в чем считают фон Клейста предшественником современной модернистской драмы.

Георг Бюхнер (1813-1937) - драматург, выражающий революционные идеи немецкого общества 1830-х годов. Деятельность Г. Бюхнера как выразителя идей крестьянской революции. Драма “Смерть Дантона” (1835) - тема трагической разобщенности народа и интеллигенции. Незаконченная драма “Войцек”. Тема нравственного падения личности под влиянием окружающей действительности. Обращение к ней современного театра.

Карл Гуцков (1811-1878). Трагедия “Уриэль Акоста” (1847). Тема борьбы личности с косностью мысли и фанатизмом во имя свободы человеческого духа. Широкое бытование трагедии в репертуаре отечественного театра.

Творчество Людвига Девриента (1784-1832) - ведущего актера немецкого романтизма. Мотивы социального протеста в ролях. Стихийная эмоциональность в содержании образов. Тенденции интуитивного переживания ролей. Мотивы бессилия личности перед идеями и лицом филистерства. Шекспировские роли.

Герхард Гауптман (1862-1946) - выдающийся драматург Германии конца XIX - начала ХХ в. Отражение противоречий немецкой буржуазной интеллигенции. Тенденции натурализма, пессимизма, идея биологической наследственности в ранних драмах: “Перед восходом солнца” (1889), “Праздник примирения” (1890). Социальная драма “Ткачи” (1892). Переход к символической драме - “Ганнеле” (1903) и др.

Драматургия Гауптмана первой трети ХХ в. “Перед заходом солнца” (1932). Высочайший гуманизм произведения. Критический характер, глубокий психологизм в изображении человеческих отношений. Б. Сушкевич, Н. Симонов в роли М. Клаузена - высочайшие актерские достижения в интерпретации знаменитой драмы Гауптмана.

Итальянский театр XIX в.

Национально-освободительное движение в Италии XIX века (рисорджименто), движение карбонариев и деятельность “Молодой Италии” Мадзини. Революционная деятельность Гарибальди, завершение воссоединения Италии (1870).

Идеи национально-освободительной борьбы, героики и патриотизма в драматургии итальянских романтиков.

Сильвио Пеллико (1789-1854) и его трагедия “Франческо да Римини” (1815), впервые сыгранная в том же году в Миланском театре.

Важнейшая роль в утверждении романтической драмы Алессандро Мандзони (1785-1873). Исторические трагедии - “Граф Карманьоло” (1819), “Адельгиз” (1822). Мандзони как теоретик романтической драмы. Паоло Джекометти (1817-1882) и его социальная драма “Гражданская смерть” (1868).

Густаво Модено (1803-1861). Сочетание актерской, педагогической деятельности с участием в боях за национальное освобождение страны. Театр как школа воспитания человеческой личности. Реалистические тенденции творчества: борьба с канонами классицизма, холодной риторикой, изображением чувств, напыщенной декламацией. Художественное воздействие на итальянских трагиков XIX века А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини. Принцип сочетания на сцене правды жизни с романтической приподнятостью образа. Продолжение эстафеты искусства больших идей в творчестве.

Аделаида Ристори (1822-1906). Правда и свобода выражения страстей. Утверждение принципов сценического реализма с яркой романтической окрыленностью. Трагедийный репертуар: “Макбет” Шекспира, “Мария Стюарт” Шиллера, “Федра” Расина, “Лукреция Борджиа” Гюго, “Адриана Лекуврер” Скриба. Гастроли за рубежом.

Эрнесто Росси (1829-1906). Этапы творчества. Героические образы в национальной драматургии. Росси в драмах Шекспира.

Утверждение гуманистических идей мирового звучания, идей “школы переживания”, общечеловеческих нравственных ценностей (Гамлет, Лир). Монументальность и глубина психологической характеристики образов. Высокая оценка творчества Э. Росси К. С. Станиславским. Гастроли в России. Исполнение ролей в трагедиях А. С. Пушкина и А. К. Толстого. Теоретические высказывания об актерском творчестве.

Томмазо Сальвини (1829-1916). Один из великих актеров мирового театра. Этапы творчества. Участие в отряде Гарибальди. Гастроли с собственной труппой, созданной в 1856 г., за рубежом - в Европе, Америке, России.

Утверждение высокого нравственного идеала. Постижение правды человеческих страстей и характеров. Монументальность и обобщенность образов, чуждых обыденности. Трагический разрыв между мечтой и действительностью - романтическая подоплека реалистического искусства Сальвини. Шекспировские образы в его творчестве. Новаторские открытия в ролях Отелло, Гамлета, Лира и др. Станиславский о трагическом стиле Сальвини - лучшего актера искусства переживания.

Веризм в итальянском театре. Джованни Верга (1840-1922) - глава веристского течения в литературе и драматургии. Пьесы Верга “Сельская честь” (1884) и “Волчица” (1896); тенденции сентиментализма в изображении сельской жизни.

Символизм и неоромантизм в итальянском театре. Габриеле Д’Аннунцио (1863-1938).

Элеонора Дузе (1858-1924) - великая итальянская трагическая актриса. Гуманистическая направленность ее творчества. Связь с итальянской школой сценического реализма, главой которой был Т. Сальвини.

Дузе - выразительница трагических веяний эпохи. Искренность игры Дузе, совершенное владения психотехникой. Уход из театра по состоянию здоровья в 1905 году. Возвращение в театр в 1921 году. Гастроли в Америке. Болезнь и смерть.