- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Наука как вид познавательной деятельности



АБСТРАГИРОВАНИЕ (от лат. отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и одновременное выделение интересующих исследователя свойств данного явления.

АГНОСТИЦИЗМ– учение, отрицающее познаваемость мира, то есть отрицающее возмож­ность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в следующих формах. 1) Исторически первой его формой был античный скептицизм (Пиррон, Протагор), который утверждал: о любом предмете можно высказать различные мнения, каждое из которых можно считать правильным. 2) В классической форме в Новое время агностицизм был присущ субъективно-идеалистическим воззрениям Д. Юма, который утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Поскольку человек всегда имеет дело лишь со своими ощущениями и не может выйти за их границы, он не в состоянии ответить на во­прос, существует ли внешний мир или нет. Агностики рассматривают ощущения как пре­граду между познающим субъектом и объектом. 3) Теоретическое обоснование невозможности человеческих способностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемы­ми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь са­ма по себе (ноумен), принципиально различны. С помощью чувствмы можем познать, только «явления», внешние свойства вещи, а «сущность» вещи мы познать не можем, она является для нас «вещью в себе». Кант четко поставил вопрос о принципиальной ограни­ченности человеческого опыта и подчеркивал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания, она в этом смысле бесконечно богаче любых теорий. 4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия жизни, экзистенциализм, персонализм и др.), который утверждает: человек не может научными средствами познать мир, который им переживается.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ –этоспецифические формы получения новых знаний. Различают следующие виды познания: 1) обыденное познание – получение человеком элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни); 2) художественное познание – процесс создания и восприятия художественных образов – произведений искусства); 3) игровое познание, осуществляемое в процессе спортивных и деловых игр, ритуальных и культовых действий; 4) религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил; 5) философское познание – создание общих концепций существования мира и человека; 6) научное познание – исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития.

ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЗНАНИЯ– это познание, осуществляемое на подсознательном или бессознательном уровне. Выделяют: а) бессознательное содержание психики, которое может оказывать влияние на познавательные предпочтения и предубеждения, интересы и склонности; б) неявное личностное знание (то есть неосознаваемые субъектом представления о про­странственной организации реальности – «схема мира», умение пользоваться родным языком и т.п.), которое имеет существенное значение для постановки познавательных задач, выбор способов их решения, оформления и восприятия новых сведений; в) веру – субъективную уверенность в правильности догадки, то есть то, что не требует доказательств, но может способствовать познавательной деятельности и обусловливает настойчивость субъекта в обосновании догадки и её доказательстве. г) интуицию – то есть возможность познания объекта как бы непосредственно, без логических рассуждений, когда сразу усматривается целостное решение проблемы, не имея пока его логического доказательства.

ВОСПРИЯТИЕ– целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения, которое нельзя рассматривать как механическое суммирование ощущений. Процесс восприятия активный и творческий, основан на предшествующих наблюдениях.

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. знание и учение) – раздел философии, который изучает: 1) природу, сущность, пути и возможности познания; 2) всеобщие характеристики познавательной деятельности человека, выявляя условия достоверности и истинности познания. Познание – это деятельность человека, целью которой является получение нового знания. Познание осуществляется на основе отражении действительности в сознании человека, которое несёт информацию о мире и в процессе познания превращает её в знание – т.е. устойчивую систему представлений о мироздании. Различают следующие виды познания: обыденное (или повседневное), религиозное, художественное, игровое, научное и философское. Вопрос о том, познаваем ли мир и каковы пределы познания, существует ли в реальности что-либо принципиально непознаваемое – это один из важнейших вопросов философии. Выделяют следующие основные способы его решения: агностицизм, гносеологический оптимизм и теория отражения.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – учение, утверждающее возможность абсолютно полного, исчерпывающего познания мира. Такую позицию занимали, например, Р. Декарт, Гегель.

ДОГМА – положение, принимающее слепо на веру, без доказательств.

ДОГМАТИЗМ(от греч. мнение) – форма мета­физического мышления, абсолютизирующая момент устойчивости, не учитывающая изменений реальной дей­ствительности и «раздувающая» значение абсолютных истин. Он выводит мыслительные формулы не из ре­альной жизни, а из других умозрительных формул, оторванных от реальной действительности.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО– логическая процедура, которая обосновывает истинность суждений. Обратная процедура называется опровержением.

ДОСТОВЕРНОСТЬ– убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение.

ИНТУИЦИЯ(от лат. пристально, внимательно смотреть) – форма внерационального познания, основанная на способ­ности непосредственного постижения сущности истины без опо­ры на логические обоснования и доказательства. В истории философии можно выделить следующие трактовки интуиции: 1) как формы непо­средственного интеллектуального знания (созерцания) (Платон); 2) как понятие ясного и внимательного ума, порождаемое естественным светом разума (Декарт); 3) как скрытый бессознательный принцип творчества (Фрейд); 4) как своеобразный тип мышления, когда оно протекает в виде «свернутого» и неосознанного процесса, а предельно ясно осознается только итог скрытых раз­мышлений (материалистическая диалектика). Исти­на, найденная интуицией в дальнейшем должна пройти через этап доказательств и обоснований. Она имеет особое значение в ситуациях, когда информация неполна и про­тиворечива. В результате интуитивной догадки человек внезапно, сразу усматривает целостное решение проблемы, не имея пока его логического доказательства. Однако неожиданность интуитивной догадки – лишь кажущаяся: успешность ее предполагает хорошее знание предмета, длительное размышление о нем. Интуитивное познание играет существенную роль в творческой деятельности.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом; воспроизведение его так, как существует само по себе, вне и независимо от человека и его сознания, знание, соответствующее своему предме­ту, совпадающее с ним. Истина одновременно объективна и субъективна (её познают люди и выражают и выражают в определённых мыслительных формах). Она – всегда процесс, а не однора­зовый акт постижения объекта сразу и в полном объе­ме. Истина абсолютна, ибо выражает устойчивость и неизменность явления в определённый период времени) и относительна (так как отражает постоянную изменчивость явления). Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объек­тивной истине) понимается: а) как исчерпы­вающее знание о действительности и идеал её познания, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; б) как тот элемент знаний, который не может быть ни­когда опровергнут в будущем, что принято называть вечными истинами (люди смертны). Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточне­ние по мере развития практики и познания. Абсо­лютная истина скла­дывается из суммы относительных истин, но не путем их механического соединения, а в процессе историческо­го развития познания и синтеза его результатов. Истина всегда конкретна, то есть её содержание и применение определяются данными условиями места, времени и обстоятельствами. Критерии истины – это то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения. В исто­рии философии выделяют следующие их трактовки: 1) ясность и отчетливость знаний (Де­карт); 2) чувственность (Фейербах); 3) общезначимость (то, что признается многими людьми); 4) полезность (прагматизм.); 5) то, что соответствует согла­шению (конвенционализм); 6) то, во что люди верят; 7) то, что соответствует мнению авторитетов; 8) общественно-историческая практика (диалектический материализм). Но практика как критерий истины тоже относительна, так как сама практика развивается, совер­шенствуется и потому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процес­се познания. Практика как критерий истины является только объективной основой существования иных критериев истин­ности знания (таких как внутринаучные – простота, красота, внутреннее со­вершенство и логические – опосредованно выведенный из практики).

ИСТИНЫ КОНЦЕПЦИИ –это основные подходы к решению проблемы истины в истории человеческой мысли. Проблема истины встала уже перед античными мыслителями, которые начиная с Гераклита и элеатов разграничивали по этому принципу знание. Парменид делил всё знание на знание по истине и знание по мнению, а Демокрит на знание темное и светлое. Аристотель, назвал истиной знание, которое в своём содержании соответствует действительности. Сенсуалисты считали, что истина непосредственно даётся чувствам, а рационалисты, что она «дочь разума». Первые предполагали её присутствие в самих предметах, вторые – в полной зависимости от человека и его разума. Такой подход к проблеме истины называют онтологическим, но ответ на вопрос о том, что есть истина – гносеологическая проблема. Концепция, в которой знания по своему содержанию соответствуют действительности, получила название классической (корреспондентской) теории истины. Она начала складываться еще в античности, у Аристотеля. Помимо адекватности отражения, классическая концепция обращает внимание на то, что это знание не зависит от человека и человечества в целом. Такое знание называется объективной истиной.Истиной в корреспондентской концепции называют только такое знание, которое по своему содержанию объективно и не зависит ни от особенностей биологической организации человека, ни от уровня культуры, эпохи, языка и т.п. Истина появляется только в процессе познавательной деятельности человека и не существует объективно как любой другой предмет окружающего мира. «Ахиллесовой пятой» классической концепции истины является объяснение понятия «соответствие», ведь знание – это идеальный мир, а предмет, о котором идет речь в этом знании, – материальный мир. Эта сложность заставляла искать другие варианты трактовки истины. Диалектико-материалистическая концепция истины совпадает в общих чертах с классической, хотя и значительно ее развивает. В ней истиной называется выверенное практикой знание, правильное отражение действительности. Другим вариантом концепции истины является когерентная (от лат. – связность, согласованность) концепция, главный признак которой – логическая связность, непротиворечивость знания(Аристотель). Основной недостаток этой концепции – её формальный характер. В конце XIX - начале XX века складывается прагматическая концепция истины, которая утверждает полезность и выгоду её длясубъекта. С этой точки зрения истина не носит объективного и даже общезначимого характера. Антропологическая концепция истины связана с анализом бытия личности. Истина здесь – знания, убеждения, установки, обладающие ценностью для конкретного индивида, помогающие ему адекватно воспринимать те ситуации, в которых он оказывается, и тех людей, с которыми он общается. Такие знания должны помочь человеку решать личностные проблемы, выбирать нравственные ориентиры, определять цель и смысл собственной жизни. Критерием истины становится способность данного человека принимать эти знания как жизненно важные. (Примером такого рода истины может служить высказывание Н.А. Бердяева: если весь мир говорит, что этот человек плох, но я люблю этого человека и считаю, что он хорош, то прав буду я, а не весь мир).

КАТЕГОРИЯ – общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

ЛОЖЬ – предметное воздействие заведомо неправильных представлений об истине.

ОБОБЩЕНИЕ– процесс мысленного соединения существенных свойств явления в целях получения общего знания о нём.

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ (от лат. предмет) – 1) в широком смысле слова – это фрагмент реальности (материальной или идеальной), на которую направлена активность субъекта, т.е. всё то, на что направлен познавательный процесс исследователя, в качестве которых выступают идеализированные объекты, своеобразные аналоги предметов и явлений реального мира; 2) в узком смысле слова – это то, что изучает данная наука или научная дисциплина. Различают разные типы научных объектов: чувственные объекты, эмпирические объекты, теоретические объекты. Понятие «объект познания» отличается от понятия «объективная реальность». Если объективная реальность – это все явления, существующие вне и независимо от сознания, то объект познания – это только то явление объективной реальности, на которое направлена активность субъекта. В качестве объекта познания может также выступать субъективная реальность. Как человек является субстратом субъекта познания, так и реальный мир, действительность – это не объект, а предмет познания. Объект познания – это тот аспект действительности, реальности, пред­мета, который включен в познавательную деятельность, на ко­торый направлена активность субъекта познания (дерево – предмет познания, а его биологические или лесотехнические, экологические или эстетические, валеологические или геомет­рические, физические или химические и т.д. свойства – это объект познания биолога или лесоведа, эколога или художника, валеолога или архитектора, физика или химика и т.д.). Все объекты познания могут быть подразделены по разным основаниям на естественные (природа) и искусст­венные (техника), на природные и социальные, на веществен­ные и энергетические, на земные и внеземные, на натурные и гуманитарные и пр.

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ –этопроцесс получения знания при помощи наблюдения за явлением. Полученные знания представляют собой совокупность сведений, не приведенных в систему. Цельобыденного познания ограничена практическими задачами. Оно не способно проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории. Средстваобыденного познания ограничены естественными познавательными способностями, которыми располагает человек – органы чувств, мышление, естественный язык. Оно опирается на здравый смысл, элементарные обобщения, простейшие познавательные приемы. Существенные различия обыденного и научного познания не исключают их тесную связь. Наука исторически возникает из обыденного знания и на его основе. Вместе с тем было бы ошибочным игнорировать их качественные различия. Наука – непростое развитие обыденного знания, а явление особого рода, существенно отличающееся от обыденного и других видов познания не только по предмету (объекту), целям и средствам, но и по уровням познавательной деятельности.

ОБЪЯСНЕНИЕ – это этап познания, связанные с раскрытием сущности изучаемого предмета, логическое, рациональное выявление причин и закономерностей воз­никновения, функционирования и развития изучаемого объекта. Оно позволяет дать прогноз дальнейших изменений такого объекта. Объяснение однозначно: если выявленные закономерности проверены и подтверждены, то на данном этапе развития познания предложенное объяснение является единственным. Объяснение предполагает подведение эмпирического материала под некий закон.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ– логическая процедура, в процессе которой обосновывается ложность суждений. Обратная процедура – доказательство.

ОТРАЖЕНИЯ ТЕОРИЯ– учение, рассматривающее познание как отражение действительнос­ти в человеческом сознании. Отражение – это формирование в сознании чувственных образов, понятий, знаний, со­ответствующих познаваемым явлениям и процессам. В противоположность агностицизму материалистическая гносеология утверждает прин­ципиальную возможность познания дать адекватное отражение предметов материального мира. Материалистическая философия рассматривает процесс познания как отражение объекта в субъекте. Причем субъект здесь выступает не только страдательной, но и актив­ной стороной. Он не только отражает, но в известной степени формирует объект. Образ, полу­ченный в результате отражения, всегда есть субъективный образ объективного мира,т.е. он определяется не только особенностями предмета отражения, но и особенностями отра­жающего этот предмет субъекта. Кроме того, человек не просто отражает мир, но отражает его с точки зрения своих потребностей. В этом смысле процесс познания всегда детерми­нирован реальными потребностями человека и общества на том или ином этапе его развития. Результатом отражения является получение знаний, соответствующих реальности. Поскольку же мир является бесконечным в своих связях и отношениях, поскольку он постоянно изменяется, развивается, то и познание предстает как бес­конечный процесс движения от неполного ко всё более полному и точному знанию.

ПАМЯТЬ– способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ – предрасположенность субъекта определенным образом познавать объект и интерпретировать получаемые знания. Познавательные установки предшествуют любому опыту (в этом смысле они априорны), придают взаимодействию субъекта с объектом конкретный характер (задают рамки опыта). Они определяют цель познания, выбор объекта. Познавательные установки реализуются как на осознанном уровне (например, при постановке цели исследования), так и бессознательно. Их источник – предшествующий личный опыт, система обучения и воспитания в научном сообществе. В научном познании роль познавательных установок выполняет вся совокупность профессиональных знаний и навыков. Открытие и исследования познавательных установок показали невозможность беспредпосылочного, «чистого» опыта, к которому апеллировал позитивизм.

ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –этоспецифическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями, это деятельность по производству новых знаний, по чув­ственно-логическому моделированию объекта; деятельность по генерации, производству знания. Познавать – значит генери­ровать знание. Многие разграничивают поня­тия познания и деятельности, познания и труда, познания и обучения, познания и общения и пр. Познание рассматривает­ся как процесс без осознания его компонентного обеспечения. Познание – это прежде всего деятельность человека, познава­тельная деятельность со всеми вытекающими отсюда следстви­ями. Познание, ощущение, восприятие, осмысление, абстраги­рование, сравнение, эксперимент, наблюдение, переживание, представление, анализ, синтез и пр. – это все разные виды дея­тельности. Деятельность мы рассматриваем как целесообразное взаи­модействие человека с предметным миром. Это целесообразное взаимодействие (целеполагание обязательно) может существо­вать только тогда, когда оно обеспечено всем набором компо­нентов деятельности. Компоненты познавательной деятельности: субъект, объект, средства, процесс, условия, продукт, система, среда. Познавательная деятельность субъектна, её осуществляет человек, субъект познания с определенным набором качеств. Познавательная деятельность объектна, «предметна», предмет­но направлена. Она орудийна, связана со средствами познания. Она процессуальна, представлена совокупностью познаватель­ных операций. Она продуктивна, результативна, иначе деятель­ность превращается в безрезультатное процессуирование. Познавательная деятельность осуществляется при определенных условиях. Познавательная деятельность систем­но организована, упорядочена, структурирована. Наконец, по­знавательная деятельность осуществляется в среде, т.е. во взаи­моотношениях с другими системами деятельности, которые вы­ступают в качестве активного фона и потенциала компонентов познавательной деятельности.

ПОНЯТИЕ– форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях, абстрактный мыслительный образ, в котором фиксируются общие и существенные свойства (признаки) предметов. Весь процесс мышления можно свести к формулировке понятия, уточнению объема и содержания понятия. Понятие предмета всегда выражается именем – словом или словосочетанием описательного характера, имеет две характеристики – содержание и объем. Совокупность существенных признаков предмета образует содержание понятия. Под объёмом понятия понимается множество обобщаемых в понятии предметов. Объем и содержание понятия находятся в обратной зависимости друг от друга: чем больше объем, тем беднее содержание. По объему различают следующие понятия: 1) единичные (если в понятийном круге только один реальный предмет; например, естественный спутник Земли); 2) общие (если в понятийном круге множество реальных предметов; например, шкаф); 3) универсальные, или предельно общие (например, бытие, материя, пространство); 4) пустые, или нулевые, не содержащие ни одного реального предмета в объеме (например, русалка, идеальный газ, абсолютно черное тело). По содержанию различают понятия: 1) конкретные (указывающие на предмет; например, человек, дом); 2) абстрактные (фиксирующие свойства в их отвлеченности от предмета-носителя; например, синева, красота, справедливость); 3) положительные (фиксирующие наличие признака; например, честный, справедливый); 4) отрицательные (фиксирующие отсутствие признака; например, бесчестный, несправедливый); 5) собирательные (фиксирующие особенности целого; например, библиотека, экипаж). Единичные понятия, как правило, конкретны, а нулевые – абстрактны.

ПРАКТИКА(от греч. деятельный, актив­ный) – это материальная общественно-историческая де­ятельность людей, направленная на овладение и преобразование окружающего мира. Практика является способом связи человека с окружающим миром, в ней реализуется активность субъекта, она задает актуальные границы того объективного мира, в котором субъект действует. Важнейшими чертами практики являются: 1) её предметность (т.е. направленность деятельности на преобразование реального, объективного мира); 2) общественно-исторический характер. В этих чертах заключается отличие практики от так называемых «духовных практик» – способов достижения определенных психических состояний. В гносеологическом плане практика является основой, целью познания и главным критерием истины. Формами практики являются: 1) ма­териальное производство (труд), преобразование природы, «естественного бытия»; 2) социальное дей­ствие – преобразование общественного бытия, изме­нение существующих социальных отношений опреде­ленными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, изменение форм управления); 3) науч­ный эксперимент. Практика может быть успешной только в том случае, если она осуществляется в соответствии с объективными законами действительности (например, практическое овладение атомной энергией опирается на знание процессов, происходящих в атомном ядре). Из этого следует, что практика обусловливает саму необходимость познания, определяет его цели и создает материальные средства для их достижения. До практической проверки любая система знаний является гипотезой. Именно практика в конечном итоге подтверждает или опровергает истинность наших знаний. Но практика мо­жет быть разной. Познавательный процесс реализуется на основе разрешения противоречия между новыми потребностями, выдвинутыми практикой и реальным уровнем достигнутых знаний. Критерий практики, будучи определяющим для установления истины, не имеет абсолютного характера. Практика сама неоднозначна и внутренне противоречива. Выхватывая и противопоставляя одни моменты и стороны другим ее моментам и сторо­нам, можно прийти к односторонним, ограниченным и в силу этого неверным выводам. Изменчивость практики приводит к признанию её относительности как критерия истины. Эта относительность заключается в том, что будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнуть наше знание. Но этот кри­терий одновременно и абсолютен, так как только практика в её развитии дает объективный критерий истинности развивающегося знания. Можно сказать, что практика преодолевает свою ограниченность как критерия истины в процессе своего развития. Кроме того, практика является критерием истины. В ходе развития человечества меняются цели, формы, средства познавательной деятельности, по-новому оцениваются возможности интерпретации и использования полученных результатов. Поэтому познание может быть оценено как культурно-исторический процесс, направленный на реализацию практических потребностей.

ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ –это часть действительности, которая к настоящему времени уже выделена наукой и стала содержанием научного познания, т.е. некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Каждая сфера реального мира многообразна. Она подразделяется на множество подобластей, имеет массу уровней и сторон сторон. Поэтому каждая наука в процессе своего развития постепенно распадается на множество дисциплин, каждая из которых специализируется на изучении той или иной подобласти, т.е. имеет свой собственный предмет, отличный от предметов других родственных ей субнаук.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ– это образ ранее воспринимаемого предмета или явления, чувственно-наглядный образ предмета, который отсутствует в настоящий момент. Объектом представления может быть также вообще не существующий в действительности (фантастический предмет). Представление формируется на базе субъективного опыта предшествующих восприятий, закрепленных в памяти. Формирование представления имеет активный характер. Возникающий в процессе представления образ несет отпечаток не только чувственной, но и рациональной, понятийной стороны сознания, зафиксированной в языке. Поэтому представление является более обобщенным по сравнению с восприятием образом.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ – это вся совокупность познаватель­ных операций субъекта: наблюдение, восприятие, эксперимент, осмысление, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, мо­делирование, экстраполяция, объяснение. Познавательная деятельность процессу­альна. Процессуальность познавательной деятельности представ­лена в многообразных подходах: 1) «от живого созерцания – к абстрактному мышлению – и от него к практике»; 2) сенсуально-чувственный и рационально-логические этапы; 3) гипотеза – эксперимент – теоретические выводы и т.д.

РАЗУМ– это способность субъекта познания творчески опе­рировать абстракциями и сознательно исследовать их природу в форме саморефлексии. Разум – высший уровень мышления. Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия и выразить их в логике понятий. Задача разума – выявление закономерностей, коренных причин и дви­жущих сил изучаемых явлений. Логикой разума является диалектика. Процесс развития мышления – переход рассудка в разум, то есть выход за пределы готовой системы знания и выдвижение новых идей. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации.

РАССУДОК– способность субъекта познания последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, систематизировать факты и классифицировать их. Рассудок – исходный уровень мышления, где оперирование абстракциями про­исходит на основе стан­дарта. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление явлений, рассматривая их как не­что устойчивое, неизменное. Рассудок характерен обыденному, повсед­невному, «житейскому» мышлению, здравому смыслу. Логикой рассудка является формальная логика. Абсолютизация рассудка неизбежно ве­дет к метафизике.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ –субъективный об­раз объективного мира, полученный с помощью мыш­ления. Мышление – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обес­печивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Основные формы рационального познания – понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мыш­ления, отражающая общие закономерные, связи, существенные стороны, признаки явлении, которые вы­ражаются в словесных определениях (дефинициях). Наи­более общие понятия – это философские категории. Суждение – форма мышления, обычно вы­ражаемое повествовательным предложением, отражающая любые свойства и признаки предмета, а не только существен­ные и общие (как в понятия). Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее уста­новленного знания (обычно из одного или несколь­ких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. разумный) – философское направление, сформировавшееся в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и признающее разум основой познания. В философии в это время становятся актуальными вопросы методологии и гносеологии, и в своем стремлении обосновать правильный ход научного познания в его движении к истине философия создает две основные модели познания – рационалистическую и эмпирическую. Рационализм тяготеет к аксиоматико-дедуктивному классу наук и в своей модели опирается на логику дедукции, когда из неких врожденных содержательных идей строго логически выводятся научные истины. Чувственный опыт, по мнению рационалистов, не может служить основанием научного знания в силу своей случайности, индивидуальности, возможной ошибочности. Никакое индуктивное обобщение не гарантирует необходимости, абсолютности и всеобщности научных истин. Это может обеспечить лишь необходимость, всеобщность и строгость логического вывода. Рационализм развивался и на материалистическом, и на идеалистическом базисе, ибо решал вопрос не о природе мира, а об источнике и критерии истинного знания в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница и их последователей. Опираясь на объективно всеобщие законы логики, рационалисты тяготели к объективистской тенденции в философии.

РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ– способность человека оперировать мысленными заменителями предмета (понятиями), конструировать абстрактные модели реальности, отвлекаясь от непосредственной связи с предметом и чувственной наглядности. Основные формы рационального познания – понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мыш­ления, отражающая общие закономерные, связи, существенные стороны, признаки явлении, которые вы­ражаются в словесных определениях (дефинициях). Наи­более общие понятия – это философские категории. Суждение – форма мышления, обычно вы­ражаемое повествовательным предложением, отражающая любые свойства и признаки предмета, а не только существен­ные и общие (как в понятия). Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее уста­новленного знания (обычно из одного или несколь­ких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. Рациональное в познании не является особым уровнем познания, оно дополняется чувственной стороной познания, переплетается с ней. Рациональная сторона познания «направляет» деятельность органов чувств, заставляя их выделять и фиксировать определенные свойства предмета. Аналогично любое понятие несет некоторую эмоциональную нагрузку, оперирование им инициирует широкий спектр чувственных образов (представлений).

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – программные действия человека, совпадающие с принципами разума (нормами, стандартами), а также с ценностями, принятыми всеми членами общества.

РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ – особый вид вновь полученного знания.Цель реализуется в резуль­тате, но результат богаче «реализованной цели», потому что мо­гут быть получены те результаты, которые не представлены, не спрогнозированы, не спроектированы, не заданы в цели. Результат можно подразде­лить на «продукт» и «отход», где продукт – это реализованная, достигнутая цель, а отход – это допол­нительные, побочные позитивные или негативные результаты познания. Часто «отход» или непредвиденный ре­зультат является более ценным, чем запланированный. С результатом познания обычно связывают истину и выст­раивают учение об истине в рамках гносеологии. Мы склонны для первичного уровня результата использовать понятие «зна­ние». Знание поляризуется на истинное и ложное. Истинное знание поляризуется на вероятностное и достоверное. Вероят­ностное – это проблематичное и гипотетическое. В итоге фор­мируются основные блоки продуктов познания: ложное знание, проблема (проблематичное знание), гипотеза (гипотетическое знание), теория (достоверное знание). Отсюда и задачи развертывания учения о продуктах познания: учение о ложном знании (заблуждения, ошибки, ложь), учение о проблеме, учение о гипотезе, учение о теории и др. В аспекте истинностного рассмотрения продуктов познания важна поляризация подходов с диалектическим осознанием единства: объективное и субъективное в истине, абсолютное и относительное в истине, абстрактное и конкретное в истине. Общий принцип достаточно прост с позиций диалектичес­кого метода: единство объективности и субъективности, абсо­лютности и относительности, абстрактности и конкретности в истине. Иначе говоря, не может быть объективной и субъектив­ной, абстрактной и конкретной, абсолютной и относительной истины. В каждой истине содержится два аспекта.

РЕЛЯТИВИЗМ– философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания, т.е. отрицание объективности.

СЕНСУАЛИЗМ – одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств; обязательный компонент эмпиризма.

СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ– это структурированная организация познаватель­ной деятельности, т.е. её упорядоченность. Система есть единство состава и структуры. Состав – это совокупность компонентов деятельности (субъект, объект, средства и т.д.). Структура – это совокупность отношений компонентов, «закон распределения» компонентов (где отноше­ние – это единство связи, т.е сходства, общности, единства, и от­граниченности, т.е. обособленности, различия, специфичности. Между компонентами познания и устанавливаются объективно и субъективно отношения сходства и различия, единства и про­тивостояния.

СРЕДА ПОЗНАНИЯ –активный фон и потенциал познавательной деятельности. Познавательная де­ятельность как система существует в сложных отношениях с другими системам