Философ ПлОтин. В основе мироздания находится божественная субстанция – абсолютная полнота всего. У самого мироздания существует иерархия:
В основе Бог, далее Логос, далее Мировая душа – единство материального и идеального.
Философия, которая стоит у истоков средневековья – иррациональная.
Филон Александрийский. (в конце 1 века до н.э. – 1век нашей эры)
Мир создал Бог посредством Логоса, совокупности божественных идей. И эти идеи – ангелы. Логос – посредник между Богом и миром.
Вначале было Слово (греч. Логос) и слово было – Бог.
В 1 веке нашей эры возникает Христианство. Мы живём в 2013 году от Рождества Христова.
Основные черты Средневековой философии:
1) Признание, что в основе мироздания лежит божественное начало. Оно чисто идеальное, трансцендентное. Бог – совершенный абсолют.
Теоцентризм – позиция, когда что бы ни рассматривалось – всё рассматривается сквозь призму божественной субстанции. Бог – духовная субстанция.
2) Господствует идея креационизма. Идея креационизма – идея сотворения мира. Бог создал мир своим Словом и создал его из ничего. В антропологии идёт речь о том, что человек – высшее творение Бога и создан по его подобию. Он наделён разумом, свободой и нравственным началом. Человек может свободно выбирать между добром и злом. Человек дуалистичен, помимо духовного начала, наделён ещё и материальным началом. Он склонен к греху, а значит слаб.
Смысл бытия человека заключается в совершенствовании, стремлении и преодолении себя, чтобы достичь совершенства Бога. Природа – храм Божий, а человек – царское существо, которое призвано сохранять природу.
Основные черты гносеологии христианства.
Главный вопрос – вопрос соотношения веры и знания. Что первично? Вера или знания? Появилось 2 точки зрения: первая, что Философия помогает и служит для развития знаний и идей, другая точка зрения говорит, что философия не нужна.
Что является объектом познания? Главным объектом познания – божественная сущность и душа человека. Августин Блаженный говорил: «Хочу познать Бога и свою душу. И ничего кроме этого? – Ничего!»
Средневековье – с 5 по начало 14 века (хотя идеи закладываются с 1–2 веков н.э.)
Способы познания:
1) божественная благодать
2) интуиция, экстаз – иррациональное познание.
«Верую, ибо абсурдно» Верую, несмотря ни на что.
К 13 веку начинает меняться теория средневековья:
Уверуй, чтобы уразуметь. Понимай, чтобы верить.
Философия истории, как понимался исторический процесс?
1) Провиденциализм
2) Эсхатология
Эсхатология – история о конце времён. История человечества закончится страшным судом , всемирной катастрофой, после которой воскреснут все праведники воплоти. Человеческая история – трагедия борьбы между добром и злом – с точки зрения христианства.
Главная Христианская Заповедь (этика): Возлюби ближнего, как самого себя.
Идея прощения – можно простить 70 раз. Но это не для тех, кто попирает Бога. Нельзя пройти мимо горя, когда кто-то бьёт ребёнка или насилует женщину, иначе ты потворствуешь злу и попираешь бога.
Основные этапы средневековой философии:
1) Апостолы – ученики Христа, и Апологеты – защитники учения церкви (2–3 века)
2) Патристика (4–6 века)
3) Схоластика (от слова школа, преподавание в школе 6–14 век) начинают преподавать в школах и институтах.
Апологет Тертуллиан. Оратор и широкопосвещённый человек. В 40 лет у него произошёл духовный переворот. Он утверждал что философия не влияет на религию, и даже вредна религии, богословию. Он считал что все философы — еретики. Все божественные истины постигаются не разумом, а сердцем.
«Верую, ибо нелепо»
Первые христиане – мученики, которые через свои мучения пытались донести до императора свои идеи.
Климент Александрийский. Говорил, что философия помогает христианству, оказывает помощь в борьбе с язычеством.
Богатство – средство самосовершенствования человека.
Ориген. Впервые использовал тезисы: Три ипостаси, Троица, Богочеловек.
С точки зрения Оригена, сын Бога свят меньше Бога отца.
Отцы церкви:
Иоанн Богослов.
Григорий Нисский
Василий Великий
Иоанн Златоуст
Иоанн Дамаскин
Августин Аврелий Блаженный
Они занимались формированием символа веры. Бог троичен: Бог отец, Сын и Святой дух. Динамичная триадология нужна для того чтобы объяснить, как Бог связан с миром. Философия говорит о единосущности лиц Троицы.
Религиозный центр – из Рима в Константинополь. Византийский Император осуществлял гонения на тех, кто поклоняется иконам. Иконы стали сжигать и убивать людей, которые им покланялись.
Разделение католичества и православия происходит в 1054 году.
Августин Аврелий Блаженный (354 430 г. н.э.)
Родился в семье крупного чиновника, где его мать была христианка. Получил образование в Карфагене. Главные работы: «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице» — наиболее известные.
Увлекается учением Манихейства. В основе мироздания 2 начала: и добро и зло,субстанция мира, где добро никогда не победит.
После того как он узнал о Неоплатонизме он переходит в христианство.
Умирает его мать, сын. Августин уезжает в Карфаген и становится там епископом.
В чём смысл истории человечества?
Смысл бытия – достижение состояния невозможности грешить, через укрощение себя, негативных качеств.
Разум не одухотворённый добром – немыслимая вещь, зло.
Личность человека раскрывается не только через ум, память, волю, а ещё и через сердце.
«Люби Бога и делай, что хочешь»
Августин, закладывая идеи Христианства вплоть до 13 века говорит, что субстанционально только добро! А зло – отсутствие или умаление добра. Человек – источник зла, а не Бог (Раньше он говорил, что субстанция и добро и зло, но отрёкся от этой идеи).
В 381 году Второй Константинопольский собор даёт христианству статус государственной религии.
Проблема: Верующие стали жаловаться на священников, которые сотрудничают с властями, которые делают неблаговерные вещи.
Ответ: если церковнослужитель сотрудничает с властью, это никак не влияет на схождение благодати и отпущение грехов.
Церковь – то что учредил сам Иисус Христос. Вне церкви нет благодати, и не ты решаешь, соединяться ли тебе с Богом, а Бог решает соединяться ли ему с тобой. Учение о божественном предопределении.
Миссия церкви состоит в том, чтобы стоять над государством и держать в узде.
На этом заканчивается эпоха Патристики и начинается эпоха Схоластики.
Лекция 6 20.03.13
Схоластика (христианское учение, которое преподавалось в школах и университетах)
7–начало 14 столетия
Основная проблема – Проблема универсалий (от лат. universalis – общий).
Реализм: понятия и универсалии существуют реально.
Платон – мир идей первичен, реален.
Субстанциональность, первозданность, которая ни в чём не нуждается. Универсалии существуют в уме Бога, сами по себе, объективно и независимо от человеческой мысли.
Реалисты: Альберт Великий (последователи Платона)
Реализм –доминирующее направление схоластики.
Номиналисты: универсалии не существуют реально. Реальны лишь отдельные существующие вещи. Универсалии – имена вещей, общее.
Беренгар Турский. (Около 1000 — 1088), французский философ и теолог, представитель ранней схоластики.
Пьер Абеляр (Около 1079-1142), французский философ и теолог-схоласт.
Универсалии – продукт абстрактного мышления человека. Они реальны и находятся в сфере ума. Субстанциональность идеально отрицал.
«Понимай, чтобы верить»
В 12 веке появляются труды арабского философа Аверроэса (1126-1198). Он врач, представитель арабского аристотелизма.
Считал, что материя вечна, не сотворена. Бог – причина существования мира, но он её не творил. Форма зародилась в недрах материи и всегда там существовала.
Учение о Двойственной истине:
1) Философия об истинах разума
2) Философия об истинах религии
Разум и религия – не связаны.
Оккам Уильям. (1284 - 1350) Английский теолог, схоласт, логик.
Уильямраспространял свои религиозные идеи на проблему управления. Он считал, что никакая политическая власть не должна принадлежать Папе. Государство и религия не должны зависеть друг от друга.
Принцип простоты: говорил мало, удаляя всё лишнее.
Бритва Оккама.
Идейных Сущностей не следует умножать сверх необходимости
Для реалистов – вера – предпосылка рационального знания. «Верую, дабы уразуметь».