В современном религиоведении нет разработанной типологии
нетрадиционных религий. Хотя предложено ряд классификаций,
основанных на особенностях вероучений, обрядовости, организационных
форм.
Наряду с неохристианством и неоориентализмом, выделяются
неоязычество, синкретические и универсалистские религии,
врачевательные и психотерапевтические культы, эзотерические
религиозно философские течения, неомистицизм.
Нетрадиционные религии, аналогичные современным появились довольно
давно, несколько столетий тому назад. Наиболее ранние- известны в
Полинезии, у северо-американских индейцев, в Африке, Малайзии, что
связывается со столкновением автотехтонной культуры,этнического
самосознания, традиционного образа жизни с колониальным угнетением
и противодействию миссионерскому внедрению. Как правило, их
распространению способстуют эпохи кризисов и общественных
потрясений в переломные этапы истории, связанные с изменениями в
экономике, политической системе, общего мироощущения человека,
сопутствующие этим явлениям- недоверие к официальной идеологии и
господствующей религии способствуют распространению новых
религиозных движений, обличающих корумпированность церковных
институтов и лицемерие властей. Таковыми стали японские секты дзэн
и нитирен в средневековом буддизме, которые нашли своих
приверженцев в последние годы и в России и среди западных
богоискателей. Таковым стал известный у нас Богородческий
центр.
В западных странах первая волна Нетрадиционных религиозных течений
проявилась во второй половине Х1Х века, ее наиболее яркими и
известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской.
Вторая волна, охватила США и Западную Европу в начале 60-х – 70-х
годов прошлого столетия.
После развала соцлагеря, разрушения СССР с конца 80-х годов
нетрадиционные религии как грибы стали распространяться в Бывшей
ГДР, России, Украине, странах СНг и представляют собой
типологическое социальное явление.
Наиболее сильная обновленческая модальность новых религиозных
движений – сакрализация действительности. Здесь мистифицируются не
отдельные элементы земной жизни, как в отдельных религиях
предыдущего типа, а считается, что вся действительность должна быть
проникнута сакральным (священным) началом, чтобы радикально
изменилась жизнь людей к лучшему, общества и мира в целом. При этом
представления о сакрализации могут быть разными:
- либо упование на сакральный образ жизни, призванный окончательно
разрешить проблемы и противоречия существующего мира; здесь
доминируют пантеистические воззрения, почерпнутые из традиций
индуизма, дзэн-буддизма, тантризма, суфизма (сакральный образ жизни
занимает центральное место в вероучениях кришнаизма как преданное
служение Господу, такая же новационная тенденция присуща теософии и
антропософии Агни-йоге Рерихов, неохристианской Церкви объединения
Муна – идея богоцентрированности; для движения Нового века
характерно в представление, что наступает рассвет новой формы
сознания, что человечество испытывает радикальное спиритуальное
изменение, что оно приблизилось к эпохе Водолея, поэтому должны
родиться проявления космического сознания, целостного представления
неразрывной связи и взаимодействия человека и мира).
-либо надежда на более радикальное средство – божественного
спасителя ( речь идет о приходе аватары или о появлении миссии,
поскольку собственных усилий простых людей( даже подлинных
праведников) недостаточно для спасения мира. Примером является
культ Порфирия Иванова – «Победителя Природы и Бога Земли) или
мага-наставника у Карлоса Кастанеды.
В целом для Н Р характерно преуменьшение этических ценностей(
вспомним что А. Швейцер указывал, что «этическом составляет
сущность религиозного».
Объективными причинами распространения неоязычества является:
1.потеря доверия к христианскому представлению о трансцендентной
природе морально-личностного начала в человеке ( все от Бога!)