Да, это я понимаю. И вопрос о “мифе нашей культуры” —это то, что мне хотелось бы рассмотреть потом более подробно, вместе с поведением и этикой наиболее развитых цивилизаций. Но сейчас давай вернемся к вопросам, которые мы здесь подняли.
Одна из сложностей разговора с Тобой в том, что Твои ответы уводят нас в таких интересных направлениях, что иногда я сам забываю, с чего начал. Но на этот раз я не забыл. Мы обсуждали брак. Мы обсуждали любовь и ее требования.
У любви нет никаких требований. Именно это делает ее любовью.
Если твоя любовь к другому человеку содержит требования, это вообще не любовь, это подделка.
Именно это я пытаюсь тебе объяснить. Именно это я объясняю на все лады в ответ на все вопросы, которые ты сейчас задавал.
Например, в контексте брака имеет место обмен обетами, для чего любовь не требуется вовсе. Но вы ее требуете, потому что вы не знаете, что есть любовь. Точно так же вы даете любое другое обещание, которого любовь никогда не требует, Значит, Ты выступаешь против брака.
Я не “против” чего бы то ни было. Я просто описываю то, что вижу.
Но вы можете изменить то, что Я вижу. Вы можете перестроить свою общественную конструкцию, называемую “браком”, так, чтобы она не требовала того, чего никогда не требует Любовь, а вместо этого провозглашала то, что может провозгласить только любовь.
Другими словами, изменить брачный обет.
Не только это. Изменить ожидания, на которых основан этот обет. Эти ожидания трудно будет изменить, потому что они—ваше культурное наследие. Они, в свою очередь, исходят из мифов вашей культуры.
Ну вот, мы опять вернулись к мифам: почему для Тебя это так важно?
Я надеюсь указать тебе правильное направление. Я вижу, куда, по твоим словам, вы хотите идти вместе со своим обществом, и надеюсь найти человеческие слова и человеческие понятия, которые могли бы направить тебя туда.
Могу Я привести один пример?
Будь добр.
Один из мифов вашей культуры о любви состоит в том, что любовь должна давать, а не получать. Это стало требованием культуры. И в то же время это приводит вас к сумасшествию и приносит больше вреда, чем ты можешь себе представить.
Заключение и сохранение плохих браков приводит к всевозможным дисфункциональным взаимоотношениям, но никто—ни ваши родители, у которых вы ищете совета, ни ваше духовенство, у которого вы ищете вдохновения, ни ваши психологи и психиатры, у которых вы ищете ясности, ни даже ваши писатели и художники, у которых вы ищете интеллектуального руководства, —не отваживают ся бросить вызов господствующему мифу вашей культуры.
В результате слагаются песни, пишутся романы, создаются фильмы, даются наставления, читаются молитвы, которые увековечивают Миф. Поэтому все вы продолжаете жить согласно этому мифу.
И вы не можете этого не делать.
И все же проблема не в вас, проблема в Мифе.
Разве любить —не значит отдавать, а не получать?
Нет.
Не значит?
Нет. И никогда не значило.
Но Ты Сам говорил минуту назад, что “любовь не выдвигает никаких требований”. Ты говорил, что именно это делает ее любовью.
Так и есть.
Но для меня это звучит как “отдавать вместо того, чтобы получать”!
Значит, тебе следует перечитать Главу восьмую из Книги 1. Все, на что я ссылаюсь здесь, я объяснял тебе там. Предполагалось, что этот диалог будет читаться последовательно и рассматриваться в целом.
Я знаю. Но для тех, кто дойдет до этих слов, не прочтя Книги I: объясни, пожалуйста, что ты здесь имеешь в виду? Потому что, откровенно говоря, я тоже хотел бы повторить все еще раз, и, мне кажется, на этот раз я начинаю понимать эту заумь!
Хорошо. Начнем.
Все, что ты делаешь, ты делаешь для себя.
Это истина, потому что ты и все остальные —Одно.
Следовательно, то, что ты делаешь для других, ты делаешь для себя. То, чего тебе не удается сделать для других, тебе не удается сделать для себя. Что хорошо для других, хорошо для тебя, и что плохо для других, плохо для тебя.
Это основополагающая истина. Но именно эту истину вы чаще всего игнорируете.
Когда ты устанавливаешь отношения с другим человеком, эти отношения преследуют только одну цель. Они служат для тебя средством решить и заявить, создать и выразить, испытать и удовлетворить свое высшее представление о том, Кто Ты Есть в Действительности.
А если тот, Кто Ты Есть в Действительности, —человек добрый и внимательный, заботливый и сопереживающий, сострадающий и любящий, значит, когда ты проявляешь себя таким по отношению к другим, ты предоставляешь своему Я величайшее переживание, ради которого ты пришел в тело.
Именно для этого вы решили воспользоваться телом. Потому что только в физическом царстве относительного вы можете узнать себя в этих проявлениях. В царстве абсолюта, из которого вы пришли, получить подобные знания невозможно.
Все это я объяснял тебе значительно подробнее в Книге 1.
Так вот, если тот, Кто Ты Есть в Действительности, —это существо, которое не любит Себя, которое позволяет другим плохо с Собой обращаться, наносить вред и уничтожать, значит, ты продолжаешь вести себя таким образом, что позволяешь себе испытывать это.
Но если ты действительно человек добрый и внимательный, заботливый и сопереживающий, сострадающий и любящий, ты включишь свое Я в число тех, по отношению к кому ты таким являешься.
Ты на самом деле должен начинать с себя. Ты должен в этих вопросах ставить себя на первое место.
Все в жизни зависит от того, кем ты стремишься быть. Если, например, ты стремишься быть Одним со всеми остальными (то есть если ты стремишься проверить на опыте представление, которое, как ты уже знаешь, является истинным), ты будешь вести себя совсем особым образом —так, чтобы это позволило тебе ощутить и проявить свое Единство. И когда ты будешь что-то делать исходя из этого, тебе не будет казаться, что ты делаешь что-то для кого-то еще, ты будешь делать это для своего Я.
Все это будет справедливо независимо от того, что ты ищешь. Если то, что ты ищешь, это любовь, ты будешь делать то, что ты любишь, с другими. Не для других, а с другими.
Обрати внимание на разницу. Постарайся уловить нюанс. Ты будешь делать то, что ты любишь, с другим для своего Я—так что ты сможешь претворить в жизнь и испытать свое самое прекрасное представление о своем Я и о том, Кто Ты Есть в Действительности.
В этом смысле невозможно сделать ничего для других, поскольку любое действие по собственной воле является в буквальном смысле только этим — “действием”. Ты действуешь. То есть создаешь и играешь роль. Ты не притворяешься. Это действительно совершается.
Ты человеческое существо. И каким будет это существо, решать и выбирать тебе.
Ваш Шекспир говорил: Весь мир —сцена, а люди —актеры.
Он также говорил: “Быть или не быть, вот в чем вопрос”.
И он также говорил: “Если ты будешь верным собственному Я, и следовать этому, как ночь следует за днем, ты не сможешь лгать никому”.
Когда ты верен собственному Я, когда ты не предаешь свое Я, ты знаешь, что то, что “кажется” “отдаваемым”, ты на самом деле “получаешь”. Ты в буквальном смысле опять отдаешь себя своему Я.
Ты не можешь по-настоящему “отдавать” другому по той простой причине, что никаких “других” не существует. Если Мы — Одно, значит, есть только Ты.
Иногда мне это напоминает семантический “трюк”, способ ме-нять слова местами, чтобы изменить их смысл.
Это не трюк, это волшебство! И речь идет не об изменении порядка слов, чтобы изменить их смысл, а об изменении восприятия, чтобы изменить переживание.
Твое переживание чего бы то ни было основано на твоем восприятии, а восприятие основано на понимании. Понимание же основано па ваших мифах. Вот об этом мы и должны говорить.
Так что Я говорю тебе: мифы вашей культуры не служат вам. Они не ведут вас к тому, к чему, по вашим словам, вы хотите прийти.
Либо вы лжете себе относительно того, к чему, по вашим словам, вы хотите прийти, либо вы не видите того, что вы этого не получаете. Ни как индивиды, ни как страна, ни как вид или раса.
Кроме нас, есть еще другие виды?
О, да, определенно.
Что ж, я ждал очень долго. Расскажи мне о них.